Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 05.10.2012
Источник: "Независимое военное обозрение"

Крылья "Викрамадитьи" // Корпорация "МиГ" завершила второй этап летных испытаний палубного истребителя МиГ-29К

ПОСАДКА НА КОРОБОК

Светящийся огонек сигнальной ракеты взмывает вверх, поднимая с воды стаю чаек. Птицы, привыкшие следовать за рыболовными сейнерами в расчете на легкую добычу, с недовольством поднимаются в воздух и отлетают в сторону от индийского авианосца "Викрамадитья" (в переводе с санскрита "Всемогущий"). Сегодня им ничего не светит. В Баренцевом море идут испытания новейших российских палубных истребителей – одноместного МиГ-29К и двухместного МиГ-29КУБ.

Я стою на крыле ходовой рубки в ожидании посадки "МиГа". Крики разлетающихся чаек и свист ветра, единственные звуки, которые слышны в этот момент. Корабль движется со скоростью 15 узлов. Но не вибрации корпуса, ни шума машин не слышно. О том, что авианосец движется, можно понять только по бурунам, разбегающимся за ним.

Ракета не успевает еще погаснуть, как над летной палубой корабля появляется истребитель. Его приближения практически не слышно. Грохот двигателей достигает крыла ходового мостика только в тот момент, когда, слегка коснувшись палубы колесами шасси, машина проносится мимо и снова взмывает вверх. Первый заход на посадку — тренировочный. Заложив вираж, МиГ-29К снова идет на корабль. Видно, как под фюзеляжем машины опускается тормозной крюк — гак. Касание палубы. Зацеп за трос аэрофинишера. Сделав легкий реверанс на переднюю стойку шасси, истребитель останавливается в районе палубной надстройки.

До последнего времени МиГ-29 использовался исключительно с сухопутных аэродромов. Однако контракт с Дели в 2004 году по передаче Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" позволил российским конструкторам приступить к созданию нового самолета. В 2009 году МиГ-29К впервые приземлился на палубу российского авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Подтвердив тем самым не только саму возможность "оморячить" сугубо сухопутную машину, но и открыв новые перспективы перед российской авиационной промышленностью.

— При одинаковой длине палубы авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" и авианосца "Викрамадитья", — делится впечатлениями со мной старший летчик-испытатель корпорации "МиГ" Михаил Беляев, — у индийского корабля она на 40% уже. "По середине" на ней еще стоит корабельная надстройка. Первое время это очень напрягало при посадке. Потом мы выработали правило "вправо не смотреть", и все пошло как надо.

По словам летчиков корпорации "МиГ", с высоты авианосец похож на спичечный коробок. Сесть на него непросто. К тому же нужно четко зацепиться тормозным крюком за трос аэрофинишера. Особенность "Викрамадитьи" состоит еще и в том, что в отличие от "Адмирала Кузнецова" на палубе у него не четыре, а всего три троса аэрофинишера. То есть ровно на один шанс меньше при выполнении сложного маневра.

Испытания МиГ-29К/КУБ шли в Баренцевом море с начала июля. К сентябрю машина выполнила боле 100 посадок на палубу авианосца. В том числе и с генеральным директором корпорации "МиГ" Сергеем Коротковым. Тем самым подтвердив не только возможность посадки истребителя на палубу авианосца, но и безопасность этого процесса. Как говорят в корпорации, за время испытаний истребителя летчиками была разработана новая методика подготовки пилотов к посадкам на авианосец, минуя береговой аэродром.

НОВЫЙ "МИГ"

Внешне только специалисты отличают корабельную машину от "сухопутного" аналога. Хотя, как говорит глава корпорации "МиГ" Сергей Коротков, это впечатление обманчиво. Прежде всего МиГ-29К сегодня — самый современный серийный российский истребитель поколения "4++". Сохранив совершенную аэродинамическую схему, в новой машине конструкторы реализовали ряд технических решений, делающих ее гораздо более эффективным самолетом. Например, на нашем истребителе уже стоит система обнаружения лазерного облучения со стороны вражеских систем ПВО.

МиГ-29К/КУБ — это серийные самолеты. Они уже более двух лет эксплуатируются индийскими пилотами. Как говорит сам Коротков: "И в хвост и в гриву". Этот опыт бесценен для корпорации, так как дает самое полное представление о том, что было сделано правильно, а что требует доработок в новой машине. Судя по тому, что к уже полученным 16 МиГ-29К/КУБ индийская сторона заказала еще 29 палубных истребителей, ожидания Дели от возможностей нового самолета полностью оправдываются.

