Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 23.01.2023
Источник: ФАУ "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова"

И воин, и физик, и лирик: к 100-летию академика Г.Г. Черного

22 января исполняется 100 лет со дня рождения Горимира Горимировича Черного - академика АН СССР и РАН, выдающегося ученого, одного из основоположников отечественной современной школы газовой динамики и аэродинамики гиперзвуковых скоростей, внесшего неоценимый вклад в развитие авиационной науки. Восемнадцать лет он возглавлял газодинамическую лабораторию Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") и был научным руководителем для ее коллектива.
Многогранная личность и человек необычайной судьбы: описание его жизни невозможно уместить в одно небольшое повествование, равно как и рассказать о нем в отрыве от истории страны и от науки, которую он беззаветно любил и которой был предан до последнего дня.

Горимир Черный - выпускник механико-математического факультета МГУ по кафедре гидромеханика. Учеба его началась в 1940 году, но Великая отечественная война внесла в планы юноши свои коррективы: 5 июля 1941 года он записался добровольцем и был направлен в артиллерийский полк 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения. В начале октября Горимир Черный уже был на фронте. Набираться жизненного опыта и взрослеть ему пришлось на уроках войны, беспощадных к ошибкам. За его плечами и тяжелейшие бои, в которых юный солдат чудом остался жив, и плен, и даже расстрел с приказом об отмене в самый последний момент, и побеги, и допросы в СМЕРШе.

Его жизнь - творческая и научная - отличается богатейшим содержанием. Именно во время войны, где молодой человек познал и истинную цену жизни, и горечь потери, произошел серьезный перелом. Позже, будучи уже состоявшимся ученым, Горимир Черный выпустил книгу воспоминаний, где откровенно написал: "Это короткое время - всего четыре года - наполнено событиями и переживаниями, с которыми не может сравниться все, что было со мной в моей уже долгой жизни до войны и потом, после нее".

Учебу в МГУ Г.Г. Черный продолжил уже в мирное время, в ноябре 1945 года. Его активная научная деятельность началась на рубеже 40-50-х годов, в эпоху мощного развития мировой науки, включая механику сплошных сред и ее раздел - механику жидкости и газа. Этим направлениям Горимир Горимирович посвятил основную часть своей творческой жизни, и многие дальнейшие успехи в этих направлениях оказались связанными с его именем.

Формирование Г.Г. Черного как оригинального ученого и организатора уверенно можно связывать со временем работы в ЦИАМ, где с 1952 по 1970 годы он, будучи еще совсем молодым человеком, возглавил газодинамическую лабораторию. Под его руководством и при его непосредственном участии были проведены важнейшие комплексные исследования газодинамических процессов в современных на тот момент и перспективных авиационных двигателях, выполнены работы по физической и магнитной газовой динамике. Эти исследования имели первостепенное значение для развития авиадвигателестроения. Он также руководил работой над исследованиями по движительной и энергетической тематике (электродуговые подогреватели, стационарные холловские ускорители плазмы, импульсные электромагнитные ускорители эрозионного типа, каналы МГД генераторов, ионный двигатель). Со временем они сыграли большую роль в развитии новых научных направлений в нашей стране.

В конце 1950-х годов Г.Г. Черный принял самое активное участие в создании Института механики МГУ и организации его научных направлений, а в 1960 году стал его директором и оставался им до 1992 года.

Под его руководством институт достаточно быстро стал признанным лидером в отечественной и мировой науке по теоретической и прикладной механике. Работы, которыми руководил Горимир Горимирович в ЦИАМ и Институте механики МГУ, внесли решающий вклад в решение важнейших вопросов, актуальных и для современной науки: это аэрокосмические проблемы, воздушно-реактивные двигатели, аэродинамика летательных аппаратов и их элементов, гиперзвуковые аппараты, горение топлива в сверхзвуковом потоке, сложные трехмерные газодинамические системы, сильные разрывы в средах со сложными физико-химическими свойствами, проблемы разрушения тел. Полученные Г.Г. Черным результаты опубликованы в многочисленных статьях и монографиях, получивших мировое признание.

