Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 12.02.2018
Источник: Союз авиапроизводителей России

О работе Комитета по БАС в 2017 году и плане работ на 2018 год

Основными направлениями, требующими первоочередного решения, по мнению Комитета по БАС, остается подготовка предложений по разработке и совершенствованию нормативной правовой и технической базы в сфере БАС, решение проблемных вопросов, связанных с проведением сертификации и обеспечением безопасной эксплуатации БАС гражданского назначения.

Деятельность членов Комитета по БАС в 2017 году была направлена на участие в формировании нормативной правовой базы, связанным с подготовкой экспертных заключений по проектам ФАП, разработанных Минтрансом России, а также плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий (“дорожной карты“) Национальной технологической инициативы “Аэронет“ в рамках созданной межведомственной рабочей группы, а также взаимодействии с Ассоциацией “Аэронет“ по вопросам формирования системы стандартизации и сертификации, разработки технических требований и профессиональных стандартов.

Проект Плана мероприятий (“дорожная карта“) по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2017 № 1184 «О порядке разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и направлен на развитие и продвижение новых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках, предусмотренных планом мероприятий “Аэронет“. В январе 2018 г. проект “дорожной карты“ прошел первичное согласование с ФОИВ и в н.в. проводится работа по реализации полученных замечаний и предложений.

В рамках реализации мероприятий настоящей “дорожной карты“ ответственными ФОИВ и организациями предусмотрена разработка и принятие (издание) нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Евразийского экономического союза, принятие или изменение межгосударственных и национальных стандартов, в том числе содержащих формы подтверждения соответствия, методы исследований (испытаний) и измерений, подготовка соответствующих проектов международных договоров.

Реализация мероприятий настоящей “дорожной карты“ будет осуществляться поэтапно с 2017 по 2035 годы. Комитет по БАС планирует принять в этом активное участие.

Вызывают озабоченность низкие темпы разработки Минтрансом России подзаконных актов, обеспечивающих реализацию требований Воздушного кодекса и создающих правовую основу в части обязательной сертификации БАС, установления сертификационных требований к БАС различных категорий, требований и процедуры подтверждения соответствия юридических лиц — разработчиков и изготовителей БАС. Это является препятствием для реализации процедур сертификации типовой конструкции БАС, получения действующего сертификата летной годности для допуска их к эксплуатации, что является серьезным сдерживающим фактором развития в России сферы БАС гражданского назначения.

Сроки принятия необходимых ФАП, ранее неоднократно переносимые, по настоящее время так и не определены, разработчики БАС и сертифицирующие органы находятся фактически в положении правовой неопределенности. Существуют примеры отказа Росавиации в приеме заявки на сертификацию от разработчиков БАС и бортового авиационного оборудования по причине отсутствия утвержденной нормативной правовой базы. Одновременно с этим, Минтранс России считает возможным до принятия ФАП руководствоваться положениями Авиационных правил АП-21 “Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей“, введенного в действие Минтрансом России приказом от 19.12.2013 № 474, которые носят условный характер и не могут быть применимы в полной мере к процедуре сертификации БАС. Правовую неопределенность усиливают действия Росавиации, превышающей пределы предоставленных полномочий и размещающей на своем официальном сайте ряд документов, в том числе контрольных карт проверки организаций-разработчиков и изготовителей, по существу устанавливающих дополнительные сертификационные требования.  

Имеется правовая неопределенность в отношении необходимости подтверждения соответствия организаций-разработчиков БАС в составе с БВС максимальной взлетной массой до 30 кг, не подлежащих обязательной сертификации, а также разработчиков комплектующих элементов для БАС. С учетом международной практики, а также принятых для временного использования положений АП-21, установление требований о необходимости подтверждения соответствия организаций-разработчиков БАС, не подлежащих обязательной сертификации, представляется избыточной нормой, однако данная проблема также нормативно не урегулирована.

Следует учитывать, что действие Раздела J “Сертификация разработчика“ Авиационных правил АП-21 применимо к организациям, впервые подавшим заявку в Авиарегистр на получение Сертификата типа/Дополнительного Сертификата типа или Свидетельства о годности вспомогательного двигателя и, таким образом, не может быть применимо к разработчикам, не планирующим в дальнейшем проведение сертификации типовой конструкции БАС (в составе с БВС до 30 кг), а также на разработчиков комплектующих изделий. Однако в размещенном на официальном сайте Росавиации документе “Методические рекомендации“ по сертификации организаций-разработчиков (не являются нормативным правовым актом, носят рекомендательный характер) заявлено, что они предназначены для применения разработчиками, обратившимся с заявкой на проведение обязательной сертификации гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта или бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Требует нормативного регулирования вопросы, связанные с реализацией системы управления безопасностью полетов (СУБП) в организациях-разработчиках и изготовителях БАС с учетом требований ст. 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, в том числе вопрос применимости указанных требований к разработчикам БАС, не подлежащих обязательной сертификации.

