Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 28.07.2022
Источник: "Военное обозрение"

Сверхзвуковой пассажирский самолет Boom Overture для ВВС США

В отдаленном будущем ВВС США планируют принять в эксплуатацию перспективный сверхзвуковой самолет специального назначения. В соответствии с заключенными контрактами, его разработают компании Boom Supersonic и Northrop Grumman. Предполагается, что это будет модификация пассажирского лайнера Boom Overture, анонсированного в недавнем прошлом.
Планы и контракты

На протяжении нескольких последних лет американская компания Boom Supersonic занимается разработкой перспективных сверхзвуковых самолетов для использования в гражданской сфере. Она уже представила несколько проектов разного рода и даже сумела привлечь потенциальных заказчиков. Так, сообщается о наличии предварительных договоренностей на несколько десятков пассажирских самолетов Overture.

В 2019-20 гг. компании удалось заинтересовать ВВС США и получить два контракта по линии "инноваций в малом бизнесе". В соответствии с этими документами, компания получила финансовую помощь от Пентагона. Она предназначается для проведения исследовательских и конструкторских работ, результаты которых могут представлять интерес для ВВС.

В октябре 2020 г. Boom Supersonir провела онлайн-презентацию своего первого самолета под названием XB-1. Это летающая лаборатория, созданная для отработки ключевых решений и технологий, которые затем будут использованы при разработке полноценных лайнеров. Летные испытания XB-1 планировалось провести в ближайшие годы.

В январе 2022 г. компания-разработчик получила новую помощь от ВВС. В рамках программы AFWERX ей выдан трехлетний контракт стоимостью 60 млн долл. Эти деньги позволят ускорить текущие исследования и быстрее перейти к следующей стадии разработки. Соответственно, Пентагон быстрее сможет получить желаемый самолет специального назначения.

В рамках сотрудничества

Недавно были приняты новые меры, направленные на ускорение работ и получение требуемого результата. Boom Supersonic смогла заручиться поддержкой компании Northrop Grumman Aeronautics Systems. Соглашение о сотрудничестве было подписано 19 июля в рамках международного авиасалона в Фарнборо.

Подробности начатого сотрудничества пока не уточняются. При этом представители компаний отмечают, что оно позволит объединить многообещающую сверхзвуковую платформу от Boom Supersonic и большой опыт в оборонной сфере, имеющийся у Northrop Grumman.

Также раскрыты возможные области применения перспективного самолета. Его предлагают использовать для перевозки личного состава и грузов, для управления силами и войсками или в целях наблюдения и разведки. Во всех случаях большое значение будет иметь сверхзвуковая скорость полета - она позволит сократить время реагирования и оптимизировать продолжительность миссии.

Самолет будущего

Для гражданских и военных заказчиков компания Boom Supersonic разрабатывает лайнер Overture. О разработке этого самолета впервые рассказали несколько лет назад, и в дальнейшем неоднократно раскрывали новую информацию о нем. Кроме того, публиковались изображения лайнера в гражданском и специальном исполнении.

Проект Overture предусматривает строительство сверхзвукового самолета нормальной аэродинамической схемы. Используется удлиненный фюзеляж с заостренным носовым обтекателем. Он отличается увеличенной высотой, что позволило разместить кабину экипажа выше отсека для пассажиров. При этом кабина не имеет выраженного фонаря: наблюдение за передней полусферой будет осуществляться при помощи видеокамер. Центральная часть фюзеляжа вмещает пассажирский салон и заужена с учетом т.н. правила площадей. В хвостовой части фюзеляжа помещается оперение традиционной конструкции.

Самолет предлагается оснастить стреловидным крылом. Для оптимизации аэродинамики на передней кромке имеется два излома. Задняя кромка тоже состоит из двух частей под углом друг к другу. Механизация крыла стандартная; она включает элероны и закрылки.

В ходе разработки рассматривались разные конфигурации двигательной установки и несколько вариантов ее размещения. В частности, на ранних изображениях фигурировал вариант с двумя двигателями в гондолах под крылом и одним в хвосте фюзеляжа с боковыми воздухозаборниками. Актуальный вариант проекта предусматривает наличие четырех двигателей под крылом. Гондолы находятся в центральной части каждого полукрыла.

Overture рассматривается, в первую очередь, как пассажирский самолет. В зависимости от конфигурации салона, он сможет перевозить от 65 до 80 чел. Самолет способен брать на борт грузы, однако имеются серьезные ограничения, связанные с доступными объемами кабины и грузоподъемностью.

Готовый самолет будет иметь длину ок. 61 м. Весовые характеристики не сообщаются. При помощи двигателей с расчетными параметрами он сможет развивать крейсерскую скорость 1,7 М на высоте 18,2 км. Максимальная дальность превысит 7860 км.

Согласно текущим планам, пока Boom Supersonic будет заниматься разработкой проекта. В 2024 г. компания собирается начать строительство первого опытного образца, вероятно, в коммерческой конфигурации. На 2025-й запланирован его первый полет. Еще несколько лет уйдет на испытания и доводку конструкции, и к началу следующего десятилетия заказчики смогут получить свои первые лайнеры.