Научным коллективом под руководством Г.Г. Черного в ЦИАМ был проведен объемный цикл исследований течений газа с экзотермическими реакциями, где подробно изучены процессы нестационарного течения и асимптоматические законы распространения детонационных волн. В этом направлении так же был получен ряд основополагающих результатов.

Кроме того, Г.Г. Черный стал одним из создателей нового научного направления в области аэромеханики. Оно заключалось в исследовании обтекания сверхзвуковым потоком тел сложной конфигурации с образованием области пространственного дозвукового возвратного отрывного течения перед их трехмерными частями, выступающими над поверхностью. Были выявлены принципиальные особенности такого рода течений. Эти эффекты имеют исключительно важное значение в авиационных и космических приложениях.

Классик от науки, Г.Г. Черный всегда погружался в суть проблемы с вдохновением первооткрывателя. И новые, и уже известные факты он рассматривал сквозь собственную призму и для этого создавал принципиально новые физико-математические модели, применял разнообразные математические методы. Он выбирал свой уникальный путь и всегда доводил исследования до финального, важного с теоретической и практической точек зрения результата.

Много лет работая заведующим отделением механики МГУ им. М.В. Ломоносова и завкафедрой аэромеханики и газовой динамики на мехмате МГУ, Г.Г. Черный оказал ощутимое влияние на улучшение системы преподавания механики. Курсы лекций по гидродинамике и газовой динамике, которые он читал в МГУ и в МФТИ, всегда отличались новизной, глубиной погружения в физику процессов и последовательностью. Большую известность получили семинары Черного по газовой динамике и физической газовой динамике в ЦИАМ и Институте механики МГУ.

Черный основал научную школу в области гиперзвуковых технологий, воспитал ученых, которые впоследствии внесли существенный вклад в развитие гиперзвуковой аэродинамики, физической газовой динамики и магнитной гидродинамики. Отличительной особенностью этой школы стала разработка ясной адекватной физической модели изучаемого процесса, лаконичный и изящный математический анализ на основе этой модели, практическая направленность научных исследований. Ученики Г.Г. Черного всегда в совершенстве владели современными теоретическими, экспериментальными и вычислительными методами исследования. Многие из них получили признание в России и за рубежом и возглавляют сегодня стратегически важные научные направления.

Г.Г. Черный авторитетно представлял нашу страну в различных международных научных организациях, руководил международными программами по гиперзвуковой тематике, плазменной аэродинамике, течениям с детонацией и горением.

Горимир Горимирович внес существенный вклад в развитие российской академической науки в области механики. Его труды оценивались на самом высоком уровне. Г.Г. Черный - лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии РФ, двух премий им. Н.Е. Жуковского, премий им. М.В. Ломоносова и С.А. Чаплыгина, премии Совета министров СССР. Кроме того, он был награжден двумя орденами Отечественной войны, орденами Славы III степени, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени, медалями, в том числе боевой медалью "За отвагу".

Примером своей жизни и многочисленных научных и литературных трудов Г.Г. Черный поставил точку в споре между физиками и лириками. Разносторонний талант незаурядного ученого, пытливый ум, принципиальность гражданина своей страны и обостренное чувство жизни самым удивительным образом объединились в одной личности.

В память о выдающемся ученом и его вкладе в российскую науку на здании ЦИАМ установлена мемориальная доска. Научное наследие Горимира Горимировича продолжают его последователи, а, значит, память о нем живет не только в наших сердцах, но и продолжает жить в конкретных научных поисках и результатах, основу для которых заложил он.

