hales начала летные испытания «облачного» комплекса авионики FlytX
Компания Thales недавно приступила к первому циклу летных испытаний на модернизированном вертолете Cabri того бортового оборудования, который производитель из Тулузы определяет как «облачный» комплекс авионики.
В цикле летных испытаний на Cabri используется моноиндикаторная версия комплекса FlytX, которая поможет разработать следующее поколение бортовых систем, уже выбранных компанией Airbus Helicopters и французским Агентством оборонных закупок (Defence Procurement Agency, DGA — прим. ред.) для оснащения будущего легкого многоцелевого вертолета Airbus H160M Guépard, а также ориентированных на перспективный легкий однодвигательный вертолет VRT500 российского конструкторского бюро «ВР-Технологии». Представитель Thales в Тулузе подтвердил, что компания применяет двухэтапный подход к разработке своего первого бортового вычислительного комплекса, изначально связанного с внешними авиационными системами.
FlytX — это комплекс авионики, впервые представленный Thales в 2019-ом году. Он организован по модульному принципу с сенсорными индикаторами в архитектурном центре, и в нем реализована концепция создания виртуальной среды для систем связи, навигации и наблюдения. Комплекс предоставляет им собственный или встраиваемый доступ к совместному использованию данных в облачных и наземных авиационных системах. Вычисления и обработка во FlytX встроены непосредственно в конфигурацию его индикаторов, количество которых варьируется от одного до четырех, что устраняет необходимость в отдельных бортовых вычислителях, так как теперь их функции выполняют сами индикаторы. При этом Thales адаптирует все, от системных страниц до применяемой цветовой гаммы для конкретного использования.
Структура FlytX, основанная на интегрированной модульной авионике, включает в себя систему вертолетовождения, систему предупреждения о возможном столкновении с землей и систему управления радиосвязью, что сокращает потребность в общевертолетном оборудовании и в специализированных средствах управления, приводя к оптимизации размера, веса и потребляемой мощности (Size, Weight and Power, SWAP — прим. ред.) По данным компании, степень интеграции и виртуализации FlytX дает возможность сократить SWAP на 30-40%, а также снижает потребность в быстросменных блоках.
«Действительно, FlytX — это изначально облачный комплекс авионики. Сегодня, благодаря ему, пилот может напрямую подключать к индикатору свою электронную систему бортовой документации и взаимодействовать с ней непосредственно через индикатор, отображая необходимую ему информацию — подчеркнул представитель Thales, — На втором этапе FlytX будет напрямую подключен кибербезопасным способом к внешним системам, чтобы использовать данные из открытого мира в самой кабине».
Еще одним важным направлением развития FlytX является сохранение настраиваемой архитектуры, ориентированной на экипаж и изначально собираемой в цифровом облаке, где данные для конкретных типов воздушных судов и маршрутов будут доступны для каждого рейса. Комплекс масштабируется, и системы могут добавляться в него по мере необходимости.
В рамках цикла летных испытаний FlytX на Cabri компания Thales использует 15-дюймовый индикатор, который подключен к датчикам и навигационным системам вертолета, передающим полетные данные и информацию во встроенную систему обработки индикатора. Оборудование для летных испытаний, подключенное к индикатору, было модернизировано для имитации конфигурации более крупного вертолета, такого как Guepard, сообщили в Thales.
Команде инженеров и пилотов, задействованных в этом цикле испытаний, было поручено внести кратковременные корректировки для повышения производительности и зрелости системы перед ее интеграцией в первые клиентские программы. Одной из ключевых целей летных испытаний стала проверка основных элементов облачных вычислений FlytX. «Функция открытого мира действительно оценивается», — подтвердил представитель Thales.
«В высшей степени инновационное, функциональное и жизненно-важное решение для успешного выполнения боевой задачи, FlytX будет полностью соответствовать новым стандартам и в военной авиации», — заявили в Thales по поводу его будущей интеграции на Guépard, — Интуитивно-понятная панель управления комплекса с сенсорным индикатором позволит пилотам ознакомиться с системой в рекордно короткие сроки».
Моноиндикаторная версия, проходящая летные испытания на Cabri, имитирует ту конфигурацию, которая впоследствии будет установлена на VRT500, запланированном к вводу в эксплуатацию в 2023-ем году. Thales также занимается адаптацией FlytX для самолетов с неподвижным крылом с расчетом на внедрение комплекса в ближайшем будущем.
«Это часть дорожной карты FlytX, — проинформировали представители Thales, — Мы представили на рассмотрение производителям воздушных судов все преимущества такого комплекса последнего поколения для самолетов с неподвижным крылом».