Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 24.03.2023
Источник: АО "Авиасалон"

Реактивные двигатели Архипа Люльки

115 лет назад, 23 марта 1908 года, родился выдающийся советский ученый и конструктор в области авиационного двигателестроения, создатель уникальной конструкторской школы реактивных двигателей для боевых самолетов Архип Михайлович Люлька. Двигатели марки "АЛ" производятся тысячами штук и стоят на вооружении ВВС России и армий десятков стран мира, до сих пор оставаясь непревзойденными по характеристикам в своем классе. Уникальные возможности двигателей "АЛ" демонстрируют на авиасалонах МАКС летчики, выполняющие сложнейший пилотаж на опытных и строевых самолетах фронтовой авиации.
Историческая фотография из открытых источников сети Интернет: Архип Люлька
После окончания в 1931 году Киевского политехнического института, Архип Люлька работал в Харькове в НИИ промышленной энергетики и на турбинном заводе, а в 1933 году пришел на кафедру авиадвигателей Харьковского авиационного института. В 1937 году он начал разработку реактивного газотурбинного двигателя для истребителя ХАИ-2. Расчеты показали, что самолет сможет развивать скорость до 900 км/ч, однако идея опередила технические возможности того времени. Ученый совет направил материалы проекта в Москву, где он получил высокую оценку экспертной комиссии Наркомата обороны.

А. Люлька и его группа получили возможность работать над проектом на Кировском заводе в Ленинграде. К 1940 году они разработали турбореактивный двигатель РД-1 с тягой 400-500 кгс, однако с началом войны работы остановились: чертежи, расчеты и изготовленную на 70 % матчасть двигателя пришлось спрятать на Кировском заводе. Сама группа эвакуировалась в Челябинск, где работала над созданием танковых двигателей. Появление в 1942 году реактивных истребителей Messerschmitt Me.262, летавших со скоростью 860 км/ч, заставило срочно возобновить работы по РД-1. В конце 1942 года А. Люлька вернулся в блокадный Ленинград за технической документацией и узлами двигателя, которые удалось вывезти по "Дороге жизни" через Ладожское озеро.

В октябре 1943 года коллектив А. Люльки перешел в Центральный институт авиационного моторостроения, где конструктор возглавил лабораторию по разработке реактивных двигателей. Создание отечественного турбореактивного двигателя (ТРД) стало едва ли не главным вопросом развития авиации в те годы. 30 марта 1946 года сформировано ОКБ-165 под руководством А. Люльки, в котором на основе расчетов и чертежей РД-1 вскоре был создан летный вариант двигателя ТР-1 с тягой 1350 кгс. В 1950 году построен двигатель с тягой 5030 кгс, получивший обозначение АЛ-5: по решению правительства с этих пор двигатели, разработанные в ОКБ, получали аббревиатуру "АЛ" в честь главного конструктора. Следом состоялись разработка двигателя АЛ-7 и его модификаций АЛ-7Ф/АЛ-7Ф-1/АЛ-7Ф-2, принесших ОКБ мировую известность и признание. Ими оснащались самолеты Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-128 и Бе-10. В период 1965-1972 годов в ОКБ-165 создан ТРД третьего поколения АЛ-21Ф, который устанавливался на самолеты Су-24, Су-17М и МиГ-23Б.

В 1973 году ОКБ Люльки приступило к созданию двигателя четвертого поколения АЛ-31Ф для фронтового истребителя Су-27. При его разработке использована схема двухконтурного ТРД со смешением потоков - авторское свидетельство на эту идею А. Люлька получил еще в 1941 году. Фактически 82 года назад им был предложен принцип и схема устройства двигателя, по которой и сегодня строится абсолютное большинство ТРД в мире. Первый АЛ-31Ф был собран 16 мая 1981 года, а уже в середине 1982 года Су-27 с двумя двигателями АЛ-31Ф с общей тягой 25 000 кгс впервые поднялся в небо в Комсомольске-на-Амуре. Все параметры АЛ-31Ф были запредельными: критические рабочие температуры, максимально возможная степень сжатия воздуха компрессором, высочайшие скорости вращения турбины. На этом достоинства двигателя не исчерпывались: у него большой ресурс, он прост и удобен в ремонте, модульная конструкция позволяет в 85 % случаев выполнять ремонт в полевых условиях на аэродроме. Двигатели АЛ-31Ф и его модификации устанавливаются на Су-27 и его модификации, на истребители Су-30 и Су-33, на бомбардировщики Су-34. АЛ-31Ф стал базовым двигателем для фронтовой авиации, и до сих пор по праву остается одним из лучших в мире двигателей в своем классе.

