Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 12.02.2018
Источник: “Независимое военное обозрение”

Явление “Водяного дракона” из Поднебесной

Китай не перестает удивлять специалистов своими достижениями в различных областях науки и техники. В минувшем году страна поставила очередной рекорд в области авиации — китайские специалисты самостоятельно разработали, построили и подняли в воздух тяжелый самолет-амфибию.

Первый полет первого летного опытного образца самолета-амфибии национальной разработки и постройки AG-600 “Цзяолун” (“Водяной дракон“) состоялся 24 декабря 2017 года с аэродрома Цзинвань, что рядом с городом Чжухай в провинции Гуандун на юге страны. Взлет состоялся в 09.39 по местному времени и прошел в штатном режиме. Полет AG-600 длился около часа. Шасси в ходе полета не убиралось. За первым полетом нового самолета-амфибии наблюдали многочисленные зрители, специально собранные на аэродроме. После посадки новая китайская амфибия под звуки марша и приветственные крики собравшихся прошла через водяную “арку“, образованную струями воды пожарных машин.

Впрочем, путь к этому успеху начался не вчера, а еще в 70-х годах прошлого века.

Первенцыгидросамолетостроения

Первым тяжелым гидросамолетом, разработанным в КНР, стал гидросамолет SH-5 (Shuishang Hongzhaji — “морской бомбардировщик”), созданный Харбинским авиационным заводом (ныне Harbin Aircraft Manufacturing Corporation — HAMC) в конце 1960-х годов на замену устаревшим советским летающим лодкам Бе-6. Проектирование SH-5 было завершено в феврале 1970 года, однако первый полет китайского гидросамолета состоялся только 3 апреля 1976 года, а серийное производство и поставки в авиацию военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) удалось начать лишь в 1986 году.

При создании своего гидросамолета китайские конструкторы широко заимствовали технические решения, использовавшиеся на советских и японских летающих лодках. В частности, обводы лодки и убирающееся выкатное шасси были аналогичны японской PS-1, а хвостовое оперение – увеличенный аналог оперения советского Бе-12. Кроме того, были использованы крыло и двигатели транспортного самолета Y-8 (китайский аналог Ан-12). Максимальная взлетная масса SH-5 составила 45 т.

Всего было изготовлено шесть самолетов SH-5, в том числе флоту передано четыре (бортовые номера 9113, 9123, 9133 и 9143). Два первых прототипа (бортовые номера 02 и 03) использовались для отработки различного оборудования и вооружения, при этом одна машина была переоборудована в опытный противопожарный самолет — водяной бомбардировщик. Оба прототипа первыми были выведены из эксплуатации, в частности, борт “02“ в настоящее время находится в экспозиции авиационного музея в Пекине.

Строевые гидросамолеты SH-5 поступили в состав 3-го отдельного авиационного полка морской авиации, базирующегося в Циндао. К 2010 году в летном состоянии находились по крайней мере две машины, которые, естественно, уже не соответствовали современным требованиям. Впрочем, это не мешало ВМС НОАК привлекать гидросамолеты к мероприятиям боевой подготовки сил флота.

В феврале 2013 года SH-5 участвовали в учениях, на которых отрабатывались вопросы ведения морской разведки и проведения поисково-спасательных операций. В ходе боевой подготовки в мае 2013 года в районе Циндао была потеряна одна амфибия (бортовой номер неизвестен). Однако износ материальной части и моральное устаревание гидросамолетов брали свое, и к концу 2015 года ни одного SH-5 в боевом строю морской авиации Китая не осталось. Впрочем, к этому моменту уже полным ходом шли работы по созданию его преемника.

Рождение “Дракона“

Официально программа создания китайского тяжелого самолета-амфибии AG-600 была начата в 2009 году. Самолет разрабатывался в НИИ специальной техники (China Special Vehicle Research Institute, также известен как General Aircraft Research Institute) корпорации AVIC. Китайцы очень ревниво и тщательно оберегают любую информацию, так или иначе связанную со своими оборонными программами, поэтому эта машина ранее была известна под обозначениями JL-600, TA-600 и D-600. Нынешний индекс AG-600 употребляется с 2014 года.

