Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 27.06.2022
Источник: Сайт "РТ на русском"

«Для решения специальных задач»: чем уникален разведывательно-ударный вертолёт Ка-52

25 лет назад первый полёт совершил двухместный разведывательно-ударный вертолёт Ка-52. Широкой публике он больше известен под наименованием «Аллигатор». Эта машина создавалась на основе одноместного Ка-50 «Чёрная акула». Её доводка продолжалась до 2006 года, а серийное производство началось в 2008-м. Машину отличает необычайная манёвренность, современная авионика и широкая номенклатура вооружения. По мнению экспертов, без Ка-52 невозможно представить армейскую авиацию России.
Фото: РИА Новости
25 июня 1997 года лётчик-испытатель Александр Смирнов впервые поднял в небо опытный экземпляр разведывательно-ударного вертолёта Ка-52, который позднее получил грозное название «Аллигатор».

Этой винтокрылой машине суждено было стать одним из самых распространённых вертолётов армейской авиации ВКС России. Большая популярность Ка-52 — результат огромного труда отечественной промышленности, которой после распада СССР приходилось работать в непростых финансовых условиях.

«Ка-52 создавался достаточно долго и не без проблем. Но эти усилия не были напрасными. Россия получила потрясающий по совокупности основных характеристик боевой вертолёт. Сейчас без «Аллигатора» невозможно представить армейскую авиацию нашей страны», — отметил в комментарии RT заслуженный военный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов.

Манёвренность и защищённость

«Аллигатор» представляет собой модернизированный двухместный вариант позднесоветского вертолёта Ка-50 «Чёрная акула» разработки ОКБ Камова. Машина была принята на вооружение в 1995 году и получила высокие оценки военных.

Главными преимуществами Ка-50 были его невероятная манёвренность, эффективность на малых высотах и превосходная устойчивость.

Как и в других камовских аппаратах, в «Чёрной акуле» конструкторы реализовали соосную схему с двумя несущими винтами. Она считается технологически сложной и дорогостоящей, но при этом существенно повышает лётные возможности носителя.

Революционным отличием «Чёрной акулы» от остальных советских вертолётов была её одноместная компоновка. Камовцы отважились на очень смелый эксперимент, заменив функционал штурмана-оператора автоматизированным электронным оборудованием.

Но в 1990-е годы в Минобороны РФ из-за тяжёлого положения в экономике страны решили отказаться от дальнейшей реализации программы Ка-50 и поручили ОКБ создать двухместную модификацию вертолёта, впоследствии ставшую Ка-52.

Однако часть уже находившихся в парке ВВС России «Чёрных акул» продолжала эксплуатироваться. По информации Минобороны, Ка-50 применялись в контртеррористической операции в Чечне в 2000—2001 годах и успешно выполнили поставленные задачи.

Получив двухместную кабину, машина сильно потяжелела. Чтобы уменьшить её массу, конструкторы изменили геометрию носовой части фюзеляжа, а также установили усовершенствованные двигатели и авионику.

Доводка будущего Ка-52 продолжалась до 2006 года. Серийное производство «Аллигатора» стартовало в 2008-м на заводе «Прогресс» в Приморском крае, а спустя три года вертолёт был официально принят на вооружение.

"«Аллигатор» считается одной из самых совершенных боевых машин в своём классе. Он способен быстро маневрировать в ограниченном пространстве для занятия выгодной атакующей позиции, выполнять сложный пилотаж и вести воздушный бой на малых высотах."

Максимальная взлётная масса Ка-52 составляет 11,3 т, длина фюзеляжа — 13,8 м, крейсерская скорость — 250 км/ч, практическая дальность — 455 км, скороподъёмность — 960 м в минуту, а боевая нагрузка — 2 т.

Как сообщается в материалах «Ростеха», при создании «Аллигатора» использовались самые передовые технологии российского авиастроения. В частности, в машине были реализованы новейшие разработки в авионике, вооружении, в области применения композитов и обеспечения безопасности полётов.

Вертолёт предназначен для уничтожения бронетехники, пехоты, малоскоростных воздушных целей на переднем крае и в тактической глубине театра военных действий. Также «Аллигатор» способен проводить разведку и управлять группой боевых ударных вертолётов.

«Отличительной особенностью Ка-52 является возможность его использования для решения специальных задач, к числу которых относятся выдача информации о тактической обстановке в районе боевых действий, лазерная подсветка целей взаимодействующим спецподразделениям, организация связи и передача разведывательной информации в любое время суток», — отмечается в материалах Минобороны.

На Ка-52 установлены два газотурбинных двигателя ВК-2500. Эти силовые агрегаты были созданы на замену советским ТВ-117. На сайте производителя (петербургского предприятия АО «ОДК-Климов») говорится, что ВК-2500 улучшает манёвренность носителя, повышает его скорость и грузоподъёмность.

