Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 19.08.2022
Источник: АО "Авиасалон"

Первый полет Су-27К: палубной авиации великой морской державы - быть!

17 августа 1987 года состоялся первый полет Су-27К - первого отечественного палубного истребителя трамплинного взлета и посадки. Разработка нового поколения самолетов с использованием технологий укороченного взлета и посадки остается актуальной и сегодня. Работы по его созданию в рамках госпрограммы вооружений ведутся в России с 2017 года. Премьеры концептов самолетов, которые могут составить будущее российской палубной авиации состоялись на авиасалоне МАКС-2021.
Фото: tass.ru
Необходимость постройки тяжелых авианесущих крейсеров обсуждалась в СССР с 1950-х годов и шла мучительно долго. Роль и место авианосцев в составе Военно-морского флота (ВМФ) доказывали результаты Второй мировой войны, когда авианесущие корабли сыграли решающую роль в боевых действиях на Тихом океане. В конце 1950-х, когда на вооружение Военно-морских сил (ВМС) США начали поступать подводные лодки с баллистическими ракетами, необходимость создания эффективной корабельной авиации стала очевидной. Кроме того, развертывание в мировом океане собственных атомных подводных лодок требовало прикрытия районов их патрулирования от сил противолодочной обороны противника. На вооружении ВМС ведущих военно-морских держав мира на тот момент состояло более двух десятков авианосцев, в том числе атомных, которые могли нести на борту по 70-80 самолетов, взлетавших с палубы с помощью паровых катапульт. В составе ВМФ СССР не было ни самолетов такого типа, ни кораблей, способных их принимать. Вертикально взлетающие Як-38, базирующиеся на крейсерах "Киев", "Минск", "Новороссийск" и "Баку", по своим летно-техническим характеристикам практически не позволяли решать задачи ПВО по защите соединений ВМФ в открытом море. Со всей очевидностью встал вопрос о создании палубных истребителей с обычными, но укороченными взлетом и посадкой, а также авианесущего крейсера, способного нести такие самолеты.

18 апреля 1984 года вышло постановление, согласно которому новый истребитель должен был быть разработан на основе тяжелого истребителя четвертого поколения Су-27, который создавался в ОКБ Сухого с 1970-х годов и к тому времени уже прошел испытания и был запущен в серию. Су-27К (впоследствии Су-33) должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения Су-27 и одновременно обеспечивать выполнение задач противовоздушной и противоракетной обороны на море. В это же время в СССР приступили к реализации программы создания тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143-5, призванного обеспечить противовоздушную оборону корабельных соединений ВМФ в мировом океане. Вместо катапульты в носовой части полетной палубы был установлен трамплин для обеспечения укороченного взлета самолетов типа Су-27 и МиГ-29. Их корабельные версии Су-27К и МиГ-29К должны были стать первыми отечественными боевыми самолетами, способным осуществлять горизонтальный взлет с палубы авианосца и посадку на нее "по самолетному".

Эскизный проект Су-27К был утвержден в феврале 1985 года и имел ряд существенных отличий от "сухопутной" версии: появилось переднее горизонтальное оперение, двухсекционный закрылок, складные консоли крыльев, усиленные опоры шасси, посадочный гак, система дозаправки топливом в воздухе и т.д. Сборка первого опытного Су-27К завершилась летом 1987 года, первый вылет на нем выполнил 17 августа летчик-испытатель ЛИИ им. М.М. Громова Виктор Пугачев. Летом 1989 года начался заключительный этап подготовки к посадке самолета на палубу корабля, которая является одним из самых сложных элементов пилотирования. Приведение самолета в расчетную точку касания, особенно в условиях качки, требует от летчиков высочайшего мастерства.

Исторический момент наступил 1 ноября 1989 года: В. Пугачев безукоризненно выполнил первую в истории отечественной авиации посадку самолета обычного типа на корабль. Через полтора часа Токтар Аубакиров впервые посадил на палубу МиГ-29К, в тот же день летчики-испытатели Игорь Вотинцев и Александр Крутов выполнили посадку на палубу на учебно-тренировочном Су-25УТГ. Позже первым из строевых летчиков ВМФ выполнил посадку на палубу авианосца легендарный Тимур Апакидзе.

В середине декабря 1995 года "Адмирал Кузнецов" отправился в свой первый длительный поход - начался стодневный бросок в Средиземноморье. На борту авианосца находились палубные истребители Су-27К, учебные самолеты Су-25УТГ и вертолеты Ка-27. 31 августа 1998 года указом президента РФ корабельный истребитель Су-27К был принят на вооружение ВМФ России под обозначением Су-33.

Спустя 35 лет после первого полета Су-33 задача разработки нового поколения палубных самолетов вновь актуальна и потребует обеспечения возможности строительства соответствующих авианесущих боевых кораблей, что впервые за 30 лет после распада СССР предусматривает новая морская доктрина России.

