Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 19.09.2023
Источник: АО "Авиасалон"

Виктор Ливанов: транспортной авиации России - быть!

17 сентября 1943 года родился авиаконструктор Виктор Владимирович Ливанов - генеральный директор "Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина", генеральный конструктор авиационных комплексов транспортной авиации ОАК, внесший беспрецедентный вклад в развитие транспортной авиации России и укрепление ее обороноспособности. На протяжении 25 лет, в сложнейший период истории ильюшинского КБ, он уверенно вел предприятие, которое не просто выжило в трудные годы, но смогло сделать гигантский шаг вперед, завершив сложнейшую реструктуризацию и переход на цифровые технологии проектирования и производства. Созданные в этот период самолеты неоднократно демонстрировались на авиасалонах МАКС, вызывая заслуженно высокие оценки специалистов и публики.
Виктор Ливанов родился 17 сентября 1943 года в Хабаровске. После окончания в 1967 году Московского авиационно-технологического института по специальности "инженер-механик по самолетостроению", он работал инженером-технологом на Московском машиностроительном заводе "Стрела" (ныне ПАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина" в составе ОАК), периодически совмещая основную работу с работой переводчика во Всесоюзном институте научной и технической информации Академии наук СССР. Вскоре на заводе началось внедрение методов сетевого планирования и управления и В. Ливанов стал начальником бюро научной организации труда. За три года под его руководством была проведена фундаментальная статистическая и аналитическая работа, направленная на повышение эффективности производства. Фактически, это был первый в отрасли и в стране опыт планирования инженерно-конструкторского труда, позволявший прогнозировать процессы проектирования новых типов самолетов.

В 1988 году В. Ливанова назначили директором Московского машиностроительного завода им. С.В. Ильюшина, на котором тогда запускался в серию новый дальнемагистральный самолет Ил-96-300. В августе - декабре 1989 года он получил степень MBA в школе бизнеса Оклахомского университета (США), прошел производственную практику в одном из филиалов авиастроительной фирмы Gulfstream.

В 1990-е ОКБ оказалось фактически без госзаказа и поддержки государства. В этот период речь шла, казалось, не о создании новых продуктов, а о выживании в новых рыночных условиях. В. Ливанов в эти трудные годы вместе с командой экономистов уверенно вел предприятие. В 1994 году его избирали генеральным директором ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина". Тогда сложился особый "ливановский" стиль руководства, который отличало отсутствие неразрешимых проблем даже при решении сложнейших задач.

25 октября 1996 года В. Ливанова назначили заместителем министра оборонной промышленности РФ. На новом посту он занимался реструктуризацией авиационной промышленности. Проработав в этой должности всего семь месяцев (в мае 1997 года ведомство упразднили), В. Ливанов вернулся на родное предприятие, где под его руководством началось формирование первой в России авиастроительной корпорации. В 1998 году он принял участие в создании ОАО "Ильюшин Финанс Ко" - первой в России авиационной лизинговой компании, направленной на государственную поддержку отечественного авиапрома. В 2006-2014 годах работал в должности генерального директора - генерального конструктора ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина", одновременно занимая в 2008-2014 годах посты вице-президента "Объединенной авиастроительной корпорации" и руководителя "ОАК - Транспортные самолеты" (с 2012 года).

В 1980-2010 годах под руководством В. Ливанова были созданы самолеты Ил-96-300, Ил-96М/Т, Ил-76МФ, Ил-114, велись работы по модернизации Ил-38 и Ил-96-400Т, разработана модификация Ил-96-300ПУ для обслуживания первых лиц государства. Однако самой большой заслугой В. Ливанова стало создание и запуск в серию нового военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Значение этого события трудно переоценить: после развала СССР, Россия с ее необъятными пространствами фактически осталась без новых военных транспортников. Производство Ил-76 было локализовано в Узбекистане, производство антоновских транспортников Ан-26, Ан-22 и Ан-124 к тому времени уже не велось. Для того, чтобы перезапустить Ил-76 в России, необходима была его глубокая модернизация - за более чем 30 лет эксплуатации самолета авиационные технологии ушли далеко вперед. Проект было необходимо запускать полностью на новейших цифровых технологиях. Заслугой В. Ливанова стало то, что под его руководством эта сложнейшая конструкторская, организационная и производственная задача была решена.

