Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 16.03.2015
Источник: Холдинг “Вертолеты России“

Умер Марат Николаевич Тищенко


13 марта 2015 года на 85-м году жизни скончался Марат Николаевич Тищенко — ученик и продолжатель дела Михаила Леонтьевича Миля, выдающийся ученый-аэродинамик, генеральный конструктор Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля, возглавлявший предприятие на протяжении двух десятков лет — с 1970 по 1991 годы.

Марат Николаевич Тищенко родился 18 февраля 1931 года в Харькове, в 1956 году с отличием окончил Московский авиационный институт по специальности “вертолетостроение“. В студенческие годы Марат Тищенко серьезно увлекался авиамоделизмом: в 1954 году его модель вертолета установила рекорд продолжительности полета, впервые официально подтвержденный Международной авиационной федерацией (FAI).

Поступив в опытно-конструкторское бюро Михаила Миля, в бригаду аэродинамики, Марат Тищенко вскоре зарекомендовал себя как перспективный специалист и трудолюбивый ученый. Он разработал метод расчета аэродинамических характеристик несущего винта, который обеспечивал высокую точность определения летных данных вертолетов. В 1961 году Марат Тищенко руководил бригадой аэродинамики в отделе аэродинамики и устойчивости.

Михаил Миль возлагал большие надежды на своего талантливого ученика и через два года доверил ему бригаду перспективного проектирования, определявшую основные направления творческой деятельности ОКБ. Вскоре бригада была преобразована в отдел общих видов и перспективного проектирования. Марат Тищенко принял непосредственное участие в проектировании вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8 и В-12. В 1968 году после защиты диссертации Марат Тищенко стал заместителем главного конструктора, и Михаил Миль доверил ему руководство программой строительства и летных испытаний воздушного гиганта — вертолета В-12.

Таким образом, когда после смерти Михаила Миля Марат Тищенко должен был возглавить Московский вертолетный завод, он уже имел большой авторитет как ученый, конструктор и организатор. Однако в Министерстве авиационной промышленности отношение к его кандидатуре было неоднозначным — 39-летнего руководителя считали слишком молодым. Кто-то по-прежнему не причислял вертолеты к “настоящей“ авиации. Поэтому должность генерального конструктора он не получил – его назначили главным конструктором (подобно руководителям ОКБ вспомогательных отраслей авиационной промышленности). Пониженный статус нового руководителя Московского вертолетного завода не только уязвлял честь предприятия, но и значительно снижал его возможности при участии в новых программах и получении ассигнований: “забуксовал“ ряд программ, ухудшилось финансирование. Но, несмотря на все трудности, сотрудники конструкторского бюро сплотились вокруг молодого руководителя и в 1970-е годы успешно завершили испытания и доводку самого мощного в мире боевого вертолета Ми-24 и противолодочной амфибии — Ми-14, реализовали программу глубокой модернизации “вертолета века“ Ми-8, создали ряд их модификаций и приступили к разработке нового семейства вертолетов.

Новый руководитель Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля бережно сохранял традиции основателя фирмы. Совершенствовались теория и практика проектирования винтокрылых машин, осваивались новые технологии, расширялся спектр вариантов оснащения боевых модификаций. Проектирование новых образцов вертолетов велось параллельно с работами по переоборудованию серийных вертолетов для новых сфер применения, усовершенствованию систем и агрегатов с целью повышения надежности и ресурса вертолетов, находящихся в эксплуатации. Не прекращались научно-исследовательские и экспериментальные работы, направленные на решение проблем, возникающих при испытаниях и эксплуатации машин в воинских частях ВВС и подразделениях гражданской авиации. За свой труд по обеспечению обороноспособности страны Марат Тищенко получил Ленинскую премию в 1976 году, а позднее звание Героя Социалистического Труда. За вклад в развитие отечественного вертолетостроения в 1977 году Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1977 году в воздух поднялся новый винтокрылый гигант — Ми-26, по летно-техническим характеристикам превосходящий лучшие иностранные вертолеты. Успешно завершившиеся испытания серийного Ми-26 подтвердили способность ОКБ создавать совершенные вертолеты любого класса. Созданию Ми-26 предшествовали серьезная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, организация не имеющего аналогов в мире экспериментально-научного комплекса. На основе разработанных в ОКБ оригинальных методик в 1976 году Марат Тищенко, Андрей Некрасов и Алексей Радин подготовили к печати фундаментальный научный труд “Вертолеты. Выбор параметров при проектировании“. Книга получила высокую оценку как у нас в стране, так и за рубежом (была переведена на английский язык).

