Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 01.08.2022
Источник: АО "Авиасалон"

Ту-134: первый полет и долгий век жизни

29 июля 1963 года состоялся первый полет реактивного пассажирского самолета Ту-134, ставшего одним из самых массовых авиалайнеров в истории гражданской авиации СССР и первым отечественным пассажирским самолетом, прошедшим официальную международную сертификацию. Созданный по новой схеме с двигателями в хвостовой части фюзеляжа, Ту-134 задал новый уровень комфорта в отечественной гражданской авиации и сыграл важную роль в повышении регулярности полетов на региональных авиалиниях.
Основу парка ближнемагистральных самолетов в СССР и странах соцлагеря в начале 1960-х годов составляли морально устаревающие поршневые Ил-14, бравшие на борт до 36 пассажиров. В это же время начиналась реактивная эпоха гражданской авиации. В конце 1950-х на международных авиалиниях появился французский самолет CMC SE-210 "Каравелла" с двумя турбореактивными двигателями, расположенными на пилонах в хвостовой части фюзеляжа. Такая схема позволяла улучшить аэродинамику самолета и снизить уровень шума в салоне и кабине экипажа. Прокатившийся на "Каравелле" генеральный секретарь компартии СССР Никита Хрущев был впечатлен отсутствием шума и вибраций в салоне, что выгодно отличало иномарку от отечественного Ту-104. К тому же первый советский реактивный пассажирский лайнер использовался в основном на международных авиалиниях и особенно загруженных маршрутах внутри страны. "Аэрофлоту" же требовался самолет для региональных линий с дальностью до 2000 км, крейсерской скоростью 800-900 км/ч на высоте 10-12 тыс. метров, пассажировместимостью не менее 40 человек, способный взлетать с коротких взлетно-посадочных полос.

1 августа 1960 года вышло постановление Совмина СССР о создании скоростного пассажирского самолета Ту-124А. Опыт разработки и освоения первых реактивных пассажирских самолетов позволил коллективу ОКБ А.Н. Туполева в относительно короткий срок создать новый ближнемагистральный лайнер: на проектирование и постройку опытного образца ушло три года. Самолет собрали в первой половине 1963 года, а уже 29 июля экипаж во главе с заслуженным летчиком-испытателем Александром Калиной совершил на нем первый полет, после чего начинаются летные и сертификационные испытания. С 20 ноября 1963 года машина получает новое название - Ту-134.

Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан со стреловидным крылом, двумя турбореактивными двигателями в хвостовой части фюзеляжа и горизонтальным Т-образным оперением. При посадке на короткие взлетно-посадочные полосы или при пониженном коэффициенте сцепления в плохих погодных условиях использовались тормозные парашюты. В одноклассной компоновке самолет был способен перевозить до 72 пассажиров. Серийный выпуск Ту-134 осуществлялся на Харьковском авиационном производственном объединении с 1966 по 1984 годы.

Практическая эксплуатация Ту-134 началась в сентябре 1967 года, когда первый лайнер этого типа совершил рейс по трассе Москва - Адлер. Для своего времени самолет отличался высоким уровнем комфорта. Первое время он обслуживал в основном международные авиалинии и связывал Москву с крупными городами страны, а начиная с начала 1970-х Ту-134 становится главным самолетом на региональных линиях. В ноябре 1968 года Ту-134 был сертифицирован в Польше на соответствие английским нормам летной годности BCAR. Всего в рамках экспортных контрактов соседям по соцлагерю и в развивающиеся страны было поставлено 134 машины.

Судьба самолета складывалась удачно: в общей сложности было построено 852 самолета в различных модификациях, включая пассажирские, машины специального назначения, несколько учебных версий для подготовки экипажей летчиков и штурманов морской и стратегической авиации, обучения штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации, летающие лаборатории для отработки новых образцов авиационной и космической техники, сельскохозяйственную и другие версии. Большой популярностью пользовалась VIP-модернизация самолета.

До начала 1990-х годов парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн пассажиров. В середине 1990-х - начале 2000-х спрос на Ту-134 был настолько высок, что стал актуальным реэкспорт самолетов из Восточной Европы. Время шло, и на смену Ту-134 должны были прийти новые, более совершенные машины. В 2002 году, после выхода новых норм по допустимому уровню шума, география применения "свистка", как его называли за вытянутый фюзеляж и сильный гул двигателей, все время сужалась. "Аэрофлот" продолжал эксплуатацию Ту-134 вплоть до 2008 года: самолет был выведен из эксплуатации на международных рейсах, но продолжал летать на авиалиниях России и СНГ. Последний регулярный рейс Ту-134 совершил 22 мая 2019 года. Тогда самолет авиакомпании "Алроса" с 72 пассажирами на борту совершил перелет из Мирного в Новосибирск, где остался навсегда в качестве экспоната Музея истории авиации аэропорта "Толмачево". В настоящее время в гражданской авиации на смену Ту-134 пришел SSJ100, ставший первым гражданским самолетом, разработанным в стране в постсоветский период и запущенным в крупносерийное производство.

