Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 15.06.2021
Источник: "Военно-промышленный курьер"

F-35 – дорогой и немилый

Два десятилетия сложнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мучительных доводок и доработок, оглушительных PR-кампаний и глухого ропота эксплуатантов завершились закономерным финалом. Авторитетный американский журнал Forbes опубликовал информацию, согласно которой руководство ВВС США признало перспективный и очень дорогой истребитель пятого поколения F-35 Lightning II ненадежным для службы.
Фото с сайта vpk-news.ru

Что это значит? В первую очередь невозможность реализации планов Пентагона заменить им "рабочую лошадку" истребительной авиации США — F-16 Fighting Falcon.

Серийный, да небоевой

По утверждению Дэна Грейзера, сотрудника проекта "Правительственный надзор", крайне ошибочно считать F-35 серийной боевой машиной. Это не более чем очень дорогой прототип, по неизвестной причине запущенный в массовое производство. Проведя тщательный анализ последнего отчета оборонного ведомства Соединенных Штатов, Грейзер акцентировал внимание на четырех ключевых проблемах нового истребителя:

·         полное отсутствие среды моделирования, обеспечивающей возможность разрабатываемому образцу подтверждения боевой эффективности. Проще говоря, разработчику не хватило шести лет, а именно столько времени прошло с момента принятия F-35 на вооружение ВВС США, для создания симулятора, имитирующего существующие в реальности угрозы и действия систем противовоздушной обороны потенциального противника;

“ F-35 был бы неплох как истребитель "маленьких победоносных" войн, ведь именно такими методами США собирались устанавливать мировой порядок в XXI веке ”

·         нежелание разработчика признать неудовлетворительно функционирующей облачную сеть ALIS. По замыслу создателей система должна была отслеживать техническое состояние каждого конкретного самолета, контролировать своевременность проведения регламентных и ремонтных работ, обеспечивать наличие необходимых запчастей и так далее. Лишь в прошлом году авторы ALIS признали свое поражение, отключив сеть. Однако на этом цепочка логических действий прерывается, поскольку разрабатываемый в качестве замены ALIS облачный сервис создается с теми же техническими ошибками, что и его предшественник. О чем, к слову, открыто высказались авторы упомянутого выше доклада;

·         абсолютный рекорд F-35 Lightning II по числу обнаруженных неполадок и отказов. Количество дефектов растет как снежный ком — на месте устраненного недостатка неизменно возникает несколько вновь обнаруженных. На сегодня перспективный американский истребитель пятого поколения имеет ни много ни мало 871 серьезную техническую проблему, десять из которых относятся к категории критических, то есть приводящих к сбоям системы вооружения, тяжелым ранениям или гибели экипажа. Настораживает не чудовищное количество недостатков, а вялые темпы их устранения. За прошедший год их число уменьшилось всего на два. То есть исходя из продолжительности жизни современного истребителя можно сделать простой, но весьма неутешительный вывод — F-35 навсегда обречен быть проблемным самолетом;

·         ключевая проблема самолета заложена в самой концепции проекта. В основу создания истребителя положены не конкретные боевые и эксплуатационные характеристики, а комплект не подтвержденных практикой инновационных технологий, к которым следует отнести не только, мягко говоря, причудливую авионику, но и систему новейших датчиков, и "обеспечивающее абсолютную радиолокационную незаметность" покрытие, и более чем нестандартную компоновку отсеков. Проще говоря, боевой потенциал и круг выполняемых ЛА задач определялся исходя из набора эффектных, но абсолютно непонятных при практическом применении технологий.

Ошибка природы

Истребитель пятого поколения, созданный Штатами по программе Lockheed Martin F-35 Lightning II, стал не просто самой дорогой в истории производства вооружений разработкой, он прочно закрепился в категории "худшие образцы вооружений американской армии", утверждает один из ведущих новостных интернет-порталов Business Insider. И это далеко не самый жесткий отзыв о F-35. Патрик Шэнахэн, исполнявший в администрации 45-го президента США Дональда Трампа обязанности министра обороны, употребил в адрес перспективного американского истребителя нецензурное выражение, в литературной обработке звучащее как облажавшийся. По его мнению, специалисты компании-производителя просто не знают способов реализации этого проекта. Очевидно, что колоссальная стоимость в сочетании с невысоким уровнем надежности стала объективной причиной столь негативной репутации широко разрекламированной машины.

