ВАСО: Сделано в Воронеже
Второе дыхание
В начале 1941 года Воронежский авиазавод первым в стране освоил серийное производство штурмовиков Ил-2 и ко времени эвакуации в Куйбышев (в октябре 1941-го) изготовил 1.130 самолетов, то есть ежемесячно выпускал более 100 крылатых машин. Поэтому совсем не случайно первые немецкие бомбы в Воронеже упали 19 сентября 1941 года на территорию авиазавода. В августе 1941-го предприятие наградили орденом Ленина...
После войны завод продолжал работать на оборону страны и гражданскую авиацию. За минувшие десятилетия поднялись в небо многие тысячи воронежских самолетов. После распада СССР предприятие, как, впрочем, и вся отрасль, попало в затяжной период стагнации. Сегодня ситуация выравнивается, и можно сказать, что у ВАСО открылось второе дыхание.
В августе, в ходе празднования 80-летия авиазавода, состоялось совещание с участием руководства предприятия и Объединенной авиастроительной корпорации под председательством президента ОАК Михаила Погосяна. Обсудили выполнение воронежскими авиастроителями производственной программы на 2012 год: графики строительства самолетов Ан-148, Ил-96, самолетокомплектов для авиалайнера Sukhoi Superjet 100, систему исполнения заводом гарантийных обязательств по послепродажному обслуживанию Ан-148, эксплуатируемых в авиакомпаниях "Россия" и "Полет". Представители ВАСО подтвердили, что предприятие в этом году нацелено на выпуск 7 самолетов Ан-148. Были детально рассмотрены проблемы на каждом из основных этапов производства. Михаил Погосян отметил эффективность мер, предпринимаемых заводом для снижения себестоимости Ан-148 (что сделает его более привлекательным для потенциальных заказчиков). Генеральный директор ВАСО Виталий Зубарев дополнил:
— И Ан-148, и Sukhoi Superjet 100 наряду с самолетами других типов — все это продукты ОАК. В ситуации, когда отечественный рынок испытывает острую нехватку региональных самолетов, предельно востребованными являются самолеты обоих типов. Остается их только строить - качественно и в срок. Над этим работают вся Объединенная авиастроительная корпорация и наш завод.
В июле ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (основной заказчик гражданских самолетов, производимых ОАК в Воронеже) заключило соглашение с панамской South America Aircraft Leasing о лизинге 15 самолетов Ан-148 и Ан-158 украинского и российского производства (в том числе воронежского авиазавода) в Латинскую Америку. Подписанное в рамках авиасалона в Фарнборо соглашение предусматривает три договора на поставку машин. Из 15 самолетов семь — Ан-148 (в том числе производства ВАСО). Общая сумма контракта — более 420 млн. долларов.
На этом фоне 4 октября состоялся первый официальный полет нового военно-транспортного самолета Ил-476МД-90А, произведенного в ЗАО "Авиастар-СП" (Ульяновск). За полетом наблюдал Президент РФ Владимир Путин и другие официальные лица. "Я уверен, этот самолет будет востребован... При оснащении Вооруженных Сил и других государственных структур самолетами Россия намерена опираться прежде всего на отечественного производителя. Мы должны иметь свой сильный авиапром — это требование и нашей безопасности, и технологического суверенитета", — заявил глава государства. Итогом стало подписание контракта на покупку Минобороны 39 самолетов Ил-76МД-90А. Для воронежских самолетостроителей это событие имеет особое значение, поскольку на ВАСО изготавливается ряд агрегатов Ил-76МД-90А. Контракт с Минобороны поможет не только ульяновскому авиазаводу. Этот самый крупный за всю историю российского авиапрома заказ способен благотворно отразиться и на росте производства ВАСО.
Между тем продолжается цикл испытаний воронежского самолета Ил-96-300. Заместитель технического директора ВАСО Виктор Пеньков отметил, что после выполнения трех предъявительских полетов и покраски в Ульяновске в строгом соответствии с утвержденным графиком 19 сентября машина была отправлена в подмосковный Жуковский. Там после завершения наземных испытаний пройдут летные. На самолете будет совершено несколько полетов в разные географические пункты России. В ноябре на ВАСО пройдут приемо-сдаточные испытания Ил-96-300.
Также в рамках контракта на поставку трех самолетов Ан-148 в авиакомпанию "Ангара" две машины этой серии уже предъявлены заказчикам, передача третьей произойдет до конца ноября.
