Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 02.02.2018
Источник: “Военное обозрение“

Нынешний контракт и самолеты будущего: новый Ту-160 идет в серию

С 2015 года одной из главных тем в контексте перевооружения российской армии является программа восстановления строительства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. В течение определенного времени ряд предприятий авиационной промышленности занимался подготовкой к выпуску новых машин, и несколько дней назад эти работы привели к очередным реальным результатам. Первый самолет новой постройки поднялся в воздух, а предприятие-изготовитель получило заказ на новую серию подобных машин.

Сведения о начале летных испытаний первого Ту-160М новой постройки появились 24 января. По информации ТАСС, новая машина с заводским номером 08-04 выполнила свой первый полет на позапрошлой неделе (15-21 января). Неназванный источник указал, что необходимые проверки самолета завершатся в течение нескольких месяцев, и до конца текущего года машину передадут заказчику в лице воздушно-космических сил. Официальное подтверждение подобным новостям, однако, не поступало.

В прошлый четверг, 25 января, на Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, занимающийся строительством самолетов Ту-160, с официальным визитом прибыл президент России Владимир Путин. Главе государства показали процесс строительства новых и обновления существующих машин. Кроме того, в связи с визитом руководства страны очередной испытательный полет стал демонстрационным. Самолет Ту-160М с именем "Петр Дейнекин" показали президенту в воздухе. В ходе посещения завода В. Путин и высокопоставленные руководители министерства обороны подписали новое соглашение, а также сделали ряд заявлений, раскрывающих текущие планы по обновлению дальней авиации.

Замминистра обороны Юрий Борисов и президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь подписали контракт на строительство первой партии серийных Ту-160М новой постройки. Как сообщается, каждый из десяти заказанных самолетов будет строить более 15 млрд рублей. На производство этой партии выделено 160 миллиардов. Строительство заказанных машин будет продолжаться в течение нескольких следующих лет. По словам В. Путина, новый контракт обеспечит полную загрузку Казанского авиазавода до 2027 года.

По имеющимся данным, новый самолет с номером 08-04, уже проходящий летные испытания, будет передан вооруженным силам до конца текущего года. Первый из новых Ту-160М, предусматриваемых контрактом от 25 января, планируется передать заказчику в 2023 году. После этого машины будут регулярно выходить из сборочного цеха и, после необходимых проверок, отправляться к месту службы.

В течение нескольких последних лет высокопоставленные представители министерства обороны неоднократно поднимали тему объемов нового производства дальних бомбардировщиков. Согласно этим заявлениям, до 2035 года воздушно-космические силы должны будут получить 50 новых Ту-160М2. Возможность выполнения подобных планов в указанные сроки ожидаемо стала темой отдельных споров и обсуждений, но военное ведомство пока не говорило об изменении своих намерений.

Известно, что промышленность должна будет сдать полсотни новых самолетов с 2023 по 2035 годы. Нетрудно подсчитать, какие темпы работ необходимы для реализации таких планов. Начиная с 2023-го, промышленность должна будет ежегодно передавать военному ведомству не менее трех серийных самолетов. При этом после каждой сдачи новой машины сопоставимое число бомбардировщиков должно оставаться на стапелях на разных стадиях строительства. Это позволит реализовать имеющиеся планы, как минимум, без серьезного отставания от графика.

Президент В. Путин отметил, что новый контракт на серийные самолеты позволит полностью загрузить казанское авиастроительное предприятие на ближайшие девять лет. Это заявление может считаться прозрачным намеком на предполагаемые сроки выполнения нового контракта. Таким образом, процесс сдачи первых десяти машин может растянуться примерно на четыре года. Как такие темпы производства будут соотноситься с необходимостью сборки и сдачи новых партий техники - пока не уточнялось.

На данный момент можно предполагать, что называемые сроки передачи 50-го самолета в виде середины тридцатых годов не будут выдержаны, и их придется сдвинуть вправо. При всей своей пользе для вооруженных сил, текущая программа строительства новых бомбардировщиков чрезвычайно сложна и дорога. Как следствие, на ее реализацию потребуется немало времени, вплоть до нескольких десятилетий.