Уважение и интерес к истории российской и советской авиации - отличительная черта МАКС, привлекающая на салон тысячи любителей и энтузиастов авиации. Заслуженный Ту-134 посетители авиасалона могли увидеть в 2007 году, когда банк "Московский Капитал" представил переоборудованный учебно-боевой Ту-134-УБЛ в пассажирский вариант Ту-134Б-3 в VIP-исполнении, запомнившийся эффектной ливреей, делавшей внешний облик самолета неожиданно современным. На МАКС-2013 благодаря сотрудничеству Авиасалона с клубом "Альбатрос-Авиа" посетители МАКС могли увидеть Ту-134А на статической стоянке, где можно было посмотреть кабину самолета и выставку авиационной фотографии в салоне лайнера. В 2019 году организаторы салона поддержали проект, в рамках которого Ту-134 совершил редкий в то время пассажирский рейс и был доступен для посещения на статической экспозиции МАКС: соединяя эпохи, из терминала "Внуково-3" на авиасалон в Жуковском прилетел самолет в VIP-компоновке, принадлежащий авиакомпании "Космос", на борту которого находилось 40 туристов из России, Западной и Восточной Европы.

Надеемся видеть все больше легендарных самолетов прошлого в исторической экспозиции МАКС и ждем на МАКС-2023 импортозамещенную версию SSJ-NEW - "сменщика" легендарного Ту-134!

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
15 апр 2024
Украинское авиастроительное предприятие "Антонов" стало акционерным обществом
11 апр 2024
На Иркутском авиазаводе приступили к стыковке переднего полуфюзеляжа десятого серийного комплекта МС-21
11 апр 2024
Су-33 ВКС РФ впервые выполнили посадку и взлет с аэродромов на островах Северного Ледовитого океана
11 апр 2024
Инженер Boeing заявил о серьезном дефекте в фюзеляжах у 787 Dreamliner
11 апр 2024
Baijiahao: "Привет из Москвы" - в Китае поплатились за копирование двигателей России
11 апр 2024
В МАИ открылись юбилейные "Гагаринские чтения"
11 апр 2024
Поставки Boeing сократились в 1,5 раза из-за возросшего количества инспекций
10 апр 2024
БПЛА "Джокер-10" для усиления ПВО
10 апр 2024
США ищут способы противостоять возможностям Ирана по созданию беспилотников
10 апр 2024
Бомбардировочная и ракетоносная авиация китайского флота
10 апр 2024
Омский политех готовит инженеров для авиационной и машиностроительной отраслей
10 апр 2024
В Японии завершили переоборудование палубы вертолетоносца Kaga для использования F-35B
10 апр 2024
Российские ученые к 2030 году запустят сетевую инфраструктуру летательных аппаратов
9 апр 2024
Посол РФ: производство российских самолетов "Байкал" и "Ладога" могут начать в Белоруссии
9 апр 2024
Челябинские заводы начнут работу в первом российском кластере беспилотной авиации
9 апр 2024
"Ростех" модернизирует Новосибирский авиазавод имени Чкалова
9 апр 2024
Разработчик сообщил, что в зоне СВО начали применять гексакоптер МиС-35
9 апр 2024
Китайский пассажирский беспилотник получил сертификат на производство
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
10 апр 2024
ЦАГИ продолжает исследования по созданию регионального самолета нового поколения
10 апр 2024
GEARACL приступает к работе
10 апр 2024
ММП имени В.В. Чернышева и СоюзМаш России: вместе готовим будущее двигателестроения
9 апр 2024
Развитие кадрового потенциала в авиастроении обсудили на Экспертном совете Госдумы и Союзмаша
9 апр 2024
ЦАГИ представил инновационный способ оценки технического состояния воздушных судов
9 апр 2024
Ростех передал два вертолета Ми-8АМТ авиапредприятию "Ельцовка"
9 апр 2024
ОДК-СТАР развивает трудовую инклюзию
8 апр 2024
ОАК осуществила первые поставки военных самолетов по программе 2024 года
8 апр 2024
Основателю аэромеханики: 155 лет со дня рождения С.А. Чаплыгина
8 апр 2024
ОДК и ОмГТУ разрабатывают новые решения для изготовления деталей авиадвигателей
8 апр 2024
Новый номер журнала «Авиационные двигатели» вышел из печати
8 апр 2024
Работнику ЦИАМ присвоено звание «Почетный авиастроитель»
8 апр 2024
На ММП имени В.В. Чернышева прошел первый "Женский баттл"
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».