Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 15.02.2018
Источник: Сайт ТК "Звезда"

Эволюция ПАК ФА: что сделано по программе Су-57 за восемь лет

Восемь лет назад, 29 января 2010 года, в небо поднялся первый летный прототип российского истребителя Су-57 (ПАК ФА). Сайт телеканала "Звезда" рассказывает о том, какой путь прошла программа самолета за это время.

За время, прошедшее с той памятной даты, сделано очень многое. Самое главное: соответствующая программа от стадии начала летных испытаний опытного образца дошла до заключительного этапа постановки серийного производства товарной продукции. А позднее в наступившем году ожидается очередной шаг вперед — поставка Министерству обороны Российской Федерации первой серийной продукции, что позволит приступить к переоснащению одной эскадрильи ВКС России на новый тип боевой авиатехники.

Напомним, что летом прошлого года тогдашний главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Николаевич Бондарев обнародовал решение присвоить новому самолету индекс Су-57. И, хотя многие уже привыкли к обозначениям ПАКФА и Т-50, а собственно смена названий технических достижений не прибавляет, специалисты по всему миру получили четкий сигнал: главного заказчика машина устраивает, и он готов поставить ее в строй рядом с созданными ранее серийными самолетами всемирно известно марки "Су".

Подчеркнем, что Су-57 относится к истребителям пятого поколения, тогда как самые совершенные из строевых машин данного класса на службе ВКС России принадлежат четвертому. Разница в поколение говорит о том, что по сравнению с более старыми летательными аппаратами новый получил некие дополнительные качества, которые существенно расширяют его боевые возможности.

От первого к пятому

Что означает разница на поколение в авиатехнике лучше проследить на исторических примерах. Советские истребители, созданные сразу после окончания Великой Отечественной войны — Як-23, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 и другие, представляли собой реактивные машины, способные разгоняться до высоких дозвуковых скоростей.

Переход ко второму поколению, самым ярким советским представителем которого стал МиГ-21, сопровождался переходом к сверхзвуковым скоростям и ростом скорости до чисел Маха полета М=2 и более. Кроме замечательных скоростных и пилотажных качеств, самолет также получил многорежимную бортовую радиолокационную станцию "Сапфир-21" и самонаводящиеся ракеты Р-13 с инфракрасными головками самонаведения. Истребители второго поколения могли своими техническими средствами обнаружить представителей первого на большем удалении, своевременно занять выгодную позицию для применения ракет и уничтожить их этим новым видом оружия, а из-под ответной атаки уйти на скорости.

Среди представителей третьего поколения советских сверхзвуковых истребителей выделим МиГ-23. Он оснащался весьма продвинутым для своего времени (семидесятые годы прошлого века) радиолокатором ("Сапфир-23Д"), способным видеть воздушные цели не только в свободном пространстве, но и на фоне подстилающей земной поверхности, а по радиолокационному лучу наводить на них ракеты средней дальности. МиГ-23 имел крыло изменяемой геометрии (консоли устанавливались на углы стреловидности 16, 45 и 72 градуса), которое позволяло менять аэродинамические характеристики планера для лучшего соответствия выбранному режиму полета, а также давало летчику возможность быстрее разгонять и сильнее тормозить самолет в ходе воздушного боя.

Четвертое поколение советских сверхзвуковых истребителей представлено МиГ-29 и Су-27, которые построены по интегральной схеме. Отказавшись от изменяемой геометрии, конструкторы установили неподвижное крыло с большим корневым наплывом в месте сопряжения с фюзеляжем. Сам фюзеляж сделали несущим, и на сверхзвуковых режимах он создает до половины величины подъемной силы планера. Вместе со значительным повышением тяговооруженности создаваемая силовой установкой тяга превосходит силу тяжести самолета, что позволяет ему выполнять вертикальные маневры с ускорением — замечательные свойства "крыла с корневым наплывом" дают этим машинам значительное превосходство в маневренности над истребителями второго и третьего поколений.

Пятое поколение отечественной истребительной авиатехники знаменует переход на сверхзвуковые скорости крейсерского полета (ранее продолжительный горизонтальный полет на сверхзвуке был возможен лишь на форсажном режиме работы силовой установки). А также значительное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и других физических полях. Это обеспечивается формой планера и воздухозаборных каналов, применением специальных покрытий и за счет размещения ракетно-бомбового вооружения на внутренней подвеске (в специальных отсеках фюзеляжа). Обнаружить воздушного противника на большем, чем позволяют его собственные средства, расстоянии, быстро и скрытно занять выгодное для атаки положение и первым открыть огонь по врагу — вот главное, что может Су-57 по сравнению с предыдущим поколением.

