Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 03.12.2021
Источник: "Военное обозрение"

VRT500 - первый российский вертолет легкого класса

Продолжается разработка перспективного отечественного многоцелевого вертолета VRT500. Согласно актуальным планам, в ближайшее время завершится сборка опытного образца, и в следующем году он впервые поднимется в воздух. Еще через несколько лет, после прохождения всех испытаний и сертификаций, машина пойдет в серию в интересах внутренних и иностранных заказчиков. Ожидается, что VRT500 будет выпускаться большими партиями и заметно повлияет на облик отечественного вертолетного парка.
Фото с сайта tonnametr.ru
Ответ на требования

Заметной популярностью на рынке пользуются легкие многоцелевые вертолеты взлетной массой до 2 т. Такая техника используется для перевозки пассажиров и грузов ограниченной массы, а также для решения специальных задач. В силу разных обстоятельств собственные вертолеты такого класса в нашей стране пока отсутствуют. Однако в ближайшем будущем эта ситуация должна измениться.

Заполнить пустующую нишу должен перспективный легкий вертолет VRT500. Его разработкой занимается конструкторское бюро "ВР-Технологии", созданное несколько лет назад в составе холдинга "Вертолеты России". Производство опытных и серийных машин возлагается на Улан-Удэнский авиационный завод. Кроме того, к проекту привлекаются иностранные поставщики комплектующих и сборочные предприятия.

Предварительное проектирование будущего VRT500 завершилось еще несколько лет назад, и на выставке HeliRussia-2018 впервые показали полноразмерный макет вертолета. В дальнейшем такой макет с теми или иными изменениями и нововведениями неоднократно демонстрировался на других мероприятиях. На фоне показов происходило подписание соглашений и меморандумов о сотрудничестве с разными заказчиками техники.

С 2018 г. "ВР-Технологии" и другие участники проекта проводили испытания различных узлов и элементов конструкции. В конце того же года прошли первые испытания в аэродинамических трубах ЦАГИ. К настоящему времени все подобные мероприятия успешно завершены, и проект перешел на новую стадию. Сейчас на УУАЗ осуществляется строительство первого опытного VRT500 для будущих летных испытаний.

Первый полет нового вертолета состоится в следующем году, но точная дата пока не названа. На испытания и отработку конструкции, а также на сертификацию и получение необходимых разрешений уйдет около двух лет. В 2023 г. "Вертолеты России" планируют запустить серийное производство для выполнения уже подписанных контрактов. При этом сборка новой техники, вероятно, будет выполняться не только в Улан-Удэ, но и на иностранной площадке.

Технический облик

Проект VRT500 предусматривает создание легкого и компактного вертолета с высокими летно-техническими характеристиками, способного решать широкий круг задач. Длина машины незначительно превышает 8 м, диаметр несущей системы - 8,4 м. Максимальная взлетная масса составляет 1600 кг. При этом вертолет сможет перевозить до 730 кг внутри кабины и до 900 кг на внешней подвеске. Максимальная скорость полета достигнет 250 км/ч, дальность - 860 км. Практический потолок - более 6 км.

Для нового вертолета разработан оригинальный каплевидный фюзеляж, выполненный из металлических и композитных деталей. Внутри фюзеляжа имеется грузопассажирская кабина объемом 5,3 м с доступом через боковые двери или хвостовой люк. Над кабиной размещена двигательная установка с редуктором. Фюзеляж оснащен тонкой хвостовой балкой с парой килей-шайб. Показанные макеты имели лыжное шасси.

На ранних этапах вертолет VRT500 будет получать один турбовальный двигатель Pratt & Whitney Canada PW207V мощностью 700 л.с. В отдаленном будущем планируется внедрить отечественный мотор ВК-650В с близкими параметрами. В обоих случаях будут обеспечены требуемые летно-технические характеристики. Возможно, в дальнейшем появятся и другие варианты силовой установки, что станет дополнительным конкурентным преимуществом.

Для VRT500 разработана несущая система с двумя винтами соосной компоновки. Она сочетает приемлемые размеры и высокие рабочие характеристики. Кроме того, с помощью двух винтов планируют получить дополнительные преимущества в сфере удобства и безопасности эксплуатации. В частности, вертолет будет менее требователен к посадочным площадкам, а отсутствие рулевого винта предотвратит несчастные случаи.

Вертолет получает современный комплекс бортового оборудования и "стеклянную кабину". Кроме того, кабина летчиков имеет остекление большой площади, улучшающее обзор. В некоторых модификациях пилотажная аппаратура дополняется специальными приборами. К примеру, полицейская модификация вертолета может оснащаться оптико-электронным блоком с пультом управления в кабине.

