Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 30.03.2015
Источник: ФГУП “ЦАГИ”

ЦАГИ — лидер в области аэрофизических измерений

ЦАГИ занимает лидирующие позиции в метрологической и измерительной области. Об этом говорит тот факт, что инновации института широко востребованы и в России, и за рубежом. О таких новых разработках рассказал начальник отделения измерительной техники и метрологии, главный метролог ЦАГИ Василий Петроневич.

— Василий Васильевич, в каких направлениях работы Ваше отделение добилось особенно заметных успехов за последнее время?

— Пожалуй, главное достижение в том, что мы реализовали ряд инновационных проектов. Так, в отделении получены новые результаты в области прецизионных тензометрических преобразователей, многокомпонентных аэродинамических тензовесов, специальных метрологических эталонов.

Особенно хочется отметить, что завершен важный этап по созданию многоканального модуля давления нового поколения совместно с партнерами. Он предназначен для измерения давления на поверхности модели во время аэродинамических испытаний. Работы над этим продуктом, который носит название "Inser", начались около четырех лет назад. Вместе с фирмой ООО "Драйвер" (г. Саранск) разработан 32-канальный аналоговый модуль (ММД-32). Первый опытный макетный образец был создан в 2011 году, однако на его доработку понадобилось время. Параллельно велась разработка цифрового варианта модуля. Их погрешность составляет порядка 0,05%-0,10% — это мировой уровень. Особо отмечу, цифровой модуль — принципиально новый уровень. В нем существенно упрощается структура многоканальной измерительной системы и значительно сокращается количество кабелей связи с центральным компьютером.

В 2014 году модули ММД-32 были апробированы в промышленной трансзвуковой аэродинамической трубе (АДТ Т-128) и подтвердили свои метрологические характеристики в реальном эксперименте.

Сегодня ММД-32 серии "Inser" находятся на высоком уровне готовности. Мы уже передали всю необходимую документацию в Госстандарт, и скоро наша совместная разработка будет сертифицирована и включена в Госреестр средств измерения Российской Федерации.

Всего за три года удалось перейти от опытного макетного образца к готовому продукту, то есть создать фактически новое поколение многоканальных средств измерения давления. Это очень весомый результат в области отечественного приборостроения.

Наряду с ЦАГИ, этими модулями уже оснащены экспериментальные установки МКБ "Радуга", ФГУП "СибНИИА" и МФТИ.

— В чем же преимущества модулей нового поколения?

— Главное их достоинство — габариты. При сопоставимой точности они примерно в 3 раза меньше по объему, чем другие аналоги, в том числе и зарубежные. Это позволяет увеличивать количество точек измерения, размещать оборудование в элементах конструкций малых размеров и, соответственно, повысить экономичность и информативность эксперимента.

Наличие термостабилизаторов в модулях нового поколения - еще одно преимущество разработки. Известно, что для повышения точности температура модулей в процессе исследований должна быть постоянной, на уровне 60˚ С. Раньше эти условия обеспечивались за счет крупногабаритной внешней аппаратуры и большого количества кабелей. Теперь же на модуль подается только питание. Оно обеспечивает термостабилизацию и работу датчиков и цифровой части.

— А какое оборудование использовалось раньше: отечественное или зарубежное?

— В середине 90-х годов прошлого века, для обеспечения экспериментов по распределению давления, нашим отделением был разработан собственный измерительный модуль на 24 канала ММД-24. Измерительными системами на базе этих модулей оснащены основные промышленные трубы ЦАГИ.

— Как происходит измерение с помощью модулей?

— Это небольшое устройство устанавливается в элемент конструкции модели, например, в фюзеляж. Модель дренируется, то есть в ней просверливаются маленькие отверстия, от которых к измерительному модулю подводятся тонкие трубочки. И в ходе эксперимента с помощью модулей специалисты исследуют, как распределяется давление набегающего потока по элементам конструкции.

— Чтобы измерить давление, модель в любом случае придется сверлить?

