Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 30.03.2015
Источник: ФГУП “ЦАГИ”

ЦАГИ — лидер в области аэрофизических измерений

ЦАГИ занимает лидирующие позиции в метрологической и измерительной области. Об этом говорит тот факт, что инновации института широко востребованы и в России, и за рубежом. О таких новых разработках рассказал начальник отделения измерительной техники и метрологии, главный метролог ЦАГИ Василий Петроневич.

— Василий Васильевич, в каких направлениях работы Ваше отделение добилось особенно заметных успехов за последнее время?

— Пожалуй, главное достижение в том, что мы реализовали ряд инновационных проектов. Так, в отделении получены новые результаты в области прецизионных тензометрических преобразователей, многокомпонентных аэродинамических тензовесов, специальных метрологических эталонов.

Особенно хочется отметить, что завершен важный этап по созданию многоканального модуля давления нового поколения совместно с партнерами. Он предназначен для измерения давления на поверхности модели во время аэродинамических испытаний. Работы над этим продуктом, который носит название "Inser", начались около четырех лет назад. Вместе с фирмой ООО "Драйвер" (г. Саранск) разработан 32-канальный аналоговый модуль (ММД-32). Первый опытный макетный образец был создан в 2011 году, однако на его доработку понадобилось время. Параллельно велась разработка цифрового варианта модуля. Их погрешность составляет порядка 0,05%-0,10% — это мировой уровень. Особо отмечу, цифровой модуль — принципиально новый уровень. В нем существенно упрощается структура многоканальной измерительной системы и значительно сокращается количество кабелей связи с центральным компьютером.

В 2014 году модули ММД-32 были апробированы в промышленной трансзвуковой аэродинамической трубе (АДТ Т-128) и подтвердили свои метрологические характеристики в реальном эксперименте.

Сегодня ММД-32 серии "Inser" находятся на высоком уровне готовности. Мы уже передали всю необходимую документацию в Госстандарт, и скоро наша совместная разработка будет сертифицирована и включена в Госреестр средств измерения Российской Федерации.

Всего за три года удалось перейти от опытного макетного образца к готовому продукту, то есть создать фактически новое поколение многоканальных средств измерения давления. Это очень весомый результат в области отечественного приборостроения.

Наряду с ЦАГИ, этими модулями уже оснащены экспериментальные установки МКБ "Радуга", ФГУП "СибНИИА" и МФТИ.

— В чем же преимущества модулей нового поколения?

— Главное их достоинство — габариты. При сопоставимой точности они примерно в 3 раза меньше по объему, чем другие аналоги, в том числе и зарубежные. Это позволяет увеличивать количество точек измерения, размещать оборудование в элементах конструкций малых размеров и, соответственно, повысить экономичность и информативность эксперимента.

Наличие термостабилизаторов в модулях нового поколения - еще одно преимущество разработки. Известно, что для повышения точности температура модулей в процессе исследований должна быть постоянной, на уровне 60˚ С. Раньше эти условия обеспечивались за счет крупногабаритной внешней аппаратуры и большого количества кабелей. Теперь же на модуль подается только питание. Оно обеспечивает термостабилизацию и работу датчиков и цифровой части.

— А какое оборудование использовалось раньше: отечественное или зарубежное?

— В середине 90-х годов прошлого века, для обеспечения экспериментов по распределению давления, нашим отделением был разработан собственный измерительный модуль на 24 канала ММД-24. Измерительными системами на базе этих модулей оснащены основные промышленные трубы ЦАГИ.

— Как происходит измерение с помощью модулей?

— Это небольшое устройство устанавливается в элемент конструкции модели, например, в фюзеляж. Модель дренируется, то есть в ней просверливаются маленькие отверстия, от которых к измерительному модулю подводятся тонкие трубочки. И в ходе эксперимента с помощью модулей специалисты исследуют, как распределяется давление набегающего потока по элементам конструкции.

— Чтобы измерить давление, модель в любом случае придется сверлить?