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
2 фев 2023
Британия, Италия и Япония к концу года создадут компанию по разработке нового истребителя
2 фев 2023
В России создали беспилотный грузовой самолет с вертикальным взлетом
2 фев 2023
Врио главы производителя самолета "Байкал" стал бывший замгендиректора Сергей Федоров
2 фев 2023
Индия и США планируют совместное производство двигателей для военных самолетов
1 фев 2023
В России запатентовали систему интеллектуальной поддержки истребителей в дальнем бою
1 фев 2023
Российский вертолет Ми-171А2 сертифицирован авиавластями Индонезии
1 фев 2023
Новое крыло самолета Boeing снизит расход топлива на 30%
1 фев 2023
Boeing нарастит производство самолетов модели 737 MAX
31 янв 2023
НИЦ "Курчатовский институт" - ВИАМ на королёвских чтениях
31 янв 2023
Китай готовится ввести в эксплуатацию конкурента российским лайнерам МС-21 и SSJ New
31 янв 2023
Авиамоторостроение: большой скачок
31 янв 2023
Маевец стал призером конкурса "Туполев-100"
31 янв 2023
Российские инженеры создали локатор для обнаружения маловесных дронов
30 янв 2023
Сергей Чемезов: России надо навсегда забыть о "боингах" и "эйрбасах"
30 янв 2023
Росавиация одобрила установку на SSJ дополнительной топливной системы
30 янв 2023
Airbus наймет 13 тысяч сотрудников в 2023 году
30 янв 2023
Глава Ростеха Сергей Чемезов: лайнер МС-21 пойдет в серию к концу 2024 года
27 янв 2023
Ростех построит в Москве крупнейший комплекс по производству компонентов авиадвигателей
27 янв 2023
Минпросвещения России и Ростех усилят подготовку рабочих кадров
27 янв 2023
Lockheed Martin: Поставки двигателей для самолетов F-35 не возобновятся до расследования декабрьской аварии в Техасе
26 янв 2023
УЗГА поставит самолеты ЛМС-901 "Байкал" на Камчатку
26 янв 2023
Новый принцип управления: экспериментальный проект DARPA / Aurora CRANE
26 янв 2023
Чистый убыток Boeing вырос в 2022 году на 18%
26 янв 2023
Масштабная выставка предприятий в МАИ 2023
2 фев 2023
Генеральный директор ОДК возглавит авиационные программы Госкорпорации Ростех
2 фев 2023
Новым руководителем ОДК назначен Вадим Бадеха
2 фев 2023
СибНИА приглашает принять участие в XXI Всероссийской школе-семинаре "Аэродинамика и динамика полета летательных аппаратов"
1 фев 2023
В ЦАГИ прошли испытания на штопор регионального самолета
1 фев 2023
Владимир Гутенев провел совещание с членами Бюро и региональных отделений Союза машиностроителей России
1 фев 2023
Дети сотрудников ММП имени В.В. Чернышева получили благодарности от МРО СоюзМаш России
31 янв 2023
Семинар-конференция по искусственному интеллекту «PLAT-2023»
31 янв 2023
Первая в России система предупреждения столкновения в воздухе успешно прошла наземные и летные испытания
31 янв 2023
Поддержка молодых
31 янв 2023
Инженер-чемпион
27 янв 2023
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в 15-й Международной конференции «Интеллектуальные системы» (INTELS'22)
27 янв 2023
В ОДК-УМПО подвели итоги соревнования на лучшую организацию рабочих мест
27 янв 2023
Александр Ивах: объединиться, чтобы победить
26 янв 2023
ЦАГИ продолжает исследования по снижению уровня вибраций винта вертолета
26 янв 2023
ОДК создала "цифровой" двигатель для самолета Як-130
26 янв 2023
ОДК-Сатурн снизило на треть стоимость изготовления деталей двигателей
26 янв 2023
ОДК – индустриальный партнер промышленной практической конференции «Эффективное производство 4.0»
25 янв 2023
В ЦИАМ введен в эксплуатацию новый комплекс для испытаний поршневых авиадвигателей
25 янв 2023
АО "Навигатор" наращивает объемы производства российской авионики
25 янв 2023
У-УАЗ продлил коллективный договор
24 янв 2023
Ученые ЦАГИ определили характеристики вынужденной посадки на воду самолета "Ладога"
24 янв 2023
Ульяновское КБ приборостроения будет осваивать новые технологии на базе технопарка микроэлектроники
24 янв 2023
ОДК выиграла грант на импортозамещение ПО в системе управления производством
24 янв 2023
Студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана посетили Центр суперкомпьютерных технологий ЦИАМ
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».