Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 14.03.2019
Источник: ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова"

ЦИАМ для промышленности: итоги работы в 2018 году

26 февраля 2018 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) состоялся первый день работы отчетной серии научно-технических советов (НТС), посвященный итогам деятельности подразделений Института за 2018 год.

На совете присутствовали представители ведущих предприятий авиационной отрасли: ФГБУ "Институт имени Н.Е. Жуковского", ФГУП "ЦАГИ", ФГУП "ВИАМ", ОКБ имени А. Люльки, АО "ОДК-Климов", ПАО "НПП "Аэросила" и др.

О результатах тематических работ по созданию научно-технического задела (НТЗ), включая сведения о структуре отдела и кадровом составе, участии сотрудников в конференциях, публикационной активности, отчитались 9 подразделений и Научно-испытательный центр ЦИАМ.

НТЗ для двигателей пятого, шестого поколений и перспективной авиационной техники

Начальник отделения "Авиационные двигатели" Александр Луковников привел основные итоги тематических работ за 2018 год. В частности, в области создания НТЗ по двигателям 5-го и 6-го поколений выполнены расчетно-экспериментальные исследования, в том числе на демонстрационных образцах ряда узлов и систем, для нескольких концепций дозвуковых и сверхзвуковых самолетов 2030-х годов различной пассажировместимости и дальности полета.

Из значимых событий для промышленности руководитель подразделения выделил состоявшуюся в октябре прошлого года сертификацию первого отечественного двигателя пятого поколения, а также начавшуюся разработку технологий для создания демонстратора двигателя большой тяги ПД-35 и проработку вопросов экспериментальных исследований влияния внешних воздействий (кристаллы льда, вулканический пепел) на работоспособность двигателя ПД-14, который в настоящее время проходит валидацию сертификата типа по европейским нормам.

Важные результаты в части разработки и сертификации новой авиационной техники получены при испытаниях полноразмерного отсека крыла пассажирского самолета МС-21 в условиях обледенения. Ведется подготовка к сертификационным испытаниям на обледенение турбовального двигателя ТВ7-117В в составе отсека фюзеляжа вертолета Ми-38.

В качестве достижений отмечено активное участие подразделения в конференциях, конкурсах и издательской деятельности. В минувшем году сотрудники заняли несколько призовых мест в конкурсе ЦИАМ на лучшую НИР, опубликовали более 50 научных статей. Была выпущена монография "Уплотнения газотурбинных двигателей" (автор П.А. Каджардузов).

Технологии для двигателей будущего

Тема электрификации летательных аппаратов (ЛА) сегодня очень популярна во всем мире. Объявлено о разработке более сотни проектов ЛА с электрической или гибридной силовой установкой (СУ). О работах отдела "Электрические (гибридные) силовые установки, системы и летательные аппараты" ЦИАМ рассказал его начальник Антон Варюхин.

Специалисты отдела изучают зарубежный опыт, анализируют и формируют прогноз развития ключевых технологий, необходимых для создания гибридных и электрических СУ для ЛА.

В настоящее время отдел является ведущим по двум крупным НИР. В одной из них, помимо теоретических исследований, выполняется разработка электрической силовой установки на основе водородных топливных элементов для легкого двухместного самолета. Спроектированы и уже почти изготовлены электрический двигатель и его система управления для этой СУ. При мощности 60 кВт двигатель будет иметь массу 20 кг, система управления — 3,5 кг.

Вторая работа посвящена разработке и созданию демонстратора гибридной силовой установки, в которой будет использован электрический двигатель мощностью 500 кВт на высокотемпературных сверхпроводниках разработки ЗАО "СуперОкс" по заказу Фонда перспективных исследований. Разработаны проекты основных компонентов демонстратора, идет их изготовление. В 2020 году запланировано установить демонстратор на летающую лабораторию на базе самолета Як-40 и выполнить летные испытания.

Разработки в области систем автоматического управления авиадвигателей

Заместитель генерального директора ЦИАМ, директор Исследовательского центра "САУ двигателей" Оскар Гуревич рассказал о работах по системам управления (САУ) для создаваемых, модернизируемых и находящихся в эксплуатации авиационных двигателей.

