Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 21.03.2019
Источник: ФГУП "Центральный Институт Авиационного Моторостроения" им. П.И.Баранова

Годовой отчет: специалисты ЦИАМ представили итоги работы перед отраслью

Во второй день работы расширенной сессии научно-технических советов (НТС) в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт Н.Е. Жуковского") еще 7 подразделений Института в развернутых докладах отчитались перед коллегами из отрасли результатами работы за 2018 год.

Специалисты ЦИАМ рассказали о том, чего удалось достигнуть и каковы планы на ближайшую перспективу. В мероприятии приняли участие представители 18 отраслевых предприятий, отделения Российской академии наук.

Прочность, надежность, новые материалы

Итоги работы отделения "Динамика, прочность, надежность авиационных двигателей" представил его руководитель Юрий Ножницкий. Он отметил большой вклад коллектива в обеспечение безопасной и эффективной эксплуатации серийной авиационной техники, в разработку новых технологий, методов обеспечения и подтверждения прочностной надежности, что имеет большое значение для развития отечественного авиадвигателестроения.

Отделение сыграло важную роль в сертификации двигателя ПД-14 — главном отраслевом событии минувшего года. В частности, благодаря работам специалистов ЦИАМ ПД-14 стал первым отечественным двигателем с разработанным, внедренным и успешно сертифицированным устройством снижения нагрузок при обрыве лопатки вентилятора.

Большой объем работы был проделан отделением по исследованиям конструкционной прочности материалов: разрабатываются технологии снижения критичности дефектов, обеспечения и подтверждения требуемого циклического ресурса критических по последствиям разрушения деталей двигателей.

Существенных успехов удалось достичь и в развитии мультидисциплинарной оптимизации по ряду направлений — оптимизации деталей роторов турбомашин и силовых схем двигателей. В минувшем году отделение разработало новые методы проектирования, в частности, методику оценки несущей способности роторов.

Выполнен большой объем работ по углепластиковым лопаткам вентилятора. В настоящее время прочнисты ЦИАМ занимаются отработкой методов испытаний изделий из углепластика, оптимизацией технологий для последующей сертификации.

Важные работы были проведены по обеспечению вибрационной прочности двигателей. Сотрудники ЦИАМ разработали методику бесконтактной диагностики таких колебаний, работы защищены 7 патентами и широко применяются в промышленности. Планируется провести экспериментальную проверку методики расчета вибронапряжений при вынужденных колебаниях.

В отделении также активно занимаются разработкой методов виртуальных испытаний.

Юрий Ножницкий отдельно остановился на вопросах развития в отделении работ по аддитивным технологиям. Идут работы по созданию биметаллического блиска с охлаждаемыми лопатками, полых дисков, блисков с "наращением" лопаток и т.д. Кроме того, методами аддитивных технологий изготавливают керамическую оснастку для литья лопаток турбин со сложными схемами охлаждения.

В отделении проводится много экспериментальных исследований. В прошлом году отделение заняло первое место в конкурсе на лучшую работу Института за испытание двигателя на разгонном стенде на птицестойкость, впоследствии планируется издание монографии на эту тему.

Главным же успехом минувшего года для отделения, по мнению докладчика, является существенное обновление экспериментальной базы прочностных исследований.

Разработки для вертолетов

Далее подвел итоги года инжиниринговый центр "Авиационные приводы", лидер в диагностике вертолетов и основной разработчик зубчатых передач для винтокрылой техники. В течение года специалистами центра велась работа по двум основным опытно-конструкторским работам, цель обеих — разработка бортовых систем диагностики вертолетов, включая создание нового типа датчиков вибраций.

Также в течение года инжиниринговый центр ЦИАМ участвовал более чем в 60 испытаниях, в том числе летных, занимался оснащением вертолетов собственной аппаратурой и выдавал заключения о работоспособности его основных систем, большой объем работы центра был посвящен вопросам тензометрии.

Большая работа велась и по различным НИР, которые охватили все направления деятельности центра.

Диагностика годности: технологии оценки и анализ надежности авиации

Логичным продолжением диалога о диагностике и надежности стал подробный доклад отдела "Надежность, летная годность, диагностика, технико-экономический анализ".

