Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 17.02.2025
Источник: ФАУ "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова"

История одной личности: к 130-летию Александра Александровича Микулина

Это была личность неординарная во всем – убеждениях, поступках, принципах, круге интересов и, наконец, в созданных двигателях. Факты его биографии вызывают искреннее восхищение: человек умел жить и работать на максимальных оборотах, успев оставить стране не только огромное авиадвигателестроительное наследие, но и книгу «Активное долголетие», которая издается до сих пор и пользуется невероятной популярностью.
14 февраля исполняется 130 лет со дня рождения маэстро отечественного авиационного двигателестроения, академика АН СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата четырех Сталинских премий, создателя первых отечественных «пламенных моторов», основателя первого в нашей стране ОКБ-300 (в настоящее время – ОАО АМНТК «Союз»), одного из инициаторов создания ЦИАМ Александра Александровича Микулина.

Дорога к покорению небесных просторов для А.А. Микулина могла бы сложиться безоблачно и предсказуемо: кровное родство с Н.Е. Жуковским давало возможность пользоваться привилегией баловня судьбы, которому повезло родиться племянником основоположника русской авиации, и почивать на лаврах. Но такой легкий путь не отличался оригинальностью и потому не был близок будущему создателю первых отечественных двигателей.

Дело всей жизни он выбрал еще в 15 лет, наблюдая за полетом первого самолета под управлением летчика-испытателя С.И. Уточкина. А.А. Микулин, став свидетелем неудачной посадки из-за неисправности магнето на двигателе, предложил установить на моторе два таких устройства. Предложение было принято и реализовано, что позволило летательному аппарату стать более безопасным. В благодарность С.И. Уточкин из каждого города, где демонстрировал свои полеты, присылал внимательному и находчивому юноше небольшое вознаграждение. Через несколько лет Микулин, студент Киевского политехнического института, соберет собственный одноцилиндровый поршневой двигатель.

Александр Александрович был наделен острым и пытливым умом, неординарным талантом, оригинальными и смелыми взглядами, умением много, наизнос, работать и объединять вокруг себя таких же одаренных, как и он сам, людей. Так, главным сподвижником Александра Александровича, его альтер-эго в конструкторской, научной деятельности, соавтором его изобретений, человеком, который мог доказательно обосновав, пришпорить полет фантазии конструктора-оригинала, стал Борис Сергеевич Стечкин – блестящий ученый в области теории воздушно-реактивных двигателей. Они были знакомы еще с юношеских лет: их первенцем был двухтактный мотор АМБС-1 (название дано по первым буквам имен и фамилий) мощностью 300 л.с., в котором топливо должно было подаваться непосредственно в цилиндры. Этот принцип впоследствии применялся во всех поршневых двигателях.

В 1928 году Александр Александрович разработал 12-цилиндровый V-образный двигатель М-1 – прообраз семейства поршневых авиационных двигателей этого типа. Конструктор вспоминал: «Твердо веря в то, что М-1 в свое время сыграет решающую роль для нашей авиационной промышленности, я, работая дома по вечерам в течение почти девяти месяцев, сделал общую компоновку мотора и добился ее рассмотрения». Так начиналась история «рекордного» мотора М-34, поднявшего в 1937 году в воздух самолет АНТ-25, совершившего первый в мировой истории беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку.

Для создания работоспособного двигателя был необходим опыт и солидная научно-техническая база. Такой базой для конструктора стал в 1930 году только что образованный Институт авиационного моторостроения (с 1932 г. – ЦИАМ), в котором А.А. Микулин с 1930 по 1936 годы руководил отделом бензиновых двигателей и был назначен главным конструктором по мотору М-1, впоследствии переименованном в М-34. Работа закипела в феврале того же года, в специально созданной рабочей группе.

Микулин лично контролировал производственный процесс. «Я стремился к предупреждению брака и ошибок, с утра до вечера от станка к станку разъяснял те места в деталях, на которые надо обратить внимание, следил за термической обработкой, вносил изменения в чертежи по просьбе завода, контролировал готовые детали и, наконец, вел опытные работы по клапанам, седлам, уплотнительным кольцам и др.», – вспоминал главный конструктор.

Двигатель М-34 успешно прошел 100-часовые государственные испытания и был передан в серийное производство на московский завод № 24. В этом, по мнению конструктора, была большая заслуга инженеров и мастеров, входивших в группу по его созданию.

«Огромный опыт Минкера и Розенфельда, беззаветная преданность их делу помогли образцовой организации монтажа мотора и успешного прохождения им государственного испытания. Группа механиков, работавших под их руководством, произвела образцовую сборку мотора, ничем не уступающую работе на первоклассном заводе Роллс-Ройса», – вспоминал о рождении мотора его главный создатель.

