Новости
  • Комитеты         
  • Документы Союза         
  • Члены САП         
  • Награды САП         
  • Контакты         
  • Избранное
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    В архив избранного...
    14.09.2018
    Процесс запущен
    На АПЗ прошло расширенное совещание, на котором обсуждалась дальнейшая судьба перспективной разработки — беспилотного летательного аппарата вертолетного типа (БПЛА-ВТ).

    Напомним, совместная разработка Воронежской военно-воздушной академии (ВВА) им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина и Арзамасского приборостроительного завода им. П.И. Пландина "Комплекс инженерно-технической разведки" с беспилотным летательным аппаратом вертолетного типа стала победителем в номинации "Лучший инновационный проект" в рамках Инновационного клуба военно-технического форума "Армия-2018". Министр обороны России Сергей Шойгу лично осмотрел аппарат, поставив разработчикам задачу — к августу 2019 года представить макетный образец, прошедший военно-технические и летные испытания.

    Уже через неделю, сразу же после окончания форума "Армия", в Арзамас прибыли представители общей цепи кооперации, от каждого из которых зависит эффективность работы комплекса разведки в единой системе. За круглым столом собрались сотрудники АО "АПЗ", ООО "АПКБ", МАИ, ВВА, АО "ИРКОС", АО "КБПА". Тема совещания одна на всех — подготовка экспериментального образца станции разведки на базе БПЛА-ВТ к проведению военно-технического эксперимента.

    В общей дискуссии подробно обсуждались подготовительные мероприятия и их сроки, комплектация, габариты, технические характеристики и внешний вид испытуемого аппарата. Прогнозировались возможные проблемы, намечались пути их разрешения. Особое внимание было уделено факторам, напрямую влияющим на аэродинамические свойства летательного аппарата в процессе его работы.

    Рассмотрев все вопросы повестки дня, всесторонне обсудив текущее состояние дел, участники встречи приняли план мероприятий предстоящих летных испытаний. В настоящее время комплекс отправлен в МАИ, где проходит подготовку к военно-техническому эксперименту.

    Мы не упустили возможности побеседовать с главным идеологом создания станции разведки на базе БПЛА-ВТ — главным научным сотрудником НИИИ (РЭБ) Военно-воздушной академии, доктором технических наук, Заслуженным изобретателем России Александром Виноградовым.

    — Александр Дмитриевич, как появилась идея создания станции разведки на базе летательного аппарата?

    — Первые мысли по этому поводу возникли после того, как у нас появилось изобретение — однопунктное местное определение источника радиоизлучения. Нужно было поднять в воздух «бочку» (целевую нагрузку) на относительно небольшом летательном аппарате. Возникла потребность в вертолете, физические размеры которого были бы соизмеримы с размерами полезной нагрузки. В 2015 году впервые с Московским авиационным институтом мы провели переговоры на эту тему. Наши партнеры отметили, что воплотить эту задумку в жизнь вполне реально. На тот момент у них уже были определенные проработки с иными вариантами целевых нагрузок, но эти БПЛА выполняли несколько иные функции, не в полной мере отвечая всем необходимым техническим требованиям нашей идеи.

    Как состоялось Ваше знакомство с Арзамасским приборостроительным заводом?

    — Наше знакомство состоялось 1 марта текущего года, когда Виктор Александрович Сивов и Сергей Викторович Бакулин приехали к нам. Я делал доклад о перспективах использования целевой нагрузки, устанавливаемой на многофункциональный вертолет, который будет иметь перспективу применения и дальнейшего развития не только в Министерстве обороны, но и в других направлениях — в различных силовых структурах, народном хозяйстве и т.д. После чего у нас завязался диалог.

    — Как Вы оцениваете сотрудничество с коллективом АПЗ на данном этапе развития совместного проекта?

    — Вспомним: за три недели был собран вертолет из 1,5 тысячи деталей, который в День Военно-воздушных сил, 12 августа, в 23 часа 59 минут успешно взлетел. Впоследствии эту совместную разработку мы успешно презентовали на международном форуме "Армия-2018".