Проблемы сопровождали F-35 с момента начала проекта. На это указывает даже то, что принятие на вооружение "единого ударного истребителя", которого в соответствии с положениями программы Joint Strike Fighter с нетерпением ожидали военно-воздушные и военно-морские силы, а также морская пехота США, затянулось на долгие семь лет.

С началом интенсивной летной эксплуатации проблемы новой боевой машины не исчезли. Некорректное функционирование топливной системы стало причиной приостановки полетов в октябре 2018 года. Примечательно, что не более как за месяц до этого также была взята пауза в полетах, вызванная крушением F-35B в небе Южной Каролины.

Не обошлось без недостатков и в системе охлаждения. Ракетное топливо, используемое как хладагент, просто не могло обеспечивать необходимую степень охлаждения силового агрегата. Следующей проблемой, в буквальном смысле ударившей по единому ударному истребителю, стала уязвимость к воздействию атмосферных электрических искровых разрядов, проще говоря — молний. Их попадание в топливный бак превращало F-35 в летающий факел.

Габариты внутреннего отсека не позволили разместить заявленное производителем количество авиационных средств поражения, а периодически возникающие в процессе сброса АСП сбои провоцировали возникновение летных происшествий.

Факт того, что у перспективного истребителя пятого поколения, на разработку которого была потрачена рекордная даже по меркам безграничного американского военного бюджета сумма 1,3 триллиона долларов, присутствуют такие проблемы, вызвал удивленное непонимание у экспертов и откровенно враждебное неприятие новой машины у пилотов. Дополнительным катализатором негатива со стороны летчиков, назвавших F-35 "ошибкой природы", стали перманентные сбои программного обеспечения и несоответствующие заявленным летные характеристики. Последним гвоздем в крышку "имиджевого гроба" новейшего ударного многофункционального истребителя стало признание американских аналитиков в невозможности его победы в воздушном бою против главного конкурента — российского Су-57.

Кстати, F-35 Lightning II — не единственный среди американских истребителей пятого поколения, чьи амбиции, мягко говоря, не соответствуют демонстрируемым летным характеристикам и боевым возможностям.

Хождение по граблям

Достаточно вспомнить скандальный доклад Счетной палаты американского военного ведомства по итогам проверки использования F-22 Raptor. В нем отмечен ряд серьезных проблем, которые позволяют усомниться в эффективности работы военно-промышленного комплекса Соединенных Штатов.

Малозаметный многоцелевой истребитель пятого поколения F-22, изначально планировавшийся как самолет, оснащенный самым современным бортовым вычислительным комплексом, уже с момента своей разработки вышел за рамки отведенного бюджета. Перманентно изменяемое по желанию заказчика техзадание очень скоро довело затраты на этот проект до 150 миллионов долларов за единицу, превысив первоначально определенный лимит более чем в три с половиной раза.

В техническом плане истребитель не вызвал удовлетворения у эксплуатантов по причине отсутствия поисковых и трековых ИК-датчиков, лишающего F-22 зрения в диапазоне инфракрасного излучения. Опыт, полученный ВВС США в боевых действиях в небе Сирии, показал, что пилот Raptor не имел возможности в темное время суток определить принадлежность самолета, находящегося в непосредственной близости. А неспособность применения тактической системы обмена данными Link 16 приводила к демаскировке американских машин.

Кроме того, пилот F-22, обеспечивая передачу данных ракете после пуска, вынужден был опасно сближаться с противником, поскольку отсутствие радаров бокового обзора не позволяло летчику изменить курс.

В докладе отмечено, что для обслуживания оснащенного самыми сложными в техническом плане системами истребителя катастрофически не хватает квалифицированного технического персонала. Это нарушало установленную производителем периодичность регламентных и ремонтных работ.

Хранение F-22 Raptor должно было осуществляться в ангарах, оборудованных климат-контролем, которые просто-напросто отсутствовали. Поэтому самолеты, выражаясь языком доклада, "облезали", то есть на них нарушалось стелс-покрытие. А перманентное участие истребителей пятого поколения в зарубежных миссиях снизило число F-22 на территории Штатов до уровня, не позволявшего организовать полноценный учебный и тренировочный процесс для молодых пилотов.