Нововведений действительно много. Это касается технологий малозаметности, новой системы дозаправки в воздухе, складного крыла. Благодаря его применению в трюме "Викрамадитьи" удастся разместить 34 МиГ-29К/КУБ. Была доработана механизация крыла, благодаря чему самолет получил возможность взлетать с укороченным разбегом и садиться с меньшей посадочной скоростью. Изменения коснулись и самого фюзеляжа, и стоек шасси, который пришлось серьезно усиливать для того, чтобы обеспечить посадку на палубу авианосца. Как говорит Коротков, в момент "зацепа" за тормозной трос на самолет действует нагрузка в 9 тонн.

— Серьезные изменения в конструкции самолета привели к его общему утяжелению, — рассказывает он. — Когда мы об этом сообщили индийским партнерам, те выразили сомнения, что нам удастся сохранить заявленные параметры дальности полета машины. По логике, чем тяжелее машина, тем ближе она летает. Мы же применили новый двигатель РД-33МК, который выдает на 8% больше тяги, чем у предшественника. И значительно увеличили запас топлива на истребители.

МиГ-29К берет во внутренние баки в 1,5 раза больше керосина, чем его предшественники. Еще три подвесных бака могут быть размещены под фюзеляжем и крылом. В результате радиус применения машины существенно возрос. Вместе с ним увеличилась и боевая нагрузка машины. Сухопутный вариант МиГ-29 нес всего 4 тонны боевой нагрузки. Новый корабельный вариант машины поднимает за раз 6.5 тонны высокоточных боеприпасов. Это делает "МиГ" сопоставимым с более тяжелым палубным истребителем Су-33. Чтобы проверить возможности машины, специалисты корпорации "МиГ" выполнили несколько взлетов и посадок истребителя с полным боекомплектом.

СТЕКЛЯННАЯ КАБИНА

О качественном изменении самолета говорит и применение в его конструкции систем вооружения и оборудование, не использовавшиеся на "классических" МиГ-29. На истребителе полностью реализован принцип "стеклянной кабины". Вместо аналоговых приборов — цифровые. Вся индикация выводится на цветные жидкокристаллические дисплеи.

Управление самолетом полностью электронное. На Западе его еще называют Fly-by Wire — дословно "полет по проводам". Корабельный МиГ-29К создан в эпоху глобализации, поэтому кроме российского оборудования на него по требованию индийской стороны установили французскую навигационную систему SIGMA 95.

Михаил Беляев видит в "цифровой" кабине нового истребителя еще одно преимущество — легкость обучения молодых пилотов управлению машиной.

— У летчиков предыдущего "аналогового" поколения, — говорит он, — многие вопросы, связанные с пилотированием машины, боевого применения оружия приходилось держать в голове. – Сегодня такой необходимости нет. Большинство операций автоматизировано. Бортовой вычислительный комплекс не только обрабатывает и сопоставляет значительно большие массивы информации, но и подсказывает пилоту тактику действий. Кроме того, молодежь больше общается с компьютерами, и поэтому кабина нового МиГ-29К/КУБ для нее будет выглядеть более "дружелюбной" и понятной буквально с первых же вылетов.

ГЛАЗА И УШИ

Но главной изюминкой машины конструкторы считают новейший радар корпорации "Фазотрон-НИИР" "Жук-М2Э". Благодаря ей "МиГ" видит все, что делается перед ним на дальности 140 км, может сопровождать 10 целей и одновременно наводить на них до четырех ракет. Причем это могут быть как воздушные, так и надводные и наземные цели.

В перспективе, как не исключает Коротков, на МиГ-29К может быть применена и более перспективная бортовая радиолокационная станция "Жук-АЭ". На предыдущих наших самолетах устанавливались параболические или щелевые антенны. Они имели по одному приемнику и передатчику сигнала. Активная фазированная антенная решетка построена по принципу пчелиных сот, состоит из сотен миниатюрных приемо-передающих устройств. Такая антенна (опять же в отличие от предшественниц) неподвижна, то есть не поворачивается из стороны в сторону в поиске целей. Это экономит не только вес устройства (ей электродвигатели больше не нужны), но и на порядок сокращает время обнаружения радаром целей — сканирующий луч перебрасывается из одной точки пространства в другую в доли секунды.

