Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73

Стратегические и приоритетные направления деятельности САП

Приоритетные направления деятельности на 2021-2026 годы
Стратегические направления деятельности САП на 2017-2025 годы
  1. Формирование Союза как площадки для общения бизнес-структур, выработки общей позиции по вопросам развития отрасли, совершенствования нормативно-правовых актов с целью увеличения доли отрасли в ВВП страны, повышения возможностей отрасли по решению задач, определяемых основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, государственным оборонным заказом, транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, и вклада в социально-экономическое развитие страны.
  2. Организация и проведение Съездов авиапроизводителей для выработки предложений по вопросам разработки, производства и эксплуатации ВС, требующих решений Президента РФ, Авиационной коллегии, Минпромторга России и Минтранса России. Участие в выполнении решений, принятых Съездом. Продвижение отечественной техники на внутренний и международный рынок.
  3. Выработка предложений по защите внутреннего рынка пассажирских перевозок. Увеличение общего объема пассажирских перевозок, выполняемых на ВС отечественного производства в 2025 году до 50%. Добиться запрета выполнения внутренних перевозок на ВС иностранной регистрации. Доведение использования отечественных комплектующих до 80% на отечественных гражданских ВС.
  4. Совершенствование системы стандартизации в авиационной промышленности. Реализация положений федерального закона от 29.06.2005 г. №162 ФЗ "О стандартизации в РФ", реализация распоряжения Правительства РФ от 24.09.2012 № 1762 "Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации на период до 2020 года, Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 г. № 1567 "О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции".
  5. Создание национальной системы обязательной сертификации АТ, разработчиков и производителей АТ и ее постоянное совершенствование. Осуществление перехода от обязательной сертификации продукта к сертификации производственного процесса.
  6. Создание национальной системы добровольной сертификации поставщиков аэрокосмической промышленности.
  7. Выработка предложений по созданию системы стимулирования проведения научно-исследовательских работ в области авиации и созданию рынка интеллектуальной собственности.

Приоритетные направления деятельности САП на 2019-2020 годы
  1. Работа по подготовке и реализации решений Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации, Коллегии ВПК Российской Федерации, Экспертного совета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России.
  2. Постоянная работа с федеральными органами исполнительной власти по вопросам разработки, изготовления и эксплуатации авиационной техники.
  3. Работа по выполнению решений 4 Съезда авиапроизводителей России.
  4. Совершенствование нормативно-правовой базы. Внесение изменений и дополнений в Воздушный кодекс, Закон "О техническом регулировании", постановление Правительства Российской Федерации №492. Участие в разработке и обсуждении нормативной базы по сертификации воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, беспилотных авиационных систем предприятий-разработчиков и изготовителей авиационной техники.
  5. Активизация работы в Комитетах и рабочих группах ICCAIA.
  6. Организация работ по выполнению на предприятиях отрасли требований Приложения 19 к Конвенции о международной гражданской авиации.
  7. Популяризация на предприятиях авиационной промышленности опыта работы ПАО "ОАК" и АО "Вертолеты России" в Европейской группе качества.
  8. Работа в сфере стандартизации, разработка проекта программы по стандартизации в авиационной промышленности на 2021-2025 годы.
  9. Подготовка к проведению 5 Съезда авиапроизводителей России.
  10. Выработка согласованных позиций, проведение совместных мероприятий с такими общественными организациями, ка Союз машиностроителей России, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности, Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта, Ассоциацией "Аэронет", Ассоциацией "Лига содействия оборонным предприятиям", Фондом "Партнер гражданской авиации", Фондом "Безопасность полетов", АССАД.
  11. Привлечение к работе в Союзе предприятий малого и среднего бизнеса.
  12. Популяризация достижений и передового опыта предприятий отрасли, победителей конкурса Авиастроитель года".

