Крылья "Викрамадитьи" // Корпорация "МиГ" завершила второй этап летных испытаний палубного истребителя МиГ-29К
ПОСАДКА НА КОРОБОК
Светящийся огонек сигнальной ракеты взмывает вверх, поднимая с воды стаю чаек. Птицы, привыкшие следовать за рыболовными сейнерами в расчете на легкую добычу, с недовольством поднимаются в воздух и отлетают в сторону от индийского авианосца "Викрамадитья" (в переводе с санскрита "Всемогущий"). Сегодня им ничего не светит. В Баренцевом море идут испытания новейших российских палубных истребителей – одноместного МиГ-29К и двухместного МиГ-29КУБ.
Я стою на крыле ходовой рубки в ожидании посадки "МиГа". Крики разлетающихся чаек и свист ветра, единственные звуки, которые слышны в этот момент. Корабль движется со скоростью 15 узлов. Но не вибрации корпуса, ни шума машин не слышно. О том, что авианосец движется, можно понять только по бурунам, разбегающимся за ним.
Ракета не успевает еще погаснуть, как над летной палубой корабля появляется истребитель. Его приближения практически не слышно. Грохот двигателей достигает крыла ходового мостика только в тот момент, когда, слегка коснувшись палубы колесами шасси, машина проносится мимо и снова взмывает вверх. Первый заход на посадку — тренировочный. Заложив вираж, МиГ-29К снова идет на корабль. Видно, как под фюзеляжем машины опускается тормозной крюк — гак. Касание палубы. Зацеп за трос аэрофинишера. Сделав легкий реверанс на переднюю стойку шасси, истребитель останавливается в районе палубной надстройки.
До последнего времени МиГ-29 использовался исключительно с сухопутных аэродромов. Однако контракт с Дели в 2004 году по передаче Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" позволил российским конструкторам приступить к созданию нового самолета. В 2009 году МиГ-29К впервые приземлился на палубу российского авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Подтвердив тем самым не только саму возможность "оморячить" сугубо сухопутную машину, но и открыв новые перспективы перед российской авиационной промышленностью.
— При одинаковой длине палубы авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" и авианосца "Викрамадитья", — делится впечатлениями со мной старший летчик-испытатель корпорации "МиГ" Михаил Беляев, — у индийского корабля она на 40% уже. "По середине" на ней еще стоит корабельная надстройка. Первое время это очень напрягало при посадке. Потом мы выработали правило "вправо не смотреть", и все пошло как надо.
По словам летчиков корпорации "МиГ", с высоты авианосец похож на спичечный коробок. Сесть на него непросто. К тому же нужно четко зацепиться тормозным крюком за трос аэрофинишера. Особенность "Викрамадитьи" состоит еще и в том, что в отличие от "Адмирала Кузнецова" на палубе у него не четыре, а всего три троса аэрофинишера. То есть ровно на один шанс меньше при выполнении сложного маневра.
Испытания МиГ-29К/КУБ шли в Баренцевом море с начала июля. К сентябрю машина выполнила боле 100 посадок на палубу авианосца. В том числе и с генеральным директором корпорации "МиГ" Сергеем Коротковым. Тем самым подтвердив не только возможность посадки истребителя на палубу авианосца, но и безопасность этого процесса. Как говорят в корпорации, за время испытаний истребителя летчиками была разработана новая методика подготовки пилотов к посадкам на авианосец, минуя береговой аэродром.
НОВЫЙ "МИГ"
Внешне только специалисты отличают корабельную машину от "сухопутного" аналога. Хотя, как говорит глава корпорации "МиГ" Сергей Коротков, это впечатление обманчиво. Прежде всего МиГ-29К сегодня — самый современный серийный российский истребитель поколения "4++". Сохранив совершенную аэродинамическую схему, в новой машине конструкторы реализовали ряд технических решений, делающих ее гораздо более эффективным самолетом. Например, на нашем истребителе уже стоит система обнаружения лазерного облучения со стороны вражеских систем ПВО.
