Отчет о деятельности Комитета по БАС за 2018 год
Основным направлением, требующим первоочередного решения остается подготовка предложений по разработке и совершенствованию нормативной правовой и технической базы в сфере БАС, решение проблемных вопросов, связанных с проведением сертификации и обеспечением безопасной эксплуатации БАС гражданского назначения.
Работа по формированию нормативной правовой базы осуществляется в рамках мероприятий "дорожной карты" по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров (ДК) "Аэронет".
ДК сформирована на площадке РГ "Аэронет" НТИ по инициативе Ассоциации "Аэронет", утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2018г. № 576-р. Образована рабочая специальная группа по разработке и участию в реализации "дорожной карты" по законодательству. В настоящее время наступил этап реализации ДК в порядке, установленным постановлением Правительства РФ от 27.09.2017г. № 1184.
Мероприятия ДК направлены на развитие и продвижение новых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках, предусмотренных планом мероприятий "Аэронет". Ответственными за выполнение мероприятий ДК являются федеральные органы исполнительной власти, АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), АО "РВК", а также непосредственно рабочая группа по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий "дорожной карты" НТИ "Аэронет", в состав которой входят члены Комитета по БАС, Ассоциации "Аэронет".
В числе основных задач, требующих решения для начала интенсивного развития российских компаний сферы беспилотных авиационных систем, развития внутреннего рынка и выхода на международный рынок, определены, в том числе вопросы стандартизации и сертификации БАВС.
В рамках реализации ДК, рассчитанной до 2035 года, предусмотрена разработка и принятие (издание) нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Евразийского экономического союза (в том числе о внесении изменений в технические регламенты Евразийского экономического союза), принятие или изменение межгосударственных и национальных стандартов, в том числе содержащих формы подтверждения соответствия, методы исследований (испытаний) и измерений, включая правила отбора образцов, подготовка соответствующих проектов международных договоров. Основная работа Комитета по БАС направлена на обеспечение выполнения указанных мероприятий.
22 мая 2018 года проведено заседание Комитета по БАС (протокол № 7), посвященное вопросам реализации указанной ДК. По итогам заседания рекомендовано сосредоточить усилия Комитета по БАС на реализации мероприятий "дорожной карты" по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет". Признано целесообразным создание экспертной рабочей группы из представителей ФОИВ, Росавиации, Авиарегистра России, промышленности, научных и иных заинтересованных организаций для непосредственного участия в разработке проектов НПА в сфере сертификации авиационной техники, ее разработчиков и изготовителей, установлению процедур проведения сертификации, разработки соответствующих сертификационных базисов и МОС в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО.
В течение 2018 года осуществлялась предварительная проработка указанных вопросов на различных площадках, в том числе РГ "Аэронет", Ассоциации "Аэронет" с непосредственным участием членов Комитета по БАС. Вопросы стандартизации и сертификации неоднократно обсуждались при проведении ежегодной конференции "Аэронет" в ходе круглых столов.
Тема развития производства и применения беспилотной авиационной техники является предметом внимания Ассоциации "АЭРОНЕТ" и САП. 13 июня 2018 года организации подписали соглашение о сотрудничестве, в котором заявлено стремление объединить усилия в целях создания работающей системы сертификации и нормирования летной годности, соответствующих международным стандартам, что сделает производимую в России авиационную технику конкурентоспособной на мировом рынке.
В декабре 2018 года проведено совещание в Росавиации по вопросам сертификации БАС под председательством заместителя Руководителя Росавиации А.А. Новгородова, с участием представителей Управления по сертификации АТ Росавиации, Авиарегистра России, компаний-разработчиков БАС. Обсуждены общие подходы к проведению сертификации БАС в составе с БВС максимальной взлетной массой 30 кг, а также подтверждения соответствия их разработчиков. Достигнута договоренность о создании временной рабочей группы для дальнейшей проработки вопросов, подготовке совместных предложений в разрабатываемые Минтрансом России проекты НПА, работа над изданием которых значительно затянулась.
