Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 16.09.2022
Источник: Сайт "Репортер"

Сможет ли Китай потеснить американские, европейские и российские самолеты

Как сообщают СМИ, уже 19 сентября должен получить сертификат первый китайский узкофюзеляжный пассажирский самолет C919, который будет конкурентом не только продукции Boeing и Airbus, но и российскому МС-21. Еще немного, и Поднебесная сможет полностью вернуть себе свое небо, начав вытеснять оттуда американские и европейские самолеты.

Действительно, гражданское авиастроение в КНР развивается очень активно, и Пекин в самом ближайшем будущем сможет полностью закрыть все свои внутренние потребности. Заметную роль в развитии авиапрома своего прямого конкурента сыграли не только США и Евросоюз, но и Россия.
Ближнемагистральные

ARJ21 Xiangfeng ("Парящий феникс") - это первый китайский региональный реактивный самолет, разработанный национальной компанией Commercial Aircraft Corporation of China Ltd., входящей в государственную корпорацию AVIC I, самостоятельно. Правда, это утверждение не совсем верно.

Дело в том, что сперва китайцы потренировались на лицензионном производстве американских лайнеров McDonnell Douglas MD-80. В КНР особо и не скрывают, что их ARJ21 конструктивно очень близок к MD-80, а также то, что в сборке используются многие компоненты его модификации McDonnell Douglas MD-90. Это не мешает Commercial Aircraft Corporation of China Ltd утверждать, что "Парящий феникс" является их собственной разработкой.

Производство ближнемагистрального самолета началось в КНР в 2017 году. В его салон, в зависимости от компоновки, может поместиться от 70 до 115 пассажиров. Это делает его прямым конкурентом российскому "Суперджет-100", бразильскому Embraer E-Jet E2, семейству канадских лайнеров Bombardier CRJ700, CRJ900 и CRJ1000, а также европейским Airbus A220-100 и Airbus A318 в некоторых модификациях.

Среднемагистральные

C919, с которого и начался этот рассказ, представляет собой семейство узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров, рассчитанных на перевозку от 156 до 190 пассажиров. Он считается вторым гражданским самолетом, самостоятельно разработанным в КНР.

Ему также предшествовало производство опытного лайнера Shanghai Y-10, имевшего в качестве прототипа Boeing 707. Внешне самолеты очень похожи, что неудивительно, двигатели использовались также американские Пратт & Уитни JT3D-7. Все остальные компоненты были китайские, давшие основание утверждать, что это самостоятельная разработка. В серию лайнер не пошел, поскольку на тот момент потребности КНР были закрыты производимыми по лицензии американскими MD-80 и покупаемыми за рубежом среднемагистральными самолетами.

Теперь пришло время Поднебесной бросить вызов Airbus A320neo и Boeing 737 MAX, а также российскому МС-21 с полностью современным лайнером C919. Уже есть предзаказ на 517 самолетов. Их большим конкурентным преимуществом является вдвое более низкая цена: 50 миллионов долларов за единицу против 72 - 120 миллионов долларов за Airbus A320 или 78 - 108 миллионов за Boeing 737, в зависимости от модификации. Основным рынком сбыта C919 в среднесрочной перспективе предполагается китайский, дальше - как пойдет. Вернее, как полетит.

"Ахиллесовой пятой" данного перспективного проекта можно считать зависимость от поставок двигателей из-за рубежа. На китайском лайнере будут устанавливаться турбореактивные двухконтурные (турбовентиляторные) двигатели CFM International LEAP-1C с тягой в 14 тонн. CFM - совместное предприятие американской GE Aviation и французской Safran. Критическая зависимость от "западных партнеров" явно очень беспокоит Пекин, поэтому на замену LEAP-1C разрабатывается собственная силовая установка.

В этом плане нашему МС-21 очень повезло, что буквально с самого начала этого проекта перспективный российский лайнер планировался не только с американской, но и с отечественной силовой установкой ПД-14. Однако "западные партнеры" сделали все, от них зависящее, чтобы максимально затянуть появление нового конкурента. Из-за необходимости импортозамещать множество иных компонентов МС-21 пойдет в серию на несколько лет позже C919, с которым он стартовал одновременно.

