Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 10.06.2022
Источник: "ТАСС"

"Король истребителей". К 130-летию со дня рождения Николая Поликарпова

Дмитрий Хазанов - о непростом пути легендарного авиаконструктора.
Николай Поликарпов родился 9 июня 1892 года в Георгиевской слободе Ливенского уезда Орловской губернии, в многодетной семье потомственных священников. С детства он отличался хорошей памятью, сообразительностью, любил строить, рисовать, в пять лет самостоятельно научился читать.

Затем поступил в духовное училище и окончил его, но вскоре решил кардинально изменить жизнь: стал учащимся Петербургского политехнического института. Увлекшись авиацией, в 1913 году он поступил на курсы авиации и воздухоплавания, начал работать на петроградском филиале завода "Дукс".

Начало конструкторской деятельности

Дипломированный инженер-механик мечтал вложить свои силы и знания в развитие отечественного самолетостроения. В первые революционные годы Николай Поликарпов принимал деятельное участие во многих проектах, однако почти ничего из задуманного реализовать не удалось. Разруха успела охватить экономику страны, многие предприятия просто остановились. В авиапромышленности регулярно срывались даже скромные планы. Тем не менее в 1918 году Поликарпов отверг предложение своего учителя Игоря Сикорского уехать за границу. Покидать родину он был не готов.

О себе как о большом специалисте Поликарпов заявил в 1918-1920 годах. Он внес большой вклад в освоение в СССР производства английского разведчика "Де Хэвилленд-4", ставшего первым массовым советским самолетом Р-1 (разведчик-первый, построили 50 экз.). В 1927 году Поликарпов разработал учебный аппарат У-2 (с августа 1944 года - По-2), который завоевал признание как очень удачная конструкция легкого и дешевого многоцелевого и учебного самолета. В будущем эта машина сыграла важную роль в подготовке летчиков. Ее использовали также в санитарной и сельскохозяйственной авиации, для оперативной связи.

Как известно, в годы Великой Отечественной войны бипланы Поликарпова составляли основу легкомоторной авиации СССР. Причем идею создания такого самолета, оснащенного бомбодержателями и оборонительным пулеметом, продумал и реализовал сам главный конструктор. Немецкие войска ненавидели эти тихоходные, весьма примитивные, но малоуязвимые самолеты. Они не позволяли им спать, выполнять плановые ночные перебазирования, временами доставляли не только неудобства, но и потери. Их называли "рус-фанер", "кофемолка", "швейная машинка"…

Простоту пилотирования обеспечил большой диапазон допустимых центровок самолета. Дешевизну производства - использование недефицитных материалов (дерева и полотна). Это позволяло строить самолет на небольших предприятиях. Его могли выпускать даже те, кто не был знаком с процессами производства авиационной техники. В результате за 20 лет, с 1930 по 1949 год, таких самолетов выпустили свыше 32,5 тыс. Более массовыми в СССР были только штурмовики "Ил-2".

Весьма удачным оказался и полутораплан И-3, впервые взлетевший в феврале 1928 года. Основным истребителем начала 1930-х годов стал и принятый на вооружение самолет (разведчик) Р-5. В 1928 году он оказался одним из лучших в мире в своем классе, а впоследствии - наиболее массовым советским довоенным разведчиком. Эти самолеты, точнее, их модификации Р-Z, П-5 и ССС до начала "Большой войны" участвовали в конфликтах в Испании, Китае, Монголии, Финляндии. Самолет Р-5 открыл советский авиационный импорт - в 1931 году 20 машин продали в Иран.

Успех, несмотря на испытания

Казалось, для молодого авиаконструктора дела складывались более чем удачно. Однако по ложному обвинению в ночь на 24 октября 1929 года его арестовали. Нельзя утверждать, будто ничто не предвещало подобного. Волна репрессий в стране уже шла. После аварий и катастроф, нередко происходящих из-за неоправданной спешки, низкой технической культуры, отсутствия в достаточном количестве квалифицированных кадров, обычно следовали аресты виновных и невиновных. Кроме того, Поликарпову припомнили регулярные походы в церковь. Доносов от завистливых людей набралось достаточно для ночного визита спецслужб. Непосредственным поводом, вероятно, послужила гибель одного из первых серийных И-3 - конструктора обвинили в передаче на производство сырой машины.

Затем посыпались обвинения в саботаже, вредительстве, умышленном срыве сроков выполнения важных правительственных заданий. Хотя Поликарпов не признал себя виновным, его "как социально чуждый элемент" приговорили к высшей мере наказания. Надо сказать, что Поликарпов не был единственным из создателей авиационной техники, кого затронули репрессии. В то время решением руководства Высшего совета народного хозяйства СССР и ОГПУ организовывалась сеть тюремных конструкторских бюро, чтобы с максимальной пользой использовать труд заключенных, позволив им самим исправить "вредительства".