Эксплуатация скромного ближнемагистрального "трудяги" Ан-148-100В в авиакомпании "Россия" началась в декабре 2009 года, и в октябре 2011-го шесть самолетов воронежской сборки налетали 20 тысяч часов. Выполнено более 8 тысяч рейсов, перевезено свыше полумиллиона пассажиров. Для самолетов такого класса — показатель, сопоставимый со статистикой крупнейших мировых производителей. Сегодня воронежские Ан-148 выполняют рейсы более чем по 20 направлениям внутри страны и за ее пределами. Современное оснащение самолета, его вместимость (65-85 пассажиров) и комфортабельность, дальность полета до 4.400 км с крейсерской скоростью более 800 км/ч, приспособленность для эксплуатации на грунтовых аэродромах (ВВП - до 1.900 м), ресурс 80 тысяч часов полета, расход топлива 1.600 кг в час, диапазон эксплуатационных температур от - 55 до + 45 градусов Цельсия — сделали Ан-148 оптимальным для перелетов по ближнемагистральным маршрутам.
И все-таки без обновления производственной базы Воронежскому авиазаводу невозможно достичь темпа конкурентов из Airbus и Boeing. Да и стоимость одного Ан-148 - более 750 млн. рублей — слишком высока для успешной рыночной борьбы. Выгодным станет только по-настоящему массовый выпуск самолета. К сожалению, планы по производству Ан-148 хронически не выполняются (изначально на 2012 год планировалось 24 самолета). Возможно, руководство ОАК не считает проект Ан-148 приоритетным, и это отражается на темпах модернизации производства ВАСО? Или все силы уходят на спасение одного самолета в ущерб другому? Увы, сегодня не налажен массовый серийный выпуск ни Ан-148, ни Superjet 100. А ведь практика показывает, что по-настоящему востребованы обе машины. Портфели заказов на Superjet 100 и Ан-148 заполнены на годы вперед. К примеру, авиакомпания "Россия" эксплуатирует шесть самолетов Ан-148, и, по мнению гендиректора Виталия Савельева, эта машина достаточно хороша в эксплуатации: "Ан-148 летает более девяти часов в сутки".
Почему же способный строить серии из десятков и сотен машин Воронежский авиазавод выдает штучную и потому нерентабельную продукцию?
Назначил — доверяй, не доверяешь — снимай
О своеобразном видении проблемы сказал президент и генеральный конструктор украинского ГП "Антонов" Дмитрий Кива: "С российскими производственниками, директорами заводов, с которыми мы работаем, у нас отличные отношения. Но как только в Москву приезжаешь, там сразу чувствуется настороженность, недомолвки. А мы привыкли работать открыто. Ведь вот в чем у вас, в России, сейчас главная проблема? То, что лично я говорю всем и на всех уровнях: директора авиазаводов не имеют никаких прав! Они не имеют денег на зарплату или на закупку чего-то. Человеку, который производит самолеты, запрещено не только распоряжаться своей продукцией, но даже вести переговоры о ее продаже! О каких рыночных отношениях тут можно говорить?! Если назначил директора — доверяй ему. Не доверяешь — сними, поставь того, кому доверяешь. Только дай работать творчески: производить продукцию, продавать ее. Но нет, приезжают высокие чиновники и решают, кому что дать и продать. Нонсенс! Даже в советское время такого не было".
Со стороны виднее?..
Вместе с тем российским Национальным институтом авиационных технологий (НИАТ) совместно с воронежской лизинговой компанией ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) разработан план модернизации серийного производства самолетов в ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" за счет строительства новых цехов на его территории и технологического перевооружения предприятия. Предлагается решить проблему рентабельности производства самолетов Ан-148 кардинально: построить на базе ВАСО три новых цеха и организовать производство с использованием современного оборудования и новейших технологий сборки, которые позволят быстро наладить серийное высокорентабельное производство Ан-148 и Ан-158 в Воронеже совместно с киевским авиазаводом "Антонов". Причем основным местом сборки станут три новых цеха в Воронеже. Новое производство позволит выпускать до 36 самолетов в год и снизит себестоимость одной машины в полтора раза. Планы реальны, ведь сегодня у ИФК подписано договоров и соглашений о намерениях на поставку 140 самолетов Ан-148 и 20 Ан-158.
А пока в сборочном цехе ВАСО на разной стадии сборки находятся пять самолетов Ан-148, и всего в 2012 году ВАСО планирует выпустить семь машин: три самолета для ИФК и четыре — для МЧС и управделами Президента России.
Серьезной проблемой остаются и непрофильные активы ВАСО: поликлиника, Дворец культуры, спортивный клуб и стадион. Кое-что сегодня сдается в аренду, остальное не может полноценно эксплуатироваться из-за неудовлетворительного состояния. Как распорядиться приданной инфраструктурой?