— Дренированию существует альтернатива — так называемый метод люминесцентных преобразователей давления (ЛПД. — Прим. ред.). Это единственный бесконтактный способ измерения давления на поверхности исследуемой модели. Для его реализации объект испытаний покрывают специальной краской. Она содержит молекулы люминофора, который возбуждается светом соответствующей длины волны. При изменении давления меняется и интенсивность свечения, измеряемая цифровыми камерами. Точность этого метода меньше, чем дренажа, но он позволяет увидеть с большим пространственным разрешением давление на всей исследуемой поверхности. ЦАГИ обладает приоритетом в создании этого метода. Именно в стенах института он зародился и распространился на весь мир. И сегодня мы широко используем этот метод в процессе аэродинамических испытаний в промышленных трубах для отечественных и зарубежных контрактов. В 2014 году ЦАГИ впервые применил метод ЛПД для исследования звукового удара в аэродинамической трубе. Это важный шаг на пути создания сверхзвукового гражданского самолета.

— Это своего рода наглядная визуализация обтекания объектов воздушным потоком?

— Да, мы получаем цветную картинку, но каждый цвет соответствует определенному давлению. Распределение давления можно интегрировать и получать силы, действующие на элементы конструкции летательного аппарата. Т.е. ЛПД — это количественный метод. И он, кстати, безальтернативен при испытаниях малогабаритных моделей, в которых невозможно разместить даже самые новые модули.

В области качественной визуализации у нас тоже произошло существенное продвижение. Я имею в виду жидкие кристаллы.

— Вы говорите о той технологии, которая используется в жидкокристаллических дисплеях телефонов и в современных телевизорах?

— Не совсем. Но можно сказать, что физический эффект этих двух технологий схож. В дисплеях кристаллы чувствительны к электрическому полю, а наши — к напряжению трения. Когда мы решили попробовать метод визуализации с помощью таких жидких кристаллов, оказалось, что таковые невозможно купить, их просто нет на рынке. И в 2010 году мы начали совместную работу с Институт теоретической и прикладной механики (ИТПМ) СО РАН, где был опыт производства жидких кристаллов, правда, в основном чувствительных к температуре, а не к трению. Там начали разрабатывать для нас этот продукт. А мы, в свою очередь, приступили к испытаниям моделей, и созданию экспериментальных методик и измерительных систем.

— Каким образом кристаллы чувствуют изменения течения потока?

— Кристаллы, нанесенные на поверхность модели, представляют собой дифракционную решетку. С ростом напряжения трения шаг решетки увеличивается и меняется цвет света отражаемого покрытием. Это позволяет увидеть переход ламинарного пограничного слоя в турбулентный, скачки уплотнения, падающие на поверхность и области отрыва потока.

Надо сказать, что силы трения в дозвуковых и трансзвуковых аэродинамических трубах разные, и могут отличаться в 100 раз. Очевидно, что нельзя одним видом кристаллов охватить все трубы, то есть для разных задач мы используем разные кристаллы, создаем новую методику. В прошлые годы мы провели полный цикл исследований метода при дозвуковых скоростях потока. А в 2014 году впервые в трансзвуковой АДТ Т-128 сделали штатную систему для визуализации жидкими кристаллами и испытали ее.

Однако, надо понимать, что методика создается не сразу — это длительный и трудоемкий процесс. Более того, перед нами стоит задача перейти от визуализации трения к количественному измерению. Это работа на годы.

— Если говорить в целом, что дают эти новые разработки и методы для авиационной отрасли?

