- О новом 4-м издании РУБП ИКАО (Doc 9859);
- О Резолюции IV Съезда авиапроизводителей России и Плане мероприятий по ее реализации в части следующих вопросов:
а) о предложениях по совершенствованию документов стратегического планирования Российской Федерации в отношении управления безопасностью полетов;
б) о необходимости создания механизма контроля исполнения (мониторинга) рекомендаций по результатам расследования авиационных происшествий;
в) о необходимости нормативно-правового акта об утверждении порядка представления данных о факторах опасности и риска, состава и формата данных о факторах опасности и риска, а также правил предоставления указанных данных, в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2014 года №1215;
г) о необходимости системных действий по созданию нормативно - правовой базы по авиационным тренажерам – отечественных норм, правил, методов обеспечения соответствия квалификационных требований, критериев квалификационной оценки;
д) о предложениях по стандартизации в области систем мониторинга технического состояния изделий авиационной техники.
В качестве информационной поддержки при подготовке к проведению IV Съезда авиапроизводителей России была подготовлена обобщающая публикация в журнале "Крылья Родины".
10 августа 2018 года, в рамках IV Съезда авиапроизводителей России состоялся Круглый стол на тему: "Безопасность полетов. Реализация требований Приложения 19 ИКАО на предприятиях авиационной промышленности", организованный Комитетом, на котором были рассмотрены следующие вопросы:
- О предложениях по совершенствованию стратегического планирования в области безопасности полетов в целях содействия реализации требований Положения 19 ИКАО;
- О предложениях по снижению риска Безопасности полетов, обусловленного организационно-техническими факторами опасности действующих подходов подготовки членов летных экипажей воздушных судов отечественной разработки, в части предупреждения попадания воздушных судов в сложные положения, предсрывные режимы сваливания и безопасного вывода из них;
- О разработке новых отечественных методов и средств идентификации характеристик воздушных судов и их оборудования на основе использования полетной информации и наземного контроля в целях обеспечения безопасности полетов и технической эксплуатации по состоянию;
По результатам прошедшего Круглого стола Комитетом были подготовлены, а Союзом авиапроизводителей России направлены следующие обращения в адрес Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
- письмо от 29.10.2018 г. № 424 в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова;
- письмо от 14. 11.2018 г. в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю. И. Борисова;
- письмо от 13.09.2018 г. в адрес Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова;
- письмо от 13.09.2018 г. от 10.10. 2018 г. № 384 в адрес Министра транспорта Российской Федерации Е. И. Дитриха;
По результатам заседания Комитета 23 мая 2018 года и Круглого стола 10 августа 2018 года был подготовлен проект Федерального закона о внесении в статью 24.1. Воздушного кодекса Российской Федерации и направлен в адрес заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А. Н. Епишина письмом от 29.10.2018г.
В течение 2018 года участники Комитета принимали участие в симпозиумах, конференциях и семинарах по актуальным проблемам современного авиастроения и безопасности полетов, а также в работе экспертного совета Союза авиапроизводителей России на конкурсе "Авиастроитель года".
По результатам работы Комитета в 2018 году принимались следующие решения и рекомендации:
1) С целью совершенствования существующих подходов, обеспечивающих реализацию предприятиями авиационной промышленности требований Приложения 19 ИКАО по управлению безопасностью полетов признать целесообразным:
а) внедрение практики государственного стратегического планирования в области безопасности полетов;
б) определить в документах государственного стратегического планирования безопасность полетов в качестве первого приоритета в области деятельности гражданского сегмента авиации (транспортного комплекса и авиационной промышленности);
в) использование Глобального плана обеспечения безопасности полетов Doc 10004 ИКАО в качестве основы для формирования целей, задач и мероприятий в процессе государственного стратегического планирования в области безопасности полетов;
г) с учетом окончания сроков действия в 2020 году Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года при осуществлении государственного стратегического планирования в области безопасности полетов разработать и принять Государственную программу Российской Федерации по безопасности полетов в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 №172-ФЗ в качестве предусмотренного ГПБП Doc 10004 ИКАО национального плана по обеспечению безопасности полетов;
д) при осуществлении государственного стратегического планирования в области безопасности полетов обратить внимание на необходимость реализации комплекса мероприятий по обеспечению предусмотренного частью 5 статьи 7 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 №172-ФЗ принципа сбалансированности системы стратегического планирования в отношении обеспечения и повышения безопасности полетов, с учетом пункта 5 части 3 статьи 10, а также пункта 7 статьи 4 указанного Федерального закона, в том числе с учетом положений действующих документов стратегического планирования;
е) в силу межведомственного характера стратегического планирования в области безопасности полетов определить системного интегратора, который на постоянной или проектной основе реализовывал бы согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования в области безопасности полетов по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации;
ж) реализацию требований стандартов ИКАО к наличию Государственной программы по безопасности полетов (ГосПБП) с учетом действующего законодательства Российской Федерации в формате положения о Государственной системе управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов и установления законодательных рамок для такой системы, основанных на требованиях к компонентам ГосПБП из Приложения 19 ИКАО;
з) возобновление работы на постоянной основе Межведомственной комиссии по авиационной безопасности и безопасности полетов и, в этой связи, необходимость актуализации приказа Минтранса РФ от 25.04.2008 №66 "О Межведомственной комиссии по авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации".