Недавно воронежский губернатор Алексей Гордеев заявил, что на этот счет у области и ВАСО имеется полное взаимопонимание: "Заинтересованность у нас в этом смысле одинаковая. Хотел бы поблагодарить руководство компании за то, что она демонстрирует социальную ответственность. Мы должны сделать так, чтобы объекты не были нагрузкой на производство, на завод и в целом на ОАК. Но в то же время вся инфраструктура должна работать на людей, обеспечивать оказание услуг. Это уже необходимо брать на себя городу и области. И мы договорились о плане совместных действий. Социальные объекты будут служить воронежцам".
И недавно несколько лотов имущества ВАСО были выставлены на аукцион.
Перспективы обнадеживают
Выражаясь фигурально — небо над авиазаводом не совсем безоблачно, однако перспективы все-таки обнадеживают. Недавно объединенная авиакорпорация и украинское госпредприятие "Антонов" договорились о схеме основной производственной кооперации при изготовлении грузового Ан-70. Между главой ОАК Михаилом Погосяном и президентом - генконструктором ГП "Антонов" Дмитрием Кивой подписано решение по определению схемы основной производственной кооперации при изготовлении Ан-70. В документе ВАСО фигурирует как изготовитель агрегатов планера, фюзеляжа, а также как площадка для окончательной сборки машин и сдачи изделий заказчику. Ранее за право производства Ан-70 боролись сразу несколько российских авиазаводов. К сборке ВАСО может приступить в 2014 году.
Напомним, что Ан-70 — среднемагистральный грузовой (оперативно-тактический, военно-транспортный) самолет нового поколения, разработанный Авиационным научно-техническим комплексом имени Антонова. Предназначается для замены устаревшего Ан-12. Основным заказчиком Ан-70 должно стать Минобороны РФ, и на первом этапе планируется закупка до 60 "транспортников".
За десять месяцев этого года воронежскими авиастроителями также построен и облетан один новый самолет Ил-96-300ПУ. До конца года возможна передача его в эксплуатацию. На заводе имеется и один готовый к эксплуатации грузовой самолет Ил-96-400Т. За те же десять месяцев на ВАСО изготовлены и облетаны два новых самолета Ан-148-100Е для авиакомпании "Ангара" (воронежские самолеты будут летать как на внутренних рейсах — в Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, так и на международных — в Китай, Японию и Корею). Всего до конца 2012 года авиазавод планирует отправить "Ангаре" три самолета Ан-148-100Е. Также возможно завершение постройки и проведение испытаний двух самолетов по заказам МЧС России (Ан-148-100ЕМ) и Управления делами Президента РФ (Ан-148-100ЕА), однако сдача их придется на начало 2013 года. На хранении на заводе находятся еще два готовых Ан-148-100Е в экспортном исполнении, но на них пока нет заказчика.
С учетом имеющихся производственных заделов до конца года можно ожидать постройки российской авиапромышленностью и проведения испытаний еще 6-8 новых пассажирских самолетов, в том числе еще одного-двух Ан-148, трех-четырех SSJ100, одного Ан-140-100 и одного Ту-154М. Таким образом, всего в 2012 году в России может быть изготовлено 21-23 новых пассажирских и транспортных самолета (23-25 с учетом самолетов ташкентского производства), что всего на 2-4 самолета больше, чем годом ранее (в 2011-м в России построено 19 новых пассажирских и транспортных самолетов и 22 — с учетом Ташкентского АПОиЧ).
Объем поставок российской авиапромышленности в 2012 году может составить 20-22 самолета (22-24 с учетом ТАПОиЧ), что на 8-10 самолетов больше, чем в 2011-м (тогда поставлено 12 самолетов российского производства и еще 4 — ташкентского). При незначительной (до 20 процентов) динамике объема производства новых самолетов ожидается гораздо более весомый (до 85 процентов) рост поставок. Вместе с тем очевидно, что план производства и поставок гражданских воздушных судов в 2012 году будет недовыполнен, в основном по SSJ100 и Ан-148. Ведь согласно годовому отчету ОАК, утвержденному 4 июля этого года, в 2012-м планировалось поставить заказчикам 36 самолетов: SSJ100 — 24, Ан-148 - 9, Ту-204-300 — 2, Ил-96-300 — 1 (не считая продукции не входящих в состав ОАК самарского ОАО "Авиакор" и ташкентского ГАО "ТАПОиЧ").
Выполнение плана предприятиями ОАК фактически может составить лишь около 50 процентов. И все-таки положительная динамика поставок, развитие серийного выпуска, практические результаты по программе Ил-76МД-90А, а также новенький Ил-96-300 в небе над Воронежем внушают определенную уверенность в завтрашнем дне ВАСО и будущем отечественного авиапрома.
Александр Хроленко