90 лет со дня первого полета многоцелевого самолета АНТ-7

11 сентября 2019 года отмечается 90 лет со дня первого полета многоцелевого самолета АНТ-7 (Р-6).
Рождение класса боевых самолетов "воздушный крейсер" относиться к концу первой Мировой войны, когда с появлением тяжелых бомбардировщиков потребовалось обеспечить их охрану и защиту от атак истребителей противника на всем маршруте полета бомбардировщиков. Для этого потребовалось создать самолеты промежуточного класса, получившие название "воздушных крейсеров", обладавших скоростями близкими к скоростям одноместных истребителей, большим радиусом действия и мощным стрелково-пушечным вооружением. Помимо функции обороны бомбардировщиков, на подобные самолеты возлагались задачи разведки, ведения боев с бомбардировщиками противника, нанесения бомбовых ударов.
В СССР непосредственным толчком к созданию "воздушных крейсеров" стало создание в середине 20-х годов тяжелых бомбардировщиков ТБ-1. В октябре 1926 г. в КБ в инициативном порядке, по предложению А.Н.Туполева, началось проектирование цельно-металлического двухмоторного самолета АНТ-7, отвечавшего по своему назначению классу "воздушный крейсер". Новый самолет проектировался под два двигателя мощностью 500-600 л.с. и представлял собой фактически уменьшенный вариант АНТ-4 (ТБ-1).
К августу 1927 г. была разработана конструкция, и самолет был запущен в опытное производство. Заказ на серию получает завод № 22. Окончательно решается вопрос с двигателями, которые были однотипными с ТБ-1 (БМВ UI — М-17). К 26 августа 1929 г. первый АНТ-7 (обозначение по ВВС Р.-6) был закончен постройкой. В начале сентября АНТ-7 был перевезен на аэродром, и в этом же месяце начались заводские испытания, которые проводил летчик-испытатель М.М.Громов. Испытания и доводки продолжались до марта 1930 г. 11 марта самолет передается на государственные испытания, продолжавшиеся до середины октября 1930 г, по результатам которых самолет был рекомендован в серию и на вооружение в качестве "самолета дальней разведки" и "самолета сопровождения" (Р-6 и КР-6).
Эталоном для серии на заводе № 22 стал доработанный опытный самолет. 5 октября 1931 г. первый серийный самолет Р-6 с двумя двигателями М-17 был передан в НИИ ВВС на государственные испытания. После устранения всех недостатков, выявленных в ходе испытаний головной машины, началось полномасштабное производство самолета. Начиная с 1932 г, на заводе № 31 в Таганроге была освоена серия поплавкового варианта Р-6 самолета МР-6, начиная с 1936 г, самолет Р-6 строится на новом заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре. Всего до прекращения производства в 1936 г. было выпущено 407 самолетов типа АНТ-7 всех модификаций (Р-6 2М-17, МР-6 2М-17, КР-6 2М-17, КР-6А 2М-17).
На основе главных серийных модификаций самолета имелось несколько вариантов АНТ-7 как реализованных, так и оставшихся только в проектах:
— ПС-7 2М-17 и МП-6 2М-17, сухопутные и поплавковые варианты передавались, начиная с 1936 г из ВВС в ГВФ, и использовались для грузовых и пассажирских перевозок;
— Р-6 пушечный, в конце 1930 г. рассматривался вариант установки на самолете 37 мм пушки;
— Р-6 2М-34, в 1931 г в КБ были проведены расчеты модификации самолета под два двигателя М-34, проект реализован не был;
— Р-6 с дополнительными бензобаками, в 1932 г проводились работы по установке дополнительных топливных баков в крыле самолета, в серию не внедрялось;
— Р-6 с радиаторами в крыле, в 1935 г проводились заводские испытания серийного Р-6 с крыльевыми радиаторами, в серию не внедрялось;
— МР-6Т, опытный торпедоносец, в 1934 проходил испытания, на нем проводилась отработка метода торпедометания;
— АНТ-7 пассажирский- первая опытная машина, переоборудованная в семиместный пассажирский самолет с повышенным уровнем комфорта;
— Р-6 параван, серийный Р-6 дооборудованный системой прорыва аэростатных заграждений, проходил испытания в 1937 -1939 гг.
Самолет Р-6 и его модификации находились в первой линии ВВС РККА до второй половины 30-х годов. В годы Великой Отечественной войны Р-6 широко использовался для разведки, связи между штабами, снабжения партизанских баз и соединений регулярной армии, действовавшей в тылу врага, боеприпасами, запчастями, горючим. Машина буксировала планеры, садилась на партизанских "аэродромах", вывозя оттуда раненых и пилотов-планеристов (планеры уничтожались).
Самолеты типа АНТ-7 активно использовались практически во всех экспедициях, проводившихся в 30-ые годы в северных и арктических районах:
— участие самолета АНТ-7 (Н-166) в экспедиции по созданию первой дрейфующей станции СП-1;
— спасение людей с судов, дрейфовавших в море Лаптевых в начале 1938 г;
— в 1939 г. на самолете ПС-7 был выполнен сверхдальний перелет Москва — бухта Нагаева, всего за 9 дней было пройдено 9222 км.