Дальнемагистральные

Проект широкофюзеляжного лайнера CR929 вместимостью в 250-300 пассажиров, наверное, можно назвать главным нашим разочарованием. Предполагалось, что самолет будет разрабатываться и производиться совместно Россией и Китаем в равных долях. Наша страна должна была предоставить все технологии, основанные на советском опыте Ил-96, и производить композитные крылья. Все остальное, включая сборку, оставалось на долю китайских партнеров.

Однако тревожные звоночки начали звучать еще несколько лет назад, когда в прессу попала информация якобы о желании КНР разделить производство и продажи с Россией: они сами по себе, мы сами по себе. Тогда историю замяли, но шила в мешке оказалось не утаить. Минувшим летом профильный вице-премьер Юрий Борисов публично пожаловался, что Москву не устраивает ход сотрудничества с Китаем, поскольку ее доля непрерывно сокращается:

У нас идет с Китаем этот проект, идет в принципе не в том русле, которое нас устраивает… Наше участие все уменьшается и уменьшается. Я не хочу прогнозировать будущее этого проекта - будем мы из него выходить или не будем, но пока он по факту идет.

По факту, в новой программе развития гражданского авиастроения совместный российско-китайский CR929 вообще уже не фигурировал, что позволяет сделать самые неутешительные выводы. И кто бы мог подумать, что этим все закончится, правда?

В итоге Китай получил на блюдечке технологии производства широкофюзеляжного лайнера. Россия по сути осталась со своим дальнемагистральным Ил-96, который имеет шанс возродиться в модификации Ил-96-400М.

Сергей Маржецкий
13 июля 2022 года
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Статья в журнале "АвиаСоюз"

Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли
28 июня 2022 года
20 июня состоялось Годовое Общее собрание членов Союза авиапроизводителей России
20 июня состоялось Годовое Общее собрание членов Союза авиапроизводителей России
14 апреля 2022 года
30 марта 2022 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков
30 марта 2022 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков
5 апреля 2022 года
Конференция ГосНИИ ГА: О Плане реализации концепции интеграции БВС в единое пространство
Конференция ГосНИИ ГА: О Плане реализации концепции интеграции БВС в единое пространство
19 марта 2022 года
17 марта 2022 г. состоялось заседание Технического комитета по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
17 марта 2022 г. состоялось заседание Технического комитета по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
17 февраля 2022 года
Состоялось заседание Комитета управления качеством
Состоялось заседание Комитета управления качеством
17 февраля 2022 года
Состоялось заседание Комитета по стандартизации и унификации
Состоялось заседание Комитета по стандартизации и унификации
13 января 2022 года
Принимаются заявки на участие в конкурсе "Авиастроитель года" по итогам 2021 года
Конкурс "Авиастроитель года - 2021"
О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
23 сен 2022
Путин призвал начать производство конкурентоспособных двигателей для гражданской авиации
23 сен 2022
АО "УЗГА" приступило к стендовым испытаниям газогенератора двигателя ВК-800
23 сен 2022
Новое поколение «бесшумных» дронов. БПЛА eVTOL Silent Ventus с ионным двигателем успешно завершил испытательный полёт
22 сен 2022
НИЦ "Курчатовский институт" - ВИАМ разработал новые высокопрочные конструкционные стали для авиационных двигателей
22 сен 2022
Новый стратегический бомбардировщик США покажут в начале декабре
22 сен 2022
Российские вертолеты улетят в оффшор
22 сен 2022
Благодаря нацпроекту: на таганрогском авиастроительном заводе повышают производительность
21 сен 2022
Embraer и L3Harris создадут самолет-заправщик для ВВС США на базе бразильского KC-390
21 сен 2022
ВВС США обновляют двигатели самолетов для работы в Арктике
21 сен 2022
Чтобы небо не опустело
20 сен 2022
Вертолет Ка-52М получил новую систему защиты от всех современных ПЗРК
20 сен 2022
Гражданский конвертоплан российского производства компании "Аэромакс" успешно прошел летные испытания
20 сен 2022
Молодой ученый НГТУ НЭТИ создает электрический двигатель для БПЛА
20 сен 2022
Ростех передал первый медицинский "Ансат" в Зимбабве
20 сен 2022
На Урале началось возведение производственного корпуса для сборки самолета "Байкал"
20 сен 2022
В центре внимания - коррозия, старение и биоповреждения материалов
19 сен 2022
«Серьезные просчеты инженеров»: Красноперов о проблемах с американским истребителем F-22 Raptor
19 сен 2022
Российско-китайский самолет CR929 находится на начальной стадии проектирования
19 сен 2022
В авиапарке МГТУ ГА прошел конкурс от "Газпромнефть-Аэро"
19 сен 2022
Глава Рособоронэкспорта оценил вклад предприятий Саратовской области в импортозамещение
16 сен 2022
Материалы для винтокрылой техники
16 сен 2022
В МАИ разработали аналог западных программных комплексов для авиационного двигателестроения
16 сен 2022
Сможет ли Китай потеснить американские, европейские и российские самолеты
16 сен 2022
В девяти школах Москвы открылись авиационные предпрофессиональные классы МАИ
23 сен 2022
Сергей Чемезов осмотрел производство импортозамещенных «Суперджетов» в Комсомольске-на-Амуре
23 сен 2022
Производственники ОАК ознакомились с передовыми практиками авиазаводов в Комсомольске-на-Амуре
23 сен 2022
Ил-76МД-90А: богатырь, созданный в России
23 сен 2022
Концептуальные основы технологической программы интеграции БАС в воздушное пространство РФ
22 сен 2022
ЦАГИ и РАН провели XXII Международную школу-семинар "Модели и методы аэродинамики"
22 сен 2022
ЦИАМ тестирует стенд для испытания авиатехники в условиях обледенения по новым сертификационным требованиям
22 сен 2022
В ПАО "ОДК-УМПО" прошла встреча с первокурсниками проекта "Крылья Ростеха"
21 сен 2022
ЦАГИ принял участие в международной конференции "Скоростной транспорт будущего"
21 сен 2022
ЦИАМ выступил соорганизатором научного форума "Национальная экосистема высокоскоростного транспорта"
21 сен 2022
В "ОДК-Сатурн" определили лучших наставников
20 сен 2022
Ученые ведущих научных организаций обсудили проблемы создания сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения
20 сен 2022
Корпорация "Иркут", авиакомпания "Россия" и Промсвязьбанк познакомили школьников и студентов с самолетами МС-21 и SSJ-100
20 сен 2022
АО "Навигатор" разрабатывает систему наблюдения за воздушным пространством космического базирования
20 сен 2022
Завершен первый прием студентов на новую совместную кафедру ГосНИИАС и МГТУ им. Баумана «Технологии искусственного интеллекта»
20 сен 2022
В пермской школе при поддержке "ОДК-СТАР" открылся инженерный класс
19 сен 2022
В Жуковском открылась уличная выставка "Эволюция легенды", приуроченная к 100-летию Конструкторского бюро ПАО "Туполев"
19 сен 2022
СибНИА принял участие в научно-технической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.И. Камова
19 сен 2022
Специалисты ГосНИИАС провели оценку перспективных проектов региональной авиационной среды Великобритании
19 сен 2022
Газовые турбины ОДК укрепят импортонезависимость газопровода "Сила Сибири"
19 сен 2022
ЦАГИ - полеТу: первый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104
19 сен 2022
День из истории: 50 лет испытательно-моделирующему комплексу ГосНИИАС
16 сен 2022
ЦАГИ принял участие в VII Восточном экономическом форуме
16 сен 2022
К 120-летию Камова в Национальном центре вертолетостроения установили вертолет-памятник Ка-15
16 сен 2022
"Технодинамика" учредила премию в области промышленного строительства и проектирования
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».