На МАКС-2021 "Беркуты" рассказали о мастерстве пилотажа
Темой встречи, организованной АО "ОДК-Климов", стало мастерство вертолетного пилотажа, которое складывается из двух компонентов - людей и техники.
Фото: ria.ru
Во встрече приняли участие летчики "Беркутов" во главе с подполковником, заслуженным военным летчиком РФ Дмитрием Миняйло, а также генеральный конструктор АО "ОДК-Климов" Всеволод Елисеев.
"Беркуты" - пилотажная группа российских ВКС. Единственная в России вертолетная пилотажная группа, и единственная в мире, выступающая на боевых ударных вертолетах. Летчики группы демонстрируют пилотаж в составе шестерки и четверки вертолетов, а также одиночный пилотаж. Это одна из немногих вертолетных групп в мире, которая демонстрирует фигуры высшей и средней степени сложности как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на предельно малой высоте, на строевых вертолетах Ми-28Н и Ка-52. В обычное время эти вертолеты используются для тренировок по совершенствованию мастерства офицеров 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава.
Летчик пилотажной группы "Беркуты", подполковник Дмитрий Миняйло, рассказал о полетной программе МАКС-2021, в которой участвовали "Беркуты". На МАКСЕ-2021 команда выполняла фигуры сложного пилотажа в плотном строю на четырех ударных вертолетах Ми-28Н - боевые развороты в различных боевых порядках, перестроения и одиночный пилотаж. На стандартных боевых ударных вертолетах (с броней, топливными баками) такого в мире не делает никто. Причем фигуры "Беркуты" выполняют непрерывно - одна перетекает в другую. Это возможно во многом благодаря двигателям, стоящим на Ми-28Н.
"Сердце любой машины - мотор, - сказал Дмитрий Миняйло, - У нас стоят великолепные двигатели производства ОДК-Климов, ВК-2500. На моей памяти не было ни одного случая, чтобы эти моторы нас подвели. Когда возможность техники совпадают с умениями экипажа - это идеально. Даже одного двигателя хватает для горизонтального полета - на нем можно долететь при отказе второго и безопасно приземлиться".
Генеральный конструктор ОДК-Климов Всеволод Елисеев подчеркнул: "Ми-28Н несмотря на способность выполнять самые сложные фигуры высшего пилотажа называют летающий танк, поэтому и мотор должен соответствовать этому назначению. Это боевой вертолет, который должен работать в любых условиях - в экстремальной жаре, холоде, при обледенении, пыли, в условиях применении вооружения. Режим чрезвычайной мощности позволяет двигателю функционировать в сложнейших условиях и завершить боевое задание даже при отказе одного из моторов".
Всеволод Елисеев отметил, что в ОДК-Климов продолжают создавать различные модификации двигателя. Современные моторы семейства ВК-2500 имеют электронную цифровую систему автоматического управления типа FADEC, которая управляет работой двигателя, позволяет повысить точность регулирования систем, надежность и безопасность полета. Для реализации таких систем на предприятии разработаны и серийно производятся блоки типа БАРК. В 2015 году была успешно выполнена задача по импортозамещению: сейчас все двигатели семейства ВК-2500 производятся в ОДК-Климов в кооперации с российскими предприятиями ОДК.
Генеральный конструктор ОДК-Климов рассказал об истории создания вертолетных двигателей в ОДК-Климов, в частности, истории создания ВК-2500. Он напомнил, что в этом году исполнилось 75 лет со дня основания ОКБ им. В.Я. Климова, но история предприятия ведет свое начало с 1914 года. Пилотажная группа "Беркуты" в следующем году отметит свое 30-летие. О необходимости продолжать диалог между создателями сложной авиационной техники и теми, кто постоянно с ней взаимодействует, высказались все участники встречи.
В ходе беседы на МАКС-2021 речь шла также об участии "Беркутов" в парадах на Красной площади, о роли штурмана, мастерстве одиночного и группового пилотажа. Военные подчеркнули, что в пилотировании вертолета при групповом пилотаже права на ошибку у летчика нет.