Научные и конструкторские интересы А. Люльки не ограничивались авиацией. В 1959-1975 годах под его руководством для лунного ракетно-космического комплекса Н-1 создан жидкостный ракетный двигатель Д-57 с тягой 40 тс и его модификация с выдвижным соплом Д-57М на криогенных компонентах - жидком кислороде и жидком водороде. В 1981 году начата разработка малоразмерных двигателей для привода насосов гидросистем в рамках проекта "Энергия-Буран".

В 1950-1960 годы А. Люлька совмещал конструкторскую и преподавательскую деятельность, являясь профессором кафедры специальных двигателей в МАИ. В 1967-1984 годах он возглавлял Комиссию по газовым турбинам при Академии наук СССР, немало способствуя развитию отечественной газовой энергетики.

После смерти Архипа Михайловича в 1984 году его имя было присвоено предприятию, которое он возглавлял с 1946 года. Уникальная школа, созданная Архипом Люлькой, оказалась жизнеспособной и в условиях кризиса 1990-х, когда ОКБ фактически лишилось поддержки государства. В эти годы коллектив занимался разработкой и изготовлением наземных энергетических установок в интересах "Газпрома": в 1996 году прошли испытания стационарный АЛ-31СТ для перекачки газа по магистральным трубопроводам, а в 1998 году на его основе создан газотурбинный привод АП-31СТЭ для электрогенераторов электростанций мощностью от 12 до 20 мегаватт.

В 2004 году ОКБ им. А. Люльки - филиал "ОДК-УМПО" - начало разработку двигателя АЛ-41Ф-1 первого этапа программы создания истребителя 5 поколения Су-57. Двигатель запущен в серийное производство в октябре 2018 года. В свою очередь, для истребителя типа Су-35 поколения 4++ создан глубоко модернизированный двигатель АЛ-41Ф-1С с форсажной камерой, плазменной системой зажигания и всеракурсно управляемым вектором тяги.

Двигатели семейств АЛ-31Ф и АЛ-41Ф имеют стратегическое значение для отечественного авиапрома и традиционно остаются в центре внимания специалистов на авиасалонах МАКС. В различные годы они демонстрировались в виде моделей, полноразмерных макетов и фрагментов перспективных модификаций в экспозиции "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК), а также в качестве стоящих на вооружении серийных образцов в составе силовых установок сверхманевренных самолетов, выступающих в летной программе МАКС. Кроме того, в разные годы ОДК продвигала на салоне программы военно-технического сотрудничества. На МАКС-2021 кульминацией летной программы стали полеты истребителей Су-57 с двигателями первого этапа АЛ-41Ф-1, выступления пилотажной группы "Русские Витязи" на Су-30СМ с серийными АЛ-31ФП и Су-35 с АЛ-41Ф-1С.

Вспоминаем легендарного конструктора Архипа Михайловича Люльку и ждем новые показательные полеты сверхманевренных самолетов с двигателями "АЛ" на МАКС-2023!

