Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 18.12.2017
Источник: "Свободная пресса"

Почему F-22 испугался российского Су-35С

Периодически появляются сообщения о том, что американская авиация сознательно и целенаправленно мешает российским самолетам наносить удары по игиловцам*. О том, как это происходит и какова на это ответная реакция российских пилотов рассказал официальный представитель Министерства обороны генерал-майор Игорь Конашенков.

Вот лишь один инцидент с участием американского самолета, который произошел в конце ноября в воздушном пространстве над западным берегом реки Евфрат. "F-22 активно препятствовал российской паре штурмовиков Су-25 выполнять боевую задачу по уничтожению опорного пункта ИГИЛ в пригороде города Меядин. Самолет F-22 отстреливал тепловые ловушки и выпускал тормозные щитки с постоянным маневрированием, имитируя воздушный бой", — сообщил Конашенков.

После того, как рядом с лучшим натовским истребителем пятого поколения появился лучший российский истребитель поколения 4++ Су-35С, "американец прекратил испытывать судьбу и удалился в воздушное пространство Ирака". На запрос российского командования о целях и правомерности такого поведения американская сторона ответить не удосужилась.

Необходимо сказать, что американские пилоты F-22 Raptor относятся к российским самолетам, работающим в Сирии, с большой осторожностью. Да, конечно, со штурмовиком Су-25 им справиться вполне по силам. Все-таки Су-25, во-первых, довольно немолод, то есть в техническом отношении уступает более молодому "Раптору". Авионика на нем, разумеется, более слабая. Во-вторых, штурмовик не предназначен для воздушного боя с самолетом, созданным для завоевания господства в воздухе, каковым является F-22.

Однако с российскими "коллегами" по решаемым задачам не все так просто. Американские пилоты "Раптора", находящиеся в сирийской командировке, жалуются на огрехи, допущенные при конструировании этого самолета. Более всего их угнетает, что во время ночных полетов они не видят российских самолетов. Это связано с тем, что на F-22 отсутствует оптическая локационная станция, при помощи которой ведется наблюдение за небом как в видимом, так и в инфракрасном диапазонах. Также их раздражает отсутствие целеуказания на шлеме. "Нам приходится буквально вертеть головой и искать чужой самолет, который видели некоторое время назад. Все это вместо того, чтобы наблюдать координаты этого самолета на шлеме", — сетует один из пилотов.

Крепким орешком для "Раптора" является и новейший многоцелевой истребитель МиГ-29СМТ. Несколько этих машин в сентябре прибыли на базу Хмеймим. Перед пилотами был поставлен широкий круг задач: проведение разведки, нанесение ракетно-бомбовых ударов по позициям террористов, сопровождение дальних ракетоносцев Ту-22М3, а также поддержка операций с участием штурмовиков Су-25СМ и фронтовых бомбардировщиков Су-24М2 и Су-34.

Были поставлены серьезные задачи и перед конструкторами ОКБ Микояна и Гуревича, а также КБ, разрабатывающими авионику и авиационные оружейные комплексы. Как сообщил журналистам находящийся в Сирии генеральный конструктор Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков, "программа освоения МиГ-29СМТ будет продолжена, в том числе с целью проверки эффективности поражения новыми и перспективными системами вооружения. Полученный в Сирии опыт будет учтен в эксплуатации данных самолетов, а также внедрен в рамках разработки новых авиационных комплексов марки "МиГ", в том числе МиГ-35. Участие в боевых вылетах новых авиационных комплексов позволяет подтвердить их надежность и эффективность, а также оценить работу комплекса бортовой радиоэлектроники и вооружения".

Безусловно, это большой успех для РСК "МиГ", поскольку ее новейший проект создания прекрасного легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35 с громадным трудом находит понимание в Министерстве обороны. Предполагается заказать очень ограниченную партию, а все коммерческие усилия направить на экспорт этих машин. В связи с удачной эксплуатацией миговских истребителей, может быть, настроения командования ВКС переменятся. И уж точно — существенно повысится авторитет МиГ-35 на внешнем рынке.