Приоритетные направления деятельности САП на 2017-2018 годы
  1. Взаимодействие с Авиационной коллегией при Правительстве Российской Федерации, Военно-промышленной комиссией Российской Федерации, Минпромторгом России, Минтрансом России, МАК, ФАУ "Авиационный регистр Российской Федерации" при подготовке обсуждаемых вопросов повестки дня, выработка предложений в проекты решений и участие в организации выполнения принятых решений.
    (Наблюдательный совет САП; Профильные комитеты).
  2. Участие в работе Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации.
    (Наблюдательный совет САП; Профильные комитеты).
  3. Организация выполнения решений Коллегии по качеству в авиационной промышленности (Комитет по стандартизации и управлению качеством).
    (ПАО "ОАК", АО "Вертолеты России", Комитет по развитию поставщиков).
  4. Подготовка и проведение 4 Съезда авиапроизводителей России в 2018 году в г. Казани. Организация предварительного обсуждения вопросов, включенных в повестку дня Съезда.
    (Наблюдательный совет САП, Предприятия-члены Союза).
  5. Работа с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта по совершенствованию взаимодействия разработчиков и производителей авиационной техники и эксплуатантов ВС.
    (Комитет по безопасности полетов; Комитет по стандартизации и управлению качеством; Комитет по вопросам сертификации в авиационной промышленности).
  6. Стратегическое партнерство с Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности по улучшению условий и оплаты труда работников организаций – членов Союза.
    (Наблюдательный совет САП, Предприятия-члены Союза).
  7. Представление интересов отечественной промышленности в Международном координационном совете ассоциаций авиационной промышленности (ICCAIA). Участие в работе Комитета по УВД ICCAIA, Аэронавигационной комиссии ИКАО. Работа в комитетах ICCAIA.
    (Дирекция, Комитет по беспилотным авиационным системам, Комитет по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации, Комитет по безопасности полетов).
  8. Обсуждение нормативно-правовых актов и документов стратегического планирования федеральных органов исполнительной власти в области авиастроения.(Профильные комитеты; Предприятия-члены Союза).
  9. Разработка предложений по совершенствованию мер государственной поддержки разработчиков и производителей АТ и продвижению отечественных ВС на внутренний и международный рынки.
    (Комитет по экономике и финансам, ПАО "ОАК", АО "Вертолеты России").
  10. Организация работ по реализации Программы стандартизации в авиационной промышленности. Активное участие в работе ТК323 "Авиационная техника". Реформирование Комитета по стандартизации и управлению качеством. Создание Комитета по стандартизации. Размещение на сайте САП информации о работе ТК323. Разработка и введение ГОСТ-Р "Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Общие положения". Реализация постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1567.  Разработка стандартов САП на базе отраслевых стандартов.
    (Дирекция, Комитет по стандартизации и управлению качеством).
  11. Популяризация международного опыта разработки, производства и эксплуатации ВС. Обсуждение перспективных направлений научных исследований. Выработка предложений по применению результатов проведенных исследований. Участие в работе экспертных советов. Обсуждение вопросов, связанных с участием членов Союза в международных научных программах.
    Организация взаимодействия предприятий отрасли с ВУЗами.
    (Комитет по научным исследованиям, ФГБУ "НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского", предприятия-члены Союза).
  12. Создание национальной добровольной системы сертификации поставщиков аэрокосмической промышленности.
    (Комитет по стандартизации и управлению качеством, ПАО "ОАК", ГК "Ростех").
  13. Разработка предложений по борьбе с контрафактной продукцией. Реализация Положения ст.31 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации". Использование новых методов маркировки комплектующих изделий.
    (Комитет по стандартизации и управлению качеством, Комитет по развитию поставщиков, Комитет по научным исследованиям, ПАО "ОАК", АО "Вертолеты России", АО "ОДК").
  14. Выработка предложений по развитию поставщиков аэрокосмической промышленности.
    (Комитет по развитию поставщиков, АО "КРЭТ", АО "Технодинамика", АО "ОДК", ПАО "ОАК", АО "Вертолеты России", предприятия-члены Союза).
  15. Участие в создании норм и правил разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем.
    (Комитет по БАС).
  16. Участие в разработке и обсуждении нормативно-правовых актов, регламентирующих СУБП на предприятиях-разработчиках и производителях ВС, воздушных винтов и двигателей.
    (Комитет по безопасности полетов, ПАО "ОАК", АО "Вертолеты России", АО "ОДК").
  17. Обсуждение и выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию систем и средств аэронавигации, метеообеспечения и видеонаблюдения.
    (Комитет по аэронавигации).
  18. Активное участие в работе Комитета по авиационной промышленности, Комиссии по стандартизации и техническому регулированию, Комиссии по социальной и кадровой политике, Комитета по радиоэлектронной промышленности Союза машиностроителей России.
    (Профильные комитеты; Предприятия-члены Союза).
  19. Популяризация истории авиационной промышленности. Рассмотрение вопроса о реформирование Комитета выставочной деятельности в Комитет музейно-выставочной деятельности.
    (Наблюдательный Совет, Дирекция).

Приоритетные направления деятельности САП на 2015-2016 годы

Приняты на годовом Общем собрании 01 апреля 2015 года


Уставные мероприятия

  • Подготовка и проведение Второго Съезда авиапроизводителей России в г. Ульяновске 16-17 апреля 2015 года;
  • Привлечение предприятий малого и среднего бизнеса к работе, проводимой Союзом;
  • Создание условий для работы представителей предприятий в работе комитетов;
  • Привлечение производителей и поставщиков аэрокосмической промышленности, не являющихся членами САП, к работе комитетов;
  • Популяризация достижений и разработок предприятий авиационной промышленности для использования в смежных отраслях промышленности
  • Популяризация положительного опыта работы систем управления качеством и систем управления рисками на предприятиях авиационной промышленности
  • Обсуждение проектов Федеральных законов, регламентирующих деятельность предприятий авиационной промышленности;
  • Участие в работе Общественного совета Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

Стандартизация

  • Участие в создании Отраслевого совета по стандартизации;
  • Участие в работе Технических комитетов Росстандарта;
  • Организация работы по переработке отраслевых стандартов в стандарты САП;
  • По предложениям членов САП продолжить практику заключения лицензионных соглашений на право пользования международными стандартами, разработанными национальными союзами и ассоциациями аэрокосмической промышленности;