Разработкой Ил-76МД-90А занималось КБ им. Ильюшина совместно с КБ ульяновского завода "Авиастар-СП". Работы были завершены к весне 2009 года. Модернизация коснулась практически всех самолетных систем. В итоге, 80 % систем самолета были обновлены или претерпели серьезные изменения. Фактически это была новая машина, в которой от старой версии Ил-76 осталась только геометрия с совершенной аэродинамикой, отлично зарекомендовавшей себя в процессе многолетней эксплуатации. Ил-76МД-90А получил более мощные экономичные и малошумные двигатели ПС-90А-76 с тягой 14,5 тонн, модернизированное крыло и усиленное шасси, рассчитанное на взлетную массу 210 тонн. Самолет также обрел новый пилотажно-навигационный комплекс и современную "стеклянную" кабину с девятью многофункциональными экранами, что снизило нагрузку на экипаж и позволило лучше контролировать машину во время полета. Транспортная нагрузка выросла до 60 тонн, дальность полета - до 5 000 км, расход топлива сокращен на 15 %.

Для России это стало началом возрождения военно-транспортного самолетостроения, для КБ - выходом на абсолютно новый уровень проектирования, для "Авиастар-СП" - переходом на цифровую технологию серийного производства. Первый полет Ил-76МД-90А состоялся 22 сентября 2012 года, а уже 04 октября в Ульяновске был подписан контракт на серийную поставку 39 машин Ил-76МД-90А для Министерства обороны на сумму 140 млрд рублей.

На базе Ил-76МД-90А создан модернизированный топливозаправщик Ил-78М-90А. К настоящему времени на "Авиастар-СП" построено почти 20 Ил-76МД-90А и один прототип Ил-78М-90А. В Воронеже готовится к первому полету модернизированный Ил-96-400М, оборудованный усовершенствованным пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием и более мощными двигателями ПС-90А3.

Имя Виктора Владимировича Ливанова навсегда вписано в историю российского авиастроения. Человек выдающихся способностей и государственного мышления, он смог сохранить ильюшинскую фирму в труднейшие годы и внес неоценимый вклад в повышение обороноспособности страны. В. Ливанов скончался 15 мая 2014 года в Москве в возрасте 70 лет. Его заслуги отмечены многочисленными государственными, профессиональными и общественными наградами. Один из самолетов Ил-76МД-90А военно-транспортной авиации России носит имя "Виктор Ливанов".