В августе 1936 года Серго Орджоникидзе приказом по Наркомтяжпрому присвоил всем моторам типа М-34 имя конструктора Александра Микулина. Четыре года спустя за выдающиеся заслуги в создании авиационных моторов конструктору присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Легендарный М-34 не подвел своего создателя. Он стал основой для целого семейства моторов разной мощности и различных компоновочных схем. Так, в 1939-м был серийно выпущен ГМ-34БТ. Такие моторы устанавливались на опытных танках Т-100 и СМК, проходивших войсковые испытания на фронте во время войны с Финляндией зимой 1940 года, а также опытном самоходном орудии СУ-100у, применявшемся в боях под Москвой зимой 1941-го.

Трудно переоценить стратегическое значение двигателей АМ-34, АМ-35, АМ-38Ф и АМ-42, созданных на базе М-34, в годы Великой Отечественной войны.

Отличительной чертой конструкторского «почерка» А.А. Микулина было то, что в отличие от других советских авиаконструкторов, которые отталкивались от иностранных образцов или узлов других отечественных двигателей, он всегда шел своим путем, даже если заимствовал какие-то элементы. Это влекло за собой сложности доводки двигателя, могло увеличить сроки разработки, но всегда приводило к тому результату, который был в представлениях конструктора-новатора.

Обладая даром убеждения, природным артистизмом, эрудированностью и завораживающей настойчивостью, А.А. Микулин мог отстоять свою точку зрения и идеи. Однажды в беседе с поэтом и публицистом Феликсом Чуевым экстравагантный конструктор рассказывал, что приходил в Кремль на встречу с верховным главнокомандующим с разными «железками», высыпал их из карманов на стол и говорил: «Погибнет вся авиация, если мы не будем делать клапаны с солями натрия… Товарищ Сталин, в политике Вы гений, а в технике положитесь на меня». И Сталин отвечал: «Если Микулин попросит делать бриллиантовые клапана, и это пойдет на пользу нашей авиации, будем делать бриллиантовые!»

А.А. Микулин был оригинален даже в подарках, которые преподносил своим коллегам в авиационной отрасли. В 1949 году на 60-летие авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева, которое широко отмечали в Центральном доме Советской армии, внимание аудитории привлекла модель прямокрылого самолета с реактивными двигателями, из сопел которого символически вырывались газовые струи. Это был сюрприз от А.А. Микулина, в котором был скрыт тайный, очень тонкий саркастический намек: к тому времени мощный двигатель оригинальной конструкции с тягой около 8 000 кгс был уже разработан, а вот самолет, на который он должен быть установлен, еще нет.

«Вызов» А.Н. Туполев принял и в скором времени его конструкторское бюро явило миру новый бомбардировщик Ту-16. Двигатели на нем были размещены не под крылом из-за габаритов и длины, а возле фюзеляжа и повернуты на несколько градусов в сторону, чтобы струи горячего выхлопных газов не перегревали обшивку самолета. На научно-техническом заделе, оставшемся при разработке Ту-16 и двигателей для него, впоследствии был создан первый советский пассажирский самолет Ту-104 – первенец реактивной отечественной гражданской авиации.

В свою очередь на 60-летие самого Микулина его друзья и соратники тоже решили «пошутить» и преподнесли ему диплом инженера-механика, которого он так и не имел. Вручение состоялось без защиты дипломного проекта в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского (в настоящее время – Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина). Юбиляр был очень доволен, а вот организатору «сюрприза» как председателю госкомиссии по приему дипломных проектов пришлось несколько раз давать объяснения по поводу подобной «вольности».

Во время активной фазы работы над двигателем Р11Ф-300 для самолета МиГ-21 А.А. Микулина внезапно снимают с должности руководителя ОКБ-300. Вслед за другом из авиапромышленности уходит и Б.С. Стечкин. Это была колоссальная потеря для всей авиации… Тем не менее, А.А. Микулин не сдался и с присущей ему страстью и оригинальностью начал постигать новую для себя сферу – медицину. В 1976 году он заканчивает медицинский институт, получает степень кандидата медицинских наук и пишет книгу «Активное долголетие». В этом исследовании проводятся инженерные аналогии между строением человеческого тела и технических устройств, предложены остроумные способы ионизации воздуха, заземления человека и виброгимнастики.

В этой неукротимой активности и был весь А.А. Микулин – оригинальный, экстравагантный, неудобный и никогда не смиряющийся. Таким он вошел в отечественную историю, оставив в ней яркий след.  