Решению указанных проблем будет посвящена деятельность Комитета по БАС в 2018 году. В целях всестороннего рассмотрения вопросов и формирования консолидированной позиции в рамках НП “САП“ планируется проведение совместного заседания Комитета по БАС и Комитета по безопасности полетов, рекомендации которого будут направлены в Наблюдательный совет НП “САП“.

Комитет по БАС поддерживает целесообразность проведения круглого стола “Беспилотные авиационные системы“ при проведении очередного Съезда Союза авиапроизводителей (Казань, 7 августа 2018 г.) в целях обсуждения ключевых проблемных вопросов отрасли и подготовки соответствующих рекомендаций. Считаем целесообразным проведение круглого стола совместно с участием Ассоциации “Аэронет“.

Все большую актуальность приобретает задача обеспечения интеграции БВС в общее воздушное пространство совместно с пилотируемыми ВС. Активную деятельность в этом направлении предпринимает Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, которая своим решением (протокол от 24 октября 2017 года № 5) поручила ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“ разработку проекта концепции интеграции беспилотных авиационных систем и воздушных судов авиации общего назначения в единое воздушное пространство Российской Федерации“. Тема интеграции получит отражение также в проектах Стратегии развития Аэронавигационной системы Российской Федерации до 2030 года и Аэронавигационного плана Российской Федерации, разрабатываемых в н.в. по поручению Правительства Российской Федерации.

Установленный в России порядок использования воздушного пространства предусматривает существенные ограничения при эксплуатации БАС и является сдерживающим фактором развития рынка БАС. Поэтому одной из ключевых задач, по мнению Комитета по БАС, является технологическое и нормативное обеспечение безопасного выполнения полетов БВС, их интеграция в общее воздушное пространство совместно с пилотируемыми ВС. При этом процесс интеграции БАС не должен привести к снижению общего уровня безопасности полетов, введению определенных ограничений и изменению порядка выполнения полетов пилотируемой авиации.

Вместе с тем, традиционные технические средства обеспечения полетов пилотируемой авиации не в полной мере могут быть применимы для обеспечения полетов БВС. Требуют совместного решения вопросы, связанные с организацией связи, навигации и наблюдения при эксплуатации БВС в различных классах воздушного пространства, при полетах на малых и сверхмалых высотах, предоставлением оперативной метео и аэронавигационной информации (автоматически и дублированием по средствам речевой связи), недопущения столкновения с ними других ВС и БВС, организации взаимодействия внешнего пилота с БВС, с органами ОрВД, другими пользователями воздушного пространства. С учетом весовых и габаритных ограничений, перспективное оборудование БАС должно быть максимально функциональным, компактным, не энергоемким в части потребления, относительно недорогим.

Реализация задачи обеспечения безопасной эксплуатации БАС в общем воздушном пространстве совместно с пилотируемыми является ключевой для сферы БАС и должна основываться на выборе определенных технологий, а также наличии определенных технических решений. Рассмотрению основных технических проблем и вопросов нормативно-технического обеспечения интеграции БАС в гражданское воздушное пространство уделяется постоянное внимание в деятельности Комитета по БАС. Эта работа будет продолжена в 2018 году.

Одним из узловых вопросов при выборе решений для БАС, является обеспечение кибербезопасности. Тема кибербезопасности в последнее время приобретает первостепенную важность в деятельности всей гражданской авиации, особенно в связи с внедрением в практику деятельности БАС, организации полетов БВС в общем воздушном пространстве — основной цели интеграции БАС в существующую систему гражданской авиации. Для надежного и безопасного функционирования БАС должно быть обеспечено киберзащищенное взаимодействие между внешним пилотом (пунктом дистанционного пилотирования) и беспилотным воздушным судном (БВС) посредством линии контроля и управления (линия С2), а также с органами ОрВД и другими пользователями воздушного пространства.

Дальнейшему рассмотрению указанных выше проблем также будет посвящена деятельность Комитета по БАС в 2018 году.