Сертификация

  • Развитие систем добровольной сертификации. Завершение формирования исполнительных органов системы добровольной сертификации "Базис";
  • Организация мероприятий, направленных на повышение качества выпускаемой продукции;

Укрепление кадрового потенциала

  • Участие в разработке профессиональных стандартов;
  • Работа с профильными ВУЗами;
  • Участие в разработке перечня авиационного персонала экспериментальной и гражданской авиации;

Международная деятельность

Помощь предприятиям Союза в работе в комитетах и рабочих групп следующих организаций:

  • ICCAIA — Международный координационный совет ассоциаций   аэрокосмической промышленности (рабочие группы: по стратегическому развитию; по управлению безопасностью полетов Комитета по летной годности; по кибербезопасности Комитета по безопасности; по эмиссии СО2 самолетов гражданской авиации; по беспилотным авиационным системам; по замене огнегасящей жидкости на самолетах)
  • EUROCAE — Европейская некоммерческая организация по оборудованию для гражданской авиации
  • RTCA — Является ведущей организацией в области разработки стандартов для бортовых и наземных систем и другого оборудования для авиационной техники
  • ARINC/AEEC — Международная корпорация "Авиационное радио" по распространению и продвижению стандартов в области авионики, оборудования кабин экипажа, радио- и телекоммуникаций
  • IAQG — Международная аэрокосмическая группа качества.
  • Помощь членам САП в установлении деловых контактов с предприятиями стран, с союзами и ассоциациями которых САП заключило соглашения о сотрудничестве – Европейская ассоциация предприятий аэрокосмической промышленности (ASD), национальные ассоциации Великобритании, Франции, Италии, Германии, Чехии, Канады)
  • Выработка единой согласованной позиции представителей российских предприятий, членов международных организаций в международных организациях;
  • Содействие продвижению продукции и перспективных разработок отечественных поставщиков на внешний и внутренний рынки, участие национальных поставщиков в международной кооперации через национальные союзы аэрокосмической промышленности;
  • Подготовка соглашений о сотрудничестве с Китайским обществом аэронавтики и астронавтики (CSAA) и Ассоциацией авиастроительной промышленности Австрии (AAI)

Выполнение Государственной программы "Развитие авиационной промышленности Российской Федерации на 2013-2025 годы"

  • Участие в реализации Государственной программы Российской Федерации

"Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы";

  • Участие в реализации проектов по созданию перспективных образцов авиационной техники;
  • Разработка предложений по реализации программы импортозамещения в области гражданского авиастроения;
  • Проведение конкурса "Авиастроитель года" в целях поощрения юридических и физических лиц, добившихся лучших результатов, в том числе в выполнении Государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы"
  • Информирование предприятий авиационной промышленности о работе, проводимой Минтрансом России и Минпромторгом России по созданию систем управления безопасностью полетов на предприятиях-разработчиках и производителях авиационной техники.
  • Участие в подготовке следующих мероприятий:
  • Международный аэрокосмический салон "МАКС-2015" в г. Жуковский 25-30 августа 2015 года (Конференция по авионике и УВД; Конференция по RFID-технологиям; Конференция "СУБП предприятий авиационной промышленности. Состояние и перспективы"; круглые столы и семинары);

-     2-ая Всероссийская научная конференция "Навигация, наведение и управление ЛА", г. Москва, 20-21 сентября 2015 года;
-     Научно-практическая конференция по использованию различных видов БАС для решения задач авиационно-космического поиска и спасания, 4 квартал 2015 года.

Работа с отечественными общественными организациями

  • Организация проведения совместных мероприятий с:
  • ОООР "Союз машиностроителей России";
  • Торгово-промышленной палатой Российской Федерации;
  • Участие в мероприятиях, проводимых:
  • АССАД, НП "Авиапоставщик", НП "Безопасность полетов", КАА "Безопасность полетов", Союзом производителей композитов, Ассоциацией вертолетной индустрии, Фондом "Партнер гражданской авиации"

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ 2015 ГОДА

  • Развитие кадрового потенциала авиационной промышленности. Повышение уровня профессиональной подготовки специалистов
  • Выполнение требований закона "О стандартизации в Российской Федерации"
  • Создание Отраслевого совета по стандартизации. Работа по переработке отраслевых стандартов
  • Разработка Программы стандартизации Союза авиапроизводителей России
  • Внедрение новых разработок российских производителей компонентов воздушных судов в приоритетные проекты ОАО “ОАК“, АО “Вертолеты России“, ОАО “Корпорация “Тактическое ракетное вооружение“
  • Изменение индустриальной модели взаимодействия организаций финишеров и поставщиков. Создание условий для участия в реализации государственных программ предприятий малого и среднего бизнеса.

Приоритетные направления деятельности САП на 2014-2015 годы
  • Участие в реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы";

По задаче: "Развитие кадрового потенциала авиационной промышленности".