В 2018 году ЦИАМ продолжил работу по межведомственной оценке безотказности двигателей для гражданской авиации. Специалисты ЦИАМ разработали нормативные документы по оценке безотказности двигателей, согласно которым ведется рассмотрение причин возникающих дефектов, принимается комплекс мер по устранению неисправностей и проводится контроль эффективности этих мероприятий.

Кроме того, специалисты отдела в 2018 году успешно провели цикл экспериментальных исследований по анализу и подтверждению чистоты воздуха, отбираемого от компрессора двигателя. Подобные испытания с имитацией дефекта масляной системы проводились для двигателя ПД-14. Работа проводилась при методическом руководстве ЦИАМ, что позволило своевременно завершить сертификацию ПД-14.

Также в рамках сертификации ПД-14 отдел занимался подтверждением пожарной безопасности двигателя.

Впервые в отечественной практике осуществлен полный комплекс исследований: выбор компонентов для испытаний, разработка программ испытаний, доработка стенда, сами испытания, оформление протоколов испытаний, согласование сертификационных отчетов. Проведено более 50 испытаний со сложным многофакторным воспроизведением эксплуатационных условий.

В части вопросов диагностики в минувшем году отдел разработал программный модуль принятия решений по управлению жизненным циклом двигателя на основе комплексного анализа диагностической информации, экономической эффективности и рисков. Программа получила свидетельство о регистрации.

Отдельная часть работ была посвящена технико-экономическим исследованиям с учетом рисков, а также разработке методических оценок анализа экономической эффективности жизненного цикла. Отдел также участвовал в работах по аттестации испытательных стендов.

Аттестат качества: разработки в области измерительной техники и метрологии

Доклад об итогах работы в 2018 году представил отдел "Измерительная техника и метрология" ЦИАМ.

Подразделение осуществляет свою деятельность по нескольким взаимоувязанным направлениям, таким, как: разработка новых и совершенствование существующих методов и средств измерений, разработка метрологического обеспечения экспериментальных исследований и испытаний, документов в области законодательной и прикладной метрологии, аттестация испытательного оборудования.

В 2018 году специалистами отдела в рамках тематических работ проведено, к примеру, усовершенствование градуировочного комплекса для средств измерения динамических деформаций, разработана методология беспроводных измерений параметров быстропеременных деформаций вращающихся объектов на основе датчиков на поверхностно-акустических волнах, проведены экспериментальные исследования в лабораторных условиях томографической системы измерения температуры газа и др.

Метрологической службой ЦИАМ, головным подразделением которой является отдел, в 2018 году выполнен большой объем метрологических работ — проведены поверки (калибровки) 743 средств измерений Института и около 1000 средств измерений сторонних организаций, разработаны и аттестованы 13 методик измерений, утвержден тип трех стендовых многоканальных измерительных систем, проведена аэродинамическая аттестация 10 испытательных стендов, аттестовано 19 единиц испытательного оборудования.

Проведена большая работа для успешного прохождения очередных аудитов метрологической службы комиссиями Росаккредитации по двум направлениям деятельности и комиссией аккредитующего органа по аттестации испытательного оборудования.

Перспективные входные и выходные устройства

В 2018 году специалисты отделения "Газовая динамика и теплофизика" выполнили большой объем работы по моделированию, вычислению характеристик и выдаче рекомендаций по совершенствованию узлов силовых установок. Отдельный блок работ они посвятили перспективным воздухозаборникам. По этому направлению удалось достичь немалых успехов — появилось облик компактного входного устройства с высокими характеристиками.

Входное устройство удовлетворяет всем требованиям для работы с двигателем изменяемого цикла: проведены расчеты и экспериментальные исследования. Работы в этом направлении будут продолжены.

Отделение также занималось сертификацией двигателя ПД-14: специалисты исследовали и анализировали течения газов в выходном устройстве при двигательных испытаниях, проводили ряд вычислительных экспериментов с помощью программных комплексов ЦИАМ. Так, сотрудники отделения дали оценку работе силовой установки в составе летательного аппарата.

Аттестация двигателей также стала одним из приоритетных направлений деятельности отделения. Ведется работа по моделированию различных метрологических устройств для аттестации стенда измерений расхода газогенератора двигателя ПД-14 и, кроме того, при участии специалистов ЦИАМ получены калибровочные коэффициенты для многоточечных приемников давления.