Задачи подразделения — разработка методов управления и эксплуатации, аппаратурных решений, анализ и прогноз развития САУ, формирование перспективных направлений научно-технического прогресса в этой области: построение интеллектуальных и распределенных систем, управление "электрическим" ГТД, создание беспроводных систем, применение бортовой математической модели двигателя.

Выполнены работы по созданию демонстраторов новых технологий: электроприводной системы смазки, магнитного подвеса роторов на пассивных подшипниках, автономного вибрационного электрогенератора для беспроводных САУ.

Ряд новых решений проверен в испытаниях на двигателе-демонстраторе АИ-25ТЛ.

Отмечено важное значение работ по применению результатов НТЗ в промышленности. На его основе выполнены наиболее крупные работы с двигательными ОКБ, в том числе, сформированы предложения по разработке САУ двигателя ПД-35, а также малоразмерных двигателей.

Проведен комплекс работ по САУ в обеспечение сертификации двигателя ПД-14.

Газотурбинные установки для Арктики и не только

Главный научный сотрудник отдела промышленных и транспортных газотурбинных установок (ГТУ) Георгий Ведешкин сообщил, что разработана схема экологически чистой ГТУ, которая может быть наиболее эффективно использована для освоения Арктики, где есть потребность в тепле и зимой, и летом.

Особенность технологии — выработка тепловой энергии с использованием тепла конденсации пара, что значительно, до 94%, повышает коэффициент использования топлива. Даны рекомендации по использованию этой схемы в качестве основной для ТЭЦ, благодаря привлекательным эксплуатационным характеристикам: в три раза снижены выбросы CO2, при том же объеме выработки энергии, что и в традиционной парогазовой установке (ПГУ).

Кроме того, данная схема ПГУ обеспечивает практически безинерционное и весьма существенное снижение потери КПД при уменьшении мощности (на 2% – при снижении мощности в 2 раза) в течение десятка секунд. Это дает возможность маневрировать выдаваемой мощностью в соответствии с потребляемой, в зависимости от суточных, недельных и сезонных колебаний, и исключает необходимость эксплуатации "пиковых" (используемых в часы пик потребления энергии) станций с невысоким КПД.

На стыке самолета и двигателя

Об итогах деятельности отдела с 70-летней историей, решающего задачи "стыковки" параметров ЛА с параметрами двигателя, рассказал его начальник Алик Исянов.

В 2018 году завершилась работа по международному проекту AGILE, цель которого — создание распределенной среды коллективного проектирования самолета и его силовой установки. Главное достижение – отлаженные связи между специалистами и их математическими моделями и формирование уникальной базы данных, содержащей последовательность решения задач при проектировании инновационных летательных аппаратов и их подсистем. Работа команды AGILE была отмечена наградой на конференции ICAS 2018 в Бразилии.

Для исследования эффективности перспективных пассажирских самолетов с турбовинтовым двигателем ведущим научно-производственным предприятием "Аэросила" проведена работа по формированию облика воздушного винта для двигателя в классе 7000 кгc. В отделе развивается математический аппарат, учитывающий специфику самолетов с винтами с учетом оценки их шумовых показателей.

Докладчик напомнил и о недавнем назначении сотрудника отдела Артура Мирзояна официальным представителем Российской Федерации в Комитете по охране окружающей среды от воздействия авиации (CAEP) Международной организации гражданской авиации (ICAO). Работа эксперта заключается в отстаивании интересов страны при формировании новых авиационных экологических стандартов.

Компрессорные узлы для авиадвигателей

Начальник отделения аэродинамики компрессоров Виктор Милешин рассказал о вкладе инженеров ЦИАМ в разработку компрессорных узлов для авиадвигателей.

В обеспечение сертификации двигателя ПД-14 разработан вентилятор, обеспечивший высокую эффективность, прочностные характеристики и запасы газодинамической устойчивости (ГДУ). В дальнейшем модель вентилятора планируется испытать на акустическом стенде на универсальном стендовом имитаторе двигателя, разрабатываемом ЦИАМ с целью создания НТЗ для улучшения акустических характеристик двигателя ПД-14.

По теме надроторных устройств (НРУ) в предыдущие годы разработаны НРУ для биротативных вентиляторов, давшие устойчивое повышение аэродинамических характеристик, КПД и запасов ГДУ, а также снижение шума во всех трех контрольных точках: взлет, набор высоты и заход на посадку.