Военные перспективы

Можно предполагать, что работы по гражданской и военной версиям Overture теперь будут идти параллельно. В таком случае Пентагон сможет пополнить парк своих специальных самолетов уже в конце десятилетия - одновременно с гражданскими заказчиками. Затем неопределенное время понадобится на строительство требуемой серии, освоение и организацию полноценной эксплуатации.

Возможные сроки появления новых самолетов у ВВС США понятны, но под вопросом остается их предназначение. Как сообщают компании-разработчики, Overture может решать разные задачи, за исключением непосредственно боевых. Какие из предложенных возможностей выберет Пентагон, неизвестно.

Вероятно, самолет будет использоваться в его исходной пассажирской конфигурации. Он сможет перевозить командный состав или спецподразделения, а высокая скорость сократит затраты времени на перелеты и позволит получить иные выгоды. Сейчас с этой целью используются только дозвуковые лайнеры, и полет на удаленные базы занимает немало времени.

Недавно упоминалось, что Overture в доработанном виде может стать воздушным командным пунктом или разведчиком. Действительно, существует принципиальная возможность оснащения самолета рабочими местами операторов и специальной аппаратурой. Это могут быть средства оптической или радиотехнической разведки, разнообразные локаторы и системы связи. При этом высокие летные характеристики положительно повлияют на эффективность при решении основных задач.

Очевидно, что военный вариант Overture будет решать только вспомогательные задачи. Превращение лайнера в носитель авиационных средств поражения невозможно или связано с крайне сложной и нецелесообразной перестройкой конструкции. Кроме того, ВВС США и без того располагает всеми необходимыми ударными самолетами, а также разрабатывает новые.

Повышенный интерес

В последние годы американские авиастроители вновь занялись тематикой сверхзвуковых пассажирских самолетов. Предполагается, что современный уровень развития науки и техники позволяет создать лайнеры с улучшенными характеристиками, которые будут интересны коммерческим перевозчикам. Последние уже присматриваются к предлагаемым проектам и заключают предварительные соглашения.

Кроме того, перспективной тематикой заинтересовался Пентагон. Он поддерживает исследования и разработки в этой области и, вероятно, составляет планы на будущее. Пока до конца не ясно, как именно ВВС США планируют использовать сверхзвуковые лайнеры. Однако очевидно, что они не собираются упускать из виду многообещающее направление, а также готовы поспособствовать его развитию - и получить необходимый результат.

Кирилл Рябов

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 апр 2024
ГТЛК назначили единственным поставщиком беспилотников по госконтрактам
18 апр 2024
Китайские палубные истребители
18 апр 2024
Пентагон планирует закупить до середины 2030-х годов не более 100 новых B-21 Raider
18 апр 2024
Разработчики внедрили ИИ в последнюю версию детектора дронов "Булат"
18 апр 2024
МАИ посетила делегация Министерства образования и подготовки кадров Вьетнама
18 апр 2024
«Росэлектроника» представила перспективные комплектующие для аппаратуры связи и навигации
17 апр 2024
"От винта!": о подготовке специалистов и научных проектах для создания вертолетов нового поколения
17 апр 2024
БПЛА MQ-25A может стать боевым
17 апр 2024
Деконфликтинг в небе: путь к безопасному воздушному движению
17 апр 2024
СТАН импортозаместил фрезерные станки для предприятий авиастроения и оборонной промышленности
16 апр 2024
Традиционными темами являются новые технологии и инновации в отрасли
16 апр 2024
В Иркутске собирают шестой летный экземпляр лайнера МС-21. Он первым получит и российское крыло, и отечественные двигатели ПД-14
16 апр 2024
Россия и Белоруссия подписали договор о производстве самолета "Освей"
16 апр 2024
Разработчик сообщил о внедрении ИИ в FPV-дроны "Пиранья" для работы ночью
16 апр 2024
В Белоруссии заявили о готовности наращивать производство авиакомпонентов
16 апр 2024
Новая поточная линия на авиазаводе "Авиастар"
16 апр 2024
Медицинский беспилотник "Аэромедик-30" испытали в Нижегородской области
16 апр 2024
Начал работу проект по расширению первого совместного предприятия Boeing в Китае
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
18 апр 2024
В Технопарке ЦАГИ состоялась встреча со студентами-целевиками
18 апр 2024
ГосНИИАС принял участие в Общем собрании членов Ассоциации ГНЦ «НАУКА»
18 апр 2024
ОДК обсудит на Международном форуме в Рыбинске передовые технологии двигателестроения
18 апр 2024
В музее ОДК-Сервис ко Дню космонавтики прошла игра для школьников
17 апр 2024
В ЦАГИ прошла встреча с производителем отечественных композитов
17 апр 2024
Научно-техническое сопровождение создания нового SJ-100: ГосНИИАС в программе «Военная приемка»
17 апр 2024
ОДК-Сатурн знакомит жителей региона с производством авиационных двигателей
16 апр 2024
Памяти Анатолия Николаевича Квочура
16 апр 2024
Предприятие КРЭТ и Раменский колледж запустят совместную программу подготовки специалистов
16 апр 2024
В ЦИАМ провели заседание секции 66-й Всероссийской научной конференции МФТИ
16 апр 2024
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева получили награды Союза машиностроителей России
16 апр 2024
Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло
16 апр 2024
В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».