Совокупность качеств

Поясняя разницу поколений, мы сознательно сосредоточили внимание читателей на одном-двух отличительных качествах более нового самолета. Конечно, более правильно будет говорить о некоем суммарном росте боевых возможностей крылатых машин по совокупности всех качеств, причем не только "революционной" (как, например, рост максимальной скорости "в разы", как то было в случае первого-второго поколений), но еще и "эволюционной" направленности (например, бортовые сенсорные системы с улучшенными характеристиками).

Разница в поколение по авиационной технике дает возможность продвинутой противоборствующей стороне навязать противнику свой характер воздушной войны, при котором тот будет нести гораздо больше потерь. При этом у летчиков более развитой в технологическом отношении державы будет гораздо больше шансов и возможностей выполнить поставленные боевые задания и живыми вернуться на аэродром вылета.
За восемь лет, прошедшие с первого полета Су-57, специалисты ОКБ им. П.О. Сухого и их смежники в промышленности вместе с военными институтами и другими структурами МО РФ "научили" новый самолет летать и стрелять. А это значит, что все бортовые системы, оборудование и вооружение прошли необходимые проверки, целью которых было показать, что все они функционируют в соответствие с требованиями, изложенными в техническом задании.

Еще один важный шаг был совершен в декабре прошлого года. Тогда истребитель впервые совершил полет с двигателем второго этапа, также известным под условным обозначением "Тип-30". Он обладает большей тягой, электронными системами и меньшим расходом топлива. Это позволит улучшить маневренность самолета, добиться крейсерской сверхзвуковой скорости, а в перспективе увеличить радиус действия истребителя.

Кроме того, на основной производственной площадке в Комсомольске-на-Амуре, в кооперации с другими предприятиями отечественной промышленности, налажен количественный выпуск нового типа самолета. Об этом говорит число построенных машин — десять летных экземпляров. Это пока еще не серия, но уже и не опытная сборка, коль скоро речь идет о завершении строительства опытной партии и переходе к серийному выпуску товарных экземпляров для строевых частей ВКС России.

Экспортный потенциал

Однако и этим достижения прошедших восьми лет не исчерпываются. С точки зрения маркетинга отечественной продукции за рубежом, программа Су-57 перешла из разряда "интересных для пристального наблюдения" в категорию "серийной техники, доступной для приобретения". Ведь, помимо главного заказчика, машина предлагается к поставкам за рубеж. Это позволит поднять серийность и сократить стоимость единицы продукции, а также заработать валютные средства. Отметим, что первая демонстрация самолета для иностранной делегации — из Республики Индия — состоялась на аэродроме "Раменское" осенью 2010 года. Машина получила восторженные отзывы, которыми члены делегации инкогнито поделились с представителями местных средств массовой информации.

Справедливости ради отметим, что в случае поставок за рубеж речь будет идти не о базовом самолете, а его экспортном варианте. Индийские партнеры по военно-техническому сотрудничеству нарекли таковой Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA). С их легкой руки данное обозначение сегодня де-факто обозначает экспортную версию Су-57. На протяжении нескольких лет после первого показа иностранцам, FGFA предлагался только Индии. На высшем политическом уровне была достигнута принципиальная договоренность, что FGFA будет создан в ходе реализации некоего совместного проекта, предполагающего участие инженеров и конструкторов наших двух стран в разработке, испытаниях и серийном выпуске авиатехники.

Работы по данной теме идут, хотя и не таким темпом, как изначально запрашивала сторона-партнер. И дело здесь вовсе не в характеристиках самолета и результатах летных испытаний. При всем уважении к зарубежным коллегам нам трудно наладить "равноправное" сотрудничество при значительном "неравенстве" в научно-техническом потенциале и накопленном опыте создания передовых образцов авиатехники.

Начиная с 2013 года, масштабные модели FGFA стали появляться на различных международных выставках за пределами России и Индии. В частности, они выставлялись на малазийской LIMA, проходящем на острове Лангкави. Там самолет привлек внимание принимающей стороны и был, не мешкая, предложен ей для рассмотрения в качестве кандидата на замену ранее поставленных истребителей МиГ-29N. Конечно, конкретные переговоры по поставке подобной авиатехники с иностранными партнерами по военно-техническому сотрудничеству могут вестись лишь при наличии экспортного паспорта изделия. Однако сам факт существования Cу-57, его демонстрация на международных авиационных выставках в виде масштабных моделей, а на салонах МАКС — натурных образцов в ходе программы воздушного показа авиатехники, притягивает внимание потенциальных покупателей со всего света. Словом, некая точка бифуркации пройдена и на данном направлении.

