В блокадном Ленинграде ремонтировали авиационные двигатели
В годы войны советские самолеты, в том числе оснащенные моторами М-105 разработки В.Я. Климова, защищали небо над "Дорогой жизни" и Ленинградом от вражеских бомбежек, доставляли продовольствие в осажденный город. Климовские моторы обслуживали работники рембазы на территории ленинградского завода № 234 (ныне — АО "ОДК-Климов", входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех).
К моменту начала блокады предприятие носило наименование "Завод № 234 Наркомата авиационной промышленности СССР". Основная часть завода была эвакуирована уже в июле 41-го года в Уфу. Много заводчан (более 700 человек) в первые дни войны записались в ряды Красной Армии, Народного ополчения и ушли на фронт.
На оставшемся в Ленинграде оборудовании завода № 234 (на площадке в районе ж/д станции "Кушелевка", сейчас там располагается АО "Красный Октябрь") в 1941 году была организована 3-я авиационная рембаза (АРБ) 13-й Воздушной Армии Северного, а затем Ленинградского фронта (в/ч 53918). На рембазе восстанавливали авиамоторы М-105, АМ-34, АМ-35 и двигатели иностранного производства, ремонтировали поврежденные в боях металлические винты, а также изготавливали необходимые для ремонта детали авиадвигателей. Всего на базе работало порядка 500 человек. Теперь это Гатчинский Авиаремонтный завод №218.
Сотрудникам завода приходилось работать не только в Ленинграде, но и выезжать на военные аэродромы для обслуживания самолетов в полевых условиях. В числе аэродромов, где трудились заводчане — "Гражданка", "Углово", "Смольное", "Янино", "Каменка", "Сосновка", "Левашово" и др.
На этих аэродромах базировалась авиационная техника полков, в задачи которых входила охрана Ленинграда от налетов вражеской авиации и защита неба над "Дорогой жизни", доставка продовольствия в осажденный город.
В частности, на "Гражданке" базировалась авиация 26-й отдельной авиаэскадрильи, 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного и 21-го Краснознаменного истребительного авиаполков, а также 1-го гвардейского минно-торпедного полка. На аэродроме в "Сосновке" размещались 44-й бомбардировочный авиаполк, 159-й истребительный и 13-й отдельный разведывательный авиаполк. На аэродроме "Смольное" с декабря 1941 года располагались самолеты 286-ого истребительного полка.
В составе этих частей ВВС Балтийского флота находились бомбардировщики Ар-2 и Пе-2, истребители Як-1 и ЛаГГ-3 - на все эти летательные аппараты устанавливались моторы М-105 различных модификаций.
М-105 — знаменитый "Мотор Победы", разработанный выдающимся конструктором В.Я. Климовым (его имя сегодня носит санкт-петербургское АО "ОДК-Климов"). С 1943 года всем выпускаемым двигателям 105-ой серии и их модификациям присваивали индекс ВК" ("Владимир Климов") — по инициалам создателя.
ВК-105 — авиационный поршневой четырехтактный 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения. Он стал самым массовым советским военным авиационным мотором. Всего было построено более 100 тысяч двигателей в различных вариантах.
Первый двигатель М-105 был собран на ленинградском заводе №234 еще до войны — в 1940 году, и с помощью специалистов рыбинского КБ, которым руководил В.Я. Климов, к середине 41-го завод успел выпустить 68 изделий.
На главной территории завода № 234 на проспекте Карла Маркса в годы блокады также размещалась "26-я шоссейно-дорожная база-мастерская (26-я ШДБМ) ГУШОСДОР НКО" (впоследствии — Пушкинский ремонтно-механический завод), которая входила в состав Управления автобронетанковых войск Ленинградского фронта.
За годы войны на территории 26-ой ШДБМ были отремонтированы и возвращены в строй сотни танкеток и автомобилей различного назначения. Совместными усилиями 26-я ШДБМ, завод имени К. Маркса и завод имени Калинина наладили производство реактивных снарядов для знаменитых минометов "Катюша".
После войны эвакуированные работники во главе с В.Я. Климовым вернулись в Ленинград, где в 1946 году было основано конструкторское бюро №117 с назначением Владимира Яковлевича главным конструктором — руководителем бюро.