Первоначально планировалось, что первый прототип должен был подняться в воздух в 2013 году, а поставки первых серийных амфибий должны были начаться в 2014 году. Однако при создании AG-600 китайские специалисты, видимо, столкнулись с многочисленными проблемами, что привело к отставанию работ над данным проектом на три-четыре года от первоначально намеченного графика.

Самолет собирался в Чжухае, на авиастроительном заводе компании Zhuhai Yanzhou Aircraft Corporation (ZYAC) объединения China Aviation Industry General Aircraft (CAIGA) корпорации AVIC.

Завод в Чжухае, по сути, является сборочной площадкой, а сама амфибия строилась в широкой кооперации с другими авиастроительными предприятиями Китая. Всего в разработке и производстве AG-600 задействовано около 150 институтов и научных центров и 70 предприятий промышленности КНР. При этом разработчики заявляют, что более 90% комплектующих для амфибии производится в Китае. При этом программа создания AG-600 является одной из трех китайских программ разработки “больших“ самолетов, имеющих национальный приоритет (две других — это программы создания военно-транспортного самолета Y-20 и пассажирского авиалайнера С919). Согласно сообщениям в китайских СМИ, на программу AG-600 с 2009 года было затрачено около 3 млрд юаней.

Торжественная церемония выкатки первого летного прототипа самолета-амфибии AG-600 с серийным номером 001 состоялась через девять лет после старта программы — 23 июля 2016 года. А уже 30 октября сверкающая свежей краской амфибия, получившая бортовой номер В-002А, заняла свое место на статической стоянке международного аэрокосмического салона Airshow China – 2016.

Первоначально разработчиками амфибии заявлялось о намерении поднять первый прототип AG-600 в воздух в 2016 году, но в рамках проведения Airshow China – 2016 было объявлено, что свой первый полет китайская амфибия совершит в первом квартале следующего, 2017-го, года. Впрочем, в реальности и это срок также был значительно сдвинут вправо.

Особенности конструкции

По своей аэродинамической компоновке китайский “Водяной дракон“ подобен японской амфибии ShinMaywa US-2. Это моноплан с высокорасположенным крылом, оснащенным развитой механизацией, и Т-образным хвостовым оперением. Как и у японской машины, упор при проектировании самолета был сделан на достижение большой дальности полета и высокой мореходности. Подобно все тому же US-2 для уменьшения заливаемости в носовой части на днище перед скулой размещены туннельные продольные каналы. Основные стойки шасси также, судя по всему, сделаны по образу и подобию японской машины. В состав силовой установки AG-600 вошли четыре китайских турбовинтовых двигателя (ТВД) типа WJ-6 с шестилопастными воздушными винтами JL-4. Отметим, что по своей взлетной массе “Водяной дракон“ стал самым крупным в мире самолетом-амфибией с турбовинтовыми двигателями, опередив своего японского прототипа.

Основными задачами новой амфибии ее создатели называют выполнение морских патрульных и поисково-спасательных операций, а также тушение пожаров. Следует отметить, что на первом AG-600 отсутствует большой грузолюк в днище лодки (подобно отечественным амфибиям Бе-12 или А-40), но зато присутствуют две пары небольших люков (вероятно, водяных баков) в днище за реданом.

По информации разработчиков, в варианте “водяного бомбардировщика“ китайский “Водяной дракон“ будет способен забирать на глиссировании до 12 т воды за 20 секунд. Согласно приведенным расчетам, на одной заправке топливом AG-600 сможет сбросить на очаги пожара до 371 т воды. В поисково-спасательном варианте AG-600 может принять на борт до 50 пострадавших — на удалении в 1600 км от аэродрома вылета.

