Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 15.06.2022
Источник: "Военное обозрение"

Советские БПЛА

БПЛА на современной войне это и разведчик, и корректировщик, и штурмовик... Данные летательные аппараты заменяют целый спектр боевых самолетов поля боя, точнее не заменяют, а дополняют. Чем они хороши? В первую очередь это дешевле самолетов, плюс не надо рисковать жизнями пилотов, подготовка которых обходится дороже стоимости самого самолета. ВВС вообще столкнулись в 20 веке с парадоксальной, на первый взгляд, проблемой - дорогие и сложные самолеты с пилотами, получавшими многолетнее сложное образование, априори не могут быть массовыми. Плюс потери их в случае масштабной войны восполнять трудно. Выходом из этого тупика и стали в итоге относительно простые и дешевые массовые аппараты. Хотя изначальная логика была совсем иной.
Фото: militaryarms.ru
Машины Туполева

В 1957 году началась проработка Ту-121 - беспилотного межконтинентального аппарата, управляемого автопилотом с помощью астронавигационной системы с дальностью 3880 км. Подобную идею прорабатывали многие, и у нас, и в США, в те годы МБР еще не были панацеей, просто в силу долгой подготовки к старту и низкой точности. Опытный образец Ту-121 построили, он взлетел, но в 1960 году проект свернули. Повысилась дальность и защищенность баллистических ракет, и ниша тяжелого ударного беспилотного самолета-камикадзе оказалась просто невостребованной.

Но работы велись не зря - на базе Ту-121 вырос Ту-123, который тоже изначально проектировали для ударов на дальних расстояниях, но с 1960 года стали разрабатывать под систему "Ястреб" - дальней разведки. Для тех лет, когда спутники еще не отслеживали поверхность планеты, идея была интересной и перспективной. Ту-123 летал в разных модификациях. Но только как опытные образцы. Довести до ума удалось следующий аппарат - Ту-139. По сути модификация Ту-123. Всего было построено 52 аппарата всех модификаций.

По настоящему серийным и массовым аппаратом Туполева стал Ту-141 "Стриж" и Ту-143 "Рейс". Первых произвели начиная с 1979 года 172 единицы, вторых с 1982 года - 950 единиц. Эти аппараты и повоевали, правда, после распада СССР. В советские времена их скорее обкатывали в боевых условиях в Афганистане и Сирии, где один БПЛА был потерян. Основное же применение выпало на конфликт в Донбассе. В 2014 году один БПЛА сбили под Шахтерском, второй совершил жесткую посадку в незапланированной точке. А во время СВО два Ту-143 перехватили ПВО РФ, а один, сорвавшись с контроля, долетел аж до Хорватии. Винить БПЛА в этом нельзя, их время к 2014 году давно прошло.

Проблемой семейства Туполева были размеры, реактивные двигатели и примитивная система управления. Для 70-х - 80-х годов это было нормально и вполне на уровне, но 90-е требовали уже другого подхода...

Лавочкин и другие

Необходимость разведчиков-беспилотников осознавали еще в 50-е годы, и в 1956 году КБ Лавочкина начало разработку БПЛА-разведчика Ла-17Р. Точнее не разработку, а переделку управляемой мишени Ла-17. Аппарат для тех лет вышел неплохой - 900 км/ч скорости, 260 км дальности, потолок 7000 м, минимальная высота - 100 м. Производство с 1963 года. На вооружении 10 лет, поставлялись в Сирию. Разведоборудование по тем временам было солидное:

"беспилотные разведчики могли нести фотокамеры АФА-40, АФБА-40, АФА-20, БПФ-21, АЩФА-5М, телекамеру "Чибис", аппаратуру радиационной разведки "Сигма"."

Еще один проект разрабатывал МиГ, в этот раз - БПЛА-перехватчик. Р-500 должен был перехватывать скоростные (включая гиперзвуковые) цели. Интересный проект не довели даже до опытного образца по той простой причине, что гиперзвуковые ракеты, как и средства их перехвата, оказались за пределами возможностей техники начала 60-х.

Тем не менее, резюмирую, с тяжелыми БПЛА у нас было все хорошо. Разрабатывались все типы - мишени, разведчики, ударные и даже перехватчики. До эксплуатации довели модели вполне на мировом уровне и даже выше, чисто количественно наш парк беспилотников был на мировом уровне.

Легкие БПЛА

Эльфы, Комары, Шмели, Пчелы... Израильские БПЛА 1982 года показали простую вещь - маленькие тихоходные аппараты способны давать информацию в быстром режиме гораздо лучше и эффективнее, чем тяжелые реактивные машины. Ниша тяжелых машин - зафронтовая разведка, ниша легких аппаратов - разведка фронтовая. СССР был брошен вызов, и на вызов ответили. Вообще, проработки легкого БПЛА шли еще до сирийского поражения, но в порядке инициативном и неспешном. В определенном смысле бедой наших Вооруженных сил была ориентация на Третью мировую войну, а мелочи в эту концепцию не вписывались. Тем не менее:

1976 год - МАИ спроектировал сверхлегкий самолет весом 330 кг под названием Эльф. К 1979 году разработан его радиоуправляемый вариант. Имея скорость 195 км/ч и дальность 120 км, аппарат вышел неплохой, но в серию не пошел - построено было всего два экземпляра.