Многие приговоры не привели в исполнение: заключенным позволили приступить к работе по проектированию маневренного истребителя с двигателем воздушного охлаждения. На территории Бутырской тюрьмы организовали Особое техническое бюро. Николай Поликарпов с Дмитрием Григоровичем, истосковавшись по любимому делу, возглавили работу и достаточно быстро разработали истребитель И-5, который впервые взлетел 29 апреля 1930 года. На машине было написано ВТ-11, что расшифровывалось как "внутренняя тюрьма". Первый серийный самолет, построенный на московском заводе №39 и покрашенный в алый цвет, имел собственное название "Клим Ворошилов". На нем много и с удовольствием летал начальник ВВС РККА Яков Алкснис.

В отчете по войсковым испытаниям И-5, принесшего его создателям славу, почет и свободу, отмечалось: истребитель не лишен недостатков, но легко взлетает и приземляется, обладает хорошей маневренностью и управляемостью. На этих самолетах летала первая в СССР пилотажная группа, организованная в 1931 году летчиком-испытателем Василием Степанченком. После принятия машины на вооружение на ней отрабатывались реактивные снаряды РС-82, контейнеры под нижним крылом для перевозки десантников, 250-килограммовые бомбы, превратившие истребитель в скоростной пикирующий бомбардировщик, и т.д.

Рождение "Чайки"

Дальнейшим развитием И-5 стал истребитель бипланной схемы И-15, созданный Николаем Поликарповым в соответствии с планом развития опытного самолетостроения на 1933-1934 годы. 23 октября 1933 года его впервые поднял в небо Валерий Чкалов. Называемый "Чайкой" из-за изогнутости верхнего крыла, истребитель продемонстрировал отличные пилотажные качества. Для выполнения виража на малой высоте требовалось не более 8-8,5 сек. На предельно облегченном варианте этого самолета Владимир Коккинаки установил 21 ноября 1935 года мировой рекорд высоты полета - 14 575 м.

В материалах испытаний было записано, что летные данные, утвержденные эскизным проектом, перекрыты. При прекрасной маневренности истребитель обладал достаточной для ведения воздушного боя горизонтальной скоростью, имел хороший обзор и был прост в пилотировании. Один пункт отчета заслуживал особого внимания: "По полученным летным данным, самолет И-15 далеко превосходит данные находящихся на вооружении СССР истребителей".

Это был очень легкий по весу, исключительно легко управляемый самолет, обладавший поразительной способностью устойчиво держаться в воздухе едва ли не в любом положении, Марк Галлай, Летчик-испытатель

Впрочем, в указанном варианте И-15 быстро сняли с производства. Военные потребовали усилить вооружение и саму конструкцию, установить более мощный мотор и главное - заменить схему "чайки" на обычное прямое верхнее крыло. Считалось, что из-за сильной изогнутости для летчика слишком ухудшился обзор вперед-вбок, что особенно мешало при выполнении посадки. Самолет получил обозначение И-15бис - их выпустили 2 678 из общего числа 3 062 построенных "И-15".

"Король истребителей"

Созданию новой, без преувеличения революционной машины предшествовал мучительный процесс размышлений и поиска оптимальных решений. Авиация тогда развивалась бурными темпами, и для увеличения скорости, казалось, не было лучшего решения, чем повышение мощности двигателя. Но могли возрасти также вес, лобовое сопротивление, что нивелировало бы все преимущества. Поэтому Николай Поликарпов долго отрабатывал на моделях разные формы фюзеляжа, искал резервы снижения аэродинамического сопротивления, выбрав схему свободнонесущего низкоплана, перейдя к использованию убираемого в полете шасси и т.д.

Моноплан И-16 Поликарпова, показав сочетание высоких скоростных и маневренных качеств, действительно стал одним из наиболее передовых истребителей своего времени. Простояв на вооружении ВВС почти десять лет, он вышел тиражом в 10 281 экземпляр в 11 серийных модификациях. Несмотря на благоприятный отзыв по результатам государственных испытаний, многие руководители ВВС не верили в счастливую судьбу "И-16". Однако после пролета "красной пятерки" (пилотажная группа - прим. ТАСС) над Красной площадью 1 мая 1935 года и осмотра новой авиационной техники на следующий день на Центральном аэродроме (до этого летчик Валерий Чкалов с блеском продемонстрировал возможности самолета Сталину) ситуация радикально изменилась в лучшую сторону.

Вождь тепло побеседовал с Поликарповым, а затем нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе представил его как "одного из способнейших работников нашей авиации" и пилота (Чкалов фактически отныне стал ведущим летчиком-испытателем ОКБ Поликарпова) к награждению орденами Ленина. Оно состоялось по указу Президиума Верховного совета СССР от 5 мая 1935 года с формулировкой "за выдающиеся заслуги в деле создания новых высококачественных конструкций самолетов".

