Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 11.09.2012
Источник: "Коммерсантъ – Волга – Урал – Казань"

От винта // У казанского авиапрома наметились перспективы

Многолетние попытки возродить казанский авиапром, похоже, дают результаты. На состоявшейся в середине августа в Казани выставке АКТО (авиакосмические технологии и оборудование) президент Татарстана Рустам Минниханов непривычно назвал авиастроение “одной из точек роста”. Михаил Погосян, президент ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК), которое является владельцем Казанского производственного объединения им С.П. Горбунова (КАПО), стал убеждать главу республики, что он вполне может рассчитывать на существенный вклад отрасли в программу удвоения валового регионального продукта республики к 2016 году. “Татарстан и Казань являются тем регионом, который интегрирует в себя и современное производство в области самолетостроения и вертолетостроения, и мощное двигательное предприятие, большое количество кооперационных предприятий, которые работают с нами по авиационному оборудованию, у нас есть большой комплекс планов с казанским авиационным институтом, который, я думаю, позволит нам не только развить новые технологии, но и привлечь новые кадры для работы в авиационной промышленности. Все это в целом, убежден, должно дать нам возможность сделать качественный скачок. И тогда в тех двух трлн рублей, на которые должен выйти Татарстан, доля КАПО уже будет существенно выше, чем сейчас”,— сказал глава ОАК.

Поводом для позитивных ожиданий, по словам господина Погосяна, является в первую очередь “стабилизация процесса” модернизации и ремонта самолетов Ту-160 по заказу Министерства обороны РФ. “На сегодняшний день у нас есть долгосрочная устойчивая программа от Минобороны по этому направлению”,— сказал Михаил Погосян. Речь идет о том, что КАПО является единственным исполнителем заказов ВВС по капитальному ремонту и сервисному обслуживанию стратегических бомбардировщиков Ту-160. В 2011 году авиазавод передал Минобороны два таких самолета — один после капитального ремонта, другой — после контрольно-восстановительного обслуживания. С 2013 года объем работ планируется расширить за счет так называемой опережающей модернизации. Кроме того, КАПО рассчитывает заняться ремонтом других бомбардировщиков — Ту-22М3 и сдавать заказчику не менее четырех таких самолетов в год. Правда, за этот заказ, в отличие от Ту-160, казанскому предприятию придется побороться с конкурентами — авиаремонтными заводами №150 и №360.

Вторым направлением деятельности КАПО, на которое ставит господин Погосян, является мелкосерийное производство специальных версий средне-магистральных самолетов Ту-214 для Минобороны РФ, управления делами президента РФ, Федеральной службы безопасности РФ. “Мы проделали большую работу по созданию специализированных комплексов — я доволен последними достижениями. Создание специализированных комплексов на базе этого современного самолета (Ту-214.—„Коммерсант-Татарстан“) даст еще одну возможность обеспечить устойчивость (заводу.—„Коммерсант-Татарстан“)”,— сказал Михаил Погосян.

Впрочем, судя по отчетам КАПО, господин Погосян довольствуется малым. За десять лет — с 2001 по 2011 год авиазавод изготовил лишь 18 авиалайнеров Ту-214 (12% общего числа самолетов, выпущенных всей авиационной отраслью России за последнее десятилетие). “Всего девять машин Ту-214 работает в спецлетотряде “Россия„— уточнил генеральный директор КАПО Васил Каюмов.— В последние годы мы поставили шесть самолетов — два ретранслятора, два пункта управления, два спецузла связи, на которых сегодня первые лица летают”.

Во время казанской выставки предполагалось подписание соглашения еще на три самолета-ретранслятора Ту-214 со сроками сдачи в конце 2013 года, в 2014-м и в первом квартале 2015 года. Но, как сказал господин Каюмов, подписание соглашений было отодвинуто на сентябрь “из-за неготовности самого заказчика по определению лица самолета”.

Всего же в 2011 году КАПО сдало пять самолетов — три новых Ту-214 специальному летному отряду “Россия”: два с пунктом управления на борту (Ту-214ПУ-2 №520) и один со спецузлом связи (Ту-214-СУС-1 №522), а также два отремонтированных Ту-160. “На конец отчетного периода имелось вполне определенное отставание общества по производственной программе”,— сказано в годовом отчете авиазавода. В качестве основных причин невыполнения называются срыв сроков поставки покупных комплектующих, несвоевременное финансирование проектов, отсутствие дополнительной конструкторской документации и недостаточные производственные мощности.

В итоге в прошлом году КАПО нарастило убытки на треть — до 1,75 млрд руб. и сократило выручку более чем на 12% — до 3,7 млрд руб. Тем не менее по итогам этого года руководство завода констатировало, что в ходе финансовой реструктуризации был предотвращен риск банкротства, и заявило о задачах “устойчивого экономического развития”, в частности достижения в 2013 году безубыточности.