  • помощь предприятиям-членам НП "САП" в организации подготовки и переподготовки, в том числе и за рубежом, высококвалифицированного персонала;
  • организация разработки профессиональных стандартов;
  • работа с профильными ВУЗами;

Взаимодействие с кластерами, имеющими авиационную специализацию в городах Самаре, Ульяновске, Перми и Хабаровске в части:

  • развития малого бизнеса;
  • реализации перспективных проектов промышленности;
  • Участие в разработке мер нетарифного регулирования по защите внутреннего рынка в условиях ВТО;
  • Содействие продвижению продукции отечественных поставщиков на внешний рынок, участие поставщиков в международной кооперации через национальные союзы аэрокосмической промышленности;
  • Развитие систем добровольной сертификации. Завершение формирования руководящих органов системы добровольной сертификации "Базис";
  • Заключение лицензионных соглашений на право пользования международными стандартами, разработанными национальными союзами и ассоциациями аэрокосмической промышленности;
  • Консолидация производителей и поставщиков аэрокосмической промышленности;

Организация работы в комитетах и рабочих группах следующих организаций:

  • ICCAIA Международный координационный совет ассоциаций   аэрокосмической промышленности
  • EUROCAE — Европейская некоммерческая организация по оборудованию для гражданской авиации
  • RTCA Является ведущей организацией в области разработки стандартов для бортовых и наземных систем и другого оборудования для авиационной техники
  • ARINC/AEEC — Международная корпорация "Авиационное радио" по распространению и продвижению стандартов в области авионики, оборудования кабин экипажа, радио- и телекоммуникаций
  • IAQG — Международная аэрокосмическая группа качества.
  • Выработка единой согласованной позиции представителей российских предприятий, членов международных организаций в международных организациях;
  • Участие в подготовке следующих мероприятий:

- Международный форум "Технологии в машиностроении", 13-17 августа, г. Жуковский;
- Международный авиатранспортный форум, 14-17 августа, г. Ульяновск;
- Конференция "Обеспечение качества и конкурентоспособности авиационной техники", в рамках ГИДРОАВИАСАЛОНА-2014, 4-5 сентября, г. Геленджик;
- 29-й Конгресс Международного совета по аэронавтическим наукам (ICAS-2014), 7-12 сентября, г. Санкт-Петербург;

  • Проведение конкурса "Авиастроитель года";
  • Информирование предприятий авиационной промышленности о подготовке и проведению проверки России комиссией Международной организации гражданской авиации;
  • Обсуждение проектов Федеральных законов, регламентирующих деятельность предприятий авиационной промышленности;
  • Организация совместной деятельности с ОООР "Союз машиностроителей России", активное участие в выполнении программ "Союза машиностроителей" и работе комитетов;

 Участие в работе Общественного совета Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

  • Подготовка и проведение 2 Съезда авиапроизводителей России в г. Ульяновске в 2015 году.

Приоритетные направления деятельности САП на 2011 год

Генеральный секретарь НП "САП" Е.А. Федосов

1. В условиях современной рыночной экономики государство ограничило свои функции законодательной и контрольной областями в сфере авиационной деятельности. Гармонизация процессов проектирования, производства, проведения эксплуатации авиационной техники на всём жизненном цикле относится к деятельности предприятий авиационной промышленности, предприятий авиаперевозчиков, предприятий, предлагающих сферу услуг и обеспечивающих функционирование инфраструктуры воздушного транспорта.

При этом вся авиационная деятельность обязана руководствоваться международными правилами и соответствовать международной системе нормативной базы, которые рекомендует ИКАО, особенно в области обеспечения безопасности полетов, обеспечения снижения воздействия авиации на экологию (в части шума и вредных выбросов), организации управления воздушным движением, а также обеспечения безопасности аэропортов и всей авиационной инфраструктуры.

Все государства, связанные с авиационной деятельностью, создают  профессиональные ассоциации, которые активно участвуют в процессах разработки и совершенствования проектов авиационных правил, национальной нормативной технической базы, системы национальных регламентов и стандартов (с последующим утверждением их на законодательном уровне).

Национальные ассоциации обеспечивают международное сотрудничество между собой с целью защиты интересов национального авиационного бизнеса и организации совместных научно-технических исследований в форме проведения международных конференций, симпозиумов и круглых столов, а также активно участвуют в организации участия своей страны в международных научно-технических программах, авиационных салонах и выставках.

Для обеспечения своей деятельности ассоциации создают в своем составе постоянно действующие департаменты, комитеты и подкомитеты, а также временно действующие комиссии и рабочие группы по мере необходимости. Некоторые ассоциации ведут свою историю с начала зарождения авиации (во Франции GIFAS с 1908 года). Российский НП "Союз авиапроизводителей" делает только первые шаги в своей деятельности и старается максимально использовать опыт национальных ассоциаций стран Европы и США.

