Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 28.07.2022
Источник: "Военное обозрение"

Сверхзвуковой пассажирский самолет Boom Overture для ВВС США

В отдаленном будущем ВВС США планируют принять в эксплуатацию перспективный сверхзвуковой самолет специального назначения. В соответствии с заключенными контрактами, его разработают компании Boom Supersonic и Northrop Grumman. Предполагается, что это будет модификация пассажирского лайнера Boom Overture, анонсированного в недавнем прошлом.
Планы и контракты

На протяжении нескольких последних лет американская компания Boom Supersonic занимается разработкой перспективных сверхзвуковых самолетов для использования в гражданской сфере. Она уже представила несколько проектов разного рода и даже сумела привлечь потенциальных заказчиков. Так, сообщается о наличии предварительных договоренностей на несколько десятков пассажирских самолетов Overture.

В 2019-20 гг. компании удалось заинтересовать ВВС США и получить два контракта по линии "инноваций в малом бизнесе". В соответствии с этими документами, компания получила финансовую помощь от Пентагона. Она предназначается для проведения исследовательских и конструкторских работ, результаты которых могут представлять интерес для ВВС.

В октябре 2020 г. Boom Supersonir провела онлайн-презентацию своего первого самолета под названием XB-1. Это летающая лаборатория, созданная для отработки ключевых решений и технологий, которые затем будут использованы при разработке полноценных лайнеров. Летные испытания XB-1 планировалось провести в ближайшие годы.

В январе 2022 г. компания-разработчик получила новую помощь от ВВС. В рамках программы AFWERX ей выдан трехлетний контракт стоимостью 60 млн долл. Эти деньги позволят ускорить текущие исследования и быстрее перейти к следующей стадии разработки. Соответственно, Пентагон быстрее сможет получить желаемый самолет специального назначения.

В рамках сотрудничества

Недавно были приняты новые меры, направленные на ускорение работ и получение требуемого результата. Boom Supersonic смогла заручиться поддержкой компании Northrop Grumman Aeronautics Systems. Соглашение о сотрудничестве было подписано 19 июля в рамках международного авиасалона в Фарнборо.

Подробности начатого сотрудничества пока не уточняются. При этом представители компаний отмечают, что оно позволит объединить многообещающую сверхзвуковую платформу от Boom Supersonic и большой опыт в оборонной сфере, имеющийся у Northrop Grumman.

Также раскрыты возможные области применения перспективного самолета. Его предлагают использовать для перевозки личного состава и грузов, для управления силами и войсками или в целях наблюдения и разведки. Во всех случаях большое значение будет иметь сверхзвуковая скорость полета - она позволит сократить время реагирования и оптимизировать продолжительность миссии.

Самолет будущего

Для гражданских и военных заказчиков компания Boom Supersonic разрабатывает лайнер Overture. О разработке этого самолета впервые рассказали несколько лет назад, и в дальнейшем неоднократно раскрывали новую информацию о нем. Кроме того, публиковались изображения лайнера в гражданском и специальном исполнении.

Проект Overture предусматривает строительство сверхзвукового самолета нормальной аэродинамической схемы. Используется удлиненный фюзеляж с заостренным носовым обтекателем. Он отличается увеличенной высотой, что позволило разместить кабину экипажа выше отсека для пассажиров. При этом кабина не имеет выраженного фонаря: наблюдение за передней полусферой будет осуществляться при помощи видеокамер. Центральная часть фюзеляжа вмещает пассажирский салон и заужена с учетом т.н. правила площадей. В хвостовой части фюзеляжа помещается оперение традиционной конструкции.

Самолет предлагается оснастить стреловидным крылом. Для оптимизации аэродинамики на передней кромке имеется два излома. Задняя кромка тоже состоит из двух частей под углом друг к другу. Механизация крыла стандартная; она включает элероны и закрылки.

В ходе разработки рассматривались разные конфигурации двигательной установки и несколько вариантов ее размещения. В частности, на ранних изображениях фигурировал вариант с двумя двигателями в гондолах под крылом и одним в хвосте фюзеляжа с боковыми воздухозаборниками. Актуальный вариант проекта предусматривает наличие четырех двигателей под крылом. Гондолы находятся в центральной части каждого полукрыла.

Overture рассматривается, в первую очередь, как пассажирский самолет. В зависимости от конфигурации салона, он сможет перевозить от 65 до 80 чел. Самолет способен брать на борт грузы, однако имеются серьезные ограничения, связанные с доступными объемами кабины и грузоподъемностью.

