Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 17.06.2021
Источник: Госкорпорация Ростех

Опережая время: уникальные самолеты Мясищева

14 июня свой 55-летний юбилей отметил Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева. "Мясищевцы" всегда смело брались за казавшиеся нереальными для своего времени проекты. Прогрессивные идеи, заложенные в самолеты предприятия, создали технологический задел в отечественном авиастроении на годы вперед, нашли широкое применение в российской военной авиации и космонавтике.
Фото с сайта rostec.ru
Создатель авиации завтрашнего дня

Во многом облик ЭМЗ определился самой личностью его создателя — генерального конструктора Владимира Михайловича Мясищева. Он был выдающимся новатором, всегда смотревшим в будущее авиации. При этом его имя стоит в тени других прославленных авиастроителей, отчасти в силу природной скромности, отчасти — из-за порой зашкаливающей новизны его работ. Многие из крылатых машин Мясищева остались в виде экспериментальных моделей: промышленность тех лет была не готова к столь высокому полету мысли авиаконструктора.

Экспериментальный машиностроительный завод, образованный в 1966 году, стал логичным продолжением предыдущих ОКБ Мясищева, первое из которых он возглавил в 1942 году. До создания завода Владимир Михайлович успел поработать под началом легендарных В.М. Петлякова и А.Н. Туполева, побывать в "туполевской шараге" и в кресле руководителя ЦАГИ, создать ряд прогрессивных самолетов: дальний скоростной высотный бомбардировщик ДВБ-102, модификацию пикирующего бомбардировщика Пе-2, стратегические бомбардировщики М-4 и 3М, сверхзвуковой стратегический самолет М-50.

М-4 стал первым в мире серийным реактивным межконтинентальным самолетом — носителем ядерного оружия. "Стратеги" Мясищева, способные доставлять атомный заряд до цели, обеспечили паритет нашей страны во времена холодной войны. Эти машины служили Родине вплоть до середины 1990-х годов, в преклонном возрасте работая "воздушными бензоколонками". Прорывные идеи, которые Владимир Михайлович вложил в них, до сих пор применяются в стратегической авиации.

Первые проекты завода

Постановление Совета министров СССР о создании в подмосковном городе Жуковском Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) вышло 14 июня 1966 года. Базой для предприятия стали филиал завода имени М.В. Хруничева и КБ-90 Министерства общего машиностроения. В структуру возглавляемого В.М. Мясищевым завода вошли конструкторское бюро, опытное производство и летно-испытательный комплекс.

Работа ЭМЗ началась с создания летающих лабораторий на базе уже существующих самолетов. Затем был разработан воздушный пункт управления Ил-22 на основе гражданского авиалайнера Ил-18, впервые взлетевший в 1972 году. Его новейшие модификации успешно эксплуатируются ВКС РФ.

После этого ЭМЗ переключился на проектирование легкого военно-транспортного самолета. Работа велась параллельно с КБ О.К. Антонова и КБ Г.М. Бериева по двум вариантам машин: вертикального взлета и посадки и короткого взлета и посадки. "Эмзовцы" доказали реальность обоих вариантов, однако приоритет был отдан киевлянам, в результате чего на свет появился уникальный транспортник Ан-72. Немало других проектов ЭМЗ постигла похожая участь — они оставались только на бумаге.

ЭМЗ на высоте: "Стратосфера" и "Геофизика"

С началом холодной войны беспилотные разведывательные аэростаты стали настоящей головной болью советских ПВО. Для перехвата столь необычных целей не подходили истребители или наземное вооружение — нужна была простая машина, способная летать на высотах до 25 км. Работа над таким самолетом началась на ЭМЗ в 1970 году.

Специалисты завода разработали оригинальную конструкцию крыла, что обеспечило высотный дозвуковой полет. Противоаэростатный самолет М-17 "Стратосфера" взлетел в 1982 году. Всего было изготовлено три единицы, в 1989 году на одной из них было поставлено 25 мировых рекордов. Но по назначению М-17 так и не использовался. К моменту госиспытаний надобность в таких самолетах отпала, так как применение дрейфующих аэростатов прекратилось. На одном из бортов в дальнейшем проводили изучение проблем озоновых дыр.