    Что дал АПЗ лично мне, как инициатору этого инновационного проекта? Во-первых, это мощная поддержка идеи со стороны коллектива предприятия, которое известно своими достижениями во всей стране. В свое время в быту я пользовался фонариком (помню, на нем был изображен олень), магнитофоном, стоматологическими приборами, на которых было написано "АПЗ". Даже родственники мои, которые также пользовались этой техникой, были приятно удивлены, когда узнали, что сегодня совместно с тем самым Арзамасским приборостроительным заводом мы делаем шаг в сферу новых технологий. Во-вторых, АПЗ смело взял на себя функцию головного разработчика и исполнителя не только многофункционального вертолета, но и первого комплекса, который будет реализован в ближайшее время у нас в академии и, в том числе, будет внедрен в существующую наземную мобильную технику различного назначения Вооруженных сил РФ. Переговоры на эту тему уже проведены с конструкторами соответствующих изделий.

    Руководство академии увидело, что мы можем реализовать проект такого высокого уровня. И все это стало возможным благодаря сочетанию наших знаний в сфере радиотехники, опыта работы МАИ и производственной мощи АПЗ. Благодаря лучшим традициям приборостроителей, возникшим еще в советские времена, наличию опытных кадров высочайшей квалификации, посвятивших своему делу всю свою жизнь, молодежи с горящими глазами, которую я увидел на вашем предприятии и инициативности генерального директора Олега Лавричева, уверен, у нас все получится. То, что мы сможем реализовать этот проект на высшем уровне и в установленный срок, я не сомневаюсь.

    — Заместитель председателя правительства по вопросам ОПК Юрий Борисов неоднократно отмечал, что беспилотные летательные аппараты сегодня в приоритете у государства, но их производство на российском рынке невелико. Сможет ли совместный проект ВВА и АПЗ дать старт рождению целой продуктовой линейки, которая займет достойное место в этой нише?

    — Да, данная разработка как раз дает нам старт для создания продуктовой линейки. В настоящее время существует особая необходимость в беспилотных летательных аппаратах вертолетного типа легкого класса не аэродромного, а наземного базирования, которые могли бы укладываться в транспортировочный ящик, например в составе существующей военной техники, и оперативно приводиться в рабочее положение штатным экипажем. На это мы и делаем ставку.

    — В чем особенность разработки ВВА и АПЗ, в отличие от аналогичных аппаратов западных конкурентов?

    К примеру, на зарубежном рынке подобной разработкой занимались сразу 7-8 стран в общей кооперации, финансировали эту работу Объединенные Арабские Эмираты. В 2014 году ими было сделано порядка 200 таких многофункциональных вертолетов. На них "подвешивались" пять типов нагрузок: оптическая разведка, локационная разведка, несколько видов станций, аналогичных нашей. Но стоит отметить, что иностранные изделия не имеют возможности однопунктного местного определения источника радиоизлучения в режиме зависания вертолета, что весьма успешно реализуется в нашем проекте. Второй момент — это, как я уже сказал, способность укладки вертолета в мобильную транспортную базу. Это наши два новшества. В настоящий момент на отечественном рынке нет такой линейки, и, да, эта ниша свободна. Сегодня мы должны не просто догонять иностранных конкурентов, а перегонять их. Для этого у нас есть ресурсы. Наша основная задача — резко набрать обороты и обойти оппонентов.

    Повторюсь, фактически за рубежом велась совместная работа многими странами на протяжении нескольких лет, у нас же эта работа протекает внутри государства на отдельных заинтересованных предприятиях и пока всего несколько месяцев, но посмотрите, какой уже мы имеем результат.

    — Вы довольны прошедшей встречей на АПЗ, на которой собрались представители всей цепи кооперации?

    — Несомненно! Определены конкретные шаги, конкретные сроки по реализации тех задач, которые мы получили от Министерства обороны на международном форуме "Армия-2018".

    Артем Канашкин
    Фото Александра Барыкина

    Источник: АО "Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина".

    Назад
     
    © 2018 Союз авиапроизводителей России. Все права защишены. Наш адрес: Москва, Уланский переулок, д.22, стр.1, офис 537. Тел.: (495) 926-14-20, доб.86-67; факс: (495) 926-14-20, доб.86-36; e-mail: info@aviationunion.ru.

     

    Союз авиапроизводителей России Союз авиапроизводителей России Написать письмо Поиск по порталу Союз авиапроизводителей России Карта портала