2. Основная задача, которая стоит перед российской авиационной промышленностью в области продукции гражданской авиации – это выход на международный авиационный рынок. Понятие внутреннего рынка продукции гражданской авиационной промышленности ушло в прошлое. Этот рынок давно сложился и значительно поделён между гигантами "Боинг" и "Эрбас" в области магистральных самолётов и "Эмбраер" и "Бомбардье" в области региональных самолётов. Очень большую активность проявляет Китай, который также стремится выйти на рынок. Высокая конкуренция присутствует и в области вертолётостроения.

Поэтому выход на рынок самолётов МС-21 и Суперджет NG в 2016-2020 г.г. требует обеспечения этими самолётами высоких технико-экономических параметров и ценовых показателей в условиях конкуренции с продукцией зарубежных фирм с известными брендами, но и получения вместе с сертификатом АРМАК сертификата типа либо EASA (Евросоюз), либо FAA  (США), которые "де факто" имеют международное признание. Это один из решающих факторов работы с международными лизинговыми компаниями и регистрации самолётов в реестрах тех или иных стран.

Сертификация или валидация в EASA и FAA   потребует максимальной гармонизации сертификационного базиса и нормативно-технической разработки и производства самолётов и вертолётов. Именно в этом и состоит основной приоритет работы нашего Союза в интересах нашей промышленности.

В 2009 году мы провели большую работу с Евросоюзом в части анализа соответствия основных авиационных правил АП-21 и АП-25 с соответствующими правилами Евросоюза (AS-21 и AS-25). Но в 2010 году эта работа была остановлена, т.к. Евросоюз приостановил финансирование в связи с проблемой "транссибирских трасс". Со стороны Минпромторга также финансирование в 2010-2011 г.г. не запланировано. Но если в части АП-21 и АП-25 принципиальных расхождений не обнаружено, но как говорится, дьявол находится в деталях. Помимо основных правил  АП-21 и АП-25 существует в западных авиарегистрах масса методических инструкций и стандартов, а также корпоративных инструкций, которые формируют правила и требования взаимодействия покупателя (изготовителя самолёта или вертолёта) и поставщика оборудования или тех, или иных функциональных систем. Это касается формы разработки со стороны покупателя технических спецификаций на оборудование и системы, технических требований к характеристикам оборудования и систем и требования к процессу проектирования и производства, а также к обеспечению общего процесса качества проектирования и производства. Также формируются требования на необходимую доказательную документацию. В этих целях SAE разработаны соответствующие инструкции ARP4754 и ARP4761, которые приняты западными регистрами, а с 2010 и AP MAK.

Чтобы соответствовать этим инструкциям "Эрбас" разработал детальные методические документы АВDО100 и АВDО200, которые хотя и являются внутренними стандартами корпорации, но их учитывает  EASA при оценке цепочек безопасности и риска, а также в матрице соответствия тестирования, сформированного в спецификациях на оборудование и программное обеспечение. В этих методических инструкциях особо обращается внимание на обеспечение доверия к процессам поставщиков, проведение аттестации и верификации систем, координации деятельности поставщиков и покупателя. Все это вытекает из инструкции ARP4754 при оценке безопасности и рисков. Союз перевел на русский язык АВDО100 и АВDО200 и передал в рабочем порядке и ОАК, и "Вертолеты России", но эти документы могут быть использованы только как авиационные справочники, т.к. они являются интеллектуальной собственностью "Эрбаса". Чтобы эти документы стали стандартами в России, необходимо разработать российский вариант. Для Эрбаса эти инструкции разработала фирма APSYS. Есть предварительная договоренность с этой фирмой разработать проекты российских инструкций. На предстоящей встрече в Ле-Бурже можно продолжить переговоры представителей Союза и ОАК по организации этой работы. Очень важно, чтобы руководство ОАК и "Вертолеты России" поняли важность этих инструкций.

Процедуры сертификации оборудования в АРМАК не гармонизированы с европейскими нормами. В EASA и FAA производится сертификация на соответствие TSO и ETSO, что позволяет выходить прибористам и агрегатчикам   на рынок своей продукции не только в составе сертификата типа на летательный аппарат при продаже последнего, но и непосредственно. Наличие сертификата на соответствие TSO облегчает получение и сертификата типа. Комитетам стандартизации и авиаприборостроения предстоит провести работы по внедрению технологий сертификации на TSO. Комитету по развитию сертификации и аттестации технологий также предстоит начать широкий спектр работ по гармонизации процессов сертификации технологий авиационного производства в AP MAK и EASA. Наша конечная цель – это признание сертификатов АРМАК авиарегистрами Евросоюза и FAA. Очень тесно к процессам сертификации типа и на соответствие TSO стоит сертификация предприятий разработчиков и производителей авиационной промышленности на соответствие стандартам менеджмента качества стандартам И30 9100. Комитет менеджмента качества САП руководствуется методиками IAQG и регулярно проводит ежегодные конференции по обмену опытом по этому вопросу с участием западных специалистов. Но сертификаты на соответствие менеджмента качества российских сертификационных организаций не признаются международными сертификационными органами. Задача ближайшего времени организовать аккредитацию нашего сертификационного предприятия "Норма", которое аккредитовано АР МАК, в Европейской зоне. По этому вопросу САП активно сотрудничает с итальянской ассоциацией авиационной и оборонной промышленности AIAD, которая оказывает необходимую помощь.