В 2018 году было решено применить опыт, полученный при проектировании НРУ для биротативных вентиляторов, к разработке НРУ для однорядных вентиляторов. В результате экспериментальных исследований показано улучшение аэродинамических характеристик вентилятора при сохранении акустических характеристик.

Виктор Милешин сообщил и об участии отделения в европейских программах, в частности, ENOVAL и COBRA-3.

В рамках международного проекта COBRA-3 по созданию экспериментального биротативного вентилятора были разработаны два демонстратора технологии, созданные по различным концепциям. В разработке ЦИАМ получен высокий КПД (93,4%), подтвержденный экспериментально. Сильная сторона европейской концепции — достижение хороших акустических характеристик (при этом достигнут КПД с меньшим значением).

В рамках программы ENOVAL, цель которой — создание высокоэкономичных и малошумных двигателей нового поколения с ультравысокой степенью двухконтурности, проведены уникальные для России испытания высокоскоростного бустера.

Решения для узла турбин

Большое количество работ, связанных с ПД-14, в том числе по сертификации, а также с ПД-35, было выполнено и отделом газовых турбин, о чем сообщил его начальник Игорь Цветков.

Специалисты подразделения занимаются решением комплексных проблем горячего узла газотурбинных двигателей, создают научно-технический задел, в котором необходимо выделить разработку концепции высокоэффективной турбины высокого давления двигателя ПД-35 и работы по созданию лопатки с проникающей системой охлаждения.

Ведутся и сопутствующие разработки. Например, в 2018 году прошел первые 72-часовые испытания демонстратор отопительного котла нового типа с погружным нагревом воды, для проверки энергоспособности системы.

Новые технологии моделирования авиационных ГТД

Подводя итоги работы отдела технологий моделирования авиационных ГТД, Владимир Макаров напомнил об его ключевых компетенциях – разработке прикладного программного обеспечения в области численных методов аэродинамики (CFD) для повышения уровня моделирования ГТД и расчета характеристик СУ в составе ЛА.

Новые научные, методические и программные решения позволят перейти в 2019 году к поэтапному созданию цифрового демонстратора СУ перспективного сверхзвукового гражданского самолета. С помощью нового численного метода проведены расчеты аэродинамических и акустических характеристик его выходных устройств нового типа.

Заметное событие прошлого года — завершение разработки методики пересчета результатов измерений тяги двигателя на высотном стенде в полетные условия применительно к ПД-14.

Научно-испытательный центр ЦИАМ: значимые испытания в минувшем году

Заместитель директора филиала — Научно-испытательного центра ЦИАМ по подготовке и проведению испытаний Евгений Павлюков отметил расширение технических возможностей экспериментальной базы Института и возросший у предприятий промышленности спрос на испытания.

В 2018 году были испытаны на птицестойкость элементы конструкции самолета МС-21 (топливный бак, отсек крыла, оперение и остекление кабины). Двигатель ПД-14 прошел испытания на огнестойкость, а также в условиях обледенения и попадания кусков льда.

Благодаря оптимизированным технологическим процессам испытания на обледенение теперь проводятся ежедневно, без суточных перерывов. Кроме того, инженеры и конструкторы НИЦ ЦИАМ создали новое оборудование, которое позволяет эффективно и без перерывов в графике испытаний готовить, хранить и использовать топливо с низкой температурой.

Важным аспектом деятельности НИЦ ЦИАМ в прошлом году оставалась аттестация испытательных стендов промышленных предприятий: было аттестовано 10 стендов.