Часть работ выполнена в рамках создания гибридной силовой установки, большой объем исследований и разработок был направлен на создание перспективных камер сгорания, а также шумоглушащих устройств для воздушных судов.

Код горения: разработки в области кинетики неравновесных физико-химических процессов в двигателях

Подробный доклад о разработках ЦИАМ в области кинетики горения и физико-химических процессов в двигателях представило отделение "Неравновесные физико-химические процессы в газовых потоках и в элементах двигателей".

В 2018 году завершен цикл работ (с привлечением сотрудников других подразделений Института) по совершенствованию авторского компьютерного кода, предназначенного для моделирования процессов в камерах сгорания высокоскоростных ВРД при сжигании различных топлив. Наряду с кодом создана обширная база данных, которая включает в себя кинетические модели горения различных видов углеводородных топлив, коэффициенты переноса, экспериментальные и расчетные данные для реакционных механизмов.

В отделении активно проводится работа по изучению кинетики горения высокоэнергетичных, в частности, борсодержащих топлив, а также проблем, связанных с их использованием. Разрабатывается матмодель для описания динамики неравновесной конденсации оксида бора. Продолжались исследования по горению алюминизированных топлив. Полученные результаты имитационного моделирования находятся в хорошем соответствии с экспериментальными данными. Выполнено комплексное численное исследование воспламенения и горения различных углеводородных топлив с добавками наночастиц алюминия в канале при сверхзвуковой скорости воздушного потока на входе. Изучалась также возможность применения малых атомарных металл-содержащих кластеров как составной части топливных композиций для повышения энергоэффективности процесса горения. Эти исследования проводились с использованием разработанной в отделении методологии для поиска устойчивых структур молекул на основе методов квантовой химии, Монте-Карло, генетических алгоритмов. 

Тематике работы отделения был посвящен организованный Институтом в октябре в Сочи 8-ой Международный симпозиум "Неравновесные процессы, плазма, горение и атмосферные явления" памяти сотрудника ЦИАМ, д.ф.-м.н. Александра Михайловича Старика. 

Перспективные камеры сгорания

Завершающим на отчетном научно-техническом совете стал доклад отдела "Камеры сгорания". В 2018 году специалисты ЦИАМ провели комплекс работ по двум перспективным камерам сгорания для гражданских воздушных судов и проанализировали текущие и планируемые нормы по выбросу вредных веществ. Именно они и будут определять облик перспективной гражданской авиации.

В рамках одной из НИР отдел разработал фронтовой модуль для камер сгорания двух размерностей.

Испытания прошли в ЦИАМ, в 2019-м году запланированы эксперименты при реальных условиях эксплуатации двигателей.

По другой НИР отдел разрабатывает перспективную камеру сгорания с многоточными фронтовыми устройствами, в настоящий момент активно ведется разработка нескольких кольцевых камер сгорания с разным числом форсуночных модулей для двигателей следующего поколения.

Отдел также занимается модернизацией испытательных стендов. В минувшем году выполнены подготовительные работы по созданию нового испытательного стенда, на котором будут тестироваться реальные элементы, фронтовые устройства и форсунки существующих серийных или опытных двигателей.

Большой объем работы был посвящен "неметаллическим" малоразмерным ГТД: для них создана и изготовлена на производстве ЦИАМ камера сгорания, планируются ее испытания.

Специалисты отдела также принимали участие в сертификации двигателя ПД-14 в части камер сгорания и их соответствия международным экологическим требованиям.

За год был проведен большой объем испытаний, выпущены более 20 технических отчетов и более 30 научных статей, запатентованы 3 изобретения.