Гармонизация авиационных правил, нормативно-технической базы и сертификационной базы требует консолидации соответствующих служб предприятий ОАК, "Вертолеты России", концернов Авиаприборостроения и Агрегатостроения и привлечения соответствующих ресурсов на проведение этой важнейшей работы. Опыт Евросоюза показывает, что эту консолидирующую роль играет ASD и национальные ассоциации. САП вполне может играть подобную роль в Российской Федерации.

3. Как известно, Российская Федерация взяла на себя обязательство по неукоснительному выполнению требований 101-й Поправки к 8-му Приложению норм "Летной годности" в части разработки согласованных положений, связанных с управлением безопасностью полетов, применительно к внедрению и поддержанию государственной программы по безопасности полетов с 18 ноября 2010 г. и требованию к организациям, ответственным за типовую конструкцию и изготовление воздушного судна, внедрению с 14 ноября 2013 г. системы управления безопасностью полетов (СУБП) на своих предприятиях. Но для этого необходимо разработать саму систему СУБП. САП 6 апреля 2011 г. провел конференцию с целью понять состояние в РФ этого вопроса.

Во время МАКС-2011 запланирована конференция с приглашением специалистов ASD по этому вопросу с целью обмена опытом и гармонизации работ по системе управления безопасностью полетов в РФ и Европейского союза. Это очень своевременно, так как ИКАО поручила разработать рабочей группе по СУБП международного координационного совета ассоциаций авиакосмической промышленности ICCAIA соответствующие предложения по этому вопросу. Состав рабочей группы ICCAIA включает представителей ассоциаций AIA, AIA-CANADA, ASD (организации Airbus, Boeing, Bombardier, Cessna, Gulfstream, Haw Ker-Beecherast Pratt & Whitney и Rolls Royce). Было бы важным включить в эту рабочую группу представителя ОАО "Ильюшина", которая имеет хорошие наработки по этому вопросу (М.С. Неймарк), тем более, что САП имеет статус наблюдателя в ICCAIA. САП руководствуется при разработке СУБП методическими документами ИКАО, изложенными в Dоc 9859 AN/474 "Руководство по управлению безопасностью полетов" и "Руководство по управлению безопасностью полетов вертолетов", разработанных Международной группой по безопасности полетов вертолетов (IHST) под эгидой Всемирного фонда безопасности полетов.

Эта работа ложится на плечи комитета САП по безопасности полетов и норм летной годности. Но этот комитет в настоящее время не имеет руководителя. Промышленность не имеет серьезного предприятия, единственным видом деятельности которого являлись бы вопросы безопасности полетов. В системе Минтранса РФ и Мак есть необходимые специалисты. Мы надеемся на помощь в этом вопросе со стороны МАК.

4. Организация сотрудничества с национальными ассоциациями авиакосмической промышленности и ассоциацией авиакосмической промышленности Евросоюза-ASD и вхождение в состав международного координационного Совета ассоциаций авиакосмической промышленности ICCAIA.

За 2009 - 2010 гг. заключены соглашения о сотрудничестве с Европейской ассоциацией авиакосмической и оборонной промышленности АSD, которая объединяет ассоциации 20 стран Евросоюза, с аэрокосмической ассоциацией Франции GIFAS, Англии ADS, Германии DRLI, Италии AIAD, Испании TEDAE. Подготовлено соглашение с ассоциацией Канады AIA-CANADA. В рамках меморандума о сотрудничестве развернуты совместные работы с этими ассоциациями.

Особенно заметных успехов добился в международном сотрудничестве комитет САП по научным исследованиям (руководитель С.Л. Чернышев). Наша делегация участвовала в конференции Aerodays 2011 в Мадриде, посвященной инновациям для устойчивого развития авиации в глобальных условиях.

С.Л. Чернышев добился на заседании Исполнительного комитета ICAS права проведения Конгресса ICAS-2014 в сентябре 2014 г. в Санкт-Петербурге. Это признание вклада России в авиационную науку. Комитет САП по научным исследованиям входит в международный форум по авиационным исследованиям (IFAR), который объединяет 23 страны.

На предстоящем Парижском авиасалоне 20 - 26 июня 2011 г. в Ле-Бурже Комитет будет участвовать в совещании Наблюдательного совета европейских авиакосмических сообществ (CEAS). 3 - 8 июля 2011 г. в Санкт-Петербурге комитет участвует в 4-й Европейской конференции по аэрокосмическим наукам (EUCASS).

Во время МАКС-2011 комитет проводит международный научно-технический симпозиум "Авиационные технологии XXI века". 24 - 28 октября 2011 г. в Венеции комитет участвует в конференции Совета европейских авиакосмических сообществ (CEAS).

Следует рекомендовать комитету по научным исследованиям и в дальнейшей работе укреплять международное научное сотрудничество.

