Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 24.10.2022
Источник: АО "Авиасалон"

100 лет ОКБ Туполева: с веком наравне, опережая время

22 октября 1922 года считается датой основания конструкторского бюро Андрея Николаевича Туполева – старейшего отечественного авиационного КБ, разработки которого внесли беспрецедентный вклад в становление и развитие авиационной промышленности СССР. Самолёты марки "Ту" устанавливали мировые рекорды, успешно воевали на фронтах Великой Отечественной войны, являлись флагманами послевоенного развития реактивной авиации. Снискав заслуженную славу советской авиационной технике во всем мире, туполевские самолёты по сей день решают стратегические задачи обеспечения обороноспособности страны и вновь востребованы для формирования парка самолётов воздушного флота России.
Создатель уникальной авиационной конструкторской школы мирового класса Андрей Николаевич Туполев довольно рано определился с выбором профессии. Судьбоносной для него стала учёба в Императорском Московском техническом училище (ныне МВТУ им. Н.Э. Баумана). Став слушателем воздухоплавательного кружка, который в училище вёл профессор Николай Егорович Жуковский, А. Туполев твёрдо решил связать свою жизнь с авиацией. Конструкторскую деятельность он начал с проектирования первых аэродинамических труб в училище, а в 1918 году вместе с Н.Е. Жуковским стал организатором и одним из руководителей ЦАГИ.

Создание ОКБ Туполева не было связано с каким-то специальным постановлением правительства. Считать 22 октября 1922 года днём рождения КБ предложил сам Андрей Николаевич – в этот день при ЦАГИ была создана Комиссия по металлическому самолётостроению, которую возглавил А. Туполев, и перед которой была поставлена задача организации производства алюминиевых сплавов, которые не уступали бы немецкому дюралюминию. Фактически в стране предстояло создать авиационную промышленность, способную разрабатывать и массово производить самолёты, и прежде всего – создать базу для производства специальных авиационных материалов. Шаг за шагом в ЦАГИ формировался мощный конструкторский коллектив. А.Н. Туполев руководил разработкой и производством самолётов-разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолётов, а также торпедных катеров, аэросаней и первых советских дирижаблей. Его инициалы и первые буквы фамилии решено было использовать в названиях серий советских самолётов "АНТ" и "Ту".

Беспримерная смелость первопроходцев отличала многие начинания и проекты туполевского КБ – очень многое в годы становления авиационной отрасли приходилось делать впервые. А. Туполев доказал, что кольчугалюминий (так назывался впервые полученный на заводе в Кольчугино алюминиевый сплав с добавкой никеля, меди и марганца) является достойной заменой дереву, ткани и железу для нужд самолётостроения. Впервые в стране было запущено крупносерийное производство цельнометаллических самолётов с использованием новой технологии, которая ускорила процесс сборки. В 1925 году А. Туполев и соратники создали первый в России цельнометаллический самолёт АНТ-2 из кольчугалюминия. В то время в конструкторском бюро, кроме самого А. Туполева, работало всего 12 человек. Следующий цельнометаллический самолёт АНТ-3 уже выпускался серийно и демонстрировался за границей, доказывая миру успешное развитие авиации в СССР. Конструкторское бюро А. Туполева своими опережающими время разработками часто задавало вектор развития авиастроения на десятилетия вперёд. Очередным пионерским проектом стало создание в 1925 году первого серийного цельнометаллического тяжёлого бомбардировщика АНТ-4 с двумя двигателями. Спустя десять лет предложенная схема свободнонесущего моноплана с толстым многолонжеронным крылом станет наиболее популярной в мире среди тяжёлых самолётов.

Далее следуют первый магистральный пассажирский самолёт АНТ-9, ставший первым примером унификации между военными и гражданскими машинами, впоследствии ставшей традиционным приёмом для туполевского КБ. Следом появились четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик АНТ-6, первый в СССР цельнометаллический гидросамолёт АНТ-8, самолёт-разведчик АНТ-10, агитационный самолёт-гигант "Максим Горький", многоцелевой истребитель АНТ-21 и многие другие машины. Постепенно сформировался тот костяк туполевского КБ, которому отечественная авиация обязана послевоенными успехами в области тяжёлого реактивного самолётостроения.