Мероприятие вызвало живой отклик и интерес у представителей отрасли, диалог будет продолжен.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
28 мар 2024
Иран показал свой новый беспилотник
28 мар 2024
В Омске разработали станок для производства шин к самолету Ту-214
28 мар 2024
Разработчик БПЛА "Альбатрос" рассказал о его роли в отражении атак ВСУ на границу РФ
28 мар 2024
Призраки в небе: стелс-технологи на службе военной авиации
28 мар 2024
С отечественной начинкой: вертолет Ка-62 стал еще более патриотичным в Приморье
28 мар 2024
В Белоруссии будут производить продукцию из композитных материалов для авиастроения
28 мар 2024
Американские аналитики заявили, что проблемы Boeing не ограничены самолетами
28 мар 2024
Nikkei: Япония планирует еще одну попытку разработать собственный пассажирский самолет
27 мар 2024
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями
27 мар 2024
Минпромторг до 12 апреля ждет заявок на гранты на сертификацию беспилотных систем
27 мар 2024
Вузы России и Китая займутся гибридными двигателями БПЛА на базе водородных технологий
27 мар 2024
Скажутся ли перестановки в руководстве Boeing на качестве продукции?
27 мар 2024
Займет место сверхзвукового "Конкорда": самолет XB-1 поднялся в воздух
27 мар 2024
В ПНИПУ нашли баланс в создании деталей для авиадвигателей
27 мар 2024
Кабмин Японии разрешил экспорт истребителей нового поколения в третьи страны
26 мар 2024
Пять поколений истребительной авиации
26 мар 2024
В Крыму инженеры разработали аналоги комплектующих для Superjet и МС-21
26 мар 2024
Платформа Superjet: как создается новая модификация самолета SJ-100
26 мар 2024
Министр транспорта РФ Виталий Савельев посетил филиал ПАО «Ил» – Авиастар
26 мар 2024
Рейтинг лучших: какие истребители имеют самые мощные двигатели
26 мар 2024
Ростех обсудил вопросы подготовки инженеров в рамках нацпроекта "Кадры"
26 мар 2024
Эксперт заявил, что новый истребитель J-35 КНР имеет преимущество над конкурентом США
26 мар 2024
NI заявил о возможной победе Су-27 над F-15 в воздушной дуэли
26 мар 2024
Ростех: кабина Superjet с новой российской авионикой стала удобней для пилотов
28 мар 2024
Ученые ГосНИИАС приняли участие в деловой программе тематического дня выставки-форума «Россия»
28 мар 2024
Изобретения «Салюта» взяли «золото» и «бронзу» на «Архимеде»
28 мар 2024
На Байконур за новым опытом
28 мар 2024
Открыта регистрация на форум "Российская современная авионика-2024"
28 мар 2024
Разработки ОДК-УМПО отмечены медалями на международном салоне изобретений "Архимед"
28 мар 2024
От школьника до профессии инженер
27 мар 2024
ГосНИИАС на семинаре Российской академии образования
27 мар 2024
Учебный центр ОДК-СТАР получил лицензию на образовательную деятельность
26 мар 2024
ЦАГИ принял участие в школе-семинаре «Аэродинамика и динамика полета летательных аппаратов»
26 мар 2024
"Вертолеты России" передали вертолет Ми-8МТВ-1 для краснодарской авиакомпании
26 мар 2024
Двигатели ОДК отправили международный экипаж на МКС
25 мар 2024
ОАК проводит форум студентов-целевиков в Доме молодежи на ВДНХ
25 мар 2024
Уникальные изделия для отечественной авиации: "Аэросиле" - 85!
25 мар 2024
ИФК передала Ту-204 в эксплуатацию авиакомпании Red Wings
25 мар 2024
Впереди большая стройка
22 мар 2024
ОДК возведет в Перми новый корпус для испытаний агрегатов двигателей ПД-8 и ПД-14
22 мар 2024
От студента до академика: 23 года назад научный руководитель ГосНИИАС Е.А. Федосов стал лауреатом премии Правительства РФ
22 мар 2024
В СибНИА завершилась XXII Всероссийская школа-семинар по аэродинамике и динамике полета летательных аппаратов
22 мар 2024
ОДК открыла образовательное пространство в петербургском Политехе
22 мар 2024
ОДК представила инновационные разработки на международном салоне «Архимед»
22 мар 2024
В ЦАГИ прошли съемки познавательной программы "Знание - сила"
21 мар 2024
В ОДК-УМПО началась подготовка новой группы мультиспециалистов
21 мар 2024
В ОДК-Сатурн определили лучших конструкторов в области инженерного дизайна CAD
21 мар 2024
У-УАЗ подписал коллективный договор на 2024-2025 годы
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».