Большое внимание создатели этого силового агрегата уделили вопросам безопасности. Двигатель имеет чрезвычайный режим мощности 2700 л. с., который позволяет экипажу пилотировать вертолёт при отказе одного из агрегатов. Кроме того, ВК-2500 не имеет ограничений по географии эксплуатации.

Создатели Ка-52 позаботились и об авионике вертолёта. «Аллигатор» получил радиолокационный комплекс «Арбалет», отвечающий за поиск целей и общий контроль воздушной обстановки. Благодаря этому комплексу «Аллигатор» способен оперативно находить цели для поражения и избегать опасные метеообразования.

«Арбалет» может сопровождать до 20 целей, причём танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик — на 15 км, ракета ПЗРК — на 5 км, линии электропередачи — на 500 м.

Помимо радиолокационного комплекса, для наблюдения за окружающим пространством Ка-52 оснащается оптическим, инфракрасным и телевизионным оборудованием, а пилоты могут использовать нашлемные микродисплеи и очки ночного видения.

Ещё один важный элемент бортового оборудования Ка-52 — лазерно-лучевая система наведения управляемого оружия и комплекс обработки видеоизображений.

В арсенал «Аллигатора» входит весьма обширная номенклатура вооружения: 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами, различные типы авиабомб, управляемых и неуправляемых ракет.

«Большое количество вариантов вооружения достигается за счёт шести точек подвески, на которых могут устанавливаться авиационные пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, авиационные бомбы различного калибра, а также дополнительные топливные баки», — говорится на сайте «Ростеха».

По словам экспертов, для поражения целей на значительных расстояниях Ка-52 использует управляемую ракету «Вихрь-1». Её максимальная дальность составляет 8 тыс. м. Ракета предназначена для уничтожения наземных манёвренных бронеобъектов, оснащённых блоками динамической защиты, и среднескоростных воздушных целей (вертолёты, штурмовики, БПЛА). Бронепробиваемость снаряда за динамической защитой составляет 750 мм.

Другое достоинство «Аллигатора» — высокая защищённость экипажа. Вертолёт получил мощную броневую защиту и современные катапультные кресла. Также более безопасным полёт машины делает нашлемная система целеуказания и индикации. Это устройство обеспечивает круглосуточное и всепогодное пилотирование и применение средств поражения, значительно снимая нагрузку с пилотов.

«Непростой экзамен»

Боевое крещение Ка-52 получил в Сирии, оказывая огневую поддержку правительственным войскам, которые освобождали страну от незаконных вооружённых формирований, включая ИГ*.

В последние годы российская промышленность проводит модернизацию Ка-52 с учётом сирийского опыта. На сегодняшний день подробной информации о работе по обновлению вертолёта немного. Но, как полагают эксперты, усовершенствование затрагивает авионику и ударное вооружение.

Недавно арсенал «Аллигатора» пополнился высокоточной ракетой под шифром «Изделие 305» дальностью 14,5 км. Впервые широкой публике она была представлена на международном военно-техническом форуме «Армия-2021».

Важным достоинством «Изделия 305» является принцип «выстрелил — забыл», когда ракета сама захватывает цель и у экипажа нет необходимости её сопровождать. 20 июня РИА Новости сообщило, что «Изделие 305» применялось в ходе спецоперации на Украине.

Из данных Минобороны России следует, что «Аллигаторы» достаточно активно участвуют в боевых действиях на Украине. В небо они часто поднимаются вместе с разведывательно-ударными вертолётами Ми-28НМ «Ночной охотник» и транспортно-штурмовыми Ми-8АМТШ «Терминатор».

«Винтокрылые машины новейшего поколения Ка-52 успешно применяются в ходе специальной военной операции ВС РФ для подавления опорных пунктов подразделений, уничтожения скоплений живой силы и военной техники ВСУ», — отмечают в военном ведомстве.

В беседе с RT авиационный эксперт, обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко обратил внимание на то, что Ка-52 регулярно применяются на Украине в тёмное время суток.

«Ка-52 выдерживает на Украине непростой экзамен прежде всего из-за насыщенности ПЗРК, чего не было в Сирии. Ночь естественным образом повышает скрытность действий «Аллигаторов». Да, тяжелее приходится не только противнику, но и лётчикам. Однако, судя по всему, с поставленными задачами они справляются», — отметил Дрозденко.

Владимир Попов также уверен, что экипажи Ка-52 вносят серьёзный вклад в уничтожение войск противника и военной инфраструктуры Украины.

«ВСУ — серьёзный, хорошо вооружённый противник, поэтому в определённом смысле спецоперация позволила раскрыть потенциал «Аллигаторов». Эти машины продемонстрировали потрясающую манёвренность, живучесть и высокие боевые качества», — подытожил Попов.

