Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 29.07.2021
Источник: ФАУ "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова"

Российский самолет со сверхпроводящим электродвигателем совершил первый полет

Первый российский "электросамолет" - летающая лаборатория Як-40ЛЛ с демонстратором технологий гибридной силовой установки (ГСУ) - совершил демонстрационный полет на МАКС-2021. Полет прошел в штатном режиме, отмечена четкая слаженность совместной работы систем самолета и ГСУ, в состав которой входит первый в мире сверхпроводящий электрический авиадвигатель. Он дополняет два турбореактивных двигателя самолета. Применение технологий высокотемпературной сверхпроводимости в перспективе позволит существенно снизить массу и габариты электрических машин и повысить КПД.
ГСУ "электролета" разработана Центральным институтом авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") в широкой кооперации отечественных предприятий. Так, инновационный электродвигатель на ВТСП создан компанией "СуперОкс" по заказу Фонда перспективных исследований. В числе участников работы - ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (СибНИА, также входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"), Уфимский государственный авиационный технический университет, Московский физико-технический институт, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). Заказчиком научно-исследовательской работы "Электролет СУ-2020" (СУ - силовая установка, прим. ред.) выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

- На МАКС-2019 мы представляли модель этой летающей лаборатории и отдельные элементы силовой установки. На МАКС-2021 она взлетела в небо. За эти два года ЦИАМ и наши партнеры по проекту получили ценный практический опыт по разработке гибридных силовых установок и применению сверхпроводимости в электродвигателях. Наработанный опыт мы уже применяем в других проектах, в том числе с использованием водорода в качестве топлива, - говорит генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин.

Сверхпроводящий электродвигатель мощностью 500 кВт, вращающий воздушный винт, расположен в носовой части Як-40ЛЛ. Там же находится и система криогенного охлаждения на жидком азоте. Питание электродвигателя осуществляется от электрического генератора, вращаемого турбовальным газотурбинным двигателем - он установлен в хвостовой части - и блока аккумуляторных батарей.

- Мы создаем сверхпроводниковые материалы и технологии, которые нужны для создания эффективных электрических летательных аппаратов. В ходе МАКС мы вместе с нашими коллегами наглядно продемонстрировали очень важный шаг на этом пути - летающая лаборатория со сверхпроводниковым электродвигателем совершила первый демонстрационный полет. Cверхпроводники, в перспективе в сочетании с водородным топливом, открывают реальный путь для создания эффективной и экологичной авиации, - уверен председатель совета директоров "СуперОкс" Андрей Вавилов.

До начала летных испытаний ГСУ и ее элементы прошли стендовые испытания в ЦИАМ. Затем ГСУ была установлена на самолет Як-40, на базе которого в СибНИА создали летающую лабораторию. После подтверждения устойчивой совместной работы электродвигателя и всех систем самолета в ходе комплекса наземных испытаний Як-40ЛЛ перешел на этап летных испытаний.

- В летных испытаниях самой сложной задачей было определить влияние на работу маршевых двигателей обдувки винта электрического мотора в полете и особенности при его отказе, что удалось проверить при выполнении подлетов, а также определение особенности продольной устойчивости самолета при возникающих перебалансировках. Все оказалось в допустимых пределах, - говорит генеральный директор СибНИА, заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Барсук.

Исследованием малошумных и экологичных ГСУ, прежде всего для перспективных серийных самолетов малой и региональной авиации, занимаются все разработчики авиационной техники мира. Их преимущество состоит в возможности, с одной стороны, получить выгоду от энергоэффективных, экологически чистых электрических технологий, с другой - сохранить приемлемую весовую эффективность за счет оптимизации конструкции и режимов работы газотурбинных или поршневых авиационных двигателей.

"Технологии, которые мы применяем в нашем "электролете" - это прорыв для мирового авиастроения. Пока мы испытываем инновационные электрические двигатели на летающей лаборатории, но примерно к 2030 году НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" рассчитывает представить уже целый ряд летательных аппаратов с принципиально иными экономическими и экологическими показателями, в том числе по шумности и выбросам. Этот технологический рывок невозможно было бы совершить без активной заинтересованности и финансирования Минпромторгом России и Фондом перспективных исследований", - резюмирует генеральный директор НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов.