Во время испытательных полетов МиГ-35 с бортовой РЛС "Жук-АЭ" были проверены все режимы ее работы по воздушным и наземным целям как в задней полусфере, так и в ближнем бою. Радар обнаружил и вел три воздушные цели на дальностях до 148 км. Что полностью подтвердило его соответствие современным – заданным тактико-техническим требованиям, включая успешные стрельбы ракетой класса "воздух-воздух".

— МиГ-29К/КУБ — полностью "цифровой" самолет, — рассказывает главный конструктор истребителя Иван Кристинов. — Это означает, что архитектура борта открытая. Так что в перспективе машина сможет применять любые новые системы поражения целей, что делает "МиГ" крайне перспективным для модернизации. Интегрировать в состав его вооружения новые системы не представляет никакого труда.

Благодаря применению современной электроники истребитель стал многофункциональной машиной, способной решать широкий спектр задач. В составе вооружения МиГ-29К появились противокорабельные крылатые ракеты Х-35 и сверхзвуковая Х-31, управляемые бомбы с телевизионным наведением.

ДОБРО НА ВЗЛЕТ

Успехи корпорации "МиГ" в Баренцевом море отражают общую ситуацию в компании. В настоящее время корпорация выходит на одни из передовых позиций в отрасли.

МиГ-29К/КУБ успешно сдали непростые экзамены на авианосцах "Адмирал Кузнецов" и "Викрамадитья", а также в морской авиации Индии. РСК "МиГ" выпускает их растущими темпами. В 2011 году корпорация сдала заказчику 12 машин, в 2012 году планируется выпустить 24 самолета. А в будущем, по словам Сергея Короткова, темп производства планируется довести до 36 истребителей в год.

На базе МиГ-29К/КУБ созданы и серийно выпускаются истребители аэродромного базирования: одноместный МиГ-29М и двухместный МиГ-29М2. Серийный вариант последнего в 2012 году с успехом демонстрировался в Казахстане, Сербии и Словакии. На праздновании 100-летия ВВС России публика увидела МиГ-29М2 в совместном полете с истребителем пятого поколения ПАК ФА.

Как отмечают представители корпорации "МиГ", к МиГ-29М/М2 есть предметный интерес со стороны заказчиков в странах СНГ и Южной Европы. Наши источники сообщают, что переговоры о поставках этих самолетов уже ведутся.

Другое направление бизнеса РСК "МиГ" — модернизация ранее поставленных МиГ-29, которые составляют основу ВВС более чем 20 стран.

Только в контексте Индии "МиГ" выполняет контракт по модернизации 63 индийских МиГ-29 по стандарту МиГ-29UPG. В ее рамках на самолетах будут установлены БРЛС "Жук-МЭ", что позволит продлить срок службы истребителей еще на 20 лет. Эти работы имеют большое значение для поддержания количественного состава индийских ВВС и достижения заявленной цели по выходу на уровень 32 боеготовых эскадрильи.

Но, наверное, самым масштабным успехом можно считать интерес к МиГ-29К со стороны собственного Министерства обороны. Впервые с 1992 года военное ведомство купило у корпорации 34 новых МиГ-29СМТ, а также 24 "морских" МиГ-29К/КУБ. Так что испытания нового палубного истребителя в Баренцевом море можно рассматривать не только как перспективу перевооружения единственного оставшегося у России авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", сохранения школы палубной авиации. Но и заявку на перспективу в плане строительства новых авианосцев. Созданный корпорацией МиГ-29К/КУБ видится наиболее вероятным авиационным комплексом, который войдет в состав вооружения этих кораблей.

