Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 08.09.2021
Источник: "Жуковские вести"

УТС Як-152 против новичка УТС-800

В авиационной части выставки «Армия-2021» впервые был продемонстрирован натурный макет перспективного двухместного учебно-тренировочного самолета УТС-800.
Фото с сайта bizneslenta.ru
УТС-800

Во время Международного форума «Армия-2021», который прошел в выставочном комплексе в Кубинке в конце августа, министр обороны Сергей Шойгу поставил своим подчиненным задачу: в ноябре 2021 г. впервые поднять в воздух новый учебно-тренировочный самолет, в 2022 г. – завершить испытания УТС-800, а в 2024 г. – построить первые серийные машины.

Согласно афишированным летно-техническим характеристикам, максимальная взлетная масса УТС-800 (с заправкой для пилотажа) составляет 2150 кг. Масса пустой машины – 1700 кг. Крейсерская скорость полета составляет 360 км/ч. Максимальная скорость горизонтального полета – 460 км/ч. Максимальная эксплуатационная высота – 6 км. Конструкция УТС -800 рассчитана на перегрузки до +7 / -4 g. На самолете буду установлены катапультные кресла К-93 (Н=0, V=0).

Самолет оснащен отечественным турбовинтовым двигателем (ТВД) ВК-800ПС (разработки «ОДК-Климов»). Отметим, что базовый ТВД ВК-800С дорабатывается в течение длительного времени, и на мотор еще предстоит получить сертификат.

Самолет УТС-800 должен стать частью учебно-тренировочного комплекса (УТК), и предназначен для проведения первоначальной летной подготовки, профессионального отбора летчиков военной авиации, а также ориентирован на эксплуатацию в летных учебных заведениях Минобороны, аэроклубах ДОСААФ и других организаций. По утверждению разработчиков, самолет оборудован всеми современными системами обеспечения безопасности полетов, не уступает зарубежным аналогам по показателям полезной нагрузки, тяговооруженности и маневренности. Комплектующие самолета – исключительно российского производства, а сам планер выполнен из отечественных композитных материалов.

По заявлению разработчиков УТС-800, Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА) «проделана сложнейшая работа по созданию с нуля новейшего учебного самолета, в котором очень нуждаются Российские Вооруженные силы». Серийное производство УТС-800 планируют развернуть на УЗГА.

Як-152

В России уже несколько лет проходит испытания учебно-тренировочный самолет (УТС) Як-152, укомплектованный 500-сильным поршневым дизельным двигателем RED A03 V12 немецкой компании RED Aircraft GmbH.

Первый полет первый опытный образец Як-152 с бортовым № 01 совершил 29 сентября 2016 г. Самолет пилотировал летчик-испытатель 1-го класса ОКБ им. А.С. Яковлева Василий Севастьянов.

Окончательная сборка машины Як-152 осуществляется на Иркутском авиазаводе (ИАЗ), где изготовляется фюзеляж и крыло самолета. На Улан-Удэнском авиазаводе делают хвостовое оперение для Як-152. В мае 2019 г. на Иркутском авиазаводе был построен пятый опытный образец нового отечественного учебно-тренировочного самолета (УТС) Як-152, предназначенный для летных испытаний, затем начали строить шестой самолет Як-152. В 2018-2019 гг. было намечено построить более десятка первых серийных машин Як-152. В течение более пяти лет нет определенности с проектом УТС Як-152. Минобороны России пока не подписало никаких контрактов на поставки машины Як-152 в военные летные училища.

Максимальная скорость горизонтального полета самолета Як-152 составит 300-320 км/ч, максимальная высота полета – 4 тыс. м, длина разбега – 300 метров, дальность полета – 1400 км. Нормальная взлетная масса – 1320 кг. Самолет оснащается комплексом средств аварийного покидания самолета КСАП-152 с креслами СКС-94М2 разработки НПП «Звезда», что обеспечивает быстрое и безопасное катапультирование в экстренной ситуации.

Новый отечественный УТС Як-152, создание которого задержалось лет на пятнадцать, предназначен для обучения технике пилотирования и основам навигации, отработке навыков простого пилотирования, и высшего пилотажа, а также технике пилотирования в составе группы самолетов. Разработчики Як-152 полагают, что машина будет востребована в военных училищах ВКС России и в системе ДОСААФ. Пару лет назад Минобороны России заявляло, что после испытаний приобретет 150 УТС Як-152 до 2020 г.

Машина Як-152 должна стать частью учебно-тренировочного комплекса (УТК), в состав которого войдут самолет Як-152 для первоначального обучения, самолет Як-130 для повышенной летной подготовки курсантов училищ и летчиков строевых частей ВВС, а также единый тренажерный комплекс с единым программным обеспечением. Министр обороны Сергей Шойгу заявил, что в ближайшее время «для обновления авиапарка учебно-тренировочных самолетов первоначальной подготовки летчиков боевой авиации будут проведены на конкурсной основе комплексные испытания двух перспективных УТС – самолетов Як-152 и УТС-800».

P.S. История с созданием машин Як-152 и УТС-800 напоминает эпопею с реализацией проекта по созданию легкого многоцелевого самолета под названием «Байкал». И везде фигурирует в качестве одного из проектов УЗГА.

Досье ЖВ

В 2001 г. проект самолета Як-152 ОКБ им. А.С.Яковлева вместе с предложенным ОКБ Сухого проектом машины Су-49 участвовал в конкурсе Минобороны России. По итогам конкурса в октябре 2001 г. победителем был назван проект УТС Су-49. Однако тогда денег на его разработку у Минобороны не нашлось. О самолетах Як-152 и Су-49 подзабыли. Прошло более десяти лет и проект легкого УТС Як-152 решили реанимировать, объявив конкурс на выполнение ОКР под названием «Птичка-ВВС» для нужд Минобороны России. В новом конкурсе победило ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева», входящее в состав корпорации «Иркут». Стоимость контракта на создание двухместной машины Як-152 была определена в 300 млн. руб.

