Новости
  • Комитеты         
  • Документы Союза         
  • Члены САП         
  • Награды САП         
  • Контакты         
  • Избранное
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    В архив избранного...
    13.06.2018
    "Шторм" — российский вызов крупнейшим американским авианосцам
    Воплотить эту концептуальную идею в металле призван проект "Шторм" — создание перспективного российского многоцелевого тяжелого авианосца пятого поколения. Его выполнение заложили в госпрограмму перевооружений до 2025 года. Если проект не изменится, он войдет в тройку самых крупных авианосцев мира (после американских "Нимица" и "Джеральда Форда").

    "Шторм" — это не амбиции "кремлевских мечтателей", а реальный ответ на вызовы времени. По мнению специалистов, нельзя, чтобы флот состоял из одних линейных кораблей или только из атомных подлодок. Флот должен быть сбалансированной единицей. Это своего рода мини-вооруженные силы. И авианосцы должны быть, и авиация — она сейчас одна из основных ударных сил на море.

    Действительно, за последние годы объем задач, решаемых ВМФ, заметно вырос. Расширилась география его присутствия. Речь идет о Средиземном море, Северной Атлантике и океаническом пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона. Чтобы успешно действовать на просторах Мирового океана необходимо иметь такие корабли, которые соответствовали бы решаемым геополитическим задачам.

    Но вначале — немного истории. У ВМФ СССР было 7 тяжелых авианесущих кораблей. После распада Союза у России остался один "Адмирал Кузнецов". Остальные были проданы или ушли на переплавку.

    Почему мы после падения СССР отказались от авианосцев? Официально отказа не было, но экономическая ситуация в стране не позволяла строить новые корабли и содержать старые.

    Общеизвестна трагическая судьба "Минска", "Новороссийска" — наших первых авианосцев. Что с ними стало? Они были выведены из боевого состава из-за отсутствия финансирования. А как сложилась судьба "Москвы" и "Ленинграда"? Это были наши первые вертолетоносцы. Они, отслужив свое, ушли на слом.

    Тяжелый же авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" сейчас готовится к ремонту. После этого срок его службы может быть продлен на 20 лет. Он был построен в 1985 году. Принимал участие в крупных учениях и дальних походах. Однако наиболее заметным оказалось его участие в операции у берегов Сирии в 2016 году.

    Почему мы "провалились" с авианосцами? Причина не только экономическая. "Авианосный провал" начался после соответствующего решения Н. Хрущева. Он отдал предпочтение ракетам, решив, что они — панацея от всех проблем, в том числе и на море. Оказалось, нет.

    Классический авианосец — носитель ядерного оружия плюс 90 летательных аппаратов. Такой "плавающий аэродром" потенциального противника всегда был предметом особого внимания, с него, что называется, глаз не сводили. В течение многих лет российское министерство обороны ежегодно заявляло о желании создать "полноценный" авианосец. И вот, наконец, мечты сбываются — проект 23000Э "Шторм" принят к реализации.

    Что будет представлять собой это творение российских судостроителей? Это перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец пятого поколения, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы.

    Он сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и авиагруппы, прикрывать корабельные группировки, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в сложных условиях Северного Ледовитого океана — в Арктике.

    Проект разрабатывается Крыловским государственным научно-исследовательским центром (Санкт-Петербург). Это ведущая научно-исследовательская организация судостроительной отрасли. Крыловцы и дали название проекту — "Шторм" (проекту, но не кораблю). Разработчики же считают, что у авианосца должно быть громкое имя, например "Маршал Жуков". Не исключено, что название будет определено при опросе россиян.

    Масштабная модель авианосца впервые была показана широкой публике в подмосковной Кубинке на Международном военно-техническом форуме "Армия-2015".

    Какими параметрами может гордиться детище крыловцев? Его палуба равна трем футбольным полям. Водоизмещение — около 100 тыс. тонн. Длина — 330 м, ширина — 40 м, скорость хода — 30 узлов, осадка — 11 метров. Он способен выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.

    Силовую установку нового корабля планируется сделать гибридной. Основная атомная будет совмещаться с резервной газотурбинной. По предварительной информации, российский авианосец должен получить атомный реактор "РИТМ-200". Такой же, как на самом мощном ледоколе мира "Арктика", который недавно был спущен на воду в Санкт-Петербурге. Фактически "Арктика" протестирует перспективное "сердце" авианосца в северных льдах, после чего оно уже с учетом выявленных и устраненных проблем появится у перспективного суперкорабля.

    Срок автономного хода — 120 суток. Боезапас крылатых ракет и авиабомб — 3000 единиц. Экипаж — 4000 человек.

    На полетной палубе две стартовые системы: две традиционные трамплинные дорожки и две электромагнитные катапульты. Посадку самолетов обеспечит один аэрофинишер. Состав авиагруппы не менее 90 единиц. Она должна будет состоять из истребителей МиГ-29К и перспективных палубных Т-50. Кроме того, в нее войдут самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и, вероятно, многоцелевые вертолеты Ка-27.

    Противовоздушная оборона — четыре зенитных боевых модуля (ожидаются перспективные корабельные версии ЗРК С-500). Для защиты под водой продумана и антиторпедная оборона. Здесь важно отметить, что характеристики корабля могут изменяться по ходу разработки на каждом этапе работы. Стоимость "Шторма", по предварительным оценкам, порядка З50 млрд. рублей.

    Безусловно, строительство и ввод в боевой состав перспективного суперкорабля повысят возможности Военно-морского флота России. В идеале нам нужны четыре авианосца и с десяток эсминцев, которые бы их сопровождали, и несколько новых стратегических подлодок. Это та цель, к которой мы в итоге должны прийти, если хотим комфортно чувствовать себя в Мировом океане. Необходимо решить и много других вопросов по оснащению, базированию флота, ремонту корабельного состава, пополнению ВМФ вспомогательными судами, тральщиками и т.д.

    Во многом разрешить накопившиеся проблемы ВМФ призвана так называемая Морская доктрина — указ президента об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года. Документ, принятый 20 июля 2017 года, предполагает строительство и модернизацию многоцелевых кораблей, авианосцев и вертолетоносцев, атомных и дизельных подводных лодок, а также широкое применение робототехнических комплексов.

    Сергей Семин

    Источник: "InfoRos".

    Назад
     
    © 2018 Союз авиапроизводителей России. Все права защишены. Наш адрес: Москва, Уланский переулок, д.22, стр.1, офис 537. Тел.: (495) 926-14-20, доб.86-67; факс: (495) 926-14-20, доб.86-36; e-mail: info@aviationunion.ru.

     

    Союз авиапроизводителей России Союз авиапроизводителей России Написать письмо Поиск по порталу Союз авиапроизводителей России Карта портала