2) Подготовить обращения в адрес Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию системы государственного стратегического планирования в области безопасности полетов в соответствии с положениями Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 №172-ФЗ.
3) В связи с повторяющимися авиационными происшествиями по одинаковым причинам обратиться к Правительству Российской Федерации с просьбой дать поручение федеральным органам исполнительной власти разработать предусмотренную пунктом 2.10.11 "Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. №609) межведомственную инструкцию, определяющую порядок разработки, согласования, утверждения мероприятий по результатам расследований авиационных происшествий, их учета, финансирования и контроля за реализацией, а также доведения их до организаций-исполнителей и соисполнителей и органа, назначившего расследование.
4) В целях снижению риска для безопасности полетов, обусловленного организационно-техническими факторами опасности действующих подходов подготовки членов летных экипажей воздушных судов отечественной разработки в части предупреждения попадания воздушных судов в сложные пространственные положения, предсрывные режимы, режим сваливания и безопасного вывода из них признать необходимым обратиться в Минпромторг РФ, Минтранс РФ и Росавиацию с просьбой об организации и финансировании работ:
а) по разработке предусмотренных пунктом 6 статьи 54 Воздушного кодекса России федеральных авиационных правил, устанавливающих требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, а также порядок их применения (с учетом новой редакции правил FAA 14 CFR Часть 60 Том 81, №61, 30.03.2016: "Квалификационные стандарты тренажерных устройств имитации полета (FSTD) для задач обучения в расширенном диапазоне и при неблагоприятных погодных условиях") с обязательным условием реализации возможности осуществления тренажерной тренировки по выводу воздушного судна из сложного пространственного положения, предсрывных режимов, "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. №128;
б) доработке математической модели полетного тренажера самолета SSJ-95 в Ульяновске (УВАУГА), в части расширения диапазонов углов атаки, включая сваливание;
в) разработке на базе тренажера Ту-204 в Жуковском (ПАО "Туполев") универсального стенда по отработке навыков пилотов ГА при разных видах сваливания;
г) разработке учебно-тренировочного самолета первоначального обучения, позволяющего демонстрацию безопасного вывода из сваливания и штопора, оборудованного современными пилотажными приборами;
д) разработке теоретической и тренажерной программ обучения инструкторов и пилотов ГА по предупреждению и выводу неманевренных транспортных самолетов из сложных пространственных положений и сваливания.
5) В целях совершенствования комплексных задач диагностики объектов и их авионики на этапах ОКР, поставки и эксплуатации, мероприятий по повышению безопасности полетов и надежности изделий, валидационных мероприятий, рекламационной работы, снижению затрат ЖЦИ признать необходимым:
а) проводить ОКР объектов и их авионики с внедрением основных программно-аппаратных средств СОК ЭФ;
б) разработать концепцию, требования, процесса создания базовых систем диагностики и прогностики воздушных судов с учетом физического и психофизического состояния пилота c определением минимально допустимым перечнем контролируемых узлов и агрегатов летательных аппаратов;
в) разработать дорожную карту по интеграции технических возможностей накопителей бортовой информации с системами диагностики и прогностики технического состояния воздушных судов, позволяющей поэтапно перейти созданию интегрированной логистической поддержки всех этапов жизненного цикла и в конечном итоге к эксплуатации по техническому состоянию;
г) разработать и внедрить нормативные документы в РФ, регламентирующие требования к диагностированию ответственных элементов конструкции ВС и агрегатов (двигатели, элементы трансмиссии) и изделий авионики на этапе разработки с заранее установленными датчиками (для измерения давления, температуры, вибрации, ударов и др.) или посадочными местами, предусмотренными для их установки. Состав и размещение датчиков должны быть согласованы с предприятиями-разработчиками систем диагностики.
6) Рекомендовать Головным исполнителям авиационных объектов внедрять в свои опытные изделия технологию СОК ЭФ.