Необходимо сказать, что первоначально Як-152 проектировался под установку поршневого двигателя М-14Х мощностью 325-360 л.с. На сегодняшний день проработан вопрос об оснащении самолета Як-152 авиационным дизелем, разработанным немецкими специалистами. Созданный в Германии 12-цилиндровый авиадизель RED A03 V12 мощностью 500 л.с. успешно прошел испытания в составе силовой установки на самолете Як-52. На Як-152 планируют установить модификацию двигателя RED A03 V12.

Следует также сказать, что с декабря 2010 г. в Китае летает аналог самолета Як-152 – машина L-7. Соглашение о совместной разработке УТС L-7 для начальной летной подготовки было подписано между Россией и Китаем в августе 2007 г.

Юрий Пономарёв

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
22 окт 2021
Создатель российской авионики
22 окт 2021
Gulfstream добавляет новые функции в G280
22 окт 2021
В Кумертау собираются серийно изготавливать беспилотные вертолеты
22 окт 2021
Закон для неба: как сделать беспилотники безопасными
22 окт 2021
Новейшие самолеты для малой авиации могут начать строить в Комсомольске-на-Амуре
22 окт 2021
В Московском авиационном институте прошел третий день первого модуля образовательной программы "Реализация инновационных проектов корпораций" Школы управления МАИ
22 окт 2021
Израильтяне представили концепт персонального летательного аппарата вертикального взлета
21 окт 2021
Памяти Е.Б. Качанова
21 окт 2021
О перспективных технологиях в авиастроении
21 окт 2021
Бизнес-модели будущего для аэрокосмической и судостроительной отраслей представили в МАИ
21 окт 2021
Опытный образец самолета "Байкал" отправят на испытания в Якутию зимой 2023 года
21 окт 2021
Глава Генштаба Ирана: мы уже ведем переговоры о закупке истребителей и боевых вертолетов российского производства (Гуаньча, Китай)
21 окт 2021
В Иркутском филиале МГТУ ГА прошла научная конференция
21 окт 2021
В Школе управления МАИ стартовала пятая программа для ведущих специалистов индустрии
20 окт 2021
Авиационный учебный центр МАИ презентовал новые программы подготовки
20 окт 2021
hales начала летные испытания «облачного» комплекса авионики FlytX
20 окт 2021
Специалисты ВИАМ исследуют возможность создания грибостойких полиуретанов
20 окт 2021
Цена нового МС-21 из Иркутска по каталогу составит 97 млн долларов
19 окт 2021
Высокоточные бомбы и ракеты увеличили ударный потенциал Су-57
19 окт 2021
Российский ударный беспилотник С-70 станет незаметным для врага
19 окт 2021
Роствертол купил 160 двигателей на 12 млрд рублей
19 окт 2021
Гражданские инновации от лидера военной электроники
18 окт 2021
"Росэлектроника" в Тамбове проводит "Неделю без турникетов"
18 окт 2021
Аспирант МАИ автоматизирует тестирование человеко-машинного интерфейса для гражданских самолетов
22 окт 2021
Предприятия ОДК обменялись опытом бережливого производства в ходе "Фабрики процессов"
22 окт 2021
ОДК принимает участие в работе юбилейной Школы управления МАИ
22 окт 2021
На ММП имени В.В. Чернышева завершилась "Неделя без турникетов"
22 окт 2021
Ассоциированные школы Союза Машиностроителей будут открыты в регионах России
22 окт 2021
ОДК-Сатурн в числе лучших промышленных предприятий региона
21 окт 2021
Корпоративный центр дивизиона транспортной авиации ОАК объединяется с заводами дивизиона
21 окт 2021
ЦАГИ принял участие во Всероссийском фестивале науки NAUKA 0+
21 окт 2021
Проекты ОДК-Сатурн стали финалистами Национальной премии в сфере цифровизации
21 окт 2021
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева победили в интеллектуальной игре
21 окт 2021
Производственные показатели новосибирского завода Технодинамики выросли на 4,3 процента
20 окт 2021
«РТ-Техприемка» разработала новый национальный стандарт для поставщиков материалов
20 окт 2021
Итоги работы ФГУП «ГосНИИАС» на УАКС-2021
20 окт 2021
Команда У-УАЗ вышла в финал Кубка по рационализации и производительности по программе Worldskills Russia
20 окт 2021
В УКБП обсудили создание технопарка в сфере электронной промышленности
20 окт 2021
«ОДК-Авиадвигатель» представил новые разработки для топливно-энергетического комплекса
19 окт 2021
Союз Машиностроителей наградил управляющего директора ММП имени В.В. Чернышева
19 окт 2021
Ульяновское КБ приборостроения принимает гостей на "Неделе без турникетов"
19 окт 2021
Ученый ЦАГИ выпустил книгу о знаменитом летчике Михаиле Громове
19 окт 2021
У-УАЗ стал дипломантом федерального этапа Всероссийской премии "Экспортер года"
18 окт 2021
Участники образовательной программы ОАК протестировали "Фабрику процессов"
18 окт 2021
Перспективный российский поршневой авиадвигатель АПД-500 испытали пробежками и подлетами
18 окт 2021
"Неделя без турникетов": около 1,5 тысяч школьников и студентов смогли увидеть работу предприятий Технодинамики изнутри
18 окт 2021
Центр титанового литья в ОДК-УМПО наращивает мощности
18 окт 2021
ОДК представила на выставке в ВИАМ достижения в области аддитивных технологий
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».