В 1981 году Марат Тищенко получил должность генерального конструктора. В том же году он защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора, а затем был избран членом-корреспондентом и действительным членом Академии наук СССР, что было высокой честью для завода и первым прецедентом такого рода в истории отечественного вертолетостроения.

Восьмидесятые годы в истории Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля ознаменовались созданием новых вертолетов: мощного боевого Ми-28 и легкого спортивного Ми-34. На базе Ми-8, Ми-14, Ми-24 и Ми-26 разработаны многочисленные модификации, которые нашли применение в вооруженных силах и гражданской авиации. “Милевские“ машины по-прежнему составляли основу отечественного вертолетного парка. С их помощью осваивались богатства Сибири, Севера и Дальнего Востока. Они защищали национальные интересы страны. С каждым годом расширялся экспорт вертолетов марки “Ми“. Их начали поставлять в новые регионы, такие как Южная Америка.

Проверкой надежности и эффективности вертолетов “Ми“ в 1980-е годы стала война в Афганистане. Они вынесли основную тяжесть боевых действий в этой высокогорной стране с суровым климатом. В 1986 году “милевские“ машины принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Они использовались для оценки радиационной обстановки, локализации радиоактивных продуктов выброса, целевого сброса изолирующих компонентов при блокировании реактора и доставки срочных грузов на территорию станции.

1970-е и 1980-е годы в истории Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля по праву называются “эпохой Тищенко“. Его огромный вклад в развитие отечественного и мирового вертолетостроения неоспорим. Марат Тищенко ушел на заслуженный отдых в 1991 году. Начало его деятельности на посту руководителя Московского вертолетного завода и вся дальнейшая работа пришлись на очень непростой период.

В 1970-х годах завершился этап “непаханого поля“ в развитии вертолетостроения, технический облик современного вертолета к тому времени в основном сложился. Разработчики создали многочисленные модификации серийно выпускаемой техники. Эта работа осложнялась тем, что к этому времени заказчики вертолетной техники уже приобрели богатый опыт эксплуатации и их требования к разработчикам стали более жесткими. Дальнейшее повышение летно-технических, эксплуатационных и экономических характеристик вертолетов требовало огромной концентрации научного и производственного потенциала. Возникающие задачи в ряде случаев были сложны даже для Московского вертолетного завода с его мощной научной школой. Те же процессы проходили во всем мировом вертолетостроении. Несмотря на это за два десятилетия “эпохи Тищенко“ были созданы Ми-26 и Ми-28 — винтокрылые шедевры, до сих пор не имеющие равных в мире.

Родина высоко оценила заслуги Марата Николаевича Тищенко. Помимо званий Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, профессора, члена-корреспондента и действительного члена Академии наук СССР Марат Тищенко награжден двумя орденами Ленина, медалями, а также наградами других государств. Но главная награда — это память людей, наша благодарность талантливому руководителю, выдающемуся ученому и конструктору, неравнодушному и мудрому человеку. Вертолеты, созданные при участии и под руководством Марата Николаевича, еще долго будут летать и восхищать людей своим совершенством. Имя Марата Николаевича Тищенко навсегда вписано в историю отечественного и мирового вертолетостроения.