На этом направлении до сих пор ситуация для РСК "МиГ" складывалась, можно сказать, плачевно. Несколько раз МиГ-35 проигрывал крупные тендеры на том основании, что он к тому времени был еще сырой машиной. И у него полностью отсутствовал какой бы то ни было боевой опыт. Можно предположить, что МиГ-29СМТ является первой ласточкой, долетевшей до Сирии. И в обозримом будущем до базы Хмеймим долетит и МиГ-35. Правда, времени осталось уже совсем немного, поскольку сирийская операция приближается к победному концу.

Однако и МиГ-29СМТ, принятый на вооружение в 2009 году, тоже прекрасная машина. При этом самолет недооценен. Высокую оценку ему дают натовские теоретики, называя этот истребитель "точкой опоры". Это связано с высокой боевой эффективностью, которая сочетается с невысокой стоимостью, простотой эксплуатации и высокой надежностью всех систем самолета. Об эксплуатационных достоинствах красноречиво свидетельствует то обстоятельство, что двигатель на этой машине можно установить или же демонтировать за один час в полевых условиях. Максимально упрощена и замена бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), которое имеет открытую архитектуру.

При этом, как показывает сирийский опыт, самолет продолжают дооснащать более современной авионикой. Но и базовая модель, то есть эксплуатирующиеся в ВКС самолеты, вполне современны. И вполне могут сражаться в борьбе за продажи на внешнем рынке со шведским легким истребителем "Грипен", обладая лучшим отношением цены к качеству.

От обширного семейства самолетов МиГ-29 истребитель с индексом СМТ отличает многое. Конструкторам удалось снизить его радиолокационную заметность до уровня ЭПР порядка 1 кв.м. Установлены дополнительные топливные баки, благодаря чему практическая дальность увеличилась до 2200 км. В случае использования двух подвесных топливных баков и при условии одной дозаправки в воздухе дальность достигла 6700 км.

При этом увеличение веса топлива не сказалось негативно на летных качествах - в частности на маневренности. Высокие летные кондиции обеспечивают два турбореактивных двигателя ОКБ Климова РД-33 с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги. Тяга каждого из них на форсаже составляет 8300 кгс. Скорость самолета на высоте достигает 2500 км/ч, у земли — 1500 км/ч. Высокая тяговооруженность обеспечивает самолету хорошую скороподъемность, которая достигает 330 м/с.

Существенно улучшено БРЭО. Одна из главнейших его составляющих — РЛС "Жук-М" — приобрела возможность многорежимной работы. В частности, она способна картографировать местность. Может обнаруживать малоконтрастные цели на фоне земли. Отслеживает вертолеты в режиме зависания. Одновременно сопровождаются до 10 целей, обстреливаются — 4. Увеличена дальность обнаружения целей с ЭПР 1−3 кв.м. до 130−150 км. Судя по всему, в Сирии на МиГ-29СМТ обкатывают РЛС от истребителя МиГ-35 "Жук-А" с активной фазированной антенной решеткой. Она значительно превосходит по возможностям "Жук-М".

К БРЭО истребителя относятся также современный комплекс радиоэлектронной борьбы и система управления вооружением. СУВ МиГ-29СМТ позволяет использовать свободнопадающие бомбы с существенно большей эффективностью, чем это было на предыдущих модификациях МиГ-29. Таким образом, истребитель позволяет наносить точные удары с помощью недорогих авиабомб. И это тоже работает на отношение цены к качеству.

Разумеется, есть у истребителя и высокоточное оружие — ракеты "воздух-поверхность" всех типов. То есть и обычные "наземные", и противокорабельные, и противорадиолокационные. Для воздушного боя истребитель оснащается новейшими ракетами "воздух-воздух" ближнего, среднего и дальнего действия. Правда, полезная нагрузка не столь велика — 4 тонны. Однако следует учитывать, что это легкий, а не тяжелый истребитель.

