Новости
  • Комитеты         
  • Документы Союза         
  • Члены САП         
  • Награды САП         
  • Контакты         
  • Избранное
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    В архив избранного...
    19.04.2019
    В ответе за отрасль: в ЦИАМ состоялась презентация книги "Генеральный конструктор Александр Сергеевич Новиков"
    В истории отечественного авиадвигателестроения немало снискавших славу имен. В их числе — Почетный авиастроитель, выдающийся конструктор авиационных двигателей, действительный член Академии транспорта РФ, доктор технических наук, профессор Александр Сергеевич Новиков (09.04.1949 – 09.03.2017). "Это был настоящий человек и настоящий главный конструктор", — вспоминают о нем сегодня.

    Талант А.С. Новикова поистине многогранен. Он создавал двигатели для самолетов, вертолетов, морской авиации и крылатых ракет. Благодаря ему увидели свет двигатели для таких самолетов, как Ту-144Д, "Стратосфера", Т-4, подъемные и бустерные двигатели семейства самолетов Як, амфибии А-40 "Альбатрос" и Ан-71, РД-33 для самолета МиГ-29, ТВД-1500 для Ан-38, РД-600 для вертолета Ка-62 и многие другие.

    Авиационное сообщество знало его по самым различным ипостасям: генеральный конструктор, организатор производства, государственный деятель. Инженер-конструктор был блестяще подкован не только в теории, но и в вопросах производства и управления. С ним связаны успехи предприятий ОАО "Рыбинские моторы" (ПАО "ОДК-Сатурн"), РСК "МиГ", ММП имени В.В. Чернышева (ОАО "ММП имени В.В. Чернышева"), Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова.

    Генеральный конструктор, организатор производства, государственный деятель в воспоминаниях коллег

    11 апреля 2019 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") состоялась презентация книги "Генеральный конструктор Александр Сергеевич Новиков", изданной к 70-летию со дня его рождения.

    Работа над книгой длилась полтора года. В основу богато иллюстрированного издания легли воспоминания коллег, друзей, родных, фотографии и документы из личного архива Новиковых. Детали биографии главного героя изложены в хронологическом порядке, отражающем основные события авиационной отрасли на протяжении почти полувека, начиная с 1973-го года, когда инженер-механик авиадвигателей только начал свой профессиональный путь, и заканчивая 2017-м. Его первым местом работы стало Рыбинское конструкторское бюро моторостроения, последним — ЦИАМ им. П.И. Баранова.

    В издание вошли воспоминания большого числа людей, с которыми Александра Сергеевича связала судьба. Стоит отметить, что создание книги было кропотливым трудом, информация собиралась по крупицам из разных источников.

    Как выразился генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин, открывший мероприятие, презентация книги служит подтверждением значимости личности А.С. Новикова как для Института, так и для всей отрасли.

    И хотя главе ЦИАМ довелось общаться с генеральным конструктором непродолжительное время, в книгу вошли его личные воспоминания о Новикове: "Он чувствовал себя в ответе за всю авиационную отрасль и направлял все усилия для ее развития". Отметил Михаил Гордин и понимание инженером-конструктором важности практического применения научных разработок, его умение не только создавать, но и внедрять их.

    Презентация книги прошла в присутствии представителей авиационной отрасли. Многим хотелось выразить свое душевное отношение к человеку, с которым посчастливилось работать долгие годы.

    Вспоминали его советы, ювелирную точность предлагаемых технических решений, стратегическое мышление и несгибаемую волю, которые нередко играли решающую роль в переломные моменты авиадвигателестроения.

    Об одном из таких эпизодов рассказал Анатолий Ситнов, в прошлом – замминистра обороны. С 1995 по 2000 год, в период безденежья для Рыбинского конструкторского бюро моторостроения, "наверху" было принято решение о продаже предприятия компании General Electric. Александр Сергеевич присутствовал на совещании правительства, где была озвучена эта идея. Понимая важность сохранения обороноспособности страны, он спросил: простите, а как быть с крылатыми ракетами? Или военно-морским флотом? Тогда Анатолий Ситнов твердо сказал: "Мы не допустим продажи этого предприятия!"

    Алексей Ляшенко, в прошлом заместитель директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга России, вспомнил умение Новикова находить выход из самых сложных ситуаций, связанных с разработкой или модернизацией двигателей. — На всех местах работы ему приходилось решать сложнейшие научные, производственные и организационные задачи. И в любом трудном положении спасали его инженерно-техническая прозорливость, а также уникальный профессиональный опыт (работал в КБ, организовывал производство). — Он был человеком государственного мышления, болел за нашу авиационную промышленность, — подчеркнул Алексей Ляшенко.