Большой интерес представляет финансовая сторона новой программы. Ранее сообщалось, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также обновление производственных мощностей Казанского авиазавода, необходимые для запуска строительства самолетов новой модификации, будут стоить порядка 37 млрд рублей. Первый десяток самолетов из пяти требуемых обойдется армии в 160 миллиардов. При сохранении текущих цен общая стоимость полусотни самолетов может достичь 800 млрд рублей. Возможное увеличение расходов способно заметным образом увеличить это число.

С момента принятия решения о возобновлении строительства Ту-160 и до настоящего времени был собран только один самолет. При этом следует отметить, что работы последнего времени отличаются от последующих некоторой простотой. С начала девяностых годов, когда было отменено дальнейшее серийное строительство бомбардировщиков первой модификации, на Казанском авиационном заводе осталось четыре недостроенных машины. Одна из них была достроена в 2016-17 годах и теперь, получив собственное имя "Петр Дейнекин", вышла на испытания.

Использование имеющегося задела позволит казанским авиастроителям сравнительно быстро и просто построить еще три ракетоносца, однако это не даст всех желаемых результатов. По итогам достройки трех заделов новый заказ на 10 машин будет выполнен лишь на треть. Таким образом, с определенного времени Казанский авиазавод должен будет запустить полноценное новое производство самолетов с изготовлением всех необходимых агрегатов с нуля.

Как сообщает Объединенная авиастроительная корпорация, завод уже завершил большую часть подготовительных работ. В частности, были восстановлены ключевые технологии строительства. В прошлом году была вновь запущена линия электронно-лучевой сварки титановых агрегатов центральной балки самолета. Крупная поперечная балка массой порядка 6 т является одним из главных элементов силового набора Ту-160 и фактически собирает в единую конструкцию фюзеляж, центроплан и подвижные консоли. При изготовлении такой балки необходимо сделать большое число сварных швов общей длиной 140 м. Имеющиеся технологии позволяют вести сварку с высокими скоростями — до 36 м/ч.

Еще одним важным новшеством является обновленный подход к созданию конструкторской документации. Обновленный проект стратегического бомбардировщика создается в цифровом виде. При этом к его созданию привлекли ведущие авиационные конструкторские бюро страны — вместе с КБ "Туполев", создавшей исходный проект, над обновленной машиной работали фирмы "Бериев", "Ильюшин", "Сухой" и "Яковлев". При помощи защищенных каналов связи была организована сеть, обозначенная как "распределенное конструкторское бюро". Применение подобного подхода к проектированию позволило сократить затраты, а также ускорит выполнение необходимых работ.

Впрочем, необходимые проектные работы еще не завершены. Источник ТАСС в середине прошлой недели сообщил, что полностью оцифрованная документация по обновленному самолету пока еще не готова. Ее планируется завершить не ранее середины текущего года. Только после этого новые документы можно будет использовать при строительстве серийных самолетов обновленной версии.

По известным данным, сейчас речь идет о строительстве новых самолетов в конфигурации Ту-160М. Машины такой комплектации уже эксплуатируются в дальней авиации, однако они изначально представляли собой Ту-160 базовой модификации, впоследствии отремонтированные и модернизированные. Теперь самолеты обновленной версии будут строиться с использованием задела или с нуля.

Проект с литерой "М" предусматривает замену пилотажно-навигационного оборудования и бортовых средств связи. Также предложена установка новой радиолокационной станции и современных средств радиоэлектронной борьбы. Аппаратура управления вооружением обеспечивает возможность применения современных ракет. Конструкция планера при этом не претерпевает серьезных изменений. Тип силовой установки так же не изменяется.

Новые серийные бомбардировщики будут относиться к перспективной модификации Ту-160М2. Этот проект вновь подразумевает серьезное обновление радиоэлектронного оборудования с установкой современных систем и средств. Утверждается, что самолет версии "М2" будет иметь боевую эффективность, на 60% превышающую соответствующие показатели простого Ту-160.