Машина Поликарпова на несколько лет опередила появление аналогичных самолетов-истребителей в других странах. Кроме того, успех работы определили заложенные конструктором большие перспективы развития, неприхотливость в наземной эксплуатации, живучесть в бою, эффективность вооружения. В частности, некоторые модели оснащались наряду с пулеметами 20-миллиметровыми пушками. При этом И-16 отличался исключительно малыми размерами и весьма задней центровкой (около 30% средней аэродинамической хорды) - тогда считалось, что это повысит его маневренность, в бою машина будет "ходить за ручкой".

"И-16 принес Поликарпову всеобщее признание и мировую славу. Кстати сказать, именно на этой машине совершил свой знаменитый ночной таран Виктор Талалихин. Да и первый авиационный полк (в прошлом 29-й истребительный), получивший звание гвардейского, был вооружен самолетами И-16. Но жизнь не стоит на месте. В авиации, да еще накануне войны, она намного ускоряет свой темп. И неудивительно поэтому, что в ОКБ Поликарпова шла напряженная работа по совершенствованию И-16, вернее, созданию машины, которая была бы способна прийти ему на смену", Израиль Рабкин, Ведущий инженер по испытаниям НИИ ВВС

Накануне Великой Отечественной

Истребитель И-153 стал лучшим полуторапланом мирового самолетостроения. Их построили больше более ранних аналогов (И-5, И-15 и И-15бис). Различные усовершенствования: новый двухскоростной мотор М-62, убираемое в полете шасси, удачная форма крыла (конструктор снова вернулся к "чайке", отстояв свое мнение) - позволили И-153 конкурировать с монопланами, превосходя последние в горизонтальной маневренности. При этом Поликарпов прекрасно понимал, что будущее за скоростными монопланами, однако развитие одновременно и их, и маневренных бипланов отражало официальную позицию тогдашнего руководства наших ВВС. Эту линию надлежало поддерживать авиаконструкторам своими работами.

Практически параллельно с разработкой И-16 Николай Поликарпов занимался созданием И-17 с двигателем жидкостного охлаждения, а несколько позже - И-18 с охлаждаемым воздухом мотором. Последние переименовали в И-180, но машину, увы, стал преследовать злой рок. После трагической гибели на новом опытном самолете летчика-испытателя Валерия Чкалова 15 декабря 1938 года конструктора начали преследовать неудачи (с И-180, которые продолжили дорабатывать, случилось еще несколько тяжелых летных происшествий).

Когда в 1939 году Поликарпова командировали в Германию для изучения немецкой авиапромышленности, в его отсутствие приказом руководства завода № 1 из ОКБ Поликарпова выделили самостоятельную группу и организовали новый опытный конструкторский отдел, а по сути - новое КБ под руководством Артема Микояна. Этому коллективу надлежало реализовать поликарповский проект нового истребителя И-200, в будущем МиГ-3. На окраине Ходынки для Поликарпова и его единомышленников организовали завод № 51, но он долго не имел собственной производственной базы.

Последний поворот

В числе первых оборонных конструкторов Поликарпову 28 октября 1940 года присвоили звание Героя Социалистического труда, а вскоре и Сталинскую премию "за разработку конструкций самолетов". При этом "королю истребителей" надлежало приступить к разработке ракетного перехватчика "Малютка", учебного самолета с ракетным двигателем и крылатой ракеты (самолета-снаряда) по типу немецкого ФАУ-1. Реализуя ранние замыслы, на заводе №51 также были созданы истребители ИТП и ТИС, боевой десантный планер БДП, ночной бомбардировщик НБ… Самолет И-185, ставший лебединой песней нашего героя, в акте по испытаниям назывался "лучшим современным истребителем", конструктору присудили вторую Сталинскую премию.