Таким образом, становится очевидным, что категория "проблемных, но безумно дорогих" самолетов в ВВС Соединенных Штатов Америки принадлежит к типу постоянно пополняющихся.

Для маленьких войнушек

Однако вернемся к самому дорогому военному проекту в истории не только США, но и всего человечества — Lockheed Martin F-35 Lightning II. Если бы единый ударный истребитель не обладал тем багажом технических проблем, которые он несет на себе сегодня, одна лишь его стоимость — объективная причина для критики. Не случайно часть экспертного сообщества ставит под сомнение само соответствие перспективного многофункционального истребителя стоимостью более 100 миллионов долларов критериям для машин пятого поколения. Несмотря на неоднократные заявления разработчиков о возможности полета на сверхзвуковых скоростях без применения форсажного режима, эксплуатанты говорят об обратном. Очень много вопросов к качеству нанесения стелс-покрытия, обеспечивающего радиолокационную незаметность. Именно поэтому супердорогой и суперсовременный истребитель проиграл воздушный бой принятому на вооружение в 1976 году F-15 Eagle.

Американские летчики отказываются мириться с сырой и нестабильно функционирующей операционной системой, в результате комиссионной проверки которой выявлено 276 потенциальных уязвимостей. И если погрешности софта рано или поздно могут быть устранены, то существование неисправимых проблем технического характера позволяет обоснованно утверждать о провале проекта F-35 Lightning II. Назовем лишь некоторые из них:

·         высокая удельная нагрузка на крыло, значительно уменьшающая маневренность истребителя;

·         низкий показатель тяговооруженности F-35 (в диапазоне 0,80–0,85), обусловленный резким увеличением собственной массы самолета в результате его доработок;

·         очень маленькая емкость внутренних отсеков вооружения;

·         низкая боевая нагрузка, чувствительность к огневому воздействию наземных средств противовоздушной обороны в сочетании с высоким показателем минимальной скорости минимизируют эффективность F-35 как самолета огневой поддержки подразделений сухопутных войск.

Справедливости ради отметим, что относительно невысокий показатель эффективной площади рассеяния и мощное современное бортовое радиоэлектронное оборудование F-35 Lightning II — безусловно, сильные стороны этой достаточно современной и передовой машины. Большей частью это обусловлено колоссальными ресурсными затратами на реализацию программы — интеллектуальными, организационными, финансовыми.

Почему получилось то, что получилось? Потому что большинство существующих неразрешимых проблем было заложено в основу проекта, а отсутствие четкого понимания роли нового истребителя в структуре ВВС США не позволило их своевременно выявить. Как всегда, гегемона, претендующего на роль мирового владыки, подвели самонадеянность и переоценка собственных сил и возможностей. И F-35 был бы неплох как истребитель маленьких победоносных войн, ведь именно такими методами США собирались устанавливать мировой порядок в XXI веке. Но геополитическая ситуация в мире уже давно развивается по другому сценарию, в нем появились новые центры силы, обладающие современной армией и авиацией. И поэтому единый ударный истребитель, количество оплаченных единиц которого составляет лишь 250 вместо планируемых 1700, оказался супердорогой игрушкой Пентагона, полученной в результате очередного сверхзатратного, но провального проекта.