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
8 сен 2021
УТС Як-152 против новичка УТС-800
8 сен 2021
Northrop Grumman провел испытания БПЛА V-BAT
8 сен 2021
Легкие или тяжелые, пилотируемые или беспилотные: как будет развиваться боевая авиация в XXI веке
8 сен 2021
США проведут модернизацию систем самообороны для B-52H и C-130
8 сен 2021
НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" прокомментировал Российской газете ситуацию и перспективы внедрения системы компенсационных платежей за выбросы углекислого газа в международной гражданской авиации
8 сен 2021
В Алуште стартовала международная конференция МАИ по вычислительной механике
7 сен 2021
Boeing не возобновит поставки самолетов 787 Dreamliner до конца октября
7 сен 2021
Итоги приемной кампании в МАИ-2021
7 сен 2021
Еще один "верный ведомый". БПЛА Kratos Air Wolf начал летные испытания
7 сен 2021
Sukhoi Business Jet: деловой интерес
7 сен 2021
Правительство Ульяновской области окажет поддержку авиапрому в сфере обучения персонала
6 сен 2021
Состоялось расширенное совещание Союза авиапроизводителей России
6 сен 2021
Китайский самолет-амфибия AG600 совершит полет в рамках предстоящего авиакосмического салона в Чжухае
6 сен 2021
Премьера RUBAE-2021 — суперуниверсальный реактивный самолет Pilatus PC-24
6 сен 2021
Китайцы начали собирать первый образец лайнера CR929
6 сен 2021
"Летающая парта": проще простого
6 сен 2021
В России назвали F-35 летающими гробами
6 сен 2021
Як-18Т взлетит с авиадвигателем на базе автомобильного
6 сен 2021
Денис Мантуров: самолет SuperJet в стиле Aurus — не за горами
3 сен 2021
Добро пожаловать на борт: как прошел День знаний в МАИ
3 сен 2021
Компания "Кронштадт" и ПСБ договорились о финансировании производства беспилотников для инозаказчиков
3 сен 2021
Кирилл Сыпало рассказал о перспективных разработках ЦАГИ и представил прессе модели и макеты прототипов технологических решений сверхзвукового гражданского самолета
3 сен 2021
В Предуниверсарии МАИ состоялся праздник, посвященный Дню знаний
3 сен 2021
"Основан на советском Ту-16, но несет одну из самых опасных противокорабельных ракет": китайский бомбардировщик H-6J замечен с ПКР YJ-12
8 сен 2021
ЦАГИ представил НЦМУ "Сверхзвук" на форуме ТЕХНОПРОМ 2021
8 сен 2021
Специалисты ФГУП "ГосНИИАС" представили практическую задачу на хакатоне по искусственному интеллекту в рамках форума "Армия-2021"
8 сен 2021
"РТ-Техприемка" вошла в число разработчиков программы по развитию производства метрологического оборудования
8 сен 2021
Работники Технодинамики получили медали от Министерства обороны РФ
8 сен 2021
Награды по заслугам
7 сен 2021
Вице-премьер Казахстана обсудил продолжение сотрудничества на У-УАЗ
7 сен 2021
"Вертолеты России" и Морской университет создадут научно-производственный кластер
7 сен 2021
Владлен Шорин принял участие в V Российско-Сингапурском Бизнес-Диалоге
7 сен 2021
В АО "УКБП" подведены итоги работы за первое полугодие
7 сен 2021
Владимир Путин присвоил сотруднику КРЭТ почетное звание "Заслуженный летчик-испытатель РФ"
7 сен 2021
Серебро из Уфы
6 сен 2021
Ростех поставит МЧС четыре арктических Ми-8АМТШ-ВА
6 сен 2021
ОДК реализует комплексную программу модернизации производства
6 сен 2021
Итоги работы ФГУП "ГосНИИАС" на форуме "Армия-2021"
6 сен 2021
В Производственно-учебном центре Ростеха в Уфе начались занятия
6 сен 2021
В Улан-Удэ стартовало обучение пилотной группы студентов по программе "Крылья Ростеха"
6 сен 2021
Чебоксарское предприятие Технодинамики рассчитывает увеличить экспорт противоградовых ракет
6 сен 2021
КнААЗ оказал финансовую поддержку Губернаторскому колледжу
3 сен 2021
"Вертолеты России" представили на ВЭФ-2021 новейшую гражданскую технику
3 сен 2021
На Сахалине протестируют цифровую платформу организации полетов беспилотников
3 сен 2021
"Армия-2021": ЦАГИ на форуме
3 сен 2021
Представитель Технодинамики провел "Диалог на равных" со студентами МАИ
2 сен 2021
В ОДК-Климов отобрали 24 студента по программе "Крылья Ростеха"
2 сен 2021
ЦАГИ представил на всемирном конгрессе по механике ICTAM результаты исследований турбулентных течений
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».