    О позиции государственника, человека, ставящего на первое место интересы России, ее обороноспособности вспомнил и Главнокомандующий ВВС, генерал армии Владимир Михайлов. Он рассказал о роли А.С. Новикова в развитии завода им. В.В. Чернышева (ОАО "МПП им. В.В. Чернышева").

    — Александр Сергеевич поднял на хороший уровень производство, заботился о создании перспективной техники. Когда мы с ним ходили по цехам предприятия, конструкторским подразделениям, он много и очень профессионально рассказывал о состоянии производства, внедрении нового оборудования, технологий. Чувствовалось, что за всем этим — позиция государственника.

    Но прежде всего главный герой книги был генеральным конструктором. В его жизни нередко возникали критические ситуации, требовавшие быстроты реакции и единственно верного решения. И тогда он проявлял себя как настоящий стратег, быстро принимал решение и всю ответственность брал на себя. Одна из таких ситуаций, описанная в книге, связана с первым полетом вертолета Ка-62. Вертолет должен был подняться на 6 метров над землей, выполнить развороты вправо-влево с выдержкой по времени и приземлиться. Поднимать вертолет поручили Герою Советского Союза летчику-испытателю Владимиру Лаврову. Бригада эксплуатации добросовестно готовила двигатели к полету, проверяя и отрабатывая все режимы работы. Оставался один день до официального полета, на который должен собраться весь генералитет, телевидение, пресса. Идут последние проверки, вдруг летчики сообщают, что в одном из двигателей пропало давление масла! Испытания остановлены. Что делать?! Мероприятие уже не отменить, счет идет на часы. Необходимо срочно выяснить причину и ликвидировать неисправность. Легко сказать! Надо срочно привезти из Рыбинска маслоагрегат и заменить его на месте. К полуночи маслоагрегат был доставлен из Рыбинска. Но предстояло решить проблему посложнее: как в вертолете добраться до хомута крепления маслоагрегата к редуктору? Действовать надо быстро и грамотно. Было решено разобрать часть вертолета, вырубить люк в мотоотсек изнутри салона, чтобы оттуда отвернуть болт хомута крепления маслоагрегата. К концу ночной смены на морозе (в ангаре было минус 14◦С) неисправность была устранена, и двигатель готов к испытаниям. В результате первый полет Ка-62 прошел успешно, в соответствии с программой испытаний.

    Должность конструктора — это работа в постоянном напряжении. — Славы немного, а трудностей хоть отбавляй! — подметил в своем выступлении заместитель министра авиационной промышленности в 1984-1991 гг. Виктор Чуйко.

    Он назвал книгу не только подарком памяти Александра Сергеевича, но и полноценным учебным пособием по нормальной работе авиационной промышленности и авиационного двигателестроения.

    Кстати, тот факт, что в ЦИАМ А.С. Новиков пришелся ко двору, он объяснил просто: этот человек был на своем месте. Профессионал высокого уровня, он понимал проблемы отрасли и поэтому эффективно, со всей ответственностью, вел работу с ОКБ и серийными заводами.

    Рассказал Виктор Чуйко и об умении своего коллеги прогнозировать будущее, видеть наилучшие пути развития. Именно он принимал активное участие по перевооружению КБ и серийного завода в Рыбинске, способствовал тому, чтобы Рыбинский завод стал одним из самых современных.

    Тему перевооружения Рыбинского КБ затронул и друг А.С.Новикова, в прошлом — начальник 10-го Главного управления Минавиапрома Александр Книвель. Он рассказал о своем знакомстве с Александром Сергеевичем в далеком 1984-м году, когда в 10-й Главк передали Рыбинское КБ как площадку для создания демонстрационных образцов элементов двигателей, предлагавшихся ЦИАМ в качестве научного задела.

    Коллеги и единомышленники думали в одном направлении и сошлись во мнении, что КБ не может существовать, занимаясь только созданием научно-технического задела для других — оно обязательно должно создавать собственные двигатели. — Александр Новиков принял очень нетипичное решение об объединении КБ с Рыбинским заводом, — рассказывает Александр Книвель. — Фактически, руководитель высокого уровня добровольно отказался от своего руководства и пошел на сближение с серийным заводом.

    Интересы дела была настолько важны для него, что он ставил их выше личных амбиций. Александр Сергеевич понимал, что без создания единой мощной платформы, работающей по всему жизненному циклу двигателя, эффективно развиваться невозможно. Как позднее рассказывал он сам, процесс объединения КБ и завода был очень непростым, но в итоге завод и КБ без друг друга не выжили бы. "Это сейчас выглядит очевидным. Но когда эти события происходили, противников было много. И борьба была большая", — вспоминал А.С. Новиков в одном из интервью.