Генеральный директор ФГУП “ГосНИИАС“,
председатель Комитета по БАС                                                                       С.Ю. Желтов


Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
2 июн 2023
НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" осуществил научно-методическое обеспечение этапа "Авиационная работа" всероссийского конкурса "Кибердром"
2 июн 2023
Минпромторг назвал сроки сертификации российского авиадвигателя ПД-8
2 июн 2023
Bombardier работает над прототипом самолета со "смешанным крылом"
2 июн 2023
День Военно-транспортной авиации
1 июн 2023
Уральский завод гражданской авиации представит самолеты "Байкал" и "Ладога" на "Иннопроме"
1 июн 2023
Дагестанский завод провел испытания вертолета собственной разработки
1 июн 2023
Boeing увеличит объемы производства лайнеров 787 Dreamliner
1 июн 2023
В Минпромторге заявили, что дата первого полета Sukhoi Superjet New пока не определена
1 июн 2023
"Иркут" готов обсуждать ремоторизацию SSJ100 при желании собственника самолета
31 май 2023
В разработке сверхзвукового пассажирского самолета мы можем опередить Запад - член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало
31 май 2023
Проблемные двигатели самолетов F-35 могут обойтись Пентагону в $38 млрд
31 май 2023
Студент МАИ из Курска создал модель для вычисления мощности деталей самолета
30 май 2023
"Калашников" открывает новое производство БЛА
30 май 2023
"Мы планируем радикально изменить подход к подготовке специалистов" - ректор МАИ о реформе образования
30 май 2023
Инженеры завершили летные испытания российского дрона на водородном топливе
30 май 2023
Китайский самолет C919 совершил первый коммерческий рейс
30 май 2023
Очень малая авиация: кто создает беспилотные летательные аппараты
29 май 2023
В МАИ завершается обучение второго потока руководителей среднего звена из ОАК
29 май 2023
Петербургский ЛЭТИ открыл лабораторию по разработке беспилотников
29 май 2023
В России до 2030 года создадут до 500 центров обучения специалистов БПЛА
29 май 2023
МАИ запустит вторую сетевую образовательную программу в интересах У-УАЗ
29 май 2023
В США Boeing построит новый завод по производству военных самолетов
26 май 2023
Специалисты "Ил", ОДК и ОАК преодолели экватор программы дополнительного образования в МАИ
26 май 2023
В Росавиации рассказали об импортозамещеннии системы навигации
2 июн 2023
ОАК передала ВКС России очередную партию фронтовых бомбардировщиков Су-34
2 июн 2023
ЦАГИ продолжает исследования в интересах перспективной авиации местных авиалиний
2 июн 2023
СибНИА примет участие в создании Новосибирского научно-производственного центра беспилотников
2 июн 2023
«ОДК-Сатурн» завершил четвертый этап проекта «Комплексное внедрение цифровой платформы «Умный цех»
2 июн 2023
Двенадцать студентов трудоустроились в АО "Навигатор" по итогам практики
1 июн 2023
На авиазаводе ОАК создана базовая кафедра Казанского университета
1 июн 2023
ЦИАМ принял участие в круглом столе «Критические технологии для систем электродвижения»
1 июн 2023
В ОДК-Сатурн соревнуются работники в сфере метрологического обеспечения
1 июн 2023
Сотрудники У-УАЗ стали лучшими в трех компетенциях на чемпионате профмастерства
1 июн 2023
В ОДК-УМПО прошли профориентационные занятия для школьников инженерных классов
31 май 2023
Очередной серийный Ил-76МД-90А передан в эксплуатацию
31 май 2023
ЦАГИ принял участие в международной конференции по гражданской авиации
31 май 2023
ЦИАМ провел мастер-класс по проектированию авиадвигателей с использованием "цифровых двойников"
30 май 2023
В ГосНИИАС обсудили вопросы критических технологий для систем электродвижения
30 май 2023
Ан-26: эпоха в истории тактической военно-транспортной авиации
30 май 2023
Шесть лет со дня первого полета МС-21: инновационные разработки и технологии ГосНИИАС
29 май 2023
Итоги 5-ой Международной научно-технической конференции "Фотограмметрические методы мониторинга окружающей среды и инфраструктуры, биометрии и биомедицины" (ISPRS PSBB23)
29 май 2023
ОДК-Сатурн направит на целевое обучение по программе "Крылья Ростеха" 40 человек
29 май 2023
ГосНИИАС в специальном репортаже телеканала МИР
26 май 2023
Корпорация "Иркут" импортозаместила выкладочного робота для производства крыла МС-21
26 май 2023
В ЦАГИ прошли испытания аварийного генератора SSJ-NEW
26 май 2023
Новые образовательные продукты ОДК получили одобрение Росавиации
26 май 2023
В Казани проходит конкурс профмастерства холдинга "Вертолеты России"
26 май 2023
ОДК-Климов оказывает всестороннюю поддержку эксплуатантам своих двигателей
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».