Новости
  • Комитеты         
  • Документы Союза         
  • Члены САП         
  • Награды САП         
  • Контакты         
  • Избранное
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    В архив избранного...
    29.11.2019
    Як-130 будет бить по "Абрамсам" и "Леопардам"
    Объединенная авиастроительная корпорация намерена модернизировать учебно-боевой самолет Як-130. В результате должна появиться машина с повышенными боевыми качествами. Об этом на авиасалоне Dubai Airshow 2019 сообщил глава ОАК Юрий Слюсарь.

    Як-139 становится не просто учебно-боевым самолетом, а в значительной степени боевым, сказал Слюсарь.

    При этом предполагается, что комплекс необходимого вооружения сможет выбирать заказчик для наиболее полного удовлетворения своих потребностей, а также исходя из финансовых возможностей. То есть в идеале каждая страна будет покупать свой Як-130. А желающих его приобрести для своих ВВС вполне достаточно. На авиасалоне в Объединенных Арабских Эмиратах ОАК провела целый ряд переговоров с потенциальными заказчиками. Сейчас выполняются поставки по ранее заключенным контрактам в Бангладеш, Лаос и Мьянму. Готовится к подписанию контракт с Малайзией.

    Также будет улучшена учебная функция машины, модернизированный Як-130 будет способен более качественно подготавливать пилотов для боевых самолетов четвертого и пятого поколений. Хоть это качество было изначально на высоте. То есть и сейчас Як-130 способен имитировать "поведение" широкого круга современных самолетов, находящихся на вооружении не только России, но и стран НАТО — Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-35, Су-57, F-16, F-15, F-22, F-35, "Рафаль", "Тайфун"…

    Як-130 считается совсем новым самолетом — он был принят на вооружение в 2010 году. Чего не скажешь о его концепции и эскизных проработках. В связи с чем модернизацию самолета нельзя назвать поспешной и преждевременной.

    Необходимость создания нового учебно-тренировочного самолета взамен устаревшим и сильно изношенным чешским L-39 "Альбатрос" назрела еще в конце 80-х годов. В 1991 году был объявлен тендер на разработку, в котором приняли участие ОКБ Сухого, ОКБ Мясищева, ОКБ Микояна и ОКБ Яковлева.

    После подведения промежуточных результатов участие в конкурсе продолжили ОКБ Микояна и ОКБ Яковлева. Времена были интересные. Миговцы разрабатывали свою машину "821" совместно с французскими авиационными компаниями. Яковлевцы выбрали партнером итальянскую фирму L’Alenia Aermacchi.

    Забегая вперед, следует сказать, что примерно на середине пути партнеры разругались. И каждая компания оставила за собой право, используя совместные разработки, построить свой учебно-тренировочный самолет (УТС) и продавать его на внешнем рынке. Итальянцы довели дело до победного конца и сейчас производят свой самолет, который называется М-346. Самолет пользуется популярностью, ограниченными партиями его закупают Польша, Израиль, Азербайджан, Сингапур.

    В 1994 году ОКБ Яковлева выиграло тендер и приступило строительству прототипа, который в 1995 году был продемонстрирован в статической экспозиции на авиасалоне Ле Бурже.

    Первый полет состоялся в 1996 году.

    Заводские испытания машины продолжались до 2002 года. После чего прототип "для ознакомления" передали военным летчикам.

    В 2005 году неожиданно изменилась концепция. ОКБ Яковлева разработало учебно-тренировочный самолет. Однако острая нужда в обновлении парка УТС отпала "естественным" образом — в стране вместо 12 существовавших летных училищ остались лишь 3. При этом были сокращены учебно-летные часы. Поэтому было принято решение переделывать Як-130 в учебно-боевой самолет. Это одна из причин того, что итальянцы вышли из проекта — в Европе намечались крупные закупки перспективных УТС. Вторая причина состояла в том, что они настаивали на установке авионики и двигателей только западного производства.