В 2010 г. наш Союз был принят в качестве наблюдателя в международный координационный Совет авиакосмических ассоциаций ICCAIA. В этот Совет входят только пять ассоциаций: Европы ASD, США AIA, Канады AIA-CANADA, Бразилии AIAB, Японии SJAC. После испытательного срока (не менее одного года) согласно уставу Совета наш союз может стать полноправным членом Совета.

Работая в комитетах Совета:
- по системам CNS/ATM;
- по авиационному шуму и вредным эмиссиям двигателей;
- по нормам и правилам летной годности;
- по безопасности (Security) на авиационных предприятиях;
наш Союз подключается непосредственно к процессу разработки документов ИКАО, что очень важно для обеспечения климата конкуренции нашей продукции на мировом рынке.

Кстати, в этом плане очень важно участие нашего Союза и предприятий, входящих в наш Союз, в работах международных организаций по разработке проектов новых стандартов и инструкций SAE, RTSA, EVROCAE. Отставание в сроках внедрения новых стандартов выбивает предприятие из конкурентной борьбы. Международная практика стандартизации в авиационной деятельности характеризуется высокой динамикой смены стандартов – практически действие стандарта не превышает три года. Обычно через три года вводится либо новый стандарт, либо модернизируется действующий.

Поэтому большинство стран, работающих в сфере авиационного бизнеса, не базируется на национальной системе стандартов, а руководствуется международной системой, рекомендуемой ИКАО.

У нас в России проводится перевод международного стандарта с английского языка на русский, затем валидация стандарта на русском языке на соответствие оригиналу и далее регистрация в Росстандарте. Обычно эти процедуры занимают более трех лет, обрекая Россию на отставание внедрения стандартов в промышленность. Может быть, следует выйти из национальной системы технического регулирования, а руководствоваться международной. На каждом предприятии в настоящее время достаточно инженеров, владеющих английским языком. Международная практика демонстрирует, что авиационная отрасль, как и фармацевтическая, базируется на международных системах стандартов.

5. Вступление САП в Международный координационный совет ассоциации аэрокосмической промышленности (ICCAIA). Согласно уставу этой организации наш Союз должен объединять большинство предприятий авиационной отрасли РФ.

Для ускорения процесса объединения предприятий на базе САП и дальнейшей консолидации имеющегося потенциала специалистов отрасли предлагается внесение изменений в Устав и введение категории ассоциированного членства для общественных организаций и объединений. Это позволит предложить работающим союзам и ассоциациям рассмотреть возможность объединения усилий для решения общих вопросов. Ассоциированное членство в общественной организации не исключает возможности вступления предприятий - членов этой организации в члены САП.

Важным направлением является сотрудничество с Союзом машиностроителей России. Союз машиностроителей России – самая крупная организация, объединяющая более 700 предприятий, в число которых входят предприятия авиационной промышленности. Заключенное сегодня соглашение о сотрудничестве между Союзом машиностроителей России и Союзом авиапроизводителей позволит создать действенный механизм сотрудничества в интересах наших предприятий.

6. Одним из важнейших моментов является выстраивание взаимоотношений с Минпромторгом России. Союз – это площадка для выработки общей позиции, общего мнения предприятий авиационной промышленности в вопросах законотворчества, стандартизации, системы управления качеством, сертификации, лицензирования, в вопросах международного сотрудничества. Но вся эта деятельность, безусловно, требует одобрения государства. Примером сотрудничества между органом исполнительной власти и ассоциацией является работа по Соглашению № 09-38-4 от 17 апреля 2009 г. между Министерством транспорта РФ и Российской ассоциацией морских и речных буксировщиков о сотрудничестве в сфере морского и речного транспорта.

Дирекцией подготовлен проект аналогичного соглашения между Союзом авиапроизводителей и Минпромторгом России. Предлагаю провести его обсуждение. Текст соглашения присутствует в раздаточном материале.

7. Международное сотрудничество с авиационными ассоциациями можно организовать при условии идентичности структуры комитетов, так как последние и являются точками контакта.

Конечно, наша структура пока выглядит довольно скромно по сравнению с Европейской ассоциацией ASD (62 комитета) или США (AIA имеет около 80 комитетов, подкомитетов и т.д.).

У нас пока созданы и работают 5 комитетов:
- по международным связям;
- по стандартизации;
- по летной годности;
- по управлению качеством и цепочками поставок;
- по научным исследованиям.

В стадии создания еще два комитета:
- по управлению развитием и сертификацией технологий;
- по авиаприборостроению.

Нам, безусловно, придется расширять структуру и более четко определять функциональную ответственность комитета.

Работа над созданием системы управления безопасностью полетов на предприятиях разработчиков типа и производителей, вероятно, потребует уточнить название комитета летной годности, преобразовав его в комитет вопросов безопасности полета и норм летной годности.

Нам не избежать рассмотрения вопросов авиационного шума и эмиссии двигателей. Мы надеемся в этом вопросе на помощь ACCAD в рамках договора о сотрудничестве. Было бы желательно обсудить возможность вступления ACCAD ассоциированным членом и создания комитета на его базе.

