Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 16.04.2024
Источник: АО "Авиасалон"

Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло

90 лет назад, 13 апреля 1934 года, благополучно закончилась легендарная "челюскинская эпопея", когда советские летчики выполнили сложнейшую операцию по спасению участников полярной экспедиции затонувшего парохода "Челюскин", переживших двухмесячную зимовку на арктическом льду. Эта история потрясла мир и продемонстрировала эффективность полярной авиации, которая впоследствии сыграла важнейшую роль в освоении территорий Крайнего Севера и стала незаменимым элементом транспортной системы Арктики. Также спасение челюскинцев стало важным этапом в развитии авиационного поиска и спасания. Сегодня авиасалоны МАКС не обходятся без демонстрации крылатой техники, всегда готовой прийти на помощь попавшим в беду людям.
История полярной авиации началась в России в 1914 году, когда летчик Ян Нагурский и механик Евгений Кузнецов совершили полет на гидроплане Maurice Farman в Арктике в поисках пропавшей экспедиции Георгия Седова. Следов экспедиции не нашли, однако эффективность использования авиации в освоении Крайнего Севера стала очевидной.

В 1923 году СССР стал отстаивать свой приоритет на земли, находящиеся в советском секторе Арктики. Однако объявить о приоритете было мало – предстояло доказать, что государство способно освоить побережье Северного Ледовитого океана. Начало регулярной работы авиации в Арктике было положено в 1924 году Борисом Чухновским, который совершил первый полет на гидросамолете Ю-20 в составе Карской гидрографической экспедиции, а затем начал выполнять регулярные полеты над Новой Землей с целью фотосъемки и изучения ледовых условий архипелага.

Начиная с 1930-х годов в СССР развернулись работы по освоению Северного морского пути как транспортной магистрали. В августе 1933 года пароход "Челюскин" вышел из Мурманска и взял курс на восток. Капитаном корабля был опытный Владимир Воронин, возглавил экспедицию известный ученый-математик, начальник Главсевморпути Отто Шмидт. "Челюскин" должен был пройти из Белого моря в Тихий океан, чтобы доказать возможность прохождения транспортными кораблями Северного морского пути за одну летнюю навигацию. За месяц "Челюскин" преодолел три четверти пути и в первой половине сентября достиг Чукотского моря, однако затем его движение замедлилось – девять десятых поверхности моря впереди были покрыты льдом. До успешного завершения похода судну не хватило пары десятков миль – именно столько отделяло его от чистой воды в Беринговом проливе. Затертый льдами, пароход начал дрейфовать обратно в Чукотское море, пока 13 февраля 1934 года не был раздавлен льдами и не ушел под воду. Шмидтовцы были готовы к такому развитию событий и успели организованно перенести на лед аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолет и радиоприборы. 104 участника экспедиции, включая детей, оказались на дрейфующей льдине.

Операция по спасению шла по нескольким направлениям. По железной дороге во Владивосток были отправлены дирижабли, которые планировали перебросить на Чукотку морем. Из Ленинграда через Атлантику и Панамский канал пошел ледокол "Красин". Ледорез "Литке" и пароходы "Лейтенант Шмидт" и "Свердловск", двинувшиеся на спасение людей, сами застряли во льдах и были вынуждены зимовать. Основные надежды оставались на авиацию. Точных координат льдины с лагерем челюскинцев не было. Искать его предстояло с воздуха, а, найдя, суметь посадить на лед самолеты.

Первым до лагеря челюскинцев (после 29 безуспешных полетов) добрался 05 апреля 1934 года Анатолий Ляпидевский на двухмоторном АНТ-4. Он смог виртуозно посадить самолет на небольшой участок ровного льда, расчищенный зимовщиками – всего 150 на 450 метров. Не без труда разместив в салоне десятерых женщин и двух детей, А. Ляпидевский успешно перевез их на базу в Уэлене. Второй раз удалось добраться до лагеря только 07 апреля. В итоге наибольшую роль в операции по спасению людей сыграли не тяжелые многоместные АНТ-4, а небольшие двухместные бипланы-разведчики Р-5. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря наибольшее число зимовщиков: Николай Каманин за девять рейсов вывез 34, а Василий Молоков за восемь полетов – 39 членов экспедиции. Сажали по 3-4 человека в штурманские кабины, а после дополнительно приспособили для перевозки людей подкрыльевые парашютные ящики. 12 апреля на помощь подоспели Михаил Водопьянов на самолете Р-5 и Иван Доронин на многоместном ПС-4. 13 апреля на трех самолетах Р-5 из лагеря челюскинцев эвакуировали последних зимовщиков вместе с капитаном "Челюскина" Владимиром Ворониным. Уже сутки спустя мощный шторм полностью разрушил лагерь. В общей сложности в операции участвовали 17 самолетов и почти три десятка летчиков, из которых шестеро занимались непосредственно вывозом людей со льдины, а остальные перегоняли самолеты и переправляли людей из Ванкарема и Уэллена дальше на юг.