    И на мероприятии, и в опубликованных в книге воспоминаниях многие отмечали боевой характер генерального конструктора. Генеральный конструктор АО "ОДК-Климов" Алексей Григорьев назвал "героя дня" настоящим бойцом, бескомпромиссным стратегом, но при этом — командным человеком. Он рассказал о 100%-ной заслуге А.С. Новикова в возвращении в отрасль предприятия "ОДК-Климов". Находясь в оппонентах, он тем не менее стимулировал рост компании и способствовал становлению ее коллектива. — Его действия и поступки всегда работали на результат, — отметил Алексей Григорьев.

    Бывший заместитель генерального конструктора в ОАО "Рыбинские моторы" Сергей Мешков вспомнил поразительную техническую подкованность А.С. Новикова. На одной из встреч представитель компании General Electric, советник GR GRC Фил Монаган даже удивленно спросил: "Вы кто? Компрессорщик? Турбинист? Термодинамик? Металлург?" Настолько глубоко Александр Сергеевич вникал в техническую сторону дела, разбирался во всех проблемах узлов двигателя и этапах его жизненного цикла.

    Об умении говорить на одном языке со специалистами отрасли и понимать ее трудности рассказал и генеральный конструктор "ОКБ имени А. Люльки" Евгений Марчуков, принявший на себя руководство кафедрой в МАИ после Александра Сергеевича. Он отметил, что сегодня его опорой в этой работе являются трое кандидатов наук, воспитанные А.С. Новиковым.

    Тему воспитания молодого поколения продолжил проректор по научной работе МАИ Юрий Равикович. Он отметил, что жизнь А.С. Новикова была неразрывно связана с МАИ — защищал там диссертацию, заведовал кафедрой технологии авиационных двигателей, — и его роль в подготовке молодых кадров была существенной.

    Несколько слов сказал он и о публицистической деятельности крупного авиационного специалиста, в частности, его книге "Состояние наукоемких отраслей промышленности России на современном этапе и возможные варианты их развития после мирового кризиса 2008 года". В книге представлено видение будущего страны в случае потери ею наукоемких технологий.

    Бывший директор Научно-исследовательского института двигателей (НИИД), доцент кафедры "Газотурбинные двигатели и нетрадиционные источники энергии" МГТУ им. Н.Э. Баумана Николай Троицкий выразил надежду, что и продолжение книги увидит свет.

    В книге о генеральном конструкторе он вспомнил о том, как выручил его Александр Сергеевич, согласившись стать председателем Государственной аттестационной комиссии факультета "Энергомаш" (кафедры поршневых и газотурбинных двигателей) МГТУ им. Н.Э. Баумана. По знаниям и практическому опыту производства и управления он был наилучшей кандидатурой, ведь речь шла о подготовке кадров для отрасли.

    Бывший технический директор и заместитель А.С. Новикова на заводе имени В.В. Чернышева (ОАО "ММП имени В.В. Чернышева") Александр Пайкин вспомнил о научной и конструкторской деятельности А.С. Новикова, которую тот не оставлял, даже занимая руководящие посты.

    Заместитель генерального директора, генеральный конструктор РСК "МиГ" Владимир Барковский, знакомый с А.С. Новиковым еще с 1980-х годов, назвал его Инженером и Организатором авиационной промышленности с большой буквы. Придя в РСК "МиГ", который в то время испытывал трудности, А.С. Новиков начал с главного — стратегии предприятия.

    — То, что "МиГ" сегодня существует, — это результат продуманной стратегии, — уверен генеральный конструктор. Рассказывая о процессе формировании стратегии, он подчеркнул, что аргументация Новикова была не силовой, а инженерно-научной, имеющей под собой цифры. — Как истинный стратег, он опирался на науку и сам был ею, — добавил Владимир Барковский.

    Своими впечатлениями о главном герое книги не мог не поделиться и ее автор, издатель Михаил Лукичев: — Когда я открыл для себя Александра Сергеевича, то убедился, что этот человек стоит в одном ряду с такими конструкторами, как А.М. Люлька, М.Л. Миль, А.Д. Швецов. В работе над книгой автор стремился к созданию объективной оценки событий и участия главного героя в них.