— Дренированию существует альтернатива — так называемый метод люминесцентных преобразователей давления (ЛПД. — Прим. ред.). Это единственный бесконтактный способ измерения давления на поверхности исследуемой модели. Для его реализации объект испытаний покрывают специальной краской. Она содержит молекулы люминофора, который возбуждается светом соответствующей длины волны. При изменении давления меняется и интенсивность свечения, измеряемая цифровыми камерами. Точность этого метода меньше, чем дренажа, но он позволяет увидеть с большим пространственным разрешением давление на всей исследуемой поверхности. ЦАГИ обладает приоритетом в создании этого метода. Именно в стенах института он зародился и распространился на весь мир. И сегодня мы широко используем этот метод в процессе аэродинамических испытаний в промышленных трубах для отечественных и зарубежных контрактов. В 2014 году ЦАГИ впервые применил метод ЛПД для исследования звукового удара в аэродинамической трубе. Это важный шаг на пути создания сверхзвукового гражданского самолета.

— Это своего рода наглядная визуализация обтекания объектов воздушным потоком?

— Да, мы получаем цветную картинку, но каждый цвет соответствует определенному давлению. Распределение давления можно интегрировать и получать силы, действующие на элементы конструкции летательного аппарата. Т.е. ЛПД — это количественный метод. И он, кстати, безальтернативен при испытаниях малогабаритных моделей, в которых невозможно разместить даже самые новые модули.

В области качественной визуализации у нас тоже произошло существенное продвижение. Я имею в виду жидкие кристаллы.

— Вы говорите о той технологии, которая используется в жидкокристаллических дисплеях телефонов и в современных телевизорах?

— Не совсем. Но можно сказать, что физический эффект этих двух технологий схож. В дисплеях кристаллы чувствительны к электрическому полю, а наши — к напряжению трения. Когда мы решили попробовать метод визуализации с помощью таких жидких кристаллов, оказалось, что таковые невозможно купить, их просто нет на рынке. И в 2010 году мы начали совместную работу с Институт теоретической и прикладной механики (ИТПМ) СО РАН, где был опыт производства жидких кристаллов, правда, в основном чувствительных к температуре, а не к трению. Там начали разрабатывать для нас этот продукт. А мы, в свою очередь, приступили к испытаниям моделей, и созданию экспериментальных методик и измерительных систем.

— Каким образом кристаллы чувствуют изменения течения потока?

— Кристаллы, нанесенные на поверхность модели, представляют собой дифракционную решетку. С ростом напряжения трения шаг решетки увеличивается и меняется цвет света отражаемого покрытием. Это позволяет увидеть переход ламинарного пограничного слоя в турбулентный, скачки уплотнения, падающие на поверхность и области отрыва потока.

Надо сказать, что силы трения в дозвуковых и трансзвуковых аэродинамических трубах разные, и могут отличаться в 100 раз. Очевидно, что нельзя одним видом кристаллов охватить все трубы, то есть для разных задач мы используем разные кристаллы, создаем новую методику. В прошлые годы мы провели полный цикл исследований метода при дозвуковых скоростях потока. А в 2014 году впервые в трансзвуковой АДТ Т-128 сделали штатную систему для визуализации жидкими кристаллами и испытали ее.

Однако, надо понимать, что методика создается не сразу — это длительный и трудоемкий процесс. Более того, перед нами стоит задача перейти от визуализации трения к количественному измерению. Это работа на годы.

— Если говорить в целом, что дают эти новые разработки и методы для авиационной отрасли?