КАПО планирует и дальше развивать направление по спецбортам для первых лиц, и в частности, в текущем году намерено завершить постройку еще одного спецсамолета для управления делами президента РФ, а также передать ему самолет типа “Салон” по контракту, заключенному в 2011 году. Всего в заделе пять машин. “Переговоры по спецбортам ведутся и другими структурами,— говорит Васил Каюмов.— Это специализация нашего завода в последние годы. Одну машину для ФСБ мы строим (самолет на базе Ту-214, предназначенный для ведения воздушной разведки.—„Коммерсант-Татарстан“) — в третьем квартале будущего года отдадим, и сейчас с ними говорим еще о как минимум одном и как максимум о двух самолетах. У нас с МЧС есть определенные наработки, но пока это ни в какие контракты не вырисовывается”.

Однако основную ставку в ОАК делают на организацию на КАПО сборки нового среднего транспортного самолета Ан-70, разработанного киевским ГП “Антонов”. “Мы совместно с нашими коллегами из „Антонова“, „Мотор Сича“ (украинский разработчик и производитель авиадвигателей.—„Коммерсант-Татарстан“) и других предприятий кооперации сегодня начинаем процесс организации подготовки производства по этой программе. Масштаб ее таков, что принято решение по развитию новых производственных мощностей, которые должны отвечать самым современным требованиям”,— сказал Михаил Погосян.

В июне 2012 года по итогам состоявшегося в Казани совещания по стратегическому развитию авиации премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что сборка Ан-70 будет организована на новом заводе, построенном на базе КАПО. Рустам Минниханов, который активно лоббировал размещение сборки Ан-70 на КАПО, после этого заявления господина Медведева сказал: “Без создания современного производства мы не видели перспективы его (КАПО.—„Коммерсант-Татарстан“) развития”.

Вопрос серийного изготовителя Ан-70 долгое время оставался открытым. В числе возможных вариантов первоначально называлось ЗАО “Авиастар-СП” (Ульяновск), затем предпочтение отдали ОАО “ВАСО” (Воронеж). Однако Васил Каюмов говорит, что сейчас “решение по Ан-70 бесповоротно”, с сентября начнется передача документации казанскому авиазаводу, а с 2015 года он начнет серийную сборку этих лайнеров.

Президент и генеральный конструктор ГП “Антонов” Дмитрий Кива, выступая на конференции в рамках АКТО, заверил, что Ан-70 превосходит зарубежный аналог — военно-транспортный самолет А400М, поставки которого заказчикам его производитель Airbus Military намерен начать с 2013 года. “Они позднее начали, но пошли практически по тому же пути”,— сказал господин Кива, объясняя актуальность Ан-70. “В сравнении с европейским самолетом, у нашего объем кабины больше — 400 метров, у них — 360. И по характеристикам — грузоподъемность, топливная эффективность, крейсерская скорость, дальность полета — наш самолет лучше”. Генеральный конструктор “Антонова” отметил большое число примененных в Ан-70 новаций, в том числе “порядка семи тонн композиционных материалов в конструкции самолета, мощная механизация крыла, современные винто-вентиляторые двигатели Д-27, которые обеспечивают высокую экономическую эффективность и в то же время большие скорости, интегральный цифровой комплекс оборудования, большая грузовая кабина”.

“Сегодня мы закончили основные летные испытания Ан-70: аэродинамика, прочность, системы, десантирование, испытания на грунтовых аэродромах. Завершаем доработку самолета и, думаю, в этом месяце мы передадим его на летные испытания”,— сообщил господин Кива. Он добавил, что разработчик намерен сертифицировать этот самолет и “в гражданском, коммерческом, грузовом варианте”.

Ан-70 — среднемагистральный грузовой самолет, разработанный авиационным научно-техническим комплексом им. О.К. Антонова (украинский авиастроительный концерн). Первый полет Ан-70 состоялся в 1994 года в Киеве. В августе 2009 года Украина и РФ подписали протокол о внесении изменений в “Соглашение между правительством РФ и правительством Украины о дальнейшем сотрудничестве в обеспечении создания, совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27” от 24 июня 1993 года. Согласно документу, Россия и Украина обеспечат финансирование совместной опытно-конструкторской работы по созданию самолетов Ан-70, двигателей Д-27, бортовых систем и материалов из бюджетов РФ и Украины. Проект Ан-70 входит в госпрограмму вооружений РФ до 2020 года, гособоронзаказ российской стороны на Ан-70 до 2020 года составит 60 машин. Ан-70 призван заменить военно-транспортный Ан-12.

Казанский авиационный завод был создан в мае 1927 года, выпускал самолеты Пе-2, Пе-8, Ту-16, Ту-104Б, Ту-22МЗ, Ту-160, Ил-62М. ОАО “КАПО им. С.П. Горбунова” было создано по распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 24 марта 2008 года на базе одноименного ФГУП. С 22 октября 2009 года единственным акционером предприятия является ОАО “ОАК”, КАПО включено в бизнес-единицу ОАК “Стратегическая и специальная авиация”. Предприятие, в частности, производит Ту-214СР — самолет специального назначения с ретранслятором на базе серийного самолета Ту-214; Ту-214ПУ — самолет специального назначения на базе Ту-214 с установленными воздушными пунктами управления; Ту-214ОН — самолет специального назначения на базе Ту-214 с установленной авиационной системой наблюдения “открытого неба”; изделие 411 — самолет специального назначения, изготавливаемый на базе Ту-214 и предназначенный для ведения воздушной разведки.