21 октября 1937 года стало для КБ катастрофой: А. Туполева и многих его соратников арестовали по ложному обвинению. Суровые приговоры позже сменили на работу в заточении. В организованном под надзором НКВД Центральном конструкторском бюро № 29 – знаменитой туполевской "шарашке" – работало около 150 человек, практически вся элита советской авиационной конструкторской мысли. Итогом её работы стало создание бомбардировщиков Ту-2, Пе-2 и Пе-8, которые стали основой бомбардировочной авиации в годы Великой Отечественной войны. В общей сложности в воздушных боях участвовало девять типов самолётов туполевского КБ общей численностью около 5 тысяч машин.

1950-е и первая половина 1960-х – золотой век советской авиации. И снова почти всё, что создало ОКБ Туполева, делалось впервые. Сразу после окончания войны разработаны первые советские бомбардировщики с реактивными двигателями Ту-95 и Ту-16. "Фирменным стилем" и во многом залогом последующих успехов КБ стало бережное и рациональное использование заделов, когда для создания новых самолётов брались лучшие наработки из предшествующих проектов. В том числе это касалось и создания гражданских самолётов на основе боевых, что значительно сокращало сроки разработки. Так на базе Ту-95 был создан первый советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114, а первый отечественный пассажирский лайнер на реактивной тяге Ту-104 во многом стал развитием конструктивных решений, апробированных на бомбардировщике Ту-16. За Ту-104 последовал целый ряд реактивных самолётов Ту-110, Ту-124, Ту-134 и Ту-154. Последний стал одним из наиболее успешных проектов советского авиапрома: в год выпускалось до 77 Ту-154. Впервые в пассажирском самолёте такой размерности было применено высокомеханизированное крыло, также впервые на гражданском самолёте реализовано резервирование всех критических систем.

В 1963 году стартовала международная гонка по созданию первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта. 31 декабря 1968 года в воздух впервые поднялся Ту-144, обогнав на два месяца англо-французский Concorde. Однако счастливый век сверхзвуковой гражданской авиации так и не наступил: самолёт оказался слишком сложным и дорогим в эксплуатации, и после двух катастроф программа Ту-144 была свёрнута. И вновь туполевцы эффективно использовали уникальный задел: опыт разработки Ту-144 широко использовался при создании межконтинентального стратегического ракетоносца Ту-160. Первый опытный образец Ту-160 с крылом изменяемой стреловидности поднялся в небо в 1981 году. Самолёт вобрал в себя лучшие наработки по Ту-95, Ту-22М и Ту-144, что вместе с использованием новейших материалов и технологий позволило туполевскому КБ создать самый мощный ударный самолёт в мире, ставший флагманом ВКС России.

Многогранность и широкий диапазон разработок ОКБ Туполева, которое одновременно вело большое количество тем и проектов, не только обеспечили создание самолётов, малых судов и аэросаней, способствуя накоплению колоссального научного, инженерного и производственного опыта. Своим наиболее талантливым соратникам и ученикам А. Туполев не боялся передавать обязанности и полномочия по осуществлению технического руководства проектами, укрепляя их самостоятельность. Тем самым фактически была создана уникальная конструкторская школа, из которой вышла целая плеяда выдающихся авиаконструкторов, таких как Владимир Михайлович Петляков, Павел Осипович Сухой, Александр Александрович Архангельский, Владимир Михайлович Мясищев. Многие из них впоследствии создали свои собственные КБ.

Системный кризис 1990-х сильно ударил по туполевскому КБ. Работы по многим программам были остановлены. В эти годы удалось отправить в первый полёт всего два новых самолёта – крупнейший в мире серийный сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 и новый авиалайнер Ту-204. Кроме того, были продолжены исследования в области перспективных видов авиационного топлива по программе Ту-155.

Обзор проектов, реализованных туполевским КБ, поражает воображение. За 100 лет в ОКБ Туполева разработано и спроектировано более 300 различных моделей и модификаций самолётов, 70 из которых строились серийно; выпущено более 18 тысяч самолётов; установлено около 280 рекордов грузоподъёмности и дальности полёта; выполнено 30 выдающихся перелётов, включая первые в мире трансконтинентальные перелёты через Северный полюс.

Сегодня ПАО "Туполев" (входит в "Объединенную авиастроительную корпорацию" Государственной корпорации Ростех) занимается проектированием, производством и испытаниями летательных аппаратов различного назначения, созданием и внедрением новых технологий для их производства, обеспечением эксплуатации и послепродажного обслуживания самолётов. Полным ходом на Казанском авиационном заводе идёт процесс возрождения самолёта выпуска Ту-160 на новом витке развития авиационных технологий: в феврале 2020 года в небо впервые поднялся опытный глубоко модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М. Кроме того, КАЗ осуществляет программу модернизации ракетоносцев Ту-22М3 до версии Ту-22М3М и планирует к 2027 году выйти на производство 20 самолётов Ту-214 в год. В 2021 году соединения Дальней авиации ВКС России пополнились четырьмя модернизированными стратегическими ракетоносцами Ту-95МС.