Холдинг “Вертолеты России“ выражает искренние соболезнования родным, близким, друзьям и коллегам Марата Николаевича Тищенко.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
6 дек 2024
"Ростех": поставка комплектующих для двигателей ПД-8 в Superjet вырастет вдвое
6 дек 2024
В Минпромторге заявили о необходимости пересмотра подхода к разработке БАС
6 дек 2024
Власти России ищут внебюджетные источники финансирования создания дронов
6 дек 2024
Сергей Чемезов вручил «Технологии» орден «За доблестный труд»
6 дек 2024
Капитан, улыбнитесь: как работает маевская система умного контроля состояния пилота
5 дек 2024
В России создали FPV-дрон для штурма зданий и разведки "Аква-4"
5 дек 2024
Правительство России: самолеты и дроны должны быть оснащены ГЛОНАСС до 2026 года
5 дек 2024
Обгоняя звук: крылатая ракета BrahMos и ее российские "друзья"
5 дек 2024
Шведский стартап Heart Aerospace испытает электрический прототип 30-местного самолета
5 дек 2024
«Я — профессионал» — это возможности: опыт золотого медалиста всероссийской олимпиады студентов
5 дек 2024
МФТИ стал опорным центром федпроекта по кадрам для беспилотных авиасистем
4 дек 2024
Код «Чёрный»: в России представили эксклюзивное крыло для пассажирского самолёта МС-21
4 дек 2024
Ту-214ЛМК. Летающая лаборатория для будущего российской авиации
4 дек 2024
ИТМО создаст ИИ-систему компьютерного зрения для отечественных БПЛА
4 дек 2024
Цена ошибки возрастает: как языковые модели трансформируют авиацию
4 дек 2024
ОАО "558 Авиационный ремонтный завод" в Барановичах берет новую высоту
3 дек 2024
Управлять разумом, а не инстинктами: как лётчику не терять контроль над умным самолётом
3 дек 2024
Ростех и Бауманка займутся разработкой аэростатной техники
3 дек 2024
В МАИ завершился первый этап федерального образовательного проекта «Кадры для БАС»
3 дек 2024
Центр анализа мировой торговли оружием назвал Су-57Э лучшим решением для ВВС Индии
2 дек 2024
Российская разработка улучшит ультразвуковой мониторинг композитов для авиапрома
2 дек 2024
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
2 дек 2024
Токарный станок Ростеха удостоен престижной премии
29 ноя 2024
В России создана собственная отрасль производства композитов для авиастроения
6 дек 2024
ОДК победитель премии «Компания будущего — 2024» в номинации «Технологический суверенитет»
6 дек 2024
На ПК «Салют» стартует чемпионат «Построй карьеру в ОДК» для школьников
6 дек 2024
В ЦИАМ в день рождения Института объявили имена Ветеранов труда
6 дек 2024
ГосНИИАС на XI Международной неделе авиакосмических технологий
6 дек 2024
HR-конференция КРЭТ: новые подходы к управлению кадрами в промышленности
6 дек 2024
Двигатели ОДК обеспечили успешный старт ракеты «Союз» с космодрома Плесецк
5 дек 2024
На заседании Совета директоров «Туполева» в Казани рассмотрели статус реализации программ
5 дек 2024
Студенты трека «Код Ростеха» изучают цифровые технологии на ОДК-Сатурн
5 дек 2024
От студента до академика: 35 лет назад Е.А. Федосов был награжден Золотой медалью имени Б.Н. Петрова
4 дек 2024
Поздравление генерального директора А. Л. Козлова с 94-й годовщиной со дня основания ЦИАМ
4 дек 2024
ОДК-Сатурн поддерживает престиж профессии контролера
4 дек 2024
Авиационное «Созвездие»: в ЦИАМ состоялась презентация книги
3 дек 2024
Поздравление генерального директора ФАУ «ЦАГИ», члена-корреспондента РАН К.И. Сыпало со 106-летием ЦАГИ
2 дек 2024
«Яковлев» разработал электронное летное руководство для SSJ-100
2 дек 2024
Двигатели ОДК вывели на орбиту радиолокационный спутник
29 ноя 2024
Интеллектуализация авиационных систем: демонстраторы интеллектуальных технологий испытаны в полете
29 ноя 2024
Конструктор ОДК: молодые ученые создадут новые двигатели для отечественной авиации
29 ноя 2024
Сотрудник СибНИА вошел в список сильнейших специалистов Новосибирской области по итогам конкурса «Флагманы образования»
29 ноя 2024
Курсанты первого курса юношеской планерной школы учатся собирать и разбирать планера БРО-11МС
28 ноя 2024
ОАК назначает руководителей авиазаводов в Казани и Луховицах
28 ноя 2024
«Яковлев» представил статистику по налету SSJ-100
28 ноя 2024
На ММП имени В.В. Чернышева наградили победителей конференции «Чернышевские чтения»
27 ноя 2024
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в конференции «Созвездие САПР»
27 ноя 2024
На ПК «Салют» студенты «Крыльев Ростеха» изучили жизненный цикл деталей авиадвигателя
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».