Оснащение грузопассажирской кабины зависит от решаемых задач, и уже представлено несколько вариантов разного назначения. Так, пассажирский вертолет, в зависимости от требований заказчика, может иметь от двух до пяти мест. Грузовой вертолет использует максимально доступный объем кабины, а также имеет внешнюю подвеску. Также представлены медико-эвакуационный вариант и полицейская модификация с соответствующими наборами оборудования.

Путь на рынок

С целью совершенствования своего вертолета и улучшения позиций на рынке компания "ВР-Технологии" сотрудничает с иностранными организациями. Так, несколько лет назад она купила итальянское КБ Vertex Aero, имеющее разрешения на разработку и испытания авиационной техники. Привлечение этой организации, как ожидается, ускорит европейскую сертификацию и приблизит начало серийного выпуска. Кроме того, в 2019 г. появились договоры с компаниями Mecaer Aviation Group (Италия) и Liebherr-Aerospace Toulouse (Франция) на разработку авионики и других компонентов. Также развивается сотрудничество с другими компаниями в области целевого оснащения.

Рекламная кампания VRT500 на выставках уже дала результаты. Всего через год после первого показа вертолета, на салоне МАКС-2019 были подписаны первые соглашения. Малазийская компания Ludev Aviation пожелала получить пять вертолетов, а также планирует заняться продвижением российской техники на местном рынке.

Тогда же "ВР-Технологии" и "Яндекс.такси" договорились о совместных работах по теме городского воздушного такси. В перспективе VRT500 сможет взять на себя городские перевозки и даже войти в целую экосистему, включающую разные образцы авиационной техники.

Осенью 2019 г. появился заказ от шведской компании Rotorcraft Nordic AB на 10 вертолетов. Как и малазийский перевозчик, она планирует не только эксплуатировать технику, но и продвигать ее на региональном рынке.

Первый контракт с отечественным заказчиком подписали в мае этого года на выставке HeliRussia-2021. Перевозчик "Русские вертолетные системы" желает получить пять новых VRT500 с поставкой до конца 2024 г. В его парке такая техника дополнит другие образцы разных классов отечественной и зарубежной разработки, заняв одну из важнейших ниш.

В марте перед проектом VRT500 открылись новые выдающиеся перспективы. Им заинтересовался инвестиционный фонд Tawazun из ОАЭ. Вскоре появился договор о создании совместного российско-эмиратского предприятия Aeroter с регистрацией в Сингапуре. В ближайшем будущем Tawazun планирует заказать до 200 новых вертолетов для поставки ряду государственных организаций ОАЭ. Также возможна закупка частными заказчиками.

Поводы для оптимизма

Проект VRT500 имеет большое значение для российского авиастроения. Впервые за долгие годы в нашей стране появилось совершенно новое вертолетное конструкторское бюро. Впервые за несколько последних лет оно предлагает и разрабатывает новую винтокрылую платформу с высокими характеристиками и широкими возможностями. Такая платформа представляет большой интерес для отечественного заказчика и имеет большие экспортные перспективы.

Следует учесть, что пока речь идет только о расчетных характеристиках и заявленных возможностях. Первый опытный VRT500 на данный момент строится и еще не поднимался в воздух. Однако летные испытания должны начаться в течение нескольких следующих месяцев и достаточно быстро покажут реальный потенциал новой конструкции. При этом наличие первых контрактов и договоренностей уже говорит о больших коммерческих перспективах проекта. Оправдаются ли эти ожидания, станет известно в ближайшие годы - после проведения испытаний и запуска серии.

Кирилл Рябов
13 июля 2022 года
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Статья в журнале "АвиаСоюз"

Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли
28 июня 2022 года
20 июня состоялось Годовое Общее собрание членов Союза авиапроизводителей России
20 июня состоялось Годовое Общее собрание членов Союза авиапроизводителей России
14 апреля 2022 года
30 марта 2022 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков
30 марта 2022 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков
5 апреля 2022 года
Конференция ГосНИИ ГА: О Плане реализации концепции интеграции БВС в единое пространство
Конференция ГосНИИ ГА: О Плане реализации концепции интеграции БВС в единое пространство
19 марта 2022 года
17 марта 2022 г. состоялось заседание Технического комитета по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
17 марта 2022 г. состоялось заседание Технического комитета по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
17 февраля 2022 года
Состоялось заседание Комитета управления качеством
Состоялось заседание Комитета управления качеством
17 февраля 2022 года
Состоялось заседание Комитета по стандартизации и унификации
Состоялось заседание Комитета по стандартизации и унификации
13 января 2022 года
Принимаются заявки на участие в конкурсе "Авиастроитель года" по итогам 2021 года
Конкурс "Авиастроитель года - 2021"
О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
9 авг 2022
Светлое будущее «черного крыла»
9 авг 2022
В МАИ создают материал для космических самолетов будущего
8 авг 2022
Ростех разработал систему защиты пассажирских самолетов от птиц
8 авг 2022
КВЗ обещал представить на 100% отечественный вертолет "Ансат"
8 авг 2022
Ростех представит на форуме "Армия-2022" более 1000 образцов оружия и военной техники
8 авг 2022
Ростех разработал технологию, увеличившую эффективность и ресурс наземных и морских двигателей
8 авг 2022
Bell объявляет о поставке 400-го вертолета Bell 505
5 авг 2022
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
5 авг 2022
Трутнев: завод по производству самолетов "Байкал" получит заказ на 105 судов
5 авг 2022
Ученые БашГУ работают над усовершенствованием деталей авиационной промышленности
5 авг 2022
В МАИ стартовала новая программа Lean-школы
5 авг 2022
Студенты Самарского университета им. С. П. Королева разработали компактный разборный планер для обучения азам пилотирования
4 авг 2022
Парашюты для "крылатой пехоты"
4 авг 2022
В Чехии сертификат получил новый легкий боевой самолет
4 авг 2022
ОАК получила патент на промышленный образец истребителя Checkmate
4 авг 2022
МАИ стал флагманским вузом проекта по созданию в школах авиастроительных классов
2 авг 2022
Цифровой двойник авиационного двигателя будет учитывать особенности производства
2 авг 2022
Boeing откроет в Японии новый научно-исследовательский центр
2 авг 2022
В Южной Корее прошли летные испытания нового истребителя KF-21 Boramae
2 авг 2022
Маевцы прошли практику в филиале "Региональные самолеты" ПАО "Корпорация "Иркут"
1 авг 2022
В МАИ завершился второй модуль программы Lean-школы для сотрудников ОАК
1 авг 2022
Airbus планирует поставить заказчикам 700 коммерческих самолетов в 2022 году
1 авг 2022
В Airbus усмотрели в китайском лайнере C919 серьезного конкурента
29 июл 2022
Источник: решение о серийном выпуске Ил-96-400М будет принято после испытаний самолета
9 авг 2022
Молодые специалисты ЦАГИ обсудили перспективы развития экспериментальной базы
9 авг 2022
Казанский авиационный завод - филиал ПАО "Туполев" принял участие в авиационном празднике "Я выбираю небо!"
8 авг 2022
ФАУ «ГосНИИАС» - участник форума «Армия-2022»
8 авг 2022
ЦАГИ - полеТу: первый отечественный цельнометаллический гидросамолет АНТ-8
8 авг 2022
ФАУ «ГосНИИАС» провел тестирование вычислительного кластера ФГАУ «РЦУД и РТ» с использованием нейронных сетей
8 авг 2022
Специалисты ММП имени В.В. Чернышева - в призовой тройке чемпионата "Время первых"!
6 авг 2022
Вертолеты КВЗ покажут фигуры высшего пилотажа на празднике "Я выбираю небо!"
5 авг 2022
В ЦАГИ работают над автоматизацией процесса калибровки тензовесов
5 авг 2022
Институт авиационного приборостроения "Навигатор" готов заместить зарубежные бортовые системы на всех российских воздушных судах
5 авг 2022
Победители конкурса «Московские мастера» работают в ЦИАМ
5 авг 2022
"Вертолеты России" стали лучшими на корпоративном чемпионате Ростеха по профессиональному мастерству
5 авг 2022
ОДК-Климов и ВОЕНМЕХ завершили прием по программе "Крылья Ростеха"
4 авг 2022
ОДК импортозаместит детали для газотурбинных установок Газпрома
4 авг 2022
На московском бульваре открылась фотовыставка, посвященная 100-летию конструкторского бюро ПАО "Туполев"
4 авг 2022
Работники ОДК завоевали три призовых места на "Московских мастерах-2022"
4 авг 2022
Союзмаш выразил благодарность ЦИАМ за сотрудничество в проведении мероприятий форума "Инженеры будущего - 2022"
3 авг 2022
Летающую лабораторию с гибридной силовой установкой представили на авиашоу под Новосибирском
2 авг 2022
В ЦАГИ доставлен планер самолета SSJ-NEW для ресурсных испытаний
2 авг 2022
"Навигатор" выступил куратором студенческих дизайн-проектов перспективных БПЛА
2 авг 2022
В ОДК-УМПО определили новых участников проекта "Крылья Ростеха"
2 авг 2022
Воздушная поддержка флота
2 авг 2022
ЦАГИ - полеТу: тяжелый бомбардировщик АНТ-6
1 авг 2022
Фюзеляж SSJ-NEW прибыл в Жуковский для испытаний
1 авг 2022
"Навигатор" создал российский аналог зарубежных антенн для гражданских воздушных судов
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».