Самолеты марки "Ил" - непременные участники авиасалонов МАКС, программа которых предполагает самое пристальное внимание к развитию транспортной авиации России. Впервые модернизированный Ил-76МД-90А был официально представлен в экспозиции ОАК на авиасалоне МАКС-2013, где состоялась презентация самолета для отечественных и зарубежных СМИ. С тех пор новый транспортник неизменно встречает посетителей МАКС на статической стоянке. Первый летный образец топливозаправщика Ил-78М-90А впервые демонстрировался на МАКС-2019, а экспортный вариант модернизированного транспортника Ил-76МД-90А(Э) был впервые представлен на МАКС-2021. Начиная с 2005 года на МАКС с успехом демонстрируются самолеты семейства Ил-114 (Ил-114ЛЛ, Ил-114-100), а в 2021 году на салоне на статической стоянке и в летной программе состоялся премьерный показ модернизированного регионального лайнера Ил-114-300 с новыми двигателями ТВ7-117СТ-01 и усовершенствованным комплексом авионики.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
14 июн 2024
Новый иранский транспортник поднялся в воздух
14 июн 2024
Выставка в честь 90-летия КнААЗ открылась в краеведческом музее Комсомольска-на-Амуре
14 июн 2024
Определены победители профориентационного чемпионата "Построй карьеру в ОДК"
14 июн 2024
Дмитрий Ядров рассказал о снятии административных барьеров для развития рынка БАС
14 июн 2024
В центре "Небесный воин" создали квадрокоптер с системой сброса ВОГов револьверного типа
14 июн 2024
Финский концерн Patria приобрел производителя дронов Nordic Drones
13 июн 2024
Дума приняла закон для поддержки российских разработчиков и производителей беспилотников
13 июн 2024
В России на 237% повысили твердость алюминиевого сплава для авиапромышленности
13 июн 2024
"Рособоронэкспорт" наблюдает рост спроса на Су-25, Ка-52 и беспилотник "Орлан"
13 июн 2024
Литьевые полиамиды способны совершить революцию в производстве БПЛА - эксперт
13 июн 2024
В Кремле заявили о надежности российской авиатехники
13 июн 2024
Компания Baykar представила новый боевой беспилотник Kalkan Diha
13 июн 2024
WSJ: поспешный найм неопытных кадров повлиял на безопасность самолетов Boeing
11 июн 2024
Сертификация версии "Ансата" с двигателем ВК-650В будет завершена в 2024 году
11 июн 2024
«Рособоронэкспорт» покажет современные российские военные вертолеты на выставке HeliRussia 2024
11 июн 2024
"Рособоронэкспорт" анонсировал первый показ боевого вертолета Ка-52
11 июн 2024
В Москве показали работающий на нестандартных частотах легкий дрон-разведчик "Воробей"
11 июн 2024
Новые материалы для винтокрылой авиации
11 июн 2024
«Вертолеты России» принимают участие в XVII Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia-2024
11 июн 2024
В Москве показали дрон-бомбардировщик "Голубь", распознающий пехоту с помощью нейросети
11 июн 2024
В Москве представили вертолетного "убийцу" морских дронов Hunter
11 июн 2024
МАИ представил на HeliRussia-2024 аккумуляторы для дронов повышенной емкости
10 июн 2024
«Важны бизнес-подходы к подготовке кадров»: Михаил Погосян рассказал на ПМЭФ о новой модели высшего образования в МАИ
10 июн 2024
Минпромторг обсудит с "Аэрофлотом" и Минтрансом вопрос поставок Ту-214
14 июн 2024
Директору Иркутского авиационного завода Александру Вепреву присвоено звание Героя Труда
14 июн 2024
В Технопарке ЦАГИ обсудили вопросы развития беспилотной отрасли
14 июн 2024
ММП имени В.В. Чернышева помогает строить карьеру в ОДК
13 июн 2024
ОДК-Сатурн стимулирует решение задач по развитию производственной системы
13 июн 2024
Рыбинские студенты «Крыльев Ростеха» освоили рабочие профессии
13 июн 2024
Студенты Полиграфического института Московского Политеха пройдут практику на предприятии «РТ-Техприемка»
13 июн 2024
Московское предприятие «Салют» увеличит подготовку мультиспециалистов в колледжах
11 июн 2024
Импортозамещенный SJ-100 приступил к сертификационным летным испытаниям
11 июн 2024
Ростех передал Минобороны партию учебно-боевых самолетов Як-130
11 июн 2024
К новым высотам авиационной науки: ученые ГосНИИАС отмечены федеральными и ведомственными наградами
11 июн 2024
Предприятия ОДК посетили более 11 тысяч участников акции «Неделя без турникетов»
10 июн 2024
ОАК в ходе ПМЭФ работает над развитием кадрового потенциала, кооперационных и международных связей
10 июн 2024
ГосНИИАС — участник Международного технологического конгресса
10 июн 2024
Специалисты ГосНИИАС разработали метод обеспечения кибербезопасности перспективных воздушных судов
10 июн 2024
ОДК и НОВИКОМ подписали соглашение о сотрудничестве на Петербургском экономическом форуме
10 июн 2024
При поддержке СибНИА пройдет Первенство России по планерному спорту среди спортсменов в возрасте от 12 до 16 лет в классе "начальный"
10 июн 2024
В ГосНИИАС провели практическое занятие для студентов ВУЦ при МАИ
7 июн 2024
ЦАГИ принял участие в XVII Международном форуме по тепломассообмену
7 июн 2024
ОДК будет развивать научную деятельность среди молодежи
7 июн 2024
В Омске будут готовить мультиспециалистов для двигателестроительных предприятий ОДК
7 июн 2024
"ОДК-Пермские моторы" достойно встречают 90-летний юбилей
6 июн 2024
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко посетил Иркутский авиазавод ОАК
6 июн 2024
КРЭТ покажет на ПМЭФ-2024 «черный ящик» для самолетов и вертолетов
6 июн 2024
Шум самолета как научный вопрос: ученые ЦАГИ на конференции «Акустика среды обитания»
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».