Назрел вопрос о создании подкомитета по CNS/ATM. Сейчас в Европе и США идут масштабные программы по коренной модернизации системы УВД, начиная с 2020 г. Мы должны быть участниками этих процессов. На МАКС-2011 мы запланировали совместную конференцию по этому вопросу. Согласие на участие от Евроконтроля и руководителей программы SESAR получено.

Ряд предприятий, входящих в Союз, вышли с предложениями о создании рабочих органов по следующим направлениям:

- малая авиация;
- послепродажное обслуживание;
- подготовка специалистов, взаимодействие с ВУЗами;
- таможенные проблемы;
- по налоговым вопросам;
- проблемы защиты интеллектуальной собственности;
- защита интересов предприятий малого и среднего бизнеса;
- создание системы сертификации поставщиков-непроизводителей и защита от контрафактной продукции.

Вероятно, нам придется со временем решать эти вопросы. Опыт наших зарубежных коллег показывает, что в ряде случаев возникает необходимость организации специальных предприятий, аффилированных (дочерних) в наш Союз:

- сертификационные центры (центры добровольной сертификации);
- центр обучения и проведения семинаров и конференций;
- временные трудовые коллективы по разработке нормативной правовой базы;
- некоммерческое партнерство в виде саморегулируемой организации.

Любая хозяйственная деятельность предприятий, входящих в Союз, подразумевает наличие конфликтных ситуаций и споров. Малые и средние предприятия часто нуждаются в правовой защите.

На последнем заседании ACCAIA американской ассоциацией AIA был поставлен вопрос о принятии меморандума о правилах деловой этики во взаимоотношениях авиационных предприятий в процессе бизнеса. Предлагается рассмотреть вопрос о создании юридической группы в нашем Союзе.

Во всех союзах и ассоциациях существует практика проведения профессиональных конкурсов и выдачи премий. САП предлагает учредить премию "Авиастроитель года". Проект положения находится в раздаточном материале. Прошу обратить внимание на номинации. Ждем Ваших предложений.

Спасибо за внимание!


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 апр 2024
ГТЛК назначили единственным поставщиком беспилотников по госконтрактам
18 апр 2024
Китайские палубные истребители
18 апр 2024
Пентагон планирует закупить до середины 2030-х годов не более 100 новых B-21 Raider
18 апр 2024
Разработчики внедрили ИИ в последнюю версию детектора дронов "Булат"
18 апр 2024
МАИ посетила делегация Министерства образования и подготовки кадров Вьетнама
18 апр 2024
«Росэлектроника» представила перспективные комплектующие для аппаратуры связи и навигации
17 апр 2024
"От винта!": о подготовке специалистов и научных проектах для создания вертолетов нового поколения
17 апр 2024
БПЛА MQ-25A может стать боевым
17 апр 2024
Деконфликтинг в небе: путь к безопасному воздушному движению
17 апр 2024
СТАН импортозаместил фрезерные станки для предприятий авиастроения и оборонной промышленности
16 апр 2024
Традиционными темами являются новые технологии и инновации в отрасли
16 апр 2024
В Иркутске собирают шестой летный экземпляр лайнера МС-21. Он первым получит и российское крыло, и отечественные двигатели ПД-14
16 апр 2024
Россия и Белоруссия подписали договор о производстве самолета "Освей"
16 апр 2024
Разработчик сообщил о внедрении ИИ в FPV-дроны "Пиранья" для работы ночью
16 апр 2024
В Белоруссии заявили о готовности наращивать производство авиакомпонентов
16 апр 2024
Новая поточная линия на авиазаводе "Авиастар"
16 апр 2024
Медицинский беспилотник "Аэромедик-30" испытали в Нижегородской области
16 апр 2024
Начал работу проект по расширению первого совместного предприятия Boeing в Китае
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
18 апр 2024
В Технопарке ЦАГИ состоялась встреча со студентами-целевиками
18 апр 2024
ГосНИИАС принял участие в Общем собрании членов Ассоциации ГНЦ «НАУКА»
18 апр 2024
ОДК обсудит на Международном форуме в Рыбинске передовые технологии двигателестроения
18 апр 2024
В музее ОДК-Сервис ко Дню космонавтики прошла игра для школьников
17 апр 2024
В ЦАГИ прошла встреча с производителем отечественных композитов
17 апр 2024
Научно-техническое сопровождение создания нового SJ-100: ГосНИИАС в программе «Военная приемка»
17 апр 2024
ОДК-Сатурн знакомит жителей региона с производством авиационных двигателей
16 апр 2024
Памяти Анатолия Николаевича Квочура
16 апр 2024
Предприятие КРЭТ и Раменский колледж запустят совместную программу подготовки специалистов
16 апр 2024
В ЦИАМ провели заседание секции 66-й Всероссийской научной конференции МФТИ
16 апр 2024
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева получили награды Союза машиностроителей России
16 апр 2024
Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло
16 апр 2024
В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».