Нестационарные газодинамические исследования

Начальник отдела ЦИАМ Иван Головченко, чье выступление было завершающим, рассказал о динамических измерениях, проведенных в ходе испытаний авиационных двигателей. В качестве достижения была отмечена работа по созданию эталонной установки, используемой для калибровок средств измерения пульсаций давления в тракте двигателя.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
28 мар 2024
Иран показал свой новый беспилотник
28 мар 2024
В Омске разработали станок для производства шин к самолету Ту-214
28 мар 2024
Разработчик БПЛА "Альбатрос" рассказал о его роли в отражении атак ВСУ на границу РФ
28 мар 2024
Призраки в небе: стелс-технологи на службе военной авиации
28 мар 2024
С отечественной начинкой: вертолет Ка-62 стал еще более патриотичным в Приморье
28 мар 2024
В Белоруссии будут производить продукцию из композитных материалов для авиастроения
28 мар 2024
Американские аналитики заявили, что проблемы Boeing не ограничены самолетами
28 мар 2024
Nikkei: Япония планирует еще одну попытку разработать собственный пассажирский самолет
27 мар 2024
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями
27 мар 2024
Минпромторг до 12 апреля ждет заявок на гранты на сертификацию беспилотных систем
27 мар 2024
Вузы России и Китая займутся гибридными двигателями БПЛА на базе водородных технологий
27 мар 2024
Скажутся ли перестановки в руководстве Boeing на качестве продукции?
27 мар 2024
Займет место сверхзвукового "Конкорда": самолет XB-1 поднялся в воздух
27 мар 2024
В ПНИПУ нашли баланс в создании деталей для авиадвигателей
27 мар 2024
Кабмин Японии разрешил экспорт истребителей нового поколения в третьи страны
26 мар 2024
Пять поколений истребительной авиации
26 мар 2024
В Крыму инженеры разработали аналоги комплектующих для Superjet и МС-21
26 мар 2024
Платформа Superjet: как создается новая модификация самолета SJ-100
26 мар 2024
Министр транспорта РФ Виталий Савельев посетил филиал ПАО «Ил» – Авиастар
26 мар 2024
Рейтинг лучших: какие истребители имеют самые мощные двигатели
26 мар 2024
Ростех обсудил вопросы подготовки инженеров в рамках нацпроекта "Кадры"
26 мар 2024
Эксперт заявил, что новый истребитель J-35 КНР имеет преимущество над конкурентом США
26 мар 2024
NI заявил о возможной победе Су-27 над F-15 в воздушной дуэли
26 мар 2024
Ростех: кабина Superjet с новой российской авионикой стала удобней для пилотов
28 мар 2024
Ученые ГосНИИАС приняли участие в деловой программе тематического дня выставки-форума «Россия»
28 мар 2024
Изобретения «Салюта» взяли «золото» и «бронзу» на «Архимеде»
28 мар 2024
На Байконур за новым опытом
28 мар 2024
Открыта регистрация на форум "Российская современная авионика-2024"
28 мар 2024
Разработки ОДК-УМПО отмечены медалями на международном салоне изобретений "Архимед"
28 мар 2024
От школьника до профессии инженер
27 мар 2024
ГосНИИАС на семинаре Российской академии образования
27 мар 2024
Учебный центр ОДК-СТАР получил лицензию на образовательную деятельность
26 мар 2024
ЦАГИ принял участие в школе-семинаре «Аэродинамика и динамика полета летательных аппаратов»
26 мар 2024
"Вертолеты России" передали вертолет Ми-8МТВ-1 для краснодарской авиакомпании
26 мар 2024
Двигатели ОДК отправили международный экипаж на МКС
25 мар 2024
ОАК проводит форум студентов-целевиков в Доме молодежи на ВДНХ
25 мар 2024
Уникальные изделия для отечественной авиации: "Аэросиле" - 85!
25 мар 2024
ИФК передала Ту-204 в эксплуатацию авиакомпании Red Wings
25 мар 2024
Впереди большая стройка
22 мар 2024
ОДК возведет в Перми новый корпус для испытаний агрегатов двигателей ПД-8 и ПД-14
22 мар 2024
От студента до академика: 23 года назад научный руководитель ГосНИИАС Е.А. Федосов стал лауреатом премии Правительства РФ
22 мар 2024
В СибНИА завершилась XXII Всероссийская школа-семинар по аэродинамике и динамике полета летательных аппаратов
22 мар 2024
ОДК открыла образовательное пространство в петербургском Политехе
22 мар 2024
ОДК представила инновационные разработки на международном салоне «Архимед»
22 мар 2024
В ЦАГИ прошли съемки познавательной программы "Знание - сила"
21 мар 2024
В ОДК-УМПО началась подготовка новой группы мультиспециалистов
21 мар 2024
В ОДК-Сатурн определили лучших конструкторов в области инженерного дизайна CAD
21 мар 2024
У-УАЗ подписал коллективный договор на 2024-2025 годы
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».