Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 29.11.2021
Источник: Сайт "110 км"

Легенда советской истории: самый большой в мире вертолет В-12

Это был самый грузоподъемный вертолет в истории мировой авиации. Американцы верили, что он создан для секретной переброски баллистических ракет. Однако в итоге проект самого тяжелого в мире вертолета с грузоподъемностью 30 тонн был закрыт менее чем через 10 лет после первого полета гиганта.
Фото: wiki2.org
Франкенштейн в мире авиации: разработка В-12 М.Миля

В разгар Холодной войны в СССР началась разработка нового большого вертолета для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет, по крайне мере в этом были уверена в США. На тот момент на вооружении советской армии уже были мощные и довольно большие вертолеты, в их числе Ми-6, поэтому новая концепция не была полной неожиданностью. Новый транспортник должен был стать чем-то вроде американского Боинг СН-47 "Чинук", который поступил в арсенал армии США в 1962 году.

Но то, что в итоге предложил конструктор Михаил Миль, было настоящим монстром, затмившим абсолютно все вертолеты, которые и сейчас используются в мире. Прототип машины, которая могла бы стать Ми-12, в итоге получила имя В-12.

Детали проекта летающего монстра

Благодаря своей поперечной конфигурации В-12 не нуждался в хвостовом винте, а на каждом крыле обратного сужения размещался несущий винт вертолета. Да, их было два. Оба винта вращались в противоположных направлениях, обеспечивая стабильность вертолета и балансируя реактивный крутящий момент. Большой хвост от самолета существенно повышал маневренность В-12 на высоких скоростях, а еще у него был просто невероятных размеров грузовой отсек. В нем легко можно было перевозить грузовики и танки, солдат и всевозможные припасы. При желании В-12 легко могли превратить в гражданский вертолет, его пассажировместимость составляла 196 человек, плюс 10 человек экипажа. Но он был создан для других задач.

Предполагалось, что военные самолеты будут доставлять боеголовки на самые отдаленные аэродромы, а уже оттуда силами В-12 они будут переправляться на тайные базы в бескрайних российских таежных лесах. Если бы ракеты бесследно исчезали в сибирской глуши так, что американцы бы не имели понятия о том, где находится советский арсенал баллистических ракет, то это бы вызвало немалую панику в командовании США.

Первый свой полет В-12 совершил в июле 1968 года, его четыре газотурбиновых двигателя имели совокупную мощность 26000 л.с.

Первое появление Гиганта Гомера

Второй прототип В-12 впервые поднялся в воздух лишь в 1973 году, до этого он целый год ожидал поступления новых экспериментальных двигателей. Но уже в 1971 году состоялась демонстрация первого прототипа В-12 на Парижском авиасалоне, где он установил несколько рекордов, в том числе по грузоподъемности - 44 тонны. В НАТО этого гиганта тут же прозвали Гомером. Изначально новая разработка казалась очень многообещающей, все говорило о том, что ОКБ Миля создало потрясающую машину, но, оказалось, что не все так радужно.

Во-первых, прототип слишком долго ждал своего первого полета - он был задуман еще в 1959 году, а впервые поднялся в воздух лишь в 1968. Не обошлось без ряда проблем с летными характеристиками. Но по большей части они были устранены. А во-вторых, и это главное, военная карьера вертолета так и не успела начаться, поскольку в нем просто исчезла необходимость. Американские спутники-шпионы кружили на орбите земли и могли делать снимки военных объектов СССР с гораздо большей эффективностью, чем самолет разведчик. Так что планы секретной переброски ракет на таежные базы провалились бы. К тому же в 70-е годы в СССР уже выпускались настолько "миниатюрные" ракеты, что их легко и незаметно можно было транспортировать куда угодно на грузовиках.

Завершение грандиозного проекта

В 1974 Советский союз окончательно закрыл проект вертолетов В-12, позднее был разработан Ми-26, который больше соответствовал текущим нуждам СССР. Проект В-12 не канул в небытие, оба прототипа до сих пор целы, причем первый служит музейным экспонатом на территории Московского вертолетного завода. Этот вертолет до сих пор считается самым большим и грузоподъемным из всех, что когда-либо создавались, и служит напоминанием о мощи Советского союза.