Фото с сайта tvzvezda.ru


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
14 июл 2025
Ростех в рамках арт-проекта ТехнофаунаРостеха сделал из Superjet роботизированного стерха
14 июл 2025
Росатом почти вдвое увеличит объем производимых для авиаотрасли композитов
14 июл 2025
Франция захотела большую долю в европейском проекте истребителя FCAS
14 июл 2025
Преподаватели КНИТУ-КАИ прошли стажировку ПАО "ОАК"
14 июл 2025
В Британии заявили о проблемах с боеготовностью истребителей F-35
14 июл 2025
Пентагон намерен догнать Россию и Китай в сфере беспилотников
11 июл 2025
"Калашников" выполнил крупную поставку беспилотников СКАТ 350 М
11 июл 2025
Еще один Superjet на отечественных двигателях ПД-8 совершил перелет из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский
11 июл 2025
Свердловских школьников научат делать самолеты
10 июл 2025
Глава Минпромторга России Антон Алиханов посетил производственную площадку УЗГА
10 июл 2025
В ангаре Уральских авиалиний состоялась закрытая презентация самолёта Ил-114-300
10 июл 2025
Свердловская область поддержит расширение мощностей УЗГА в регионе
10 июл 2025
Серийное производство двигателя ПД-8 для Superjet начнется в 2025 году
10 июл 2025
Минтранс окажет поддержку Самарской области в развитии отрасли гражданских дронов
9 июл 2025
Михаил Мишустин: сертификация импортозамещенных российских самолетов подходит к концу
9 июл 2025
Денис Мантуров призвал развивать компетенции в гражданском самолетостроении
9 июл 2025
Мишустин на "Иннопроме" осмотрел модернизированный Ил-114-300
9 июл 2025
В Госдуму внесли законопроект о поддержке производства беспилотных воздушных судов
9 июл 2025
Крым представил разработки для самолетов "Сухой Суперджет" и МС-21
9 июл 2025
S7 представила собственный самолет и двигатель на выставке «Иннопром-2025»
9 июл 2025
В России выпуск беспилотных систем превысил план в три раза
9 июл 2025
6 июля 2025 года исполнилось восемьдесят пять лет Научно-производственному предприятию «Темп» им. Ф. Короткова
9 июл 2025
Владимир Потешкин: в транспортной отрасли всегда будет спрос на отечественную технику
8 июл 2025
Антон Алиханов: объем рынка российских беспилотников к 2030 году превысит 46 тыс единиц
14 июл 2025
Сергей Чемезов посетил Иркутский авиационный завод
14 июл 2025
ГосНИИАС представил авиационные подходы к созданию программного обеспечения и систем на ЦИПР-2025
14 июл 2025
На ОДК-Климов студенты «Крыльев Ростеха» получили дополнительную профессию
14 июл 2025
Более 300 выпускников-целевиков трудоустроены в ОДК-УМПО
11 июл 2025
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-34
11 июл 2025
В СибНИА проходят испытания двигателя ВК-800
11 июл 2025
Специалист ЦИАМ занял призовое место в конкурсе «Московские мастера»
10 июл 2025
СибНИА принял участие в первых в мире испытаниях интеллектуальных технологий бортового оборудования перспективного сверхзвукового гражданского самолета
10 июл 2025
Учебный центр ЦИАМ и исследовательский центр "Динамика, прочность, надежность" провели образовательный курс
10 июл 2025
«РТ-Техприемка» представляет высокотехнологичный роботизированный комплекс 3D сканирования на выставке «Иннопром-2025»
9 июл 2025
ОДК расширит производство авиационных двигателей при поддержке Москвы
9 июл 2025
ОДК и китайские компании разработают совместные газотурбинные решения для экспорта
9 июл 2025
Студенты ведущих российских вузов прошли стажировку на казанском предприятии «Вертолетов России»
8 июл 2025
Термопласты в авиадвигателях: ОДК покажет технологии будущего на «Иннопроме»
7 июл 2025
ОДК представит современные решения для энергетики на выставке «Иннопром»
7 июл 2025
«Вертолеты России» стали лидером форума «Инженеры будущего»
7 июл 2025
Работникам предприятий НПК "Пермские моторы" вручены дипломы выпускников Президентской программы
7 июл 2025
ОДК-Климов получил правительственную награду за инновации в подготовке кадров
7 июл 2025
Двигатели ОДК обеспечили доставку грузов к Международной космической станции
4 июл 2025
Состоялось годовое заседание общего собрания акционеров Объединенной авиастроительной корпорации
4 июл 2025
ЦИАМ на конференции в Самаре обозначил вектор развития отечественного авидвигателестроения
4 июл 2025
Инженерам будущего рассказали о трендах развития и применения искусственного интеллекта
4 июл 2025
ЦИАМ принял участие в ХIII Международном молодежном промышленном форуме «Инженеры будущего-2025»
3 июл 2025
Делегация из Мьянмы посетила предприятие холдинга «Вертолеты России» в Бурятии
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».