МиГ-29К/КУБ — это серийные самолеты. Они уже более двух лет эксплуатируются индийскими пилотами. Как говорит сам Коротков: "И в хвост и в гриву". Этот опыт бесценен для корпорации, так как дает самое полное представление о том, что было сделано правильно, а что требует доработок в новой машине. Судя по тому, что к уже полученным 16 МиГ-29К/КУБ индийская сторона заказала еще 29 палубных истребителей, ожидания Дели от возможностей нового самолета полностью оправдываются.
Нововведений действительно много. Это касается технологий малозаметности, новой системы дозаправки в воздухе, складного крыла. Благодаря его применению в трюме "Викрамадитьи" удастся разместить 34 МиГ-29К/КУБ. Была доработана механизация крыла, благодаря чему самолет получил возможность взлетать с укороченным разбегом и садиться с меньшей посадочной скоростью. Изменения коснулись и самого фюзеляжа, и стоек шасси, который пришлось серьезно усиливать для того, чтобы обеспечить посадку на палубу авианосца. Как говорит Коротков, в момент "зацепа" за тормозной трос на самолет действует нагрузка в 9 тонн.
— Серьезные изменения в конструкции самолета привели к его общему утяжелению, — рассказывает он. — Когда мы об этом сообщили индийским партнерам, те выразили сомнения, что нам удастся сохранить заявленные параметры дальности полета машины. По логике, чем тяжелее машина, тем ближе она летает. Мы же применили новый двигатель РД-33МК, который выдает на 8% больше тяги, чем у предшественника. И значительно увеличили запас топлива на истребители.
МиГ-29К берет во внутренние баки в 1,5 раза больше керосина, чем его предшественники. Еще три подвесных бака могут быть размещены под фюзеляжем и крылом. В результате радиус применения машины существенно возрос. Вместе с ним увеличилась и боевая нагрузка машины. Сухопутный вариант МиГ-29 нес всего 4 тонны боевой нагрузки. Новый корабельный вариант машины поднимает за раз 6.5 тонны высокоточных боеприпасов. Это делает "МиГ" сопоставимым с более тяжелым палубным истребителем Су-33. Чтобы проверить возможности машины, специалисты корпорации "МиГ" выполнили несколько взлетов и посадок истребителя с полным боекомплектом.
СТЕКЛЯННАЯ КАБИНА
О качественном изменении самолета говорит и применение в его конструкции систем вооружения и оборудование, не использовавшиеся на "классических" МиГ-29. На истребителе полностью реализован принцип "стеклянной кабины". Вместо аналоговых приборов — цифровые. Вся индикация выводится на цветные жидкокристаллические дисплеи.
Управление самолетом полностью электронное. На Западе его еще называют Fly-by Wire — дословно "полет по проводам". Корабельный МиГ-29К создан в эпоху глобализации, поэтому кроме российского оборудования на него по требованию индийской стороны установили французскую навигационную систему SIGMA 95.
Михаил Беляев видит в "цифровой" кабине нового истребителя еще одно преимущество — легкость обучения молодых пилотов управлению машиной.
— У летчиков предыдущего "аналогового" поколения, — говорит он, — многие вопросы, связанные с пилотированием машины, боевого применения оружия приходилось держать в голове. – Сегодня такой необходимости нет. Большинство операций автоматизировано. Бортовой вычислительный комплекс не только обрабатывает и сопоставляет значительно большие массивы информации, но и подсказывает пилоту тактику действий. Кроме того, молодежь больше общается с компьютерами, и поэтому кабина нового МиГ-29К/КУБ для нее будет выглядеть более "дружелюбной" и понятной буквально с первых же вылетов.
ГЛАЗА И УШИ
Но главной изюминкой машины конструкторы считают новейший радар корпорации "Фазотрон-НИИР" "Жук-М2Э". Благодаря ей "МиГ" видит все, что делается перед ним на дальности 140 км, может сопровождать 10 целей и одновременно наводить на них до четырех ракет. Причем это могут быть как воздушные, так и надводные и наземные цели.
