Новости
  • Комитеты         
  • Документы Союза         
  • Члены САП         
  • Награды САП         
  • Контакты         
  • Избранное
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    В архив избранного...
    19.07.2019
    100-летие ЦАГИ в истории авиации: заграждения
    Пленные немецкие летчики говорили: "Уберите из Москвы аэростаты, и тогда вы узнаете силу нашей авиации!". Действительно, эти огромные воздушные баллоны сыграли важную роль в обороне столицы во время Великой Отечественной войны, ведь они лишили врага возможности летать на малых высотах и вести прицельное бомбометание.

    Первый налет на Москву случился ровно через месяц после начала войны: советским истребителям удалось сбить часть немецких бомбардировщиков, а тем из них, кто прорвался в город, помешали ударить по целям аэростаты. В следующую ночь враг потерял еще два боевых самолета: во время атаки они зацепились за тросы заградительных баллонов и рухнули на землю. С тех пор неприятельские летчики стали летать на больших высотах и уже не могли бомбить столицу по конкретным целям. В Ленинграде и других городах Советского Союза, подвергаемых фашистским налетам, дивизии аэростатчиков, входившие в войска противовоздушной обороны, также самоотверженно охраняли родное небо.

    Механизм действия аэростата был простым: он взмывал в воздух, неся на себе стальные канаты с закрепленными на них минами, что не оставляло шансов самолету при столкновении. Оболочка "надувного защитника" заполнялась несущим газом с помощью газгольдеров, которые зачастую доставлялись в дивизию вручную девушками-бойцами, заменившими ушедших на фронт мужчин. "Очень многие москвичи помнят, как в военные годы по широким московским улицам шли аэростатчицы. Во все концы города, порой за десятки километров, пешком, в любую погоду — в ливень, в мороз — вели они громадные, слоноподобные, наполненные водородом газгольдеры, по 125 кубометров газа в каждом. Аэростаты были прожорливы, каждый день требовали подкачки…", — вспоминает в своей книге "Подвиг начинался в апреле" писатель Исай Давыдов.

    Немалую роль сыграл в совершенствовании этих летательных аппаратов легче воздуха Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е Жуковского. Ученые ЦАГИ разработали одиночный и тандемный варианты всепогодного аэростата БАЗ-136, который широко применялся для защиты Москвы, Ленинграда, Горького, Саратова, Ярославля, Сталинграда, Севастополя, осуществили доводку варианта триплета (системы из трех аэростатов). В годы войны в институте создали линейку заградительных устройств, таких как МАЗ-1 (в основном использовались на флоте), КАЗ-43, ВАЗ-1 и др.

    Аэростаты находились на дежурстве до конца Великой Отечественной войны: только в столице с 1941 по 1945 год они поднимались в небо около 217 тысяч раз. А объединенными усилиями всех боевых средств Московского фронта противовоздушной обороны удалось уничтожить свыше 1300 фашистских самолетов.

    Источник: ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт".

    Назад
     
    © 2019 Союз авиапроизводителей России. Все права защишены. Наш адрес: Москва, Ленинградский проспект, д.24, стр.2. Тел.: (495) 125-73-73; e-mail: info@aviationunion.ru.

     

    Союз авиапроизводителей России Союз авиапроизводителей России Написать письмо Поиск по порталу Союз авиапроизводителей России Карта портала