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
7 июн 2023
В России начнутся огневые испытания отечественных авиадвигателей на обновлённом стенде
7 июн 2023
В России создали бюджетный аналог дрона-камикадзе "Ланцет" с дальностью полета до 25 км
7 июн 2023
О новых подходах к разработке, изготовлению и эксплуатации авиационной техники Российской Федерации
7 июн 2023
В Китае выручка производителей дронов в 2022 году достигла рекордных $16,5 млрд
6 июн 2023
Заседание Научного отделения "Летная годность и безопасность на воздушном транспорте" Академии наук авиации и воздухоплавания
6 июн 2023
Студенты МАИ отправятся на учёбу в Пекинский технологический институт
5 июн 2023
Качества российского самолета Су-25 оценили
5 июн 2023
В регионе создадут научно-производственный центр беспилотников
5 июн 2023
МАИ поможет снизить уровень шума в салоне пассажирского самолета
2 июн 2023
НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" осуществил научно-методическое обеспечение этапа "Авиационная работа" всероссийского конкурса "Кибердром"
2 июн 2023
Минпромторг назвал сроки сертификации российского авиадвигателя ПД-8
2 июн 2023
Bombardier работает над прототипом самолета со "смешанным крылом"
2 июн 2023
День Военно-транспортной авиации
1 июн 2023
Уральский завод гражданской авиации представит самолеты "Байкал" и "Ладога" на "Иннопроме"
1 июн 2023
Дагестанский завод провел испытания вертолета собственной разработки
1 июн 2023
Boeing увеличит объемы производства лайнеров 787 Dreamliner
1 июн 2023
В Минпромторге заявили, что дата первого полета Sukhoi Superjet New пока не определена
1 июн 2023
"Иркут" готов обсуждать ремоторизацию SSJ100 при желании собственника самолета
31 май 2023
В разработке сверхзвукового пассажирского самолета мы можем опередить Запад - член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало
31 май 2023
Проблемные двигатели самолетов F-35 могут обойтись Пентагону в $38 млрд
31 май 2023
Студент МАИ из Курска создал модель для вычисления мощности деталей самолета
30 май 2023
"Калашников" открывает новое производство БЛА
30 май 2023
"Мы планируем радикально изменить подход к подготовке специалистов" - ректор МАИ о реформе образования
30 май 2023
Инженеры завершили летные испытания российского дрона на водородном топливе
7 июн 2023
Подготовка к первому полету SSJ-NEW выходит на финишную прямую
7 июн 2023
Колледжи Петербурга будут готовить мультиквалифицированных специалистов для предприятий Ростеха
7 июн 2023
ЦАГИ представит новый факультет на XI Форуме "Инженеры будущего"
7 июн 2023
ГосНИИАC – флагман технологического суверенитета России
7 июн 2023
ЦИАМ проведет обучение на трех факультетах XI форума "Инженеры будущего"
6 июн 2023
Сотрудники ОДК-УМПО взяли «золото» и «бронзу» корпоративного чемпионата ОДК
6 июн 2023
«ОДК-Авиадвигатель» вручил именные стипендии
6 июн 2023
ОДК-Сатурн и Волковский театр продолжают социально-культурное партнерство
5 июн 2023
"Вертолеты России" провели переподготовку пилотов Ми-171А2
5 июн 2023
Музей истории ГосНИИАС награжден Памятным знаком к 30-летию программы «Памятники науки и техники России»
5 июн 2023
Молодежь объединяется
2 июн 2023
ОАК передала ВКС России очередную партию фронтовых бомбардировщиков Су-34
2 июн 2023
ЦАГИ продолжает исследования в интересах перспективной авиации местных авиалиний
2 июн 2023
СибНИА примет участие в создании Новосибирского научно-производственного центра беспилотников
2 июн 2023
«ОДК-Сатурн» завершил четвертый этап проекта «Комплексное внедрение цифровой платформы «Умный цех»
2 июн 2023
Двенадцать студентов трудоустроились в АО "Навигатор" по итогам практики
1 июн 2023
На авиазаводе ОАК создана базовая кафедра Казанского университета
1 июн 2023
ЦИАМ принял участие в круглом столе «Критические технологии для систем электродвижения»
1 июн 2023
В ОДК-Сатурн соревнуются работники в сфере метрологического обеспечения
1 июн 2023
Сотрудники У-УАЗ стали лучшими в трех компетенциях на чемпионате профмастерства
1 июн 2023
В ОДК-УМПО прошли профориентационные занятия для школьников инженерных классов
31 май 2023
Очередной серийный Ил-76МД-90А передан в эксплуатацию
31 май 2023
ЦАГИ принял участие в международной конференции по гражданской авиации
31 май 2023
ЦИАМ провел мастер-класс по проектированию авиадвигателей с использованием "цифровых двойников"
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».