1978 год - три студента создали в качестве дипломного проекта ПС-01 "Комар". 180 км/ч скорости, 100 км дальности и всего 90 кг веса. Комар успешно летал, но в серию также не пошел. Было построено всего три экземпляра. А дальше дело доверили профессионалам в виде КБ Яковлева, которое и специализировалось на легких самолетах.

В 1983 году создан "Шмель-1", аппарат весом 130 кг. Скорость 140 км/ч, продолжительность полета - два часа, неплохие возможности:

"Оснащен сменными комплектами разведывательной аппаратуры, в состав которых входят телевизионная камера, тепловизионная камера, установленные на гиростабилизированной подфюзеляжной платформе. Телевизионная камера имеет переменный дистанционно изменяемый угол обзора (3 - 30 град.), поле наблюдения ИК датчика составляет 3,4 высоты полета. Разрешение тепловизионного датчика 3 мрад."

Связь и управление аппаратом обеспечивались на дальности до 60 км. Построено 50 предсерийных экземпляров. А дальше была Пчела, по сути доведенный до совершенства Шмель, который уже уверенно летал в 1990 году, но на вооружение был поставлен только в 1997 году. Использовался в Чеченской войне, проявил себя неплохо.

Таким образом, легкие БПЛА мы создали, и образовавшееся отставание преодолевали. Но распад СССР и прекращение финансирования новых проектов вызвали провал в проектировании новых аппаратов. Оттуда и определенное отставание в количестве и качестве. В принципе преодолимое при нормальном финансировании и организации. И школа, и традиции у нас есть. Отставание СССР по БПЛА во многом миф.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 апр 2024
ГТЛК назначили единственным поставщиком беспилотников по госконтрактам
18 апр 2024
Китайские палубные истребители
18 апр 2024
Пентагон планирует закупить до середины 2030-х годов не более 100 новых B-21 Raider
18 апр 2024
Разработчики внедрили ИИ в последнюю версию детектора дронов "Булат"
18 апр 2024
МАИ посетила делегация Министерства образования и подготовки кадров Вьетнама
18 апр 2024
«Росэлектроника» представила перспективные комплектующие для аппаратуры связи и навигации
17 апр 2024
"От винта!": о подготовке специалистов и научных проектах для создания вертолетов нового поколения
17 апр 2024
БПЛА MQ-25A может стать боевым
17 апр 2024
Деконфликтинг в небе: путь к безопасному воздушному движению
17 апр 2024
СТАН импортозаместил фрезерные станки для предприятий авиастроения и оборонной промышленности
16 апр 2024
Традиционными темами являются новые технологии и инновации в отрасли
16 апр 2024
В Иркутске собирают шестой летный экземпляр лайнера МС-21. Он первым получит и российское крыло, и отечественные двигатели ПД-14
16 апр 2024
Россия и Белоруссия подписали договор о производстве самолета "Освей"
16 апр 2024
Разработчик сообщил о внедрении ИИ в FPV-дроны "Пиранья" для работы ночью
16 апр 2024
В Белоруссии заявили о готовности наращивать производство авиакомпонентов
16 апр 2024
Новая поточная линия на авиазаводе "Авиастар"
16 апр 2024
Медицинский беспилотник "Аэромедик-30" испытали в Нижегородской области
16 апр 2024
Начал работу проект по расширению первого совместного предприятия Boeing в Китае
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
18 апр 2024
В Технопарке ЦАГИ состоялась встреча со студентами-целевиками
18 апр 2024
ГосНИИАС принял участие в Общем собрании членов Ассоциации ГНЦ «НАУКА»
18 апр 2024
ОДК обсудит на Международном форуме в Рыбинске передовые технологии двигателестроения
18 апр 2024
В музее ОДК-Сервис ко Дню космонавтики прошла игра для школьников
17 апр 2024
В ЦАГИ прошла встреча с производителем отечественных композитов
17 апр 2024
Научно-техническое сопровождение создания нового SJ-100: ГосНИИАС в программе «Военная приемка»
17 апр 2024
ОДК-Сатурн знакомит жителей региона с производством авиационных двигателей
16 апр 2024
Памяти Анатолия Николаевича Квочура
16 апр 2024
Предприятие КРЭТ и Раменский колледж запустят совместную программу подготовки специалистов
16 апр 2024
В ЦИАМ провели заседание секции 66-й Всероссийской научной конференции МФТИ
16 апр 2024
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева получили награды Союза машиностроителей России
16 апр 2024
Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло
16 апр 2024
В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».