    Переделки были существенными. Они коснулись как планера, так и самолетного оборудования. Поскольку в ограниченном объеме необходимо было разместить дополнительное оборудование, то компоновка стала плотнее. В состав бортового оборудования была введена РЛС "Копье", которая управляет наведение на цель современных ракет. В качестве дополнительной опции можно использовать и оптико-локационную станцию, работающую как в видимом, так и в инфракрасном спектрах. На крыле появились дополнительные пилоны для подвески ракет либо контейнеров со спецоборудованием с целью повышения боевых характеристик самолета.

    Для увеличения тяговооруженности самолета пришлось поменять двигатель, установив на Як-130 два АИ-222−25 тягой 2500 кгс каждый. Для легкого самолета, который в незагруженном состоянии весит 4600 кг, этого более чем достаточно.

    На Як-130 впервые в России была использована полностью цифровая система управления оборудованием. То есть, нет ни одного аналогового элемента. Это неизбежная мера, поскольку только так можно было добиться имитации полета на различных самолетах в зависимости от введенной в память процессора программы. Электродистанционная система управления (ЭДСУ) позволяет моделировать различные режимы работы двигателей и отклонения органов управления полетом, которые свойственны различным самолетам, осваиваемым курсантами.

    Также ЭДСУ обеспечивает необходимый уровень безопасности. На начальных этапах подготовки летчиков ЭДСУ компенсирует ошибки пилотирования. При получении ими необходимого опыта программа начинает имитировать "поведение" различных самолетов.

    Кабина двухместная, с катапультируемыми креслами для инструктора и курсанта. Во время полета ведется регистрация не только всех режимов самолета, но и действий пилота. Причем действия пилота фиксируются видеокамерой и записываются в видеофайл.

    Легкий Як-130 способен нести серьезную 3-тонную боевую нагрузку. Вооружение крепится на девяти узлах подвески — 8 под крылом и 1 под фюзеляжем.

    Вооружение разнообразное, включающее все типы ракет — "воздух-воздух" для воздушного боя и "воздух-поверхность" для нанесения ударов по наземным целям. А также кассеты неуправляемых реактивных снарядов различных калибров и свободнопадающие бомбы. Встроенной пушки нет. Но возможно ее использование в подвесном контейнере. При этом пушка может иметь как 23-мм, так и 30-мм калибр. В контейнере также можно размещать разведывательную аппаратуру либо комплекс радиоэлектронной борьбы. В общем, все "как и у взрослых".

    Как можно повысить боевую эффективность самолета, который как будто уже имеет все необходимое? Причем следует учитывать, что самолет уже один раз "уплотнили", когда переходили с УТС на УБС. Поэтому непросто будет заменить РЛС "Копье" на более эффективный радар, который и занимает больший объем, и больше весит, и больше потребляет электроэнергии. Но и "Копье" вполне подходит для боевых задач, которые должен решать легкий штурмовик, каковым Як-130, по сути, является. Эта РЛС нормально работает с современными ракетами "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

    Логично для штурмовика ввести бронирование кабины и основных узлов и агрегатов. А также произвести дублирование трубопроводов и электрических сетей. Все это повышает живучесть самолета, которая крайне важна для штурмовика, работающего в зоне неприятельского огня.

    Что же касается усиления состава вооружения, то в Дубае применительно к проекту модернизации Як-130 было представлено почти то же самое, что и сейчас входит в боекомплект: управляемые ракеты, НУРС, контейнер с 30-мм пушкой, контейнер РЭБ.

    Так что можно предположить, что главным смыслом модернизации самолета является создание открытой архитектуры с целью делать машины под конкретных заказчиков с минимальными технологическими усилиями.

    Владимир Тучков
    Фото: Марина Лысцева/ТАСС

    Источник: "Свободная пресса".

    Назад
     
    © 2019 Союз авиапроизводителей России. Все права защишены. Наш адрес: Москва, Ленинградский проспект, д.24, стр.2. Тел.: (495) 125-73-73; e-mail: info@aviationunion.ru.

     

    Союз авиапроизводителей России Союз авиапроизводителей России Написать письмо Поиск по порталу Союз авиапроизводителей России Карта портала