Алексей Заквасин


* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 мар 2024
ОАК: для увеличения объемов производства нужны новые производственные мощности и высококвалифицированные кадры
18 мар 2024
На ВАСО в ближайшие годы привлекут около 2 тысяч сотрудников
18 мар 2024
Разработка ученых Пермского Политеха ускорит и улучшит производство деталей для снижения веса самолета
18 мар 2024
В Москве впервые показали воздушный винт из кабинета авиаконструктора Владимира Александрова
18 мар 2024
В Новосибирске разработали технологию повышения устойчивости керамики к трещинам
15 мар 2024
Ростех запустил серийное производство модулей управления для беспилотников
15 мар 2024
Авиастроительный завод Сокол отчитался за выполненный гособоронзаказ
15 мар 2024
Турецкие БПЛА научились запускать сверхзвуковые ракеты
15 мар 2024
EASA не исключило отзыва сертификации безопасности на заводах Boeing
15 мар 2024
В Росавиации сообщили о возможности сертификации новой авиатехники в 2025 году
15 мар 2024
Студенческий конкурс авиационного творчества: создать беспилотник и выиграть приз
14 мар 2024
В Ульяновске на модернизацию завода "Авиастар" требуется около 10 млрд рублей
14 мар 2024
НПК «Техновотум» разработала российский блендоскоп для обследования двигателей самолетов
14 мар 2024
Гиперзвуковой беспилотник КНР сравнили с самым совершенным с точки зрения аэродинамики истребителем США
14 мар 2024
В Ульяновске планируют выпускать более 5 тыс. беспилотников "Пиранья" в месяц
14 мар 2024
Омским предприятиям ОДК не хватает 1,3 тысячи сотрудников
14 мар 2024
Удар за ударом. Кризис Boeing бьет по всей авиаотрасли
13 мар 2024
Новый гиперзвуковой самолет впервые испытан в полете и почти в пять раз превысил скорость звука
13 мар 2024
Создана теория для улучшения контроля над полетами на сверхзвуке
13 мар 2024
В Бурятии создали научно-производственный центр беспилотных авиасистем
13 мар 2024
Посол Белоруссии в России Дмитрий Крутой: Беларусь заинтересована в сотрудничестве с российскими партнерами в области авиастроения
13 мар 2024
Иркутский политех привлекли к изготовлению оснастки нового вертолета Ми-171АЗ
13 мар 2024
В МАИ стартовал финал Национальной технологической олимпиады по профилю «Беспилотные авиационные системы»
13 мар 2024
Пентагон запросил 5,3 миллиарда долларов на создание бомбардировщиков B-21 Raider
18 мар 2024
Сотрудники СибНИА успешно прошли обучение и получили свидетельства специалистов экспериментальной авиации
18 мар 2024
Лидерство подтвердили
18 мар 2024
УКБП передало Симбирской Епархии Русской Православной Церкви здание бывшего музея предприятия
18 мар 2024
"Наш учитель"
18 мар 2024
В ОДК-СТАР появились постаматы для спецодежды
15 мар 2024
От студента до академика: 13 лет назад Евгений Федосов награжден Орденом Почета
15 мар 2024
Рыбинское предприятие ОДК-Сатурн продолжает подготовку мультиспециалистов
15 мар 2024
ОДК-Кузнецов объявил набор 60 студентов на программу «Крылья Ростеха»
14 мар 2024
В ЦАГИ проведены испытания аварийной турбонасосной установки для МС-21
14 мар 2024
Профиль "Беспилотные авиационные системы" проходит в МАИ
14 мар 2024
Идеи рационализаторов помогли саратовскому предприятию КРЭТ сэкономить около 1,6 млн рублей
13 мар 2024
Достижения науки - для прогресса отрасли: ЦАГИ провел ежегодную конференцию по аэродинамике
12 мар 2024
Ростех передал ГТЛК пять вертолетов Ми-8МТВ-1
12 мар 2024
«Вертолеты России» представили инновационные проекты на Всемирном фестивале молодежи
12 мар 2024
ЦАГИ представил передовые разработки на Всемирном фестивале молодежи
12 мар 2024
ОДК запустила новый суперкомпьютер для создания цифровых двойников авиадвигателей
12 мар 2024
В ЦИАМ испытания огнем прошли агрегаты двигателя для Ил-114-300
12 мар 2024
К 90-летию Юрия Гагарина: как ЦАГИ помог человеку покорить космос
7 мар 2024
СибНИА представил макет аэродинамической трубы малых дозвуковых скоростей Т-203 в Сириусе
7 мар 2024
ОДК-Климов принимает заявки на целевое обучение в проекте «Крылья Ростеха»
7 мар 2024
Новая импортозамещающая антенна для гражданских воздушных судов одобрена для эксплуатации
7 мар 2024
Сотрудники ОДК-Кузнецов представили авторскую программу обучения школьников 3D-моделированию
7 мар 2024
Команда ОДК-СТАР вышла в полуфинал "Кибердрома"
7 мар 2024
Раменское предприятие КРЭТ получило сертификат на производство гражданской авионики
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».