В перспективе, как не исключает Коротков, на МиГ-29К может быть применена и более перспективная бортовая радиолокационная станция "Жук-АЭ". На предыдущих наших самолетах устанавливались параболические или щелевые антенны. Они имели по одному приемнику и передатчику сигнала. Активная фазированная антенная решетка построена по принципу пчелиных сот, состоит из сотен миниатюрных приемо-передающих устройств. Такая антенна (опять же в отличие от предшественниц) неподвижна, то есть не поворачивается из стороны в сторону в поиске целей. Это экономит не только вес устройства (ей электродвигатели больше не нужны), но и на порядок сокращает время обнаружения радаром целей — сканирующий луч перебрасывается из одной точки пространства в другую в доли секунды.
Во время испытательных полетов МиГ-35 с бортовой РЛС "Жук-АЭ" были проверены все режимы ее работы по воздушным и наземным целям как в задней полусфере, так и в ближнем бою. Радар обнаружил и вел три воздушные цели на дальностях до 148 км. Что полностью подтвердило его соответствие современным – заданным тактико-техническим требованиям, включая успешные стрельбы ракетой класса "воздух-воздух".
— МиГ-29К/КУБ — полностью "цифровой" самолет, — рассказывает главный конструктор истребителя Иван Кристинов. — Это означает, что архитектура борта открытая. Так что в перспективе машина сможет применять любые новые системы поражения целей, что делает "МиГ" крайне перспективным для модернизации. Интегрировать в состав его вооружения новые системы не представляет никакого труда.
Благодаря применению современной электроники истребитель стал многофункциональной машиной, способной решать широкий спектр задач. В составе вооружения МиГ-29К появились противокорабельные крылатые ракеты Х-35 и сверхзвуковая Х-31, управляемые бомбы с телевизионным наведением.
ДОБРО НА ВЗЛЕТ
Успехи корпорации "МиГ" в Баренцевом море отражают общую ситуацию в компании. В настоящее время корпорация выходит на одни из передовых позиций в отрасли.
МиГ-29К/КУБ успешно сдали непростые экзамены на авианосцах "Адмирал Кузнецов" и "Викрамадитья", а также в морской авиации Индии. РСК "МиГ" выпускает их растущими темпами. В 2011 году корпорация сдала заказчику 12 машин, в 2012 году планируется выпустить 24 самолета. А в будущем, по словам Сергея Короткова, темп производства планируется довести до 36 истребителей в год.
На базе МиГ-29К/КУБ созданы и серийно выпускаются истребители аэродромного базирования: одноместный МиГ-29М и двухместный МиГ-29М2. Серийный вариант последнего в 2012 году с успехом демонстрировался в Казахстане, Сербии и Словакии. На праздновании 100-летия ВВС России публика увидела МиГ-29М2 в совместном полете с истребителем пятого поколения ПАК ФА.
Как отмечают представители корпорации "МиГ", к МиГ-29М/М2 есть предметный интерес со стороны заказчиков в странах СНГ и Южной Европы. Наши источники сообщают, что переговоры о поставках этих самолетов уже ведутся.
Другое направление бизнеса РСК "МиГ" — модернизация ранее поставленных МиГ-29, которые составляют основу ВВС более чем 20 стран.
Только в контексте Индии "МиГ" выполняет контракт по модернизации 63 индийских МиГ-29 по стандарту МиГ-29UPG. В ее рамках на самолетах будут установлены БРЛС "Жук-МЭ", что позволит продлить срок службы истребителей еще на 20 лет. Эти работы имеют большое значение для поддержания количественного состава индийских ВВС и достижения заявленной цели по выходу на уровень 32 боеготовых эскадрильи.
Но, наверное, самым масштабным успехом можно считать интерес к МиГ-29К со стороны собственного Министерства обороны. Впервые с 1992 года военное ведомство купило у корпорации 34 новых МиГ-29СМТ, а также 24 "морских" МиГ-29К/КУБ. Так что испытания нового палубного истребителя в Баренцевом море можно рассматривать не только как перспективу перевооружения единственного оставшегося у России авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", сохранения школы палубной авиации. Но и заявку на перспективу в плане строительства новых авианосцев. Созданный корпорацией МиГ-29К/КУБ видится наиболее вероятным авиационным комплексом, который войдет в состав вооружения этих кораблей.
Дмитрий Литовкин