Программа возобновления строительства стратегических ракетоносцев Ту-160 имеет большое значение для развития дальней авиации воздушно-космических сил. До 1992 года, когда строительство прекратилось, промышленность более трех десятков самолетов этого типа, включая опытные образцы. Впоследствии удалось достроить еще две машины. В силу известных событий девяностых годов до нашего времени дожило около половины построенных машин. 16 серийных бомбардировщиков в настоящее время несут службу на авиабазе Энгельс. По своей численности имеющиеся Ту-160 заметно уступают дальним бомбардировщикам Ту-95МС и Ту-22М3, счет которым идет на десятки.

При успешном выполнении имеющихся планов по строительству полусотни новых бомбардировщиков общая численность Ту-160 превысит 50-60 единиц. При этом все или почти все такие машины будут относиться к новым модификациям "М" или "М2". Постепенное списание самолетов, выработавших свой ресурс, в определенный момент сделает новые Ту-160М2 самыми многочисленными представителями российской дальней авиации.

Массовое производство Ту-160М2 в отдаленном будущем позволит начать вывод из эксплуатации морально и физически устаревших самолетов Ту-95МС. Примерно в это же время войска смогут получить новые дальние бомбардировщики, разрабатываемые в рамках программы "Перспективный авиационный комплекс дальней авиации" (ПАК ДА). До определенного времени доля ПАК ДА в дальней авиации будет не слишком велика. За счет этого, а также из-за постепенного отказа от турбовинтовых Ту-95МС должен наблюдаться рост относительного количества Ту-160М2. Таким образом, подобная техника не только позволит обновить парк бомбардировщиков, но и "закроет" специфический период перевооружения.

Последние из планируемых к заказу 50 бомбардировщиков Ту-160М2 поступят в войска, как минимум, в середине тридцатых годов. При этом возможно заметное смещение сроков, обусловленное сложностью и дороговизной проекта. Так или иначе, строительство полусотни новых ракетоносцев обеспечит правильную работу дальней авиации ВКС на протяжении нескольких следующих десятилетий. Некоторые из имеющихся в войсках Ту-160 были построены еще в конце восьмидесятых годов, но после ряда ремонтов и модернизаций способны продолжать службу. Учитывая сроки эксплуатации этих машин, можно представить, сколько смогут служить бомбардировщики, которые предстоит сдать в середине тридцатых.

Основной задачей проекта Ту-160М2 является обновление дальней авиации вооруженных сил. Однако в будущем эта машина может поспособствовать и развитию других направлений. Так, во время мероприятий 25 января В. Путин предложил рассмотреть вопрос создания гражданской модификации сверхзвукового бомбардировщика. Глава Объединенной авиастроительной корпорации Ю. Слюсарь отметил, что промышленность уже имеет наработки по этой теме.

Несколько лет работ, направленных на возобновление серийного производства стратегических ракетоносцев, приводят к реальным результатам. В конце осени прошлого года первый Ту-160, построенный на основе имеющегося задела, был передан на испытательную станцию, а пару недель назад начал летные испытания. Несколько дней назад появился первый контракт на строительство серийных машин этого типа. Производство полусотни желаемых бомбардировщиков займет немало времени, но уже сейчас сделаны первые шаги, приближающие желаемый результат.