Тема палубной авиации на МАКС исторически связана с Су-33: в 1992 году первый отечественный палубный истребитель предстал перед посетителями "МосАэрошоу-92", и с тех пор самолеты Су-33 постоянно участвуют в МАКС, который остается традиционным местом премьер в области отечественной боевой авиации. Так, впервые на МАКС-2021 был представлен концепт перспективного комплекса палубной авиации Корпорации "МиГ" в составе многофункционального корабельного истребителя пятого поколения и работающего с ним в связке беспилотника массой более десяти тонн. Самолет проектируют с широким применением технологий "стелс", он сможет летать на сверхзвуковых скоростях без форсажа, использовать искусственный интеллект для подсказки летчику оптимальных решений, одинаково эффективно уничтожать воздушные и наземные цели. Характеристики нового палубника ОКБ Микояна пока неизвестны, конструкторы работают в том числе и над вариантом с вертикальными взлетом и посадкой. Параллельно рассматриваются и новые варианты авианосцев, предусматривающие наличие катапульты, значительно упрощающей взлет. Кроме того, в рамках авиасалона состоялась премьера образца первого российского однодвигательного легкого истребителя Су-75 Checkmate от компании "Сухой", на базе которого в перспективе также может быть создан палубный истребитель.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
28 мар 2024
Иран показал свой новый беспилотник
28 мар 2024
В Омске разработали станок для производства шин к самолету Ту-214
28 мар 2024
Разработчик БПЛА "Альбатрос" рассказал о его роли в отражении атак ВСУ на границу РФ
28 мар 2024
Призраки в небе: стелс-технологи на службе военной авиации
28 мар 2024
С отечественной начинкой: вертолет Ка-62 стал еще более патриотичным в Приморье
28 мар 2024
В Белоруссии будут производить продукцию из композитных материалов для авиастроения
28 мар 2024
Американские аналитики заявили, что проблемы Boeing не ограничены самолетами
28 мар 2024
Nikkei: Япония планирует еще одну попытку разработать собственный пассажирский самолет
27 мар 2024
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями
27 мар 2024
Минпромторг до 12 апреля ждет заявок на гранты на сертификацию беспилотных систем
27 мар 2024
Вузы России и Китая займутся гибридными двигателями БПЛА на базе водородных технологий
27 мар 2024
Скажутся ли перестановки в руководстве Boeing на качестве продукции?
27 мар 2024
Займет место сверхзвукового "Конкорда": самолет XB-1 поднялся в воздух
27 мар 2024
В ПНИПУ нашли баланс в создании деталей для авиадвигателей
27 мар 2024
Кабмин Японии разрешил экспорт истребителей нового поколения в третьи страны
26 мар 2024
Пять поколений истребительной авиации
26 мар 2024
В Крыму инженеры разработали аналоги комплектующих для Superjet и МС-21
26 мар 2024
Платформа Superjet: как создается новая модификация самолета SJ-100
26 мар 2024
Министр транспорта РФ Виталий Савельев посетил филиал ПАО «Ил» – Авиастар
26 мар 2024
Рейтинг лучших: какие истребители имеют самые мощные двигатели
26 мар 2024
Ростех обсудил вопросы подготовки инженеров в рамках нацпроекта "Кадры"
26 мар 2024
Эксперт заявил, что новый истребитель J-35 КНР имеет преимущество над конкурентом США
26 мар 2024
NI заявил о возможной победе Су-27 над F-15 в воздушной дуэли
26 мар 2024
Ростех: кабина Superjet с новой российской авионикой стала удобней для пилотов
28 мар 2024
Ученые ГосНИИАС приняли участие в деловой программе тематического дня выставки-форума «Россия»
28 мар 2024
Изобретения «Салюта» взяли «золото» и «бронзу» на «Архимеде»
28 мар 2024
На Байконур за новым опытом
28 мар 2024
Открыта регистрация на форум "Российская современная авионика-2024"
28 мар 2024
Разработки ОДК-УМПО отмечены медалями на международном салоне изобретений "Архимед"
28 мар 2024
От школьника до профессии инженер
27 мар 2024
ГосНИИАС на семинаре Российской академии образования
27 мар 2024
Учебный центр ОДК-СТАР получил лицензию на образовательную деятельность
26 мар 2024
ЦАГИ принял участие в школе-семинаре «Аэродинамика и динамика полета летательных аппаратов»
26 мар 2024
"Вертолеты России" передали вертолет Ми-8МТВ-1 для краснодарской авиакомпании
26 мар 2024
Двигатели ОДК отправили международный экипаж на МКС
25 мар 2024
ОАК проводит форум студентов-целевиков в Доме молодежи на ВДНХ
25 мар 2024
Уникальные изделия для отечественной авиации: "Аэросиле" - 85!
25 мар 2024
ИФК передала Ту-204 в эксплуатацию авиакомпании Red Wings
25 мар 2024
Впереди большая стройка
22 мар 2024
ОДК возведет в Перми новый корпус для испытаний агрегатов двигателей ПД-8 и ПД-14
22 мар 2024
От студента до академика: 23 года назад научный руководитель ГосНИИАС Е.А. Федосов стал лауреатом премии Правительства РФ
22 мар 2024
В СибНИА завершилась XXII Всероссийская школа-семинар по аэродинамике и динамике полета летательных аппаратов
22 мар 2024
ОДК открыла образовательное пространство в петербургском Политехе
22 мар 2024
ОДК представила инновационные разработки на международном салоне «Архимед»
22 мар 2024
В ЦАГИ прошли съемки познавательной программы "Знание - сила"
21 мар 2024
В ОДК-УМПО началась подготовка новой группы мультиспециалистов
21 мар 2024
В ОДК-Сатурн определили лучших конструкторов в области инженерного дизайна CAD
21 мар 2024
У-УАЗ подписал коллективный договор на 2024-2025 годы
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».