Дмитрий Литовкин


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
6 дек 2024
"Ростех": поставка комплектующих для двигателей ПД-8 в Superjet вырастет вдвое
6 дек 2024
В Минпромторге заявили о необходимости пересмотра подхода к разработке БАС
6 дек 2024
Власти России ищут внебюджетные источники финансирования создания дронов
6 дек 2024
Сергей Чемезов вручил «Технологии» орден «За доблестный труд»
6 дек 2024
Капитан, улыбнитесь: как работает маевская система умного контроля состояния пилота
5 дек 2024
В России создали FPV-дрон для штурма зданий и разведки "Аква-4"
5 дек 2024
Правительство России: самолеты и дроны должны быть оснащены ГЛОНАСС до 2026 года
5 дек 2024
Обгоняя звук: крылатая ракета BrahMos и ее российские "друзья"
5 дек 2024
Шведский стартап Heart Aerospace испытает электрический прототип 30-местного самолета
5 дек 2024
«Я — профессионал» — это возможности: опыт золотого медалиста всероссийской олимпиады студентов
5 дек 2024
МФТИ стал опорным центром федпроекта по кадрам для беспилотных авиасистем
4 дек 2024
Код «Чёрный»: в России представили эксклюзивное крыло для пассажирского самолёта МС-21
4 дек 2024
Ту-214ЛМК. Летающая лаборатория для будущего российской авиации
4 дек 2024
ИТМО создаст ИИ-систему компьютерного зрения для отечественных БПЛА
4 дек 2024
Цена ошибки возрастает: как языковые модели трансформируют авиацию
4 дек 2024
ОАО "558 Авиационный ремонтный завод" в Барановичах берет новую высоту
3 дек 2024
Управлять разумом, а не инстинктами: как лётчику не терять контроль над умным самолётом
3 дек 2024
Ростех и Бауманка займутся разработкой аэростатной техники
3 дек 2024
В МАИ завершился первый этап федерального образовательного проекта «Кадры для БАС»
3 дек 2024
Центр анализа мировой торговли оружием назвал Су-57Э лучшим решением для ВВС Индии
2 дек 2024
Российская разработка улучшит ультразвуковой мониторинг композитов для авиапрома
2 дек 2024
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
2 дек 2024
Токарный станок Ростеха удостоен престижной премии
29 ноя 2024
В России создана собственная отрасль производства композитов для авиастроения
6 дек 2024
ОДК победитель премии «Компания будущего — 2024» в номинации «Технологический суверенитет»
6 дек 2024
На ПК «Салют» стартует чемпионат «Построй карьеру в ОДК» для школьников
6 дек 2024
В ЦИАМ в день рождения Института объявили имена Ветеранов труда
6 дек 2024
ГосНИИАС на XI Международной неделе авиакосмических технологий
6 дек 2024
HR-конференция КРЭТ: новые подходы к управлению кадрами в промышленности
6 дек 2024
Двигатели ОДК обеспечили успешный старт ракеты «Союз» с космодрома Плесецк
5 дек 2024
На заседании Совета директоров «Туполева» в Казани рассмотрели статус реализации программ
5 дек 2024
Студенты трека «Код Ростеха» изучают цифровые технологии на ОДК-Сатурн
5 дек 2024
От студента до академика: 35 лет назад Е.А. Федосов был награжден Золотой медалью имени Б.Н. Петрова
4 дек 2024
Поздравление генерального директора А. Л. Козлова с 94-й годовщиной со дня основания ЦИАМ
4 дек 2024
ОДК-Сатурн поддерживает престиж профессии контролера
4 дек 2024
Авиационное «Созвездие»: в ЦИАМ состоялась презентация книги
3 дек 2024
Поздравление генерального директора ФАУ «ЦАГИ», члена-корреспондента РАН К.И. Сыпало со 106-летием ЦАГИ
2 дек 2024
«Яковлев» разработал электронное летное руководство для SSJ-100
2 дек 2024
Двигатели ОДК вывели на орбиту радиолокационный спутник
29 ноя 2024
Интеллектуализация авиационных систем: демонстраторы интеллектуальных технологий испытаны в полете
29 ноя 2024
Конструктор ОДК: молодые ученые создадут новые двигатели для отечественной авиации
29 ноя 2024
Сотрудник СибНИА вошел в список сильнейших специалистов Новосибирской области по итогам конкурса «Флагманы образования»
29 ноя 2024
Курсанты первого курса юношеской планерной школы учатся собирать и разбирать планера БРО-11МС
28 ноя 2024
ОАК назначает руководителей авиазаводов в Казани и Луховицах
28 ноя 2024
«Яковлев» представил статистику по налету SSJ-100
28 ноя 2024
На ММП имени В.В. Чернышева наградили победителей конференции «Чернышевские чтения»
27 ноя 2024
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в конференции «Созвездие САПР»
27 ноя 2024
На ПК «Салют» студенты «Крыльев Ростеха» изучили жизненный цикл деталей авиадвигателя
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».