    Самый близкий друг

    За каждым успешным мужчиной стоит неравнодушная к избранной им стезе женщина. Эти слова абсолютно справедливы в отношении супруги генерального конструктора Натальи Новиковой. Как подметил заместитель генерального директора ЦИАМ Владимир Бабкин, со своей будущей женой Александр Новиков познакомился еще в школе. Вместе они прошли рука об руку почти пятьдесят лет. По ее совету он поступил на вечернее отделение Рыбинского авиационно-технологического института, учился без отрыва от производства. Помогала ему она и в подготовке кандидатской диссертации. "Это сейчас ты сел за компьютер, набрал текст, распечатал, сброшюровал листы — и все, готова научная работа, — пишет в книге дочь конструктора Любовь Новикова — Когда папа готовил текст будущей диссертации, сначала он записывал его от руки, потом мама набивала на печатной машинке".

    Наталья Новикова во всем поддерживала мужа, переезжала с ним из одного города в другой, налаживала быт на новом месте, была самым верным другом.

    Она рассказала, что на презентации книги в день рождения Александра Сергеевича, 9 апреля, на его родном предприятии в Рыбинске все отмечали ту важную роль, которую он сыграл для Рыбинского КБ, смело приняв на себя руководство в тяжелый для предприятия период, в состоянии полного отсутствия заказов. В сжатые сроки ему удалось загрузить КБ заказами и тем самым спасти организацию, находившуюся на грани краха.

    Супруга конструктора поблагодарила всех, кто принял участие в подготовке издания и помог создать объективный портрет на фоне эпохи. Ее личные воспоминания так же вошли в книгу. Они весьма скромны по объему, но позволяют сложить об этом человеке наиболее полное представление.

    "По сей день я удивляюсь широте его души, большому доброму сердцу", — пишет в книге Наталья Новикова. Занимая руководящие посты, Александр Сергеевич всегда заботился о своем коллективе и стремился помочь каждому, был отзывчив и внимателен к окружавшим его людям. Помогал в решении жилищных и других бытовых вопросов, в осуществлении дорогостоящего лечения — ни один личный вопрос не оставлял без внимания. Любой сотрудник мог прийти к нему и поделиться своей проблемой. С этим согласился и бывший главнокомандующий ВВС, генерал армии Владимир Михайлов. По его меткому выражению, "Новиков создавал "сердца" самолетов, думая и о сердцах людей, которые его окружали".

    Книга — дань исторической памяти

    Считается, что человек жив до тех пор, пока жива память о нем. А неравнодушных к Александру Сергеевичу и его личности, как показала презентация книги, действительно немало. И в их глазах он остается не только генеральным конструктором, крупным специалистом, но и солнечным жизнерадостным человеком.

    Реализовать начинания А.С. Новикова и дать им новый импульс — задача тех, кто сохраняет и передает потомкам память о нем.

    …Только в сердце супруги конструктора и его близких боль не утихает. Каждое воспоминание о нем отдается печальным отзвуком в сердце. "Я до сих пор жду его с работы", — говорит Наталья Новикова.

    Александр Сергеевич Новиков родился 9 апреля 1949 года в Алма-Ате в семье рабочих. В 1954 году семья переехала в Рыбинск. Здесь он окончил школу, в 17 лет поступил слесарем-сборщиком на Рыбинский моторостроительный завод. Через несколько лет перешел мотористом в испытательный цех Конструкторского бюро. Учился в Рыбинском авиационно-технологическом институте на вечернем отделении, по окончании был принят в расчетно-исследовательский отдел Рыбинского конструкторского бюро моторостроения (ОАО "РКБМ").

    Разрабатывал двигатели РД36-51А для Ту-144Д и РД36-51В для высотного самолета М-17, подъемные и бустерные двигатели, РД-38 для палубной авиации и многие другие. В 1984-м назначен заместителем главного конструктора по научно-исследовательским и перспективным разработкам, с 1988 года — генеральный конструктор Рыбинского КБ. Способствовал сохранению уникального предприятия, когда оно осталось без заказов и средств к существованию.

    Заведовал кафедрой в МАИ, был заместителем генерального директора РСК "МиГ", генеральным директором ММП им. В. В. Чернышева, а последние годы жизни работал заместителем генерального директора ЦИАМ им. П.И. Баранова.


    Источник: ФГУП "Центральный Институт Авиационного Моторостроения" им. П.И.Баранова.

    Назад
     
    © 2019 Союз авиапроизводителей России. Все права защишены. Наш адрес: Москва, Ленинградский проспект, д.24, стр.2. Тел.: (495) 125-73-73; e-mail: info@aviationunion.ru.

     

    Союз авиапроизводителей России Союз авиапроизводителей России Написать письмо Поиск по порталу Союз авиапроизводителей России Карта портала