Ольга Кудрина


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
24 апр 2025
Денис Мантуров: импортозамещенный SJ-100 выполнит около 130 сертификационных полетов
24 апр 2025
МС-21 петляет над Рязанской областью. "Иркутская птичка" проводит летные испытания
24 апр 2025
Спрос на кадр: детектор БПЛА "Птицелов-2" может перехватить видео с вражеских дронов
24 апр 2025
Полномочный представитель президента РФ в ЦФО посетил смоленский авиазавод
24 апр 2025
ПАО "Яковлев" предложил сократить срок вывоза компонентов за рубеж до недели
24 апр 2025
Boeing в I квартале сократил чистый убыток в 11,5 раза
23 апр 2025
Аддитивные технологии позволяют создать авиадвигатель за 10 дней
23 апр 2025
Ростех начал испытания системы «свой-чужой» для БПЛА
23 апр 2025
Цифровые испытания: как Китай смог организовать ускоренную сертификацию авиационных беспилотников
23 апр 2025
Як-130 показал высший пилотаж перед делегатами из 41 страны
23 апр 2025
Boeing продаст часть активов подразделения Digital Aviation Solutions за $10,55 млрд
23 апр 2025
Полтысячи гостей посетили МГТУ ГА в День открытых дверей
23 апр 2025
Northrop Grumman сократила квартальную чистую прибыль и выручку
22 апр 2025
Полностью импортозамещенный самолет SJ-100 готовится к первому полету
22 апр 2025
Концерн «Калашников» отмечает высокий интерес к «КУБу» и СКАТу со стороны потенциальных заказчиков в Ираке
22 апр 2025
В МАИ подвели итоги молодёжной научной конференции «Гагаринские чтения»
22 апр 2025
Контрафактные комплектующие не использовались при производстве самолетов Ил
22 апр 2025
В Новосибирске изготовили суперлегкую защитную сетку для беспилотников
18 апр 2025
"Модная, большая яхта": что ждут от вертолета Ми-38-2 после модернизации
18 апр 2025
Лаборатория фонда НТИ выпустила новый грузовой беспилотник
18 апр 2025
19FortyFive: США могут забыть о F-47, поскольку Китай строит один истребитель-«невидимку» за другим
18 апр 2025
Минпромторг до конца текущего года доработает программу развития авиаотрасли России
18 апр 2025
Виктор Чуйко заявил, что в России начинается новая эра дирижаблей
17 апр 2025
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
24 апр 2025
Третий полностью отечественный «Суперджет» присоединился к программе летных испытаний
24 апр 2025
«РТ-Техприемка» сертифицировала «ОДК-Кузнецов» по стандарту «Газпрома»
24 апр 2025
Команда КВЗ стала победителем Всероссийского конкурса «Кибердром»
23 апр 2025
Московские предприятия ОДК провели "Неделю без турникетов" для школьников
23 апр 2025
Самолеты А.С. Яковлева: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
23 апр 2025
ОДК-Сатурн познакомил рыбинцев с процессом изготовления новейшего двигателя ПД-8
23 апр 2025
«РТ-Техприемка» создает ИИ-агенты на основе LLM моделей
23 апр 2025
КРЭТ представит макет планера времен ВОВ на экспозиции «Подвиг Народа» в Музее Победы
22 апр 2025
ОАК передала Минобороны России партию новых Су-34
22 апр 2025
Министр промышленности и торговли обсудил на ОДК-Сатурн перспективы двигателестроения
22 апр 2025
ОДК переходит на отечественное ПО для проектирования авиадвигателей
22 апр 2025
Глава Минпромторга вручил ОДК-Сатурн орден «За морские заслуги»
22 апр 2025
ГосНИИАС на международной специализированной выставке «Фотоника. Мир лазеров и оптики»
18 апр 2025
Кавалер трех орденов Мужества, участник программы «Время героев» Денис Погодин назначен первым заместителем директора филиала ПАО «ОАК» - Луховицкого авиационного завода им. П.А. Воронина
18 апр 2025
Вебинар «Экосистема машинного обучения для разработки и эксплуатации конечных изделий с искусственным интеллектом»
18 апр 2025
Руководитель «Пермских моторов» поклонился труженикам тыла за работу в годы войны
18 апр 2025
К 100-летию уфимского предприятия ОДК-УМПО выпущена почтовая марка
17 апр 2025
В ЦАГИ состоялся День открытых дверей
17 апр 2025
"РТ-Техприемка" обсудила вопросы развития метрологического обеспечения промышленных предприятий
16 апр 2025
Очередной демо-день индустриального центра компетенций «Двигателестроение»
16 апр 2025
Самолет А.И. Микояна и М.И. Гуревича: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
16 апр 2025
ПК «Салют» получил официальный статус промышленного комплекса Москвы
16 апр 2025
Победная летопись ЦАГИ: женщина-токарь Прасковья Белова
16 апр 2025
Предприятия КРЭТ передали экспонаты музею Ю.А.Гагарина в Саратовской области
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».