Авиационный Технопарк на базе ВАСО — в ожидании инвестиций и в развитие инноваций

Эксперты считают, что в целом ОАК "велосипед не изобрел" — подобная схема давно опробована за границей и доказала свою эффективность. Однако спецификой таких проектов является тот факт, что необходима обеспеченность резидентов технопарков ясными перспективами сбыта продукции. Без таких гарантий даже налоговые льготы не простимулируют бизнесменов на работу в рамках технопарка.
Создание авиатехнопарков широко распространено в мировой практике и этот метод привлечения инвестиций и развития производственных мощностей уже доказал свою эффективность. В России это направление ОАК активно начала развивать с прошлого года. Воронежский технопарк станет третьим подобным проектом ОАК. Аналогичный воронежскому технопарк создан в Казани на базе ОАО "Казанское авиационное производственное объединение" и в Нижегородской области — на территории завода "Сокол". Инициаторами создания технопарка в Воронеже выступили ОАК и ВАСО, а также правительство области и Воронежский госуниверситет. В структуру технопарка будут входить управляющая компания, якорные резиденты (ВАСО, ОАК, "Ильюшин Финанс Ко", киевский ГП "Антонов", пермский "Авиадвигатель" и другие), малые инновационные предприятия, созданные при участии вузов (где будут внедряться в производство инновационные разработки молодых ученых), привлеченные резиденты, а также сервисные компании.
"Сейчас у ВАСО большое изобилие площадей, при этом загрузка мощностей минимальна, что связано, в том числе и с дефицитом производственных ресурсов. В такой ситуации единственным логичным решением как раз и является создание условий, при которых производство и поставка ряда комплектующих будет передана на аутсорсинг предприятиям малого и среднего бизнеса. В этом случае предприятия получают разного рода преференции, а завод избавляется от пустующих площадей и передает на аутсорсинг часть мелких производств. На выходе – финансовая нагрузка на завод, в виде содержания пустующих площадей, снижается, а вспомогательные работники уходят за штат", — считает руководитель аналитического отдела "Авиапорта" Олег Пантелеев.
Согласно планам разработчиков проекта, активная работа технопарка начнется уже к концу этого года. Площадь технопарка предполагается увеличить с 60 тыс. кв. м в 2014 году до 350 тыс. кв. м — в 2017 году. В следующем году на территории технопарка планируется размещение производств девяти резидентов, которые обеспечат 600 рабочих мест. В течение трех лет количество резидентов должно вырасти до 55 компаний с 3 тыс. рабочих мест. Совокупная выручка резидентов в 2014 году прогнозируется в 500 млн рублей. К 2017 году этот показатель планируется увеличить в пять раз. Налоговые поступления в бюджет, в свою очередь, предусматриваются в 73 млн рублей (в 2014 году) с ростом до 439 млн рублей (в 2017 году).
"Резидентами Воронежского авиационного Технопарка могут стать не только крупные инвесторы, имеющие прямое отношение к авиационной отрасли, но и, что особенно важно, представители субъектов высокотехнологичного малого и среднего бизнеса, в том числе из других сфер деятельности, в первую очередь, связанных с инновациями и разработкой хай-тек технологий, — рассказывает руководитель Департамента реструктуризации ОАО "ОАК" Олег Севрюков. — Поскольку Технопарк будет иметь выраженную инновационную направленность и включать в свой состав региональный бизнес-инкубатор, его успешное функционирование невозможно без участия представителей научных и учебных заведений. Предполагается, что студенты будут иметь возможность включаться в производственную деятельность еще во время учебы, и в этом тоже большой плюс Технопарка в части обеспечения авиационной отрасли подготовленными кадрами. Мы рассчитываем на то, что будущие выпускники профильных авиационных специальностей первый опыт работы получат на малых инновационных предприятиях ВУЗов — резидентах Технопарка, зарабатывая свои первые "студенческие" деньги по специальности. Планируется, что участники Технопарка будут заниматься производством авиационных узлов и комплектующих для авиастроительных заводов России, выпуском продукции промышленного назначения для предприятий региона, а также разработкой и внедрением наукоемких и высокотехнологичных проектов".
"Сегодня ОАК переходит на новую индустриальную модель и мы, предприятия, в него входящие, должны участвовать в этом процессе. Получить финансирование сегодня можно только под конкретные проекты, доказав при этом свою способность их реализовать, — считает генеральный директор ОАО "ВАСО" Виталий Зубарев. — Технопарк для ВАСО это и возможность сохранить технологию производства самолетов, и развить имеющиеся центры компетенций, и привлечь на работу новых современных специалистов и вообще произвести своего рода апгрейд предприятия. Без этого, без соответствия реалиям и требованиям современной экономики, заводу вряд ли справиться с производственной программой, а также с теми масштабными госзаказами, на получение которых предприятие рассчитывает уже в этом году".
Для привлечения в технопарк частных инвестиций, учредители предусмотрели ряд преференций для компаний-резидентов, такие как различные налоговые льготы (снижение ставок по налогу на прибыль, имущество, землю и т.д.), а также достаточно низкие ставки арендной платы, предоставление субсидий на организацию и развитие бизнеса, а также гарантийное обеспечения по привлеченным кредитам. Резидентам технопарка будут обеспечены также готовыми производственными, административно-хозяйственными, складскими помещениями и автостоянками.
Как считают аналитики, определенной сложностью в этой схеме может стать привлечение частного бизнеса в создающийся технопарк. С ними согласен и Олег Пантелеев.
"Оборудование для авиапроизводства далеко не из дешевых, поэтому инвестор, начиная реализацию проекта в этой отрасли, должен знать, что ему будет обеспечена гарантия сбыта продукции. Наличие таких перспектив будет стимулировать инвесторов гораздо лучше, чем налоговые льготы", — заметил он.
Соглашение о намерении создания Воронежского авиационного технопарка в развитие регионального авиационного кластера прошло все необходимые согласования в профильных департаментах Правительства области, ОАО "ОАК", ОАО "ВАСО", в Воронежском государственном университете. В настоящее время оно полностью готово к подписанию всеми участниками, которое должно состояться в марте. "После этого мы сконцентрируемся на создании рабочей группы по созданию Технопарка, а также над составлением соответствующего плана-графика и технико-экономического обоснования. Это необходимо для того, чтобы как минимум определить критерии, по которым будут приниматься для участия в Технопарке так называемые резиденты второго, третьего и четвертого уровней, — говорит координатор проекта по созданию Технопарка на ОАО "ВАСО", советник генерального директора по техническому развитию Александр Лисицын.
Наиболее вероятным способом обеспечения резидентам гарантии сбыта продукции является стабильный и долгосрочный заказ от ВАСО (или других подконтрольных ОАК предприятий). В свою очередь, воронежский авиазавод может обеспечить такие гарантии при наличии, например, крупного госзаказа на поставку самолетов российским министерствам и ведомствам. Информация о готовящемся подписании такого соглашения неофициально проходила еще в конце прошлого года. По информации источников, глава Минпромторга Денис Мантуров во время своего визита в регион в начале февраля текущего года, подтвердил, что правительство планирует обеспечить ВАСО крупным госзаказом уже весной.