Кстати, у пилота МиГ-29СМТ есть нашлемный целеуказатель, на отсутствие которого жалуются пилоты "Раптора".
*Движение "Исламское государство" решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Владимир Тучков
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС



Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
17 июн 2025
Задача № 1 для самолета МС-21-310: сбросить лишний вес
17 июн 2025
Шведским истребителем Gripen E впервые поуправлял искусственный интеллект
17 июн 2025
Иркутские политеховцы предлагают решения для авиационной отрасли
17 июн 2025
"Калашников" предложил свои БЛА учебным заведениям
11 июн 2025
Страны NATO не готовы к модернизированному российскому бомбардировщику Ту-160
11 июн 2025
Новый ZALA Т-20
11 июн 2025
Томский центр производства дронов выпустил более 20 тысяч изделий
11 июн 2025
"Аэрофлот" планирует получить более 100 МС-21 к 2030 году
10 июн 2025
Китай может опередить США в сфере истребителей шестого поколения
10 июн 2025
Катапульта учебного самолета УТС-800 успешно прошла испытания
10 июн 2025
Михаил Мишустин выступил за активное развитие технологий беспилотников
10 июн 2025
Инженеры для отрасли, которая изменит Россию
9 июн 2025
Владимир Путин призвал создавать нормативную базу для развития беспилотной авиации
9 июн 2025
Авиазавод в Саратове будет выпускать комплектующие для Як-42
9 июн 2025
Подготовка кадров для новой индустрии: Михаил Погосян поделился опытом МАИ на «Кадровом форуме БАС – 2025»
9 июн 2025
Дело за «Горизонтом»: доцент МАИ создал уникальную систему для повышения безопасности полётов
9 июн 2025
В Самарской области центр БАС выведут на мировой уровень
9 июн 2025
Порядка 5,5 тысяч школьников учатся в инженерных классах Ростеха
9 июн 2025
МГТУ ГА и «Транспорт будущего» заключили соглашение о сотрудничестве
6 июн 2025
Инженеры намерены создать в 2026 году российский бортовой комплекс для БПЛА
6 июн 2025
Проекты ульяновских авиастроителей признаны лучшими на конкурсе ОАК
6 июн 2025
Разработанный Китаем авиадвигатель AES100 получил производственный сертификат
6 июн 2025
Ростех: иностранные авиастроители вряд ли смогут вернуться на российский рынок
6 июн 2025
Ассоциация БАС, созданная в Самарской области, сформирует рынок беспилотных услуг
10 июн 2025
Региональные отделения Союзмаша Челябинской и Ярославской областей обмениваются опытом в ОДК-Сатурн
10 июн 2025
Первая группа школьников получила рабочие профессии в Производственно-учебном центре "Вертолетов России"
9 июн 2025
ЦАГИ примет участие в форуме «Инженеры будущего – 2025»
9 июн 2025
ОДК-Кузнецов – двойной эколидер Самарской области
9 июн 2025
Инженер ЦИАМ стал победителем Гагаринских чтений
6 июн 2025
«Яковлев» назвал опытные «Суперджеты» в честь их создателей
6 июн 2025
На самарском предприятии ОДК открыта крупнейшая лаборатория для проверки двигателей
6 июн 2025
ОДК-Сатурн отметил победителей чемпионата «Построй карьеру в ОДК»
5 июн 2025
Молодые ученые ГосНИИАС – призеры «Гагаринских чтений»
5 июн 2025
ОДК-Сатурн привлекает молодых сотрудников к поиску инновационных решений
5 июн 2025
ОДК-Кузнецов присоединился к благотворительному проекту «Ракета Мечты»
4 июн 2025
В ОДК спроектировали детали для ПД-14 с помощью российского ПО
4 июн 2025
«Пермские моторы» награждены за внедрение новых мероприятий по охране труда
3 июн 2025
Продлен прием заявок на участие в XVIII Всероссийской мультиконференции по проблемам управления (МКПУ-2025)
3 июн 2025
На ПК «Салют» преподаватели колледжей освоили приёмы бережливого производства
2 июн 2025
Самолеты А.Н. Туполева: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
30 мая 2025
В ОДК-Сатурн повышают профессионализм специалистов в сфере метрологии
30 мая 2025
На предприятии "Вертолетов России" прошли сборы авиационных спасателей и поисковиков
30 мая 2025
ОДК-УМПО принимает заявки школьников на трек целевой подготовки инженеров «Крылья Ростеха»
29 мая 2025
У-УАЗ принял участие в "Технофесте"
27 мая 2025
ГосНИИАС участвует в разработке тренажеров самолета SJ-100
27 мая 2025
ОДК-СТАР – в лидерах краевого конкурса по охране труда
27 мая 2025
Самолет В.М. Петлякова: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
26 мая 2025
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в XXII Научных чтениях по авиации, посвященных памяти Н.Е. Жуковского
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».