История "Челюскина" потрясла планету: сам факт спасения в полярных условиях такого количества людей не имел аналогов в истории. Весь мир с волнением наблюдал за арктической драмой, итог которой имел мощный общественный резонанс. Были и очевидные политические дивиденды: после спасения челюскинцев все поняли, что страна, организовавшая столь масштабную научную экспедицию и сумевшая в тяжелейших условиях спасти ее участников из ледового плена, заслуживает уважения и с ней нельзя не считаться. Отечественное авиастроение праздновало победу: самолеты, спасшие людей, были сконструированы и произведены в СССР. В честь подвига полярных летчиков в СССР было учреждено звание Героя Советского Союза – высшее признание заслуг перед страной. Первыми этого звания были удостоены Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин и Сигизмунд Леваневский.

Опыт спасения полярной экспедиции сыграл большую роль в организации работы авиации в Заполярье. Ледовая разведка, обслуживание высокоширотных экспедиций в Арктике, формирование карт морского дна для плавания подводных лодок, снабжение растущих в Заполярье городов, спасательные работы и проч. стали повседневной работой для тысяч авиаторов. Во многих деревнях от Баренцева до Охотского моря были обустроены посадочные площадки и аэродромы, а малая авиация была сродни рейсовым автобусам.

Распад СССР привел к прекращению работ по развитию многих видов авиации, однако в Российской Федерации достаточно быстро пришли к выводу о необходимости применения воздушных судов в интересах спасателей, работающих во всех регионах страны и за рубежом. В марте 1992 года был сформирован Центральный аэромобильный спасательный отряд, который в тесном сотрудничестве с МЧС России выполнял в том числе и работы на Сахалине и в Якутии. И если спасавшие челюскинцев самолеты приходилось доставлять и готовить к вылету днями и неделями, то сегодня готовность к вылету самолетов "Центроспаса" в зону ЧС составляет всего три часа.