— В результате применения этих новых методов и средств измерения исследователи получают экспериментальные данные, которые необходимы для того, чтобы совершенствовать авиационную технику, улучшать ее аэродинамические характеристики. Это позволит повысить эффективность, экономичность, экологичность и безопасность создаваемых самолетов, и, следовательно, повысить конкурентоспособность отечественной авиации.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
19 мар 2025
Денис Мантуров: технический облик самолета "Освей" должен быть готов в апреле
19 мар 2025
Система посадки для легкой авиации от Ростеха прошла летные испытания
19 мар 2025
В Таганроге на новые самолеты-амфибии будут устанавливать отечественные двигатели ПД-8
19 мар 2025
Сергей Чемезов: России до 2030 года нужно произвести около 200 самолетов
19 мар 2025
Денис Мантуров: программу развития авиапрома России могут обновить в конце года
19 мар 2025
Ростех рассчитывает на запуск в серию SSJ с российским двигателем в начале 2026 года
19 мар 2025
Пермские ученые нашли факторы, влияющие на разрушение деталей при жесткой посадке самолета
18 мар 2025
Начало полетов МС-21 с российскими двигателями планируется в июне-июле
18 мар 2025
Техперевооружение иркутского авиазавода "Яковлева" планируется завершить в 2030 году
18 мар 2025
«Калашников» выполнил первую поставку КУБов в полном объеме
18 мар 2025
Уральскому заводу гражданской авиации исполнилось 86 лет
18 мар 2025
"Приоритет-2030": МАИ представил результаты реализации программы развития за 2024 год
18 мар 2025
Более 600 школьников и их родителей посетили дни открытых дверей в МГТУ ГА
17 мар 2025
Михаил Мишустин отметил первостепенность безопасности при создании авиадвигателей
17 мар 2025
ОАК: гражданское авиастроение России переживает инвестиционный бум
17 мар 2025
В МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялась стратегическая сессия, посвященная производству двигателей для БАС
17 мар 2025
Пермские ученые придумали новый способ снизить шум вертолета
17 мар 2025
Александр Лукашенко: санкции помогли выявить "дыры" в авиастроительной отрасли
17 мар 2025
БПЛА от «Калашникова» будут представлены на горнопромышленном форуме МАЙНЕКС
14 мар 2025
Ростех увеличит серийный выпуск беспилотников
14 мар 2025
Нулевую ставку НДС могут распространить на производителей БАС
14 мар 2025
В Москве открылось пространство для разработчиков БПЛА "Дрон-гараж"
14 мар 2025
На подмосковном производстве авиадеталей создадут порядка 200 рабочих мест
14 мар 2025
Ученые пермского политеха и "ОДК-Пермские моторы" разработали рекомендации проведения ремонтных работ по обработке лопаток авиационных двигателей
19 мар 2025
Разработки ОДК-УМПО представлены на Международном салоне изобретений «Архимед-2025»
17 мар 2025
Самолет «Суперджет» с двигателями ПД-8 совершил первый полет
17 мар 2025
Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Вадимом Бадехой
17 мар 2025
Истребительная авиация: новая публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
14 мар 2025
Студенты-целевики московского предприятия ОДК изучили цифровое проектирование в ЦИАМ
13 мар 2025
Цифровизацию российской авиационной отрасли обсудили на конференции «АвиаЦифра 2025»
13 мар 2025
Слет молодежи ОДК-Сатурн объединил более 200 молодых специалистов
12 мар 2025
Корпоративный университет ЦАГИ отмечает 15-летие
12 мар 2025
В ГосНИИАС подвели итоги ежегодного конкурса научных работ среди аспирантов и молодых специалистов
12 мар 2025
В финал конкурса «Построй карьеру в ОДК» прошел пермский школьник
11 мар 2025
Глава ОАК и губернатор Ульяновской области обсудили развитие социальных программ для сотрудников Авиастара
11 мар 2025
На сайте ГосНИИАС открыт медиапроект, посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
11 мар 2025
ОДК наращивает выпуск индустриальных двигателей для ТЭК
10 мар 2025
Сотрудницы КВЗ стали заслуженными машиностроителями Республики Татарстан
7 мар 2025
Заслуженный пилот РФ Юрий Сытник ознакомился с техническими решениями ГосНИИАС по человеко-машинному взаимодействию
7 мар 2025
Генеральный директор ЦИАМ выступил на отчетном собрании Академии наук авиации и воздухоплавания
7 мар 2025
Сотрудники предприятия ПК «Салют» рассказали о возможностях целевого обучения в вузах и колледжах
6 мар 2025
ОДК внедрила систему управления знаниями на базе отечественного решения VK Tech
6 мар 2025
В ОДК-УМПО определили лучших наставников рабочих по итогам 2024 года
5 мар 2025
Восемь специалистов КРЭТ вошли в число лауреатов Всероссийского конкурса «Инженер года – 2024»
4 мар 2025
Двигатели ОДК обеспечили успешный старт ракеты «Союз» с космодрома Плесецк
3 мар 2025
ОДК внедрила IT-систeму сервисной поддержки двигателей для самолетов МС-21 и SJ-100
3 мар 2025
Двигатели ОДК обеспечили доставку грузов к МКС
28 фев 2025
ЦАГИ принял участие в Дне карьеры для школьников в МАИ
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».