Невозможно представить себе авиасалон МАКС без знаменитых туполевских самолётов: авторитет старейшего в России авиационного КБ огромен, интерес к его продуктам – прошлым и настоящим – не иссякает по сей день. Самолёты ОКБ Туполева демонстрируются на МАКС во всех возможных ипостасях: в демонстрационной лётной программе, на статической стоянке и в исторической экспозиции авиасалона. Из наиболее памятных событий в различные годы на МАКС – официальная презентация и демонстрационные полёты Ту-334, презентация и лётный показ среднемагистрального пассажирского Ту-204СМ и самолёта наблюдения Ту-214ОН, показ сверхзвукового Ту-144 и летающей лаборатории Ту-155 с водородным двигателем в исторической экспозиции, появление большой летающей лаборатории Ту-154М на статической стоянке авиасалона, демонстрация и полёты сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3, показ стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160. Настоящим торжеством туполевской конструкторской школы и кульминацией лётной программы авиасалона является пролёт на малой высоте стратегического ракетоносца Ту-160 "Белый лебедь" – гигантский исполин неизменно вызывает чувство восторга и гордости за великое авиационное КБ и страну, способную создавать такие самолёты.

Поздравляем ОКБ "Туполева" со 100-летним юбилеем и ждём демонстрации новых разработок прославленного КБ на МАКС-2023!

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
16 апр 2024
Традиционными темами являются новые технологии и инновации в отрасли
16 апр 2024
В Иркутске собирают шестой летный экземпляр лайнера МС-21. Он первым получит и российское крыло, и отечественные двигатели ПД-14
16 апр 2024
Россия и Белоруссия подписали договор о производстве самолета "Освей"
16 апр 2024
Разработчик сообщил о внедрении ИИ в FPV-дроны "Пиранья" для работы ночью
16 апр 2024
В Белоруссии заявили о готовности наращивать производство авиакомпонентов
16 апр 2024
Новая поточная линия на авиазаводе "Авиастар"
16 апр 2024
Медицинский беспилотник "Аэромедик-30" испытали в Нижегородской области
16 апр 2024
Начал работу проект по расширению первого совместного предприятия Boeing в Китае
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
15 апр 2024
Украинское авиастроительное предприятие "Антонов" стало акционерным обществом
11 апр 2024
На Иркутском авиазаводе приступили к стыковке переднего полуфюзеляжа десятого серийного комплекта МС-21
11 апр 2024
Су-33 ВКС РФ впервые выполнили посадку и взлет с аэродромов на островах Северного Ледовитого океана
11 апр 2024
Инженер Boeing заявил о серьезном дефекте в фюзеляжах у 787 Dreamliner
11 апр 2024
Baijiahao: "Привет из Москвы" - в Китае поплатились за копирование двигателей России
11 апр 2024
В МАИ открылись юбилейные "Гагаринские чтения"
11 апр 2024
Поставки Boeing сократились в 1,5 раза из-за возросшего количества инспекций
10 апр 2024
БПЛА "Джокер-10" для усиления ПВО
10 апр 2024
США ищут способы противостоять возможностям Ирана по созданию беспилотников
10 апр 2024
Бомбардировочная и ракетоносная авиация китайского флота
16 апр 2024
Памяти Анатолия Николаевича Квочура
16 апр 2024
Предприятие КРЭТ и Раменский колледж запустят совместную программу подготовки специалистов
16 апр 2024
В ЦИАМ провели заседание секции 66-й Всероссийской научной конференции МФТИ
16 апр 2024
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева получили награды Союза машиностроителей России
16 апр 2024
Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло
16 апр 2024
В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
10 апр 2024
ЦАГИ продолжает исследования по созданию регионального самолета нового поколения
10 апр 2024
GEARACL приступает к работе
10 апр 2024
ММП имени В.В. Чернышева и СоюзМаш России: вместе готовим будущее двигателестроения
9 апр 2024
Развитие кадрового потенциала в авиастроении обсудили на Экспертном совете Госдумы и Союзмаша
9 апр 2024
ЦАГИ представил инновационный способ оценки технического состояния воздушных судов
9 апр 2024
Ростех передал два вертолета Ми-8АМТ авиапредприятию "Ельцовка"
9 апр 2024
ОДК-СТАР развивает трудовую инклюзию
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».