Авиасалон МАКС традиционно уделяет внимание авиационной технике, применяемой для спасательных операций, представляя новые версии специально оборудованных самолетов и вертолетов, выполняющих поисковые, медицинские, спасательные и другие миссии, востребованные в том числе в Арктике. На МАКС-2021 большой интерес вызвали региональный пассажирский Ил-114-300, созданный на замену Ан-24 и приспособленный к работе на малооборудованных аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами, в том числе в арктических широтах, многоцелевой ЛМС-901 "Байкал" и двухмоторный L-410 для местных воздушных линий, производство которого локализовано на базе "Уральского завода гражданской авиации". Неоднократно демонстрировались специализированные версии вертолетов Ми-8МТВ-1 и "Ансат", оснащенные медицинскими модулями и оборудованием для поисково-спасательных миссий. Любимцем публики стал самолет-амфибия Бе-200ЧС. Вместе с воздушными судами авиации МЧС и беспилотниками, уже сегодня выполняющими ряд задач в Арктике, новинки авиасалона МАКС вызывают интерес не только авиационных специалистов, но и региональных властей, заинтересованных в новом витке развития малой авиации.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
10 июн 2025
Китай может опередить США в сфере истребителей шестого поколения
10 июн 2025
Катапульта учебного самолета УТС-800 успешно прошла испытания
10 июн 2025
Михаил Мишустин выступил за активное развитие технологий беспилотников
10 июн 2025
Инженеры для отрасли, которая изменит Россию
9 июн 2025
Владимир Путин призвал создавать нормативную базу для развития беспилотной авиации
9 июн 2025
Авиазавод в Саратове будет выпускать комплектующие для Як-42
9 июн 2025
Подготовка кадров для новой индустрии: Михаил Погосян поделился опытом МАИ на «Кадровом форуме БАС – 2025»
9 июн 2025
Дело за «Горизонтом»: доцент МАИ создал уникальную систему для повышения безопасности полётов
9 июн 2025
В Самарской области центр БАС выведут на мировой уровень
9 июн 2025
Порядка 5,5 тысяч школьников учатся в инженерных классах Ростеха
9 июн 2025
МГТУ ГА и «Транспорт будущего» заключили соглашение о сотрудничестве
6 июн 2025
Инженеры намерены создать в 2026 году российский бортовой комплекс для БПЛА
6 июн 2025
Проекты ульяновских авиастроителей признаны лучшими на конкурсе ОАК
6 июн 2025
Разработанный Китаем авиадвигатель AES100 получил производственный сертификат
6 июн 2025
Ростех: иностранные авиастроители вряд ли смогут вернуться на российский рынок
6 июн 2025
Ассоциация БАС, созданная в Самарской области, сформирует рынок беспилотных услуг
6 июн 2025
В Тольятти открылась выставка разработок для беспилотных систем
6 июн 2025
Германская компания Helsing приобретает производителя самолетов Grob Aircraft
6 июн 2025
Boeing выплатит $1,1 млрд для урегулирования претензий по катастрофам лайнеров 737 MAX
5 июн 2025
На Superjet проверили систему автоматического управления
5 июн 2025
Российская авиасистема "Горизонт-25" успешно испытана в небе над Подмосковьем
5 июн 2025
Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров оценил производство самолетов «Байкал» и «Ладога»
5 июн 2025
Создано покрытие для самолетов, на 40% сокращающее частоту ремонта
5 июн 2025
Инженеры МАИ разработали «не устающий» дрон для осмотра объектов и видеонаблюдения
10 июн 2025
Региональные отделения Союзмаша Челябинской и Ярославской областей обмениваются опытом в ОДК-Сатурн
10 июн 2025
Первая группа школьников получила рабочие профессии в Производственно-учебном центре "Вертолетов России"
9 июн 2025
ЦАГИ примет участие в форуме «Инженеры будущего – 2025»
9 июн 2025
ОДК-Кузнецов – двойной эколидер Самарской области
9 июн 2025
Инженер ЦИАМ стал победителем Гагаринских чтений
6 июн 2025
«Яковлев» назвал опытные «Суперджеты» в честь их создателей
6 июн 2025
На самарском предприятии ОДК открыта крупнейшая лаборатория для проверки двигателей
6 июн 2025
ОДК-Сатурн отметил победителей чемпионата «Построй карьеру в ОДК»
5 июн 2025
Молодые ученые ГосНИИАС – призеры «Гагаринских чтений»
5 июн 2025
ОДК-Сатурн привлекает молодых сотрудников к поиску инновационных решений
5 июн 2025
ОДК-Кузнецов присоединился к благотворительному проекту «Ракета Мечты»
4 июн 2025
В ОДК спроектировали детали для ПД-14 с помощью российского ПО
4 июн 2025
«Пермские моторы» награждены за внедрение новых мероприятий по охране труда
3 июн 2025
Продлен прием заявок на участие в XVIII Всероссийской мультиконференции по проблемам управления (МКПУ-2025)
3 июн 2025
На ПК «Салют» преподаватели колледжей освоили приёмы бережливого производства
2 июн 2025
Самолеты А.Н. Туполева: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
30 мая 2025
В ОДК-Сатурн повышают профессионализм специалистов в сфере метрологии
30 мая 2025
На предприятии "Вертолетов России" прошли сборы авиационных спасателей и поисковиков
30 мая 2025
ОДК-УМПО принимает заявки школьников на трек целевой подготовки инженеров «Крылья Ростеха»
29 мая 2025
У-УАЗ принял участие в "Технофесте"
27 мая 2025
ГосНИИАС участвует в разработке тренажеров самолета SJ-100
27 мая 2025
ОДК-СТАР – в лидерах краевого конкурса по охране труда
27 мая 2025
Самолет В.М. Петлякова: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
26 мая 2025
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в XXII Научных чтениях по авиации, посвященных памяти Н.Е. Жуковского
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».