Требует нормативного регулирования вопросы, связанные с реализацией системы управления безопасностью полетов (СУБП) в организациях-разработчиках и изготовителях БАС с учетом требований ст.24.1. Воздушного кодекса Российской Федерации.
Большинство задач ДК реализуется с непосредственным участием Минпромторга России, в том числе по вопросам установления требований и порядка подтверждения соответствия требованиям ФАП юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление БАС, порядка проведения обязательной сертификации БАС и их элементов, авиационных двигателей воздушных винтов и бортового оборудования . Предстоит совместная работа по разработке и созданию системы и порядка категорирования БАС, вопросам установления требований к летной годности для каждой отдельной категории БВС.
За выполнение ряда мероприятий ДК ответственным исполнителем является Минпромторг России, в том числе в части оптимизации процедур лицензирования деятельности по разработке, изготовлению, испытанию и ремонту БАС, распространению предусмотренных законодательством о государственном регулировании развития авиации мер поддержки на сферу БАС.
Комитет БАС принял участие в подготовке IV Съезда авиапроизводителей России, состоявшегося в августе 2018 года в г. Казани.
Определенным пробелом является тот факт, что развитие производства беспилотной авиационной техники не отражено в Государственной программе развития авиационной промышленности на 20132-120125 годы, и это вопрос стал одним из предметов обсуждения на Съезде.
Обсуждены предложения и рекомендации в Резолюцию IV Съезда авиапроизводителей России в части внесения необходимых дополнений в документы стратегического планирования деятельности отечественной авиационной промышленности, направленных на разработку и производство БАС гражданского назначения.
Решение указанных вопросов направлено на реализацию объявленной Президентом Российской Федерации Национальной Технологической Инициативы, а также Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204,касающихся создания законодательной базы и снятия барьеров для разработки и широкого применения робототехники и беспилотного авиационного транспорта по направлению "Аэронет".
В рамках проведения Съезда организован и проведен совместно с ассоциацией "Аэронет" круглый стол "Расширение производства и применения беспилотных авиационных систем" (БАС) на котором были рассмотрены следующие вопросы:
- О мерах по совершенствованию стратегического планирования в области разработки и производства беспилотных авиационных систем гражданского назначения в целях содействия развития рынка БАС и реализации задач Национальной Технологической Инициативы;
- Технологические и нормативные задачи развития рынка БАС гражданского назначения;
- Особенности нормативно-технического регулирования Открытой (А) и Специальной (В) категории беспилотных авиационных систем с беспилотными летательными аппаратами массой менее 30 кг. Для обеспечения безопасности полетов;
- Проблемные вопросы интеграции БАС в общее воздушное пространство.
Еще одним важнейшим вопросом в деятельности Комитета по БАС является обеспечение решения ключевой задачи - интеграция БВС в общее воздушное пространство.
Согласно статистике Госкорпорации по ОрВД количество разрешений на ИВП для БВС за 3 года с 2015 по 2018 г. г.) возросло в 8 раз, рынок БАС вырос в 10 раз. Число нарушений по использованию воздушного пространства, связанных с полетами БВС по статистике Ространснадзора за 2016 год с 26 происшествий возросло за 2017 год до 43 происшествия.
Указанная проблема требует незамедлительного решения, выработки концептуальных подходов, используя соответствующие технические решения.
Одним из узловых вопросов при выборе решений для БАС, является обеспечение кибербезопасности. Тема кибербезопасности в последнее время приобретает первостепенную важность в деятельности всей гражданской авиации, особенно в связи с внедрением в практику деятельности БАС, организации полетов БВС в общем воздушном пространстве — основной цели интеграции БАС в существующую систему гражданской авиации. Для надежного и безопасного функционирования БАС должно быть обеспечено киберзащищенное взаимодействие между внешним пилотом (пунктом дистанционного пилотирования) и беспилотным воздушным судном (БВС) посредством линии контроля и управления (линия С2), а также с органами ОрВД и другими пользователями воздушного пространства.