Опыт разработки высотников пригодился "эмзовцам" при создании нового разведчика М-17РМ. Для этого потребовалось увеличить дальность полета и грузоподъемность самолета. Первый полет состоялся в 1988 году, всего было выпущено четыре самолета. М-17РМ мог подниматься на высоту до 20 км, на нем было поставлено 18 мировых рекордов. Как и "Стратосфера", новый самолет не использовался по назначению. С 1990-х-2000-х годов самолет применяется в международных геофизических исследованиях под шифром М-55 и названием "Геофизика".

ЭМЗ в космосе: проект "Буран"

Движение в сторону космической тематики было начато В.М. Мясищевым еще в 1950-е годы. Тогда был разработан проект межконтинентальной ракеты и даже были проведены первые испытания опытной модели. На основе ракеты Владимир Михайлович предлагал создать пилотируемые крылатые спутники. Символично, что проект назывался "Буран" — через 20 с лишним лет коллектив Мясищева будет работать над другим "Бураном", прославившимся на весь мир.

В 1976 году ЭМЗ входит в состав НПО "Молния", созданного для разработки космического корабля многоразового использования "Буран". Для первого в мире "челнока" была принята принципиальная аэродинамическая схема, разработанная на ЭМЗ. На базе мясищевского бомбардировщика 3М был создан тяжелый транспортник ВМ-Т "Атлант", который перевозил и элементы ракеты-носителя "Энергия", и самого "Бурана". Кроме того, конструкторами ЭМЗ был разработан уникальный герметичный модуль кабины "Бурана" с системами жизнеобеспечения, терморегулирования и аварийного спасения.

Владимир Михайлович не застал окончания работы по проекту "Буран", скоропостижно скончавшись в 1978 году. Первый полет ВМ-Т "Атлант" состоялся в 1982 году. В течение нескольких лет "Атланты" совершили более 150 полетов, обеспечивая проведение наземных испытаний, а затем и сам космический полет. Успешный полет "Бурана" в 1988 году стал важнейшей вехой в истории освоения космоса. За участие в программе 57 специалистов ЭМЗ, который с 1981 года носит имя В.М. Мясищева, получили правительственные награды.

Гражданское направление ЭМЗ и современные работы

Перестройка и сокращение оборонного заказа стимулируют интерес завода к гражданскому авиастроению, мечту о котором В.М. Мясищев так и не успел реализовать. С 1989 года на заводе разрабатывается легкий самолет бизнес-класса М-101Т "Гжель". Для самолета была выбрана классическая схема, количество пассажиров — до 7 человек. Серийное производство освоено на Нижегородском авиазаводе "Сокол". Всего было выпущено 26 машин.

Этот самолет стал первой гражданской моделью ОКБ Мясищева. Предполагалось использовать его как аэротакси, в том числе в малонаселенных пунктах. Важным преимуществом самолета является возможность работать с грунтовых аэродромов. М-101Т может изготавливаться в следующих вариантах: бизнес-класс, пассажирский, грузо-пассажирский, санитарный, учебный, патрульный, десантный. Разработка ЭМЗ использовалась для аэрофотосъемки и проведения геофизических работ, в том числе при подготовке Олимпиады в Сочи.

В 2011 году ЭМЗ вошел в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Сегодня на предприятии продолжаются работы в рамках планов ОАК по созданию авиационной техники. В прошлом году ЭМЗ завершил модернизацию основного учебно-тренировочного самолета Л-39 и работы по усовершенствованию серийного самолета Ан-140-100 в варианте аэросъемки. Также совместно с Роскосмосом продолжаются работы над перспективными образцами авиационно-космической техники в рамках создания комплекса демонстраторов многоразовых крылатых ракетных блоков.



Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
30 июл 2021
Су-57 слушает!
30 июл 2021
Чистая прибыль Airbus в первом полугодии составила 2,2 миллиарда евро
30 июл 2021
Мишустину на Иркутском авиазаводе показали, как собирают самолет МС-21
30 июл 2021
СМИ: российский противопожарный самолет Бе-200 показал эффективность в тушении пожаров
30 июл 2021
Международная аэрокосмическая летняя школа МАИ объединила более 160 участников
29 июл 2021
Состоялось заседание Комитета по безопасности полетов
29 июл 2021
Мишустин обратил внимание на социальное партнерство "Сухого" с хабаровскими властями
29 июл 2021
Ударный беспилотник Reaper подхватит малый реактивный беспилотник в полете
29 июл 2021
Ориентирован на экспорт
29 июл 2021
Россия может начать поставлять беспилотники на экспорт
29 июл 2021
Boeing получил чистую прибыль впервые с 2019 года
28 июл 2021
На военно-техническом форуме "Армия-2021" в ВВО покажут несколько беспилотных летательных аппаратов военного назначения
28 июл 2021
"Каждый студент мечтает попасть на производство": как маевцы проходят практику на У-УАЗ
28 июл 2021
НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" победил в конкурсе "Золотые крылья МАКС-2021"
28 июл 2021
Компания "Кронштадт" приобрела разработчика беспилотных вертолетов НПП "Стрела"
28 июл 2021
Отечественный вертолет Ка-226 могут сделать беспилотным
28 июл 2021
Небо осталось за нами: МАКС-2021 стал одним из самых грандиозных событий этого года
28 июл 2021
Россия наращивает производство военных и гражданских вертолетов
27 июл 2021
Ростех планирует разработать беспилотник с грузоподъемностью в тонну
27 июл 2021
НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" укрепляет международное сотрудничество на МАКС-2021
27 июл 2021
"Звено-3С": что известно о новом российском самолете "Судного дня"
27 июл 2021
Летчик-космонавт Роман Романенко оценил функционал нового российского истребителя
27 июл 2021
Компания Boeing опубликовала первый отчет по устойчивому развитию
27 июл 2021
Верен до смерти: "МиГ" разрабатывает истребитель пятого поколения
30 июл 2021
Технодинамика и МАИ будут вместе готовить молодых специалистов в рамках проекта "Крылья Ростеха"
30 июл 2021
Михаил Мишустин посетил Иркутский авиационный завод
30 июл 2021
ЦАГИ подписал соглашение с ООО "НИК" по развитию компании "Солютерм"
30 июл 2021
Новосибирский завод Технодинамики стал предприятием высокой социальной ответственности
29 июл 2021
Михаил Мишустин посетил заводы ОАК в Комсомольске-на-Амуре
29 июл 2021
Выручка новосибирского предприятия Технодинамики за полгода выросла на 26%
29 июл 2021
Владимир Гутенев ознакомился с производством самолетов в АО "Авиастар-СП" и встретился с молодыми авиастроителями
29 июл 2021
Российский самолет со сверхпроводящим электродвигателем совершил первый полет
29 июл 2021
ЦАГИ стал лауреатом конкурса "Авиастроитель года"
29 июл 2021
Команда КВЗ победила в полуфинале конкурса "Кадры для цифровой промышленности"
28 июл 2021
ФГУП "ГосНИИАС" провел 6-ую Международную научно-практическую конференцию "Перспективные направления развития бортового оборудования гражданских воздушных судов"
28 июл 2021
Специалисты ММП имени В.В. Чернышева рассказали о перспективах развития комплекса вибродиагностики
28 июл 2021
ОДК обеспечит послепродажное обслуживание двигателей SаM146 на самолетах авиакомпании "Ред Вингс"
28 июл 2021
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева посетили МАКС-2021
28 июл 2021
Авиатренажеры для пилотов Казахстана и Индии, работа по ТВРС-44: чем еще удивила Технодинамика на "МАКС-2021"
27 июл 2021
Итоги МАКС-2021
27 июл 2021
Генеральный директор ФГУП "ГосНИИАС" выступил с докладом на конференции "Беспилотная авиация в государственном секторе"
27 июл 2021
Благодарим за посещение МАКС-2021. До встречи на МАКС-2023!
27 июл 2021
ОДК внедряет технологии цифрового двойника в разработку новых газотурбинных двигателей
27 июл 2021
Итоги "Дня студента" - четвертого дня работы авиасалона МАКС-2021
27 июл 2021
"Технодинамика" продемонстрировала на МАКС-2021 все свои компетенции
26 июл 2021
Технодинамика стала триумфатором конкурса "Золотые крылья МАКС-2021"
26 июл 2021
Создание объектов авиационной промышленности и инфраструктуры обсудили на "МАКС-2021"
26 июл 2021
"Вертолеты России" и МФТИ заключили соглашение по развитию беспилотных систем
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».