Готовый самолет будет иметь длину ок. 61 м. Весовые характеристики не сообщаются. При помощи двигателей с расчетными параметрами он сможет развивать крейсерскую скорость 1,7 М на высоте 18,2 км. Максимальная дальность превысит 7860 км.

Согласно текущим планам, пока Boom Supersonic будет заниматься разработкой проекта. В 2024 г. компания собирается начать строительство первого опытного образца, вероятно, в коммерческой конфигурации. На 2025-й запланирован его первый полет. Еще несколько лет уйдет на испытания и доводку конструкции, и к началу следующего десятилетия заказчики смогут получить свои первые лайнеры.

Военные перспективы

Можно предполагать, что работы по гражданской и военной версиям Overture теперь будут идти параллельно. В таком случае Пентагон сможет пополнить парк своих специальных самолетов уже в конце десятилетия - одновременно с гражданскими заказчиками. Затем неопределенное время понадобится на строительство требуемой серии, освоение и организацию полноценной эксплуатации.

Возможные сроки появления новых самолетов у ВВС США понятны, но под вопросом остается их предназначение. Как сообщают компании-разработчики, Overture может решать разные задачи, за исключением непосредственно боевых. Какие из предложенных возможностей выберет Пентагон, неизвестно.

Вероятно, самолет будет использоваться в его исходной пассажирской конфигурации. Он сможет перевозить командный состав или спецподразделения, а высокая скорость сократит затраты времени на перелеты и позволит получить иные выгоды. Сейчас с этой целью используются только дозвуковые лайнеры, и полет на удаленные базы занимает немало времени.

Недавно упоминалось, что Overture в доработанном виде может стать воздушным командным пунктом или разведчиком. Действительно, существует принципиальная возможность оснащения самолета рабочими местами операторов и специальной аппаратурой. Это могут быть средства оптической или радиотехнической разведки, разнообразные локаторы и системы связи. При этом высокие летные характеристики положительно повлияют на эффективность при решении основных задач.

Очевидно, что военный вариант Overture будет решать только вспомогательные задачи. Превращение лайнера в носитель авиационных средств поражения невозможно или связано с крайне сложной и нецелесообразной перестройкой конструкции. Кроме того, ВВС США и без того располагает всеми необходимыми ударными самолетами, а также разрабатывает новые.

Повышенный интерес

В последние годы американские авиастроители вновь занялись тематикой сверхзвуковых пассажирских самолетов. Предполагается, что современный уровень развития науки и техники позволяет создать лайнеры с улучшенными характеристиками, которые будут интересны коммерческим перевозчикам. Последние уже присматриваются к предлагаемым проектам и заключают предварительные соглашения.

Кроме того, перспективной тематикой заинтересовался Пентагон. Он поддерживает исследования и разработки в этой области и, вероятно, составляет планы на будущее. Пока до конца не ясно, как именно ВВС США планируют использовать сверхзвуковые лайнеры. Однако очевидно, что они не собираются упускать из виду многообещающее направление, а также готовы поспособствовать его развитию - и получить необходимый результат.

Кирилл Рябов
13 июля 2022 года
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Статья в журнале "АвиаСоюз"

Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли
28 июня 2022 года
20 июня состоялось Годовое Общее собрание членов Союза авиапроизводителей России
20 июня состоялось Годовое Общее собрание членов Союза авиапроизводителей России
14 апреля 2022 года
30 марта 2022 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков
30 марта 2022 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков
5 апреля 2022 года
Конференция ГосНИИ ГА: О Плане реализации концепции интеграции БВС в единое пространство
Конференция ГосНИИ ГА: О Плане реализации концепции интеграции БВС в единое пространство
19 марта 2022 года
17 марта 2022 г. состоялось заседание Технического комитета по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
17 марта 2022 г. состоялось заседание Технического комитета по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
17 февраля 2022 года
Состоялось заседание Комитета управления качеством
Состоялось заседание Комитета управления качеством
17 февраля 2022 года
Состоялось заседание Комитета по стандартизации и унификации
Состоялось заседание Комитета по стандартизации и унификации
13 января 2022 года
Принимаются заявки на участие в конкурсе "Авиастроитель года" по итогам 2021 года
Конкурс "Авиастроитель года - 2021"
О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
9 авг 2022
Светлое будущее «черного крыла»
9 авг 2022
В МАИ создают материал для космических самолетов будущего
8 авг 2022
Ростех разработал систему защиты пассажирских самолетов от птиц
8 авг 2022
КВЗ обещал представить на 100% отечественный вертолет "Ансат"
8 авг 2022
Ростех представит на форуме "Армия-2022" более 1000 образцов оружия и военной техники
8 авг 2022
Ростех разработал технологию, увеличившую эффективность и ресурс наземных и морских двигателей
8 авг 2022
Bell объявляет о поставке 400-го вертолета Bell 505
5 авг 2022
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
5 авг 2022
Трутнев: завод по производству самолетов "Байкал" получит заказ на 105 судов
5 авг 2022
Ученые БашГУ работают над усовершенствованием деталей авиационной промышленности
5 авг 2022
В МАИ стартовала новая программа Lean-школы
5 авг 2022
Студенты Самарского университета им. С. П. Королева разработали компактный разборный планер для обучения азам пилотирования
4 авг 2022
Парашюты для "крылатой пехоты"
4 авг 2022
В Чехии сертификат получил новый легкий боевой самолет
4 авг 2022
ОАК получила патент на промышленный образец истребителя Checkmate
4 авг 2022
МАИ стал флагманским вузом проекта по созданию в школах авиастроительных классов
2 авг 2022
Цифровой двойник авиационного двигателя будет учитывать особенности производства
2 авг 2022
Boeing откроет в Японии новый научно-исследовательский центр
2 авг 2022
В Южной Корее прошли летные испытания нового истребителя KF-21 Boramae
2 авг 2022
Маевцы прошли практику в филиале "Региональные самолеты" ПАО "Корпорация "Иркут"
1 авг 2022
В МАИ завершился второй модуль программы Lean-школы для сотрудников ОАК
1 авг 2022
Airbus планирует поставить заказчикам 700 коммерческих самолетов в 2022 году
1 авг 2022
В Airbus усмотрели в китайском лайнере C919 серьезного конкурента
29 июл 2022
Источник: решение о серийном выпуске Ил-96-400М будет принято после испытаний самолета
9 авг 2022
Молодые специалисты ЦАГИ обсудили перспективы развития экспериментальной базы
9 авг 2022
Казанский авиационный завод - филиал ПАО "Туполев" принял участие в авиационном празднике "Я выбираю небо!"
8 авг 2022
ФАУ «ГосНИИАС» - участник форума «Армия-2022»
8 авг 2022
ЦАГИ - полеТу: первый отечественный цельнометаллический гидросамолет АНТ-8
8 авг 2022
ФАУ «ГосНИИАС» провел тестирование вычислительного кластера ФГАУ «РЦУД и РТ» с использованием нейронных сетей
8 авг 2022
Специалисты ММП имени В.В. Чернышева - в призовой тройке чемпионата "Время первых"!
6 авг 2022
Вертолеты КВЗ покажут фигуры высшего пилотажа на празднике "Я выбираю небо!"
5 авг 2022
В ЦАГИ работают над автоматизацией процесса калибровки тензовесов
5 авг 2022
Институт авиационного приборостроения "Навигатор" готов заместить зарубежные бортовые системы на всех российских воздушных судах
5 авг 2022
Победители конкурса «Московские мастера» работают в ЦИАМ
5 авг 2022
"Вертолеты России" стали лучшими на корпоративном чемпионате Ростеха по профессиональному мастерству
5 авг 2022
ОДК-Климов и ВОЕНМЕХ завершили прием по программе "Крылья Ростеха"
4 авг 2022
ОДК импортозаместит детали для газотурбинных установок Газпрома
4 авг 2022
На московском бульваре открылась фотовыставка, посвященная 100-летию конструкторского бюро ПАО "Туполев"
4 авг 2022
Работники ОДК завоевали три призовых места на "Московских мастерах-2022"
4 авг 2022
Союзмаш выразил благодарность ЦИАМ за сотрудничество в проведении мероприятий форума "Инженеры будущего - 2022"
3 авг 2022
Летающую лабораторию с гибридной силовой установкой представили на авиашоу под Новосибирском
2 авг 2022
В ЦАГИ доставлен планер самолета SSJ-NEW для ресурсных испытаний
2 авг 2022
"Навигатор" выступил куратором студенческих дизайн-проектов перспективных БПЛА
2 авг 2022
В ОДК-УМПО определили новых участников проекта "Крылья Ростеха"
2 авг 2022
Воздушная поддержка флота
2 авг 2022
ЦАГИ - полеТу: тяжелый бомбардировщик АНТ-6
1 авг 2022
Фюзеляж SSJ-NEW прибыл в Жуковский для испытаний
1 авг 2022
"Навигатор" создал российский аналог зарубежных антенн для гражданских воздушных судов
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».