Несмотря на столь мирные задачи, поставленные перед AG-600, вероятнее всего, его “ареалом обитания“ все же станут спорные островные территории в акватории Южно-Китайского моря. Впрочем, сами создатели амфибии отмечают, что кроме упомянутых выше возможно создание других модификаций, в том числе и военных. А китайское государственное информационное агентство “Синьхуа“ вообще без обиняков назвало самолет “защитником морей, островов и рифов“. В китайской прессе отмечается, что новая амфибия, базируясь на китайском острове Хайнань, способна без дозаправки долететь до прибрежных вод малайзийского острова Борнео.

Согласно китайским официальным источникам, уже выдан заказ на 17 “Водяных драконов“. Всего же потребности Китая оцениваются в 50 самолетов-амфибий данного типа. При этом планируется достигнуть темпа производства AG-600 на уровне пяти самолетов в месяц.

Экспортные перспективы

Кроме того, Китай рассчитывает экспортировать эти самолеты. “С первого дня проектирования AG-600 предусматривался как самолет для продажи на мировом рынке. Мы уверены в экспортном успехе, так как наш самолет по своим характеристикам — по максимальной взлетной массе и дальности полета — не имеет равных в мире“, — заявил генеральный менеджер CAIGA Цюй Цзинвэнь. Он также отметил, что “AG-600 заинтересовал страны с многочисленными островами, таких как Малайзия и Новая Зеландия, и мы находимся с ними в контакте“. Всего же, по прогнозам китайских специалистов, с учетом экспорта планируется построить 150 самолетов-амфибий AG-600.

Итак, новый китайский самолет-амфибия поднялся в воздух. Но что же дальше?

“Первый полет оказался успешным, и этот факт ставит Китай в ряды немногих стран мира, способных разработать крупногабаритный гидросамолет“, — заявил главный конструктор гидросамолета AG-600 Хуан Линцай. Это действительно так, и необходимо отметить, что вектор развития мирового гидросамолетостроения в последние годы уверенно сдвигается на Дальний Восток. И это прежде всего связано с деятельностью китайских авиационных инженеров и конструкторов.

Тем не менее нельзя сказать, что будущее “Водяного дракона“ безоблачно. Впереди полеты с воды, которые покажут, насколько далеко продвинулись китайские специалисты в таких областях, как аэро– и гидродинамика, а также создание коррозионностойких материалов. Показательно, что в последние годы китайская сторона весьма активно проявляет интерес к отечественному гидросамолетостроению, в частности к российским гидросамолетам Бе-200 и Бе-103. Однако представляется, что Пекин в данном случае заинтересован не столько в широкомасштабных поставках российских самолетов-амфибий, сколько в возможности получения соответствующих технологий.

Кроме того, можно считать свершившимся фактом выход на мировой авиационный рынок нового производителя гидросамолетов, что, безусловно, усложнит продвижение отечественного самолета-амфибии Бе-200 на рынках Юго-Восточной Азии (а это в настоящий момент наиболее перспективный для отечественных гидросамолетов рынок). Поэтому надо быть готовыми к жесткой конкуренции и с китайскими, и с японскими самолетами-амфибиями, в частности — извлечь необходимые уроки из проигрыша отечественной машины японской летающей лодке US-2 в Индии. Кроме того, есть настоятельная необходимость интенсификации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых самолетов-амфибий, ныне практически свернутых.