Виталий Орлов





Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
30 июл 2021
Су-57 слушает!
30 июл 2021
Чистая прибыль Airbus в первом полугодии составила 2,2 миллиарда евро
30 июл 2021
Мишустину на Иркутском авиазаводе показали, как собирают самолет МС-21
30 июл 2021
СМИ: российский противопожарный самолет Бе-200 показал эффективность в тушении пожаров
30 июл 2021
Международная аэрокосмическая летняя школа МАИ объединила более 160 участников
29 июл 2021
Состоялось заседание Комитета по безопасности полетов
29 июл 2021
Мишустин обратил внимание на социальное партнерство "Сухого" с хабаровскими властями
29 июл 2021
Ударный беспилотник Reaper подхватит малый реактивный беспилотник в полете
29 июл 2021
Ориентирован на экспорт
29 июл 2021
Россия может начать поставлять беспилотники на экспорт
29 июл 2021
Boeing получил чистую прибыль впервые с 2019 года
28 июл 2021
На военно-техническом форуме "Армия-2021" в ВВО покажут несколько беспилотных летательных аппаратов военного назначения
28 июл 2021
"Каждый студент мечтает попасть на производство": как маевцы проходят практику на У-УАЗ
28 июл 2021
НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" победил в конкурсе "Золотые крылья МАКС-2021"
28 июл 2021
Компания "Кронштадт" приобрела разработчика беспилотных вертолетов НПП "Стрела"
28 июл 2021
Отечественный вертолет Ка-226 могут сделать беспилотным
28 июл 2021
Небо осталось за нами: МАКС-2021 стал одним из самых грандиозных событий этого года
28 июл 2021
Россия наращивает производство военных и гражданских вертолетов
27 июл 2021
Ростех планирует разработать беспилотник с грузоподъемностью в тонну
27 июл 2021
НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" укрепляет международное сотрудничество на МАКС-2021
27 июл 2021
"Звено-3С": что известно о новом российском самолете "Судного дня"
27 июл 2021
Летчик-космонавт Роман Романенко оценил функционал нового российского истребителя
27 июл 2021
Компания Boeing опубликовала первый отчет по устойчивому развитию
27 июл 2021
Верен до смерти: "МиГ" разрабатывает истребитель пятого поколения
30 июл 2021
Технодинамика и МАИ будут вместе готовить молодых специалистов в рамках проекта "Крылья Ростеха"
30 июл 2021
Михаил Мишустин посетил Иркутский авиационный завод
30 июл 2021
ЦАГИ подписал соглашение с ООО "НИК" по развитию компании "Солютерм"
30 июл 2021
Новосибирский завод Технодинамики стал предприятием высокой социальной ответственности
29 июл 2021
Михаил Мишустин посетил заводы ОАК в Комсомольске-на-Амуре
29 июл 2021
Выручка новосибирского предприятия Технодинамики за полгода выросла на 26%
29 июл 2021
Владимир Гутенев ознакомился с производством самолетов в АО "Авиастар-СП" и встретился с молодыми авиастроителями
29 июл 2021
Российский самолет со сверхпроводящим электродвигателем совершил первый полет
29 июл 2021
ЦАГИ стал лауреатом конкурса "Авиастроитель года"
29 июл 2021
Команда КВЗ победила в полуфинале конкурса "Кадры для цифровой промышленности"
28 июл 2021
ФГУП "ГосНИИАС" провел 6-ую Международную научно-практическую конференцию "Перспективные направления развития бортового оборудования гражданских воздушных судов"
28 июл 2021
Специалисты ММП имени В.В. Чернышева рассказали о перспективах развития комплекса вибродиагностики
28 июл 2021
ОДК обеспечит послепродажное обслуживание двигателей SаM146 на самолетах авиакомпании "Ред Вингс"
28 июл 2021
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева посетили МАКС-2021
28 июл 2021
Авиатренажеры для пилотов Казахстана и Индии, работа по ТВРС-44: чем еще удивила Технодинамика на "МАКС-2021"
27 июл 2021
Итоги МАКС-2021
27 июл 2021
Генеральный директор ФГУП "ГосНИИАС" выступил с докладом на конференции "Беспилотная авиация в государственном секторе"
27 июл 2021
Благодарим за посещение МАКС-2021. До встречи на МАКС-2023!
27 июл 2021
ОДК внедряет технологии цифрового двойника в разработку новых газотурбинных двигателей
27 июл 2021
Итоги "Дня студента" - четвертого дня работы авиасалона МАКС-2021
27 июл 2021
"Технодинамика" продемонстрировала на МАКС-2021 все свои компетенции
26 июл 2021
Технодинамика стала триумфатором конкурса "Золотые крылья МАКС-2021"
26 июл 2021
Создание объектов авиационной промышленности и инфраструктуры обсудили на "МАКС-2021"
26 июл 2021
"Вертолеты России" и МФТИ заключили соглашение по развитию беспилотных систем
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».