Но ни одну из вышеперечисленных конструкций в серию по разным причинам не приняли, хотя И-185 и прошел успешно государственные испытания. Поликарпов успел очень многое, нельзя забывать, что без малого 60 тыс. машин выпустили по чертежам этого замечательного и одаренного человека, а в 1930-х годах был период, когда все серийные истребители имели авторство только Николая Поликарпова. Он тяжело переживал неудачи военного лихолетья, заболел и скончался 30 июля 1944 года в возрасте всего 52 лет. Его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Трудно переоценить вклад выдающегося авиаконструктора в развитие отечественной авиации. Конечно, в небольшой статье невозможно даже кратко рассказать обо всех его работах. Этот человек стал основоположником целого направления в отечественном самолетостроении, создателем собственной школы, выходцем из которой в числе прочих стал Артем Микоян — символ современной истребительной авиации. Нельзя не сказать о том, сколько сил уделял Поликарпов подготовке кадров - школу работы в его ОКБ прошли многие выдающиеся ученые и главные конструкторы авиационной и ракетно-космической техники, включая академика, дважды Героя Социалистического труда Владимира Челомея, возглавившего осиротевший после кончины Поликарпова коллектив.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
28 мар 2024
Иран показал свой новый беспилотник
28 мар 2024
В Омске разработали станок для производства шин к самолету Ту-214
28 мар 2024
Разработчик БПЛА "Альбатрос" рассказал о его роли в отражении атак ВСУ на границу РФ
28 мар 2024
Призраки в небе: стелс-технологи на службе военной авиации
28 мар 2024
С отечественной начинкой: вертолет Ка-62 стал еще более патриотичным в Приморье
28 мар 2024
В Белоруссии будут производить продукцию из композитных материалов для авиастроения
28 мар 2024
Американские аналитики заявили, что проблемы Boeing не ограничены самолетами
28 мар 2024
Nikkei: Япония планирует еще одну попытку разработать собственный пассажирский самолет
27 мар 2024
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями
27 мар 2024
Минпромторг до 12 апреля ждет заявок на гранты на сертификацию беспилотных систем
27 мар 2024
Вузы России и Китая займутся гибридными двигателями БПЛА на базе водородных технологий
27 мар 2024
Скажутся ли перестановки в руководстве Boeing на качестве продукции?
27 мар 2024
Займет место сверхзвукового "Конкорда": самолет XB-1 поднялся в воздух
27 мар 2024
В ПНИПУ нашли баланс в создании деталей для авиадвигателей
27 мар 2024
Кабмин Японии разрешил экспорт истребителей нового поколения в третьи страны
26 мар 2024
Пять поколений истребительной авиации
26 мар 2024
В Крыму инженеры разработали аналоги комплектующих для Superjet и МС-21
26 мар 2024
Платформа Superjet: как создается новая модификация самолета SJ-100
26 мар 2024
Министр транспорта РФ Виталий Савельев посетил филиал ПАО «Ил» – Авиастар
26 мар 2024
Рейтинг лучших: какие истребители имеют самые мощные двигатели
26 мар 2024
Ростех обсудил вопросы подготовки инженеров в рамках нацпроекта "Кадры"
26 мар 2024
Эксперт заявил, что новый истребитель J-35 КНР имеет преимущество над конкурентом США
26 мар 2024
NI заявил о возможной победе Су-27 над F-15 в воздушной дуэли
26 мар 2024
Ростех: кабина Superjet с новой российской авионикой стала удобней для пилотов
28 мар 2024
Ученые ГосНИИАС приняли участие в деловой программе тематического дня выставки-форума «Россия»
28 мар 2024
Изобретения «Салюта» взяли «золото» и «бронзу» на «Архимеде»
28 мар 2024
На Байконур за новым опытом
28 мар 2024
Открыта регистрация на форум "Российская современная авионика-2024"
28 мар 2024
Разработки ОДК-УМПО отмечены медалями на международном салоне изобретений "Архимед"
28 мар 2024
От школьника до профессии инженер
27 мар 2024
ГосНИИАС на семинаре Российской академии образования
27 мар 2024
Учебный центр ОДК-СТАР получил лицензию на образовательную деятельность
26 мар 2024
ЦАГИ принял участие в школе-семинаре «Аэродинамика и динамика полета летательных аппаратов»
26 мар 2024
"Вертолеты России" передали вертолет Ми-8МТВ-1 для краснодарской авиакомпании
26 мар 2024
Двигатели ОДК отправили международный экипаж на МКС
25 мар 2024
ОАК проводит форум студентов-целевиков в Доме молодежи на ВДНХ
25 мар 2024
Уникальные изделия для отечественной авиации: "Аэросиле" - 85!
25 мар 2024
ИФК передала Ту-204 в эксплуатацию авиакомпании Red Wings
25 мар 2024
Впереди большая стройка
22 мар 2024
ОДК возведет в Перми новый корпус для испытаний агрегатов двигателей ПД-8 и ПД-14
22 мар 2024
От студента до академика: 23 года назад научный руководитель ГосНИИАС Е.А. Федосов стал лауреатом премии Правительства РФ
22 мар 2024
В СибНИА завершилась XXII Всероссийская школа-семинар по аэродинамике и динамике полета летательных аппаратов
22 мар 2024
ОДК открыла образовательное пространство в петербургском Политехе
22 мар 2024
ОДК представила инновационные разработки на международном салоне «Архимед»
22 мар 2024
В ЦАГИ прошли съемки познавательной программы "Знание - сила"
21 мар 2024
В ОДК-УМПО началась подготовка новой группы мультиспециалистов
21 мар 2024
В ОДК-Сатурн определили лучших конструкторов в области инженерного дизайна CAD
21 мар 2024
У-УАЗ подписал коллективный договор на 2024-2025 годы
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».