300 лет российской науке и 82 года развития авиационной науки в СибНИА
8 февраля 2024 года День российской науки - профессиональный праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. 300 лет назад, 8 февраля 1724 года, Петр I издал указ о развитии науки в российском государстве и создании первой Академии наук и художеств.
В настоящее время "CибНИА имени С. А. Чаплыгина" является одним из крупнейших научно-исследовательских и испытательных центров авиационной и космической отраслей России. В СибНИА ведутся комплексные научно-исследовательские работы по заказу Министерства промышленности и торговли РФ, Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского", Фонда перспективных исследований, государственных и частных авиационных опытно-конструкторских бюро.
В научных отделениях СибНИА создается и исследуется пилотируемая и беспилотная авиационная техника по следующим направлениям:
- аэродинамика и динамика полета;
-
статическая и усталостная прочность;
-
динамическая прочность;
-
тепловая прочность;
-
научно-техническое сопровождение создания и эксплуатации;
-
проектирование;
-
эксплуатация и поддержание;
-
летные исследования.
Согласно решению Минпромторга России в 2013 году СибНИА назначен ведущей научно-исследовательской организацией Минпромторга РФ по направлению "Авиационная техника малой авиации". С 2013 года по настоящее время в институте проходят широкомасштабные поисковые и прикладные научные исследования, обеспечивающие формирование научно-технического задела в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем гражданского назначения с учетом сопровождения на всех этапах жизненного цикла.
С 2021 по 2023 годы в СибНИА проведены исследования технологий создания отечественных самолетов для скоростных перевозок на местных воздушных линиях, позволяющие сочетать характеристики скорости, дальности и загрузки.
Исследования обеспечили задел по следующим направлениям:
- технологии высокоресурсных соединений композиционных и металло-композиционных материалов;
-
адаптивной амортизации посадочных устройств;
-
технологии исследования ударного воздействия града на изделия из полимерных композитных материалов (ПКМ);
-
оценка усталостной прочности тонкостенных элементов конструкции из ПКМ;
-
проверка уровня восстановления характеристик ПКМ на силовой композитной конструкции после проведения ремонта при типовых эксплуатационных повреждениях;
-
создание высоконесущих и ламинаризированных скоростных профилей крыла, средств управления обтеканием для скоростных самолетов МВЛ;
-
применение современных отечественных ПКМ по технологии клеевых соединений для силовой конструкции планера самолета МВЛ;
-
создание силовых частей крыла с применением бионических принципов;
-
модальные испытания как средство обеспечения безопасной эксплуатации;
-
технологии оценки технического состояния планера по коррозии в обоснование современных систем технического обслуживание по безремонтным формам.
С 2021 по 2023 годы в СибНИА выполнены исследования самолетов для перевозок на местных воздушных линиях с вертикальным взлетом и посадкой. Исследования сочетаний взлетно-посадочных характеристик (ВПХ) и летно-технических характеристик (ЛТХ) обеспечили задел по следующим направлениям:
выбор технических решений и технологий, обеспечивающих улучшение ВПХ с наименьшим риском;
анализ современных концепций самолетов УВВП и применяемых в них технических решений и технологий для улучшения ВПХ;
дистанционное управление;
разработка программного комплекса для численного моделирования динамики полета демонстратора;
внедрение нового российского комплекса бортового радиоэлектронного оборудования;
расчетно-экспериментальные исследования характеристик ВВП.
В 2023 году в СибНИА совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения проведены испытания авиационного поршневого двигателя для легких самолетов акробатической категории, которые позволят обеспечить задел по созданию силовых установок для выполнения высшего пилотажа в рамках спортивного или учебно-тренировочного применения, а также обеспечения летных испытаний и отработки силовых установок в условиях перевернутого полета.
С 2022 года по настоящее время в СибНИА продолжаются расчетно-экспериментальные исследования перспективных технологий самолетов транспортной категории и исследования по формированию облика регионального самолета с энергетическим управлением обтеканием, в том числе по направлениям:
- исследования генетических методов проектирования бионических конструкций самолетов транспортной категории;
-
разработка встроенной системы мониторинга целостности конструкции при ее эксплуатации;
-
совершенствование алгоритмов предиктивного анализа безопасного выполнения полета воздушного судна на основе внешнетраекторных параметров;
-
постройка и испытания демонстраторов альтернативных технологий управления пограничным слоем крыла;
-
демонстрация технологий регионального самолета с распределенными винтовыми движителями в спутном следе за крылом на летающей лаборатории (ЛЛ-29);
-
демонстрация технологий регионального самолета с энергетическим управлением обтекания на летающей лаборатории (ЛЛ-40);
-
формирование облика регионального самолета с энергетическим управлением обтеканием.
С 2019 года по настоящее время в СибНИА ведутся работы по разработке и летным испытаниям демонстраторов транспортного беспилотного летательного аппарата сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой и активным обдувом несущих поверхностей.
С 1962 года в аспирантуре СибНИА обучено более 200 инженеров и специалистов СибНИА, аспиранты защитили 11 докторских и 89 кандидатских диссертаций.