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
19 мар 2025
Денис Мантуров: технический облик самолета "Освей" должен быть готов в апреле
19 мар 2025
Система посадки для легкой авиации от Ростеха прошла летные испытания
19 мар 2025
В Таганроге на новые самолеты-амфибии будут устанавливать отечественные двигатели ПД-8
19 мар 2025
Сергей Чемезов: России до 2030 года нужно произвести около 200 самолетов
19 мар 2025
Денис Мантуров: программу развития авиапрома России могут обновить в конце года
19 мар 2025
Ростех рассчитывает на запуск в серию SSJ с российским двигателем в начале 2026 года
19 мар 2025
Пермские ученые нашли факторы, влияющие на разрушение деталей при жесткой посадке самолета
18 мар 2025
Начало полетов МС-21 с российскими двигателями планируется в июне-июле
18 мар 2025
Техперевооружение иркутского авиазавода "Яковлева" планируется завершить в 2030 году
18 мар 2025
«Калашников» выполнил первую поставку КУБов в полном объеме
18 мар 2025
Уральскому заводу гражданской авиации исполнилось 86 лет
18 мар 2025
"Приоритет-2030": МАИ представил результаты реализации программы развития за 2024 год
18 мар 2025
Более 600 школьников и их родителей посетили дни открытых дверей в МГТУ ГА
17 мар 2025
Михаил Мишустин отметил первостепенность безопасности при создании авиадвигателей
17 мар 2025
ОАК: гражданское авиастроение России переживает инвестиционный бум
17 мар 2025
В МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялась стратегическая сессия, посвященная производству двигателей для БАС
17 мар 2025
Пермские ученые придумали новый способ снизить шум вертолета
17 мар 2025
Александр Лукашенко: санкции помогли выявить "дыры" в авиастроительной отрасли
17 мар 2025
БПЛА от «Калашникова» будут представлены на горнопромышленном форуме МАЙНЕКС
14 мар 2025
Ростех увеличит серийный выпуск беспилотников
14 мар 2025
Нулевую ставку НДС могут распространить на производителей БАС
14 мар 2025
В Москве открылось пространство для разработчиков БПЛА "Дрон-гараж"
14 мар 2025
На подмосковном производстве авиадеталей создадут порядка 200 рабочих мест
14 мар 2025
Ученые пермского политеха и "ОДК-Пермские моторы" разработали рекомендации проведения ремонтных работ по обработке лопаток авиационных двигателей
19 мар 2025
Разработки ОДК-УМПО представлены на Международном салоне изобретений «Архимед-2025»
17 мар 2025
Самолет «Суперджет» с двигателями ПД-8 совершил первый полет
17 мар 2025
Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Вадимом Бадехой
17 мар 2025
Истребительная авиация: новая публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
14 мар 2025
Студенты-целевики московского предприятия ОДК изучили цифровое проектирование в ЦИАМ
13 мар 2025
Цифровизацию российской авиационной отрасли обсудили на конференции «АвиаЦифра 2025»
13 мар 2025
Слет молодежи ОДК-Сатурн объединил более 200 молодых специалистов
12 мар 2025
Корпоративный университет ЦАГИ отмечает 15-летие
12 мар 2025
В ГосНИИАС подвели итоги ежегодного конкурса научных работ среди аспирантов и молодых специалистов
12 мар 2025
В финал конкурса «Построй карьеру в ОДК» прошел пермский школьник
11 мар 2025
Глава ОАК и губернатор Ульяновской области обсудили развитие социальных программ для сотрудников Авиастара
11 мар 2025
На сайте ГосНИИАС открыт медиапроект, посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
11 мар 2025
ОДК наращивает выпуск индустриальных двигателей для ТЭК
10 мар 2025
Сотрудницы КВЗ стали заслуженными машиностроителями Республики Татарстан
7 мар 2025
Заслуженный пилот РФ Юрий Сытник ознакомился с техническими решениями ГосНИИАС по человеко-машинному взаимодействию
7 мар 2025
Генеральный директор ЦИАМ выступил на отчетном собрании Академии наук авиации и воздухоплавания
7 мар 2025
Сотрудники предприятия ПК «Салют» рассказали о возможностях целевого обучения в вузах и колледжах
6 мар 2025
ОДК внедрила систему управления знаниями на базе отечественного решения VK Tech
6 мар 2025
В ОДК-УМПО определили лучших наставников рабочих по итогам 2024 года
5 мар 2025
Восемь специалистов КРЭТ вошли в число лауреатов Всероссийского конкурса «Инженер года – 2024»
4 мар 2025
Двигатели ОДК обеспечили успешный старт ракеты «Союз» с космодрома Плесецк
3 мар 2025
ОДК внедрила IT-систeму сервисной поддержки двигателей для самолетов МС-21 и SJ-100
3 мар 2025
Двигатели ОДК обеспечили доставку грузов к МКС
28 фев 2025
ЦАГИ принял участие в Дне карьеры для школьников в МАИ
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».