Новые горизонты // На ульяновском авиазаводе развернуто серийное производство самолетов для Минобороны

О прошлом, настоящем и будущем авиационного завода рассказал генеральный директор АО ”Авиастар-СП” Сергей Дементьев.
— Сергей Геннадьевич, предприятиям, подобным ульяновскому — построенным в советские времена, масштабным — выжить было трудно. За счет чего “Авиастар“ все-таки удержался на плаву?
— Действительно, у завода были и взлеты, и падения. Первый взлет — это начало строительства “Русланов“, первое падение — прекращение их выпуска. Очередной подъем — производство Ту-204, и вновь спад — сложные 90-е оказали свое негативное влияние на развитие нового проекта. И, тем не менее, предприятие выстояло. Когда встал вопрос о его дальнейших перспективах, главной задачей было сохранить коллектив, загрузить людей работой. Так, в 2006 году было принято правильное, на мой взгляд, решение — перевести в Ульяновск из Ташкента производство самолета Ил-76. Для нас это было тяжелое время: за небольшой период предстояло подготовить производство, коллектив к переходу на новые технологии, а для этого пришлось перестраивать и психологию людей.
Становление завода с 2006 по 2012 годы было непростым, но мы видели перспективы. Наверное, это и помогло выжить. Когда первый Ил-76МД-90А поднялся в воздух, у нас были слезы на глазах. Сейчас же, благодаря самоотверженной героической работе всего коллектива, мы уже с оптимизмом смотрим в будущее.
— Над какими проектами работает “Авиастар“ сегодня и сколько их всего?
— В настоящее время завод участвует в шести проектах. Прежде всего, конечно, это строительство Ил-76МД-90А, по государственному заказу для Минобороны. В этом году заказчику будут переданы два ВС. Самолеты этого типа успешно эксплуатируются, летают по всему миру, а потому интерес к ним проявляют и иностранные компании. Уже сейчас есть заявки из Казахстана, Алжира, проявляет интерес ЮАР. Таким образом, если все получится, планируем уже в 2017 году поставить первые два самолета иностранным заказчикам.

Другие проекты развивались параллельно с подготовкой к производству Ил-76МД-90А. Сегодня предприятие участвует в кооперации по производству воздушных судов МС-21, Сухой Суперджет 100. Развиваем мощности по модернизации “Русланов“. В этом году также будут построены два самолета Ту-204 для Управления делами Президента. Кроме этого, мы вошли в кооперацию с Воронежским авиазаводом по строительству самолета Ил-112, а в перспективе начнем работу над проектом российско-индийского самолета МТА.
“Авиастар“ продолжает развивать свои компетенции и мощности, а параллельно идет к созданию других центров компетенций: по производству фюзеляжных панелей, люков и дверей, механической обработке крупногабаритных деталей для самолетов. Мы уже являемся центром компетенций по установке интерьера на Сухой Суперджет 100, проект МС-21 пойдет по этой же схеме. Я думаю, коллектив к этому готов.
— Как вы решаете кадровый вопрос? Реализация всех этих проектов требует привлечения большого количества квалифицированных специалистов…
— Да, если в тяжелейшие для завода времена рабочие сами просили дать им работу, то сейчас на собрании трудового коллектива спрашивают: “Сергей Геннадьевич, а кто это будет выполнять?“. Когда началась реализация программы по строительству Ил-76МД-90А, четкой кадровой политики не было: на завод брали всех подряд. Надеялись, что люди адаптируются, с течением времени научатся работать как нужно. Но это оказалось ошибочным мнением: была очень большая текучесть кадров, приходили непрофессионалы, не было учебной программы подготовки кадров.
Сейчас ситуация совершенно другая. К решению кадрового вопроса мы подходим стратегически. Первым этапом было создание на базе авиаколледжа ресурсного центра, затем на самом заводе открылся учебный центр по переподготовке кадров. Начали привлекать на “Авиастар“ вузы: в прошлом году запустили базовую кафедру УлГУ, сейчас, совместно с техническим университетом, планируем организовать на кафедре технологии машиностроения инжиниринговый центр по подготовке специалистов в области механической обработки. Это очень перспективное направление: предприятия авиапрома испытывают серьезные трудности в направлении механообработки.
— Принимаете ли на работу жителей Украины и других бывших советских республик? В прошлом году был настоящий бум — огромное количество желающих приехать в Ульяновск, на авиазавод…
— Да, сейчас у нас работает 130 граждан Украины, 110 - из Узбекистана, 10 человек приехали из Казахстана и Армении. Мы принимаем людей на работу из тех стран, где есть предприятия авиапрома. Добились выделения дополнительной квоты на прием иностранных граждан. Приезжающие к нам специалисты получают разрешение на работу по упрощенной процедуре, а затем, по ускоренной программе получают российское гражданство.
— Еще одно важное преимущество для сотрудников “Авиастара“ — возможность поучаствовать в жилищной программе.
— Действительно, сама жизнь нас заставила двигаться в этом направлении. Сегодня людей нужно привлекать на работу не только зарплатой, необходима и социальная составляющая: комфортные условия работы, качественное питание, возможность, особенно для молодежи, приобрести собственное жилье. Сейчас участниками программы “Авиастар — новое поколение“ стали 415 человек, которые при поддержке предприятия уже получили собственные квартиры, приобретенные в ипотеку по низкой процентной ставке. Мы будем и дальше создавать для наших авиастроителей все необходимые условия, чтобы они шли на работу с большим желанием создавать качественные, востребованные временем воздушные суда.