Новости
  • Комитеты         
  • Документы Союза         
  • Члены САП         
  • Награды САП         
  • Контакты         
  • Избранное
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    В архив избранного...
    14.01.2020
    От технической приемки до Центра компетенций Госкорпорации Ростех за 80 лет
    "РТ-Техприемка" отмечает 80-летие со дня основания. История технической приемки берет свое начало с 11 января 1940 года. В тот день Экономический совет при Совете народных комиссаров СССР принял постановление №69-42 "О технической приемке НКАП".

    Для справки: Народный комиссариат авиационной промышленности СССР (НКАП) — государственный орган СССР в ранге министерства, управлявший развитием авиационной промышленности СССР в 1939-1946 годах.

    Сегодня "РТ-Техприемка" является не только специализированной организацией по контролю качества материалов и полуфабрикатов для авиации, но и Центром компетенций системы управления качеством Ростеха. О том, как проходило развитие организации, начавшей свой путь 80 лет назад, и какие важные задачи она решала на протяжении этого времени, расскажем в этой статье.

    Становление: предпосылки появления "Технической приемки НКАП"

    В конце 1920-х годов развитие промышленности СССР было плановым. Задачей первой пятилетки (1928–1932) было превращение страны аграрной в страну индустриальную; при этом также предполагалось нарастить в короткий срок военную и экономическую мощь. Планирование комплексного развития авиационной промышленности страны увязывалось с планами развития других отраслей экономики.

    Советской авиации пришлось развиваться в ускоренном темпе, опережая порой собственную ресурсообеспеченность. Госплан СССР требовал за годы первой пятилетки достичь "темпов роста гражданской авиации до уровня передовых капиталистических стран, организацию производства моторов отечественной конструкции и отказ от импорта иностранных моторов". Все это создало предпосылки для появления совершенно новых организаций, которым было суждено взять на себя ответственность и контроль за результатами работы и производства авиастроительных заводов и цехов. 11 января 1940 г. Экономический совет при СНК СССР принял постановление № 69–42 "О технической приемке НКАП". Начался процесс установления строгого государственного контроля на производстве, основанного на личной ответственности и многоступенчатой системе проверки качества — как материалов, так и узлов, деталей и сборки.
    Перед авиационной промышленностью СССР была поставлена задача по качественному улучшению работы военной авиации за счет принятия на вооружение новых боевых самолетов, летные качества которых были на порядок выше. Возможность создания таких машин была напрямую связана с применением новых авиационных материалов. Также необходимо было учитывать, что увеличение скорости, дальности и высоты полета усложняло управление самолетами. Все это требовало идеальных параметров деталей, качества сборки и производства. Поэтому техническую приемку нужно было выводить на качественно новый уровень, централизованно и сразу же с максимальным охватом на территории всего СССР.

    В итоге в начале первой же пятилетки были созданы новые модели самолетов и авиационных двигателей, лучшие из которых были приняты на вооружение и внедрены в серийное производство. На тот момент планировалось довести общее число гражданских самолетов до 4000 единиц, а также намечалось создание и развитие внутренних и международных авиалиний.

    Создание "Авиатехприемки"

    В послевоенный период в СССР начался новый виток качественного развития авиации — создание авиационной техники нового поколения, реактивной авиации. Увеличилась доля НИИ и ОКБ в общем числе предприятий авиационной промышленности. Закладывалась база развития реактивной авиации — велись интенсивные исследования по аэродинамике больших скоростей, устойчивости, управляемости и прочности скоростных самолетов, газодинамике ВРД, разрабатывались жаропрочные материалы для ГТД. Создается Министерство авиационной промышленности (МАП). Авиационная промышленность усиленно работает по двум направлениям: разрабатывает и выпускает самолеты для нужд гражданской авиации и Военно-воздушных сил (ВВС). 

    Государственное предприятие "Авиатехприемка" было создано по приказу Министерства авиационной промышленности СССР от 26.07.1991 г.. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 23 апреля 1999г. № 461 "Авиатехприемка" была передана в ведение Российского космического агентства, которое на основании Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. было преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство.

    "Авиатехприемка" осуществляла контроль производства и качества материалов и полуфабрикатов авиационного назначения на 57 предприятиях электротехнической, химической, нефтехимической, металлургической промышленности, таких как ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", ОАО "МЗ "Электросталь", ОАО "Челябинский металлургический комбинат", ОАО  "Самарский металлургический завод", ОАО "Златоустовский металлургический завод", ОАО "Запорожсталь" и других предприятиях и России и ближнего зарубежья.

    Создание "РТ-Техприемки" и Центра компетенций Ростеха

    В 2008-2009 годах Россия, как и большинство других стран, преодолевала последствия финансово-экономического кризиса. Кроме того, принципиально новым моментом в истории промышленности, в том числе и авиации, стало появление в 2007—2008 годах сразу нескольких государственных корпораций, таких как "Ростехнологии", "Росатом" и др.

    10 июля 2008 года в соответствии с Указом Президента РФ "Авиатехприемка" была передана Государственной корпорации "Ростехнологии", а спустя восемь лет "Авиатехприемка" была переименована в Акционерное Общество "РТ-Техприемка". За это время было начато серийное производство нескольких самолетов, например, новых Sukhoi Superjet 100, Як-130, Су-34, перенесено производство и обновлен Ил-76. Также серийно выпускается несколько модельных линеек гражданских и боевых вертолетов, в том числе новые Ансат.

    Для справки: Ростех (до 2012 года — Ростехнологии) — российская государственная корпорация, созданная в конце 2007 года для содействия в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В её составе более 700 организаций, из которых сформировано 14 холдинговых компаний. 11 из них — в оборонно-промышленном комплексе, 3 — в гражданских отраслях промышленности, а также более 80 организаций прямого управления. В 2012 году Госкорпорация провела ребрендинг и была переименована в "Ростех".

    Сегодня "РТ-Техприемка" с 2017 года является Центром компетенций системы управления качеством Государственной корпорации "Ростех", главная цель которого — формирование единой картины состояния качества продукции всех организаций в составе Ростеха и повышение эффективности функционирования систем управления качеством. За этим названием скрыт сложнейший комплекс мероприятий по построению системы управления качеством Ростеха: подтверждение качества материалов и полуфабрикатов от производителей, оценка соответствия материалов и полуфабрикатов для исключения предъявлений рекламаций, контроль технологических процессов, разработка национальных и корпоративных стандартов качества, сертификация систем менеджмента.

    Источник: АО "РТ-Техприемка".

    Назад
     
    © 2020 Союз авиапроизводителей России. Все права защишены. Наш адрес: Москва, Ленинградский проспект, д.24, стр.2. Тел.: (495) 125-73-73; e-mail: info@aviationunion.ru.

     

    Союз авиапроизводителей России Союз авиапроизводителей России Написать письмо Поиск по порталу Союз авиапроизводителей России Карта портала