Фото: Марина Лысцева https://fotografersha.livejournal.com


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
7 июл 2025
Разработан отечественный мотор для БПЛА
7 июл 2025
Преподаватели вузов-партнеров ОАК прошли стажировку на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина
7 июл 2025
МГТУ гражданской авиации поможет с подготовкой кадров для завода "Электроприбор"
7 июл 2025
Минтранс предложил отложить требование оснащать новые самолеты видеокамерами
7 июл 2025
В Коми работают над созданием научно-производственного центра БПЛА
4 июл 2025
Владимир Путин заявил, что Россия сделала рывок в сфере производства беспилотников
4 июл 2025
Ростех: серийное производство отечественных самолетов снизит их цену
4 июл 2025
В Москве пройдет форум «Беспилотные системы: технологии будущего»
4 июл 2025
В Китае испытали микротурбореактивный двигатель, созданный на 3D-принтере
4 июл 2025
Казахстан будет производить сельскохозяйственные дроны
4 июл 2025
Бразилия и Франция договорились о производстве вертолета H145
3 июл 2025
Алиханов: цена российского самолета Ил-114 составит 2,6 млрд рублей
3 июл 2025
Минпромторг представит кабмину предложения по обновлению развития авиапрома
3 июл 2025
Совместная работа – залог успеха: делегация МАИ посетила КнААЗ
3 июл 2025
Казанский самолет Ту-214 выполнил 40 сертификационных полетов
3 июл 2025
Сертификация винта и двигателя для самолета "Байкал" ожидается в 2025 году
2 июл 2025
Минпромторг планирует работать над снижением стоимости выпускаемых самолетов
2 июл 2025
Антон Алиханов: полностью импортозамещенный МС-21 поднимется в небо в августе
2 июл 2025
DJI выпустила грузовой дрон FlyCart 100 с грузоподъемностью до 80 кг и передовыми системами безопасности
2 июл 2025
Росавиация: на штабе по сертификации обсудили ход работ по Ту-214 и Ил-114-300
2 июл 2025
Первый этап испытаний авиадвигателя ВК-800 прошел в Новосибирске
2 июл 2025
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
2 июл 2025
Росавиация выдала сертификат разработчика авиационной техники компании «Альбатрос»
1 июл 2025
Ростех: авиасалон МАКС пройдет в онлайн-формате
7 июл 2025
ОДК представит современные решения для энергетики на выставке «Иннопром»
7 июл 2025
«Вертолеты России» стали лидером форума «Инженеры будущего»
7 июл 2025
Работникам предприятий НПК "Пермские моторы" вручены дипломы выпускников Президентской программы
7 июл 2025
ОДК-Климов получил правительственную награду за инновации в подготовке кадров
7 июл 2025
Двигатели ОДК обеспечили доставку грузов к Международной космической станции
4 июл 2025
Состоялось годовое заседание общего собрания акционеров Объединенной авиастроительной корпорации
4 июл 2025
ЦИАМ на конференции в Самаре обозначил вектор развития отечественного авидвигателестроения
4 июл 2025
Инженерам будущего рассказали о трендах развития и применения искусственного интеллекта
4 июл 2025
ЦИАМ принял участие в ХIII Международном молодежном промышленном форуме «Инженеры будущего-2025»
3 июл 2025
Делегация из Мьянмы посетила предприятие холдинга «Вертолеты России» в Бурятии
3 июл 2025
«РТ-Техприемка» представила цифровую платформу для метрологии на конференции ИТМаш-2025
3 июл 2025
Специалисты московских предприятий ОДК стали призерами в конкурсе профмастерства «Московские мастера — 2025»
3 июл 2025
ОДК поставит газоперекачивающий агрегат ГПА-25 для газопровода «Сила Сибири»
2 июл 2025
В ОДК-УМПО с нуля готовят специалистов востребованных в двигателестроении профессий
2 июл 2025
Итоги 6-й Международной научно-технической конференции «Методы фотограмметрии и машинного зрения для мониторинга окружающей среды, биометрии и биомедицины» (PSBB25)
2 июл 2025
Помним делами: в ЦИАМ наградили организаторов мероприятий к 80-летию Победы
1 июл 2025
Отечественные интерьеры установили на опытный самолет МС-21
1 июл 2025
Легендарной "восьмерке" производства "Вертолетов России" - 55 лет
30 июн 2025
ЦАГИ представил модель регионального самолёта на выставке фестиваля в МАИ
30 июн 2025
Победная летопись ЦАГИ: аэродинамические трубы Т-102 и Т-103
27 июн 2025
МС-21 с российскими системами приступил к сертификационным испытаниям
27 июн 2025
Развитие инженерного образования обсудили на заседании Бюро Союза машиностроителей России
27 июн 2025
Казанское предприятие «Вертолетов России» посетил Президент переходного периода Республики Мали
27 июн 2025
ОДК-Климов стал призером международного салона "Архимед-2025"
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».