Мария Аникина
13 января 2022 года
Принимаются заявки на участие в конкурсе "Авиастроитель года" по итогам 2021 года
Конкурс "Авиастроитель года - 2021"
21 декабря 2021 года
20 декабря 2021 года состоялась церемония награждения
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2020 г. Церемония награждения
24 декабря 2021 года
Читайте в новом номере
Вышел очередной номер журнала "Крылья Родины"
30 ноября 2021 г. состоялось плановое заседание Комитета по стандартизации и унификации Союза авиапроизводителей России 30 ноября 2021 г. состоялось плановое заседание  Комитета по стандартизации и унификации Союза авиапроизводителей России 23 ноября 2021 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков Союза авиапроизводителей России Состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков 30 августа состоялось расширенное совещание Союза авиапроизводителей России 30 августа состоялось расширенное совещание Союза авиапроизводителей России 16 августа состоялось расширенное совещание руководства Комитетов САП России Расширенное совещание руководства Комитетов Союза авиапроизводителей России
29 июля 2021 года
28 июля 2021 года состоялось Заседание Комитета по безопасности полетов
Состоялось Заседание Комитета по безопасности полетов
19 июля 2021 года
Совместное заседание технического комитета №323 «Авиационная техника» (ТК 323) и технического комитета по стандартизации № 497
Совместное заседание технического комитета №323 «Авиационная техника» (ТК 323) и технического комитета по стандартизации № 497
10 июня 2021 года
Союзом авиапроизводителей России и Техническим комитетом ТК 323 был проведен Семинар
Союзом авиапроизводителей России и Техническим комитетом ТК 323 был проведен Семинар
1 июня 2021 года
Национальные стандарты для беспилотной техники
Национальные стандарты для беспилотной техники
О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
26 янв 2022
Ил-96-400М станет летающей лабораторией для двигателей ПД-35
26 янв 2022
В МАИ дан старт новому модулю Школы управления
26 янв 2022
Пермские моторостроители рассказали, когда будут готовы к серийному производству двигателей для МС-21
26 янв 2022
Новосибирские ученые успешно испытали элементы перспективного авиадвигателя ПД-35
25 янв 2022
НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" принял участие в совещании о развитии гражданского самолетостроения
25 янв 2022
В США сравнили российские Су-35 с украинскими Су-27
25 янв 2022
В США раскрыли "сумасшедшие причуды" российского Су-34
25 янв 2022
Второй модуль новой программы школы сервиса завершился в МАИ
24 янв 2022
Начата работа по определению облика широкофюзеляжного самолета нового поколения
24 янв 2022
"Американцы проявили мужество, признав ошибки в проекте F-35"
24 янв 2022
Самолет "Байкал" успешно завершил программу аэродромных проверок
24 янв 2022
Американцы вооружили беспилотник Mojave парой "Миниганов"
24 янв 2022
"Антонов" заказал КБ "Ивченко-Прогресс" разработку и сертификацию новой версии двигателя для Ан-178
24 янв 2022
В России поставили задачу создать сверхзвуковой самолет
21 янв 2022
Протестирован прототип двигателя для европейского истребителя пятого поколения NGF
21 янв 2022
Airbus совместно с партнерами откроют центр по управлению жизненным циклом самолетов в Китае
20 янв 2022
Иркутский политех разработал и внедрил новую технологию для изготовления крыла военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А
20 янв 2022
Китайский истребитель J-20, оснащенный новым двигателем, прошел испытания
20 янв 2022
Цыденов сообщил, что Улан-Удэнский авиазавод обеспечен портфелем заказов на 2022 год
20 янв 2022
Французская компания Dassault Aviation нарастила производство самолетов
18 янв 2022
Ка-62: из военных в гражданские
18 янв 2022
Использование цифровых технологий в разработке вертолетной техники
18 янв 2022
В МАИ спроектировали беспилотник для мониторинга погоды в Арктике
17 янв 2022
Путин пообещал поощрить конструктора авиадвигателей Иноземцева
26 янв 2022
Лаборатория ЦАГИ подвела итоги научной работы в рамках гранта Правительства Российской Федерации
26 янв 2022
Новосибирское предприятие Технодинамики за 2021 год направило более 100 млн рублей в социальную сферу
26 янв 2022
Молодой рабочий АО "ОДК-Климов" признан лучшим по профессии
25 янв 2022
Самолет МС-21-300 пройдет в Якутии испытания в условиях низких отрицательных температур наружного воздуха
25 янв 2022
Ученый ЦАГИ удостоен премии Правительства Российской Федерации
25 янв 2022
ОАК передала Минобороны России первые модернизированные истребители Су-30СМ2
25 янв 2022
Для работ высокой сложности
25 янв 2022
Старт проекту
24 янв 2022
Михаил Мишустин посетил предприятие ОАК в Воронеже
24 янв 2022
Акционеры ОАК одобрили решение об объединении ОАК, "Сухого" и "МиГа"
24 янв 2022
ОАК открыла информационный проект "ОАК.Карьера"
24 янв 2022
60 лет назад первый полет совершил самолет Ту-126
21 янв 2022
ЦАГИ выступил одним из разработчиков международного стандарта по вертолетной тематике
21 янв 2022
Проекты по развитию производственной системы "ОДК-Сатурн" стали призерами конкурса ОДК
21 янв 2022
Ученый ЦАГИ организовал интерактивный физико-математический музей
21 янв 2022
В "ОДК-Сатурн" началось первое внедрение цифровой платформы "Умный цех"
21 янв 2022
В Производственно-учебном центре Ростеха начато обучение специалистов ПАО "Газпром"
20 янв 2022
Ученые ЦАГИ стали лауреатами конкурса имени профессора Н.Е. Жуковского
20 янв 2022
Вертолетные двигатели ОДК валидированы в Индонезии
20 янв 2022
ОДК внедряет систему мониторинга парка производственного оборудования
20 янв 2022
Технодинамика модернизирует центр инспытания изделий для перспективной отечественной авиации
20 янв 2022
Аэрохиммузей: летопись истории авиации России
18 янв 2022
Сотрудники ЦАГИ получили премию губернатора Московской области за коммерциализацию научных результатов
18 янв 2022
Корпоративный ежемесячник ОДК-Сатурн в десятке лучших корпоративных изданий промышленных компаний
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».