Александр Манякин
Фото с сайта www.wikipedia.org


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
7 июл 2025
Разработан отечественный мотор для БПЛА
7 июл 2025
Преподаватели вузов-партнеров ОАК прошли стажировку на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина
7 июл 2025
МГТУ гражданской авиации поможет с подготовкой кадров для завода "Электроприбор"
7 июл 2025
Минтранс предложил отложить требование оснащать новые самолеты видеокамерами
7 июл 2025
В Коми работают над созданием научно-производственного центра БПЛА
4 июл 2025
Владимир Путин заявил, что Россия сделала рывок в сфере производства беспилотников
4 июл 2025
Ростех: серийное производство отечественных самолетов снизит их цену
4 июл 2025
В Москве пройдет форум «Беспилотные системы: технологии будущего»
4 июл 2025
В Китае испытали микротурбореактивный двигатель, созданный на 3D-принтере
4 июл 2025
Казахстан будет производить сельскохозяйственные дроны
4 июл 2025
Бразилия и Франция договорились о производстве вертолета H145
3 июл 2025
Алиханов: цена российского самолета Ил-114 составит 2,6 млрд рублей
3 июл 2025
Минпромторг представит кабмину предложения по обновлению развития авиапрома
3 июл 2025
Совместная работа – залог успеха: делегация МАИ посетила КнААЗ
3 июл 2025
Казанский самолет Ту-214 выполнил 40 сертификационных полетов
3 июл 2025
Сертификация винта и двигателя для самолета "Байкал" ожидается в 2025 году
2 июл 2025
Минпромторг планирует работать над снижением стоимости выпускаемых самолетов
2 июл 2025
Антон Алиханов: полностью импортозамещенный МС-21 поднимется в небо в августе
2 июл 2025
DJI выпустила грузовой дрон FlyCart 100 с грузоподъемностью до 80 кг и передовыми системами безопасности
2 июл 2025
Росавиация: на штабе по сертификации обсудили ход работ по Ту-214 и Ил-114-300
2 июл 2025
Первый этап испытаний авиадвигателя ВК-800 прошел в Новосибирске
2 июл 2025
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
2 июл 2025
Росавиация выдала сертификат разработчика авиационной техники компании «Альбатрос»
1 июл 2025
Ростех: авиасалон МАКС пройдет в онлайн-формате
7 июл 2025
ОДК представит современные решения для энергетики на выставке «Иннопром»
7 июл 2025
«Вертолеты России» стали лидером форума «Инженеры будущего»
7 июл 2025
Работникам предприятий НПК "Пермские моторы" вручены дипломы выпускников Президентской программы
7 июл 2025
ОДК-Климов получил правительственную награду за инновации в подготовке кадров
7 июл 2025
Двигатели ОДК обеспечили доставку грузов к Международной космической станции
4 июл 2025
Состоялось годовое заседание общего собрания акционеров Объединенной авиастроительной корпорации
4 июл 2025
ЦИАМ на конференции в Самаре обозначил вектор развития отечественного авидвигателестроения
4 июл 2025
Инженерам будущего рассказали о трендах развития и применения искусственного интеллекта
4 июл 2025
ЦИАМ принял участие в ХIII Международном молодежном промышленном форуме «Инженеры будущего-2025»
3 июл 2025
Делегация из Мьянмы посетила предприятие холдинга «Вертолеты России» в Бурятии
3 июл 2025
«РТ-Техприемка» представила цифровую платформу для метрологии на конференции ИТМаш-2025
3 июл 2025
Специалисты московских предприятий ОДК стали призерами в конкурсе профмастерства «Московские мастера — 2025»
3 июл 2025
ОДК поставит газоперекачивающий агрегат ГПА-25 для газопровода «Сила Сибири»
2 июл 2025
В ОДК-УМПО с нуля готовят специалистов востребованных в двигателестроении профессий
2 июл 2025
Итоги 6-й Международной научно-технической конференции «Методы фотограмметрии и машинного зрения для мониторинга окружающей среды, биометрии и биомедицины» (PSBB25)
2 июл 2025
Помним делами: в ЦИАМ наградили организаторов мероприятий к 80-летию Победы
1 июл 2025
Отечественные интерьеры установили на опытный самолет МС-21
1 июл 2025
Легендарной "восьмерке" производства "Вертолетов России" - 55 лет
30 июн 2025
ЦАГИ представил модель регионального самолёта на выставке фестиваля в МАИ
30 июн 2025
Победная летопись ЦАГИ: аэродинамические трубы Т-102 и Т-103
27 июн 2025
МС-21 с российскими системами приступил к сертификационным испытаниям
27 июн 2025
Развитие инженерного образования обсудили на заседании Бюро Союза машиностроителей России
27 июн 2025
Казанское предприятие «Вертолетов России» посетил Президент переходного периода Республики Мали
27 июн 2025
ОДК-Климов стал призером международного салона "Архимед-2025"
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».