— В результате применения этих новых методов и средств измерения исследователи получают экспериментальные данные, которые необходимы для того, чтобы совершенствовать авиационную технику, улучшать ее аэродинамические характеристики. Это позволит повысить эффективность, экономичность, экологичность и безопасность создаваемых самолетов, и, следовательно, повысить конкурентоспособность отечественной авиации.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
28 мар 2024
Иран показал свой новый беспилотник
28 мар 2024
В Омске разработали станок для производства шин к самолету Ту-214
28 мар 2024
Разработчик БПЛА "Альбатрос" рассказал о его роли в отражении атак ВСУ на границу РФ
28 мар 2024
Призраки в небе: стелс-технологи на службе военной авиации
28 мар 2024
С отечественной начинкой: вертолет Ка-62 стал еще более патриотичным в Приморье
28 мар 2024
В Белоруссии будут производить продукцию из композитных материалов для авиастроения
28 мар 2024
Американские аналитики заявили, что проблемы Boeing не ограничены самолетами
28 мар 2024
Nikkei: Япония планирует еще одну попытку разработать собственный пассажирский самолет
27 мар 2024
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями
27 мар 2024
Минпромторг до 12 апреля ждет заявок на гранты на сертификацию беспилотных систем
27 мар 2024
Вузы России и Китая займутся гибридными двигателями БПЛА на базе водородных технологий
27 мар 2024
Скажутся ли перестановки в руководстве Boeing на качестве продукции?
27 мар 2024
Займет место сверхзвукового "Конкорда": самолет XB-1 поднялся в воздух
27 мар 2024
В ПНИПУ нашли баланс в создании деталей для авиадвигателей
27 мар 2024
Кабмин Японии разрешил экспорт истребителей нового поколения в третьи страны
26 мар 2024
Пять поколений истребительной авиации
26 мар 2024
В Крыму инженеры разработали аналоги комплектующих для Superjet и МС-21
26 мар 2024
Платформа Superjet: как создается новая модификация самолета SJ-100
26 мар 2024
Министр транспорта РФ Виталий Савельев посетил филиал ПАО «Ил» – Авиастар
26 мар 2024
Рейтинг лучших: какие истребители имеют самые мощные двигатели
26 мар 2024
Ростех обсудил вопросы подготовки инженеров в рамках нацпроекта "Кадры"
26 мар 2024
Эксперт заявил, что новый истребитель J-35 КНР имеет преимущество над конкурентом США
26 мар 2024
NI заявил о возможной победе Су-27 над F-15 в воздушной дуэли
26 мар 2024
Ростех: кабина Superjet с новой российской авионикой стала удобней для пилотов
28 мар 2024
Ученые ГосНИИАС приняли участие в деловой программе тематического дня выставки-форума «Россия»
28 мар 2024
Изобретения «Салюта» взяли «золото» и «бронзу» на «Архимеде»
28 мар 2024
На Байконур за новым опытом
28 мар 2024
Открыта регистрация на форум "Российская современная авионика-2024"
28 мар 2024
Разработки ОДК-УМПО отмечены медалями на международном салоне изобретений "Архимед"
28 мар 2024
От школьника до профессии инженер
27 мар 2024
ГосНИИАС на семинаре Российской академии образования
27 мар 2024
Учебный центр ОДК-СТАР получил лицензию на образовательную деятельность
26 мар 2024
ЦАГИ принял участие в школе-семинаре «Аэродинамика и динамика полета летательных аппаратов»
26 мар 2024
"Вертолеты России" передали вертолет Ми-8МТВ-1 для краснодарской авиакомпании
26 мар 2024
Двигатели ОДК отправили международный экипаж на МКС
25 мар 2024
ОАК проводит форум студентов-целевиков в Доме молодежи на ВДНХ
25 мар 2024
Уникальные изделия для отечественной авиации: "Аэросиле" - 85!
25 мар 2024
ИФК передала Ту-204 в эксплуатацию авиакомпании Red Wings
25 мар 2024
Впереди большая стройка
22 мар 2024
ОДК возведет в Перми новый корпус для испытаний агрегатов двигателей ПД-8 и ПД-14
22 мар 2024
От студента до академика: 23 года назад научный руководитель ГосНИИАС Е.А. Федосов стал лауреатом премии Правительства РФ
22 мар 2024
В СибНИА завершилась XXII Всероссийская школа-семинар по аэродинамике и динамике полета летательных аппаратов
22 мар 2024
ОДК открыла образовательное пространство в петербургском Политехе
22 мар 2024
ОДК представила инновационные разработки на международном салоне «Архимед»
22 мар 2024
В ЦАГИ прошли съемки познавательной программы "Знание - сила"
21 мар 2024
В ОДК-УМПО началась подготовка новой группы мультиспециалистов
21 мар 2024
В ОДК-Сатурн определили лучших конструкторов в области инженерного дизайна CAD
21 мар 2024
У-УАЗ подписал коллективный договор на 2024-2025 годы
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».