Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 18.01.2023
Источник: "Известия"

Взлет свысока: разработан беспилотник для запуска сверхлегких ракет

Российские инженеры создали прототип беспилотного аппарата для запуска сверхлегких исследовательских ракет, чья задача - оперативно собирать данные о ситуации на поверхности Земли или состоянии атмосферы. Старт ракет с борта БПЛА позволит обойтись без специальных площадок и полигонов, что удешевит процедуру пуска. Прототип беспилотника поднимется в воздух уже весной. По мнению экспертов, на нынешнем этапе главный вопрос к проекту - низкая полезная нагрузка ракет, которые сможет запускать новый БПЛА. Однако даже при этом с их помощью можно будет проводить ряд важных научно-исследовательских работ.
Фрир с сайта trashbox.ru
Доставка в воздух

Проводить исследования атмосферы и поверхности Земли можно не только с помощью спутников, но и посредством малых ракет. Они запускаются на относительно небольшую высоту, в течение нескольких минут собирают нужную информацию, а затем падают в заранее заданный район. Их функции и конструкция не подразумевают долгой работы в суровых условиях космоса, поэтому они значительно проще и дешевле.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана предложили новый метод запуска таких сверхлегких исследовательских ракет - с борта беспилотника с комбинированной двигательной установкой. Стартует БПЛА с помощью катапульты, а когда набирает максимальную скорость и высоту, запускает бортовой ракетный ускоритель. Благодаря этому он выходит на угол, необходимый для запуска ракеты. Затем беспилотник возвращается к месту старта и садится с помощью парашюта. При таком способе для запуска ракет не требуются специальные площадки и полигоны, а сам беспилотник можно использовать много раз.

- БПЛА будет выполнен по аэродинамической схеме с интегрированным несущим и прямым трапециевидным крылом малой длины, - пояснил старший преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана Александр Попов. - Данную схему выбрали, чтобы достигалась максимальная скорость и быстрота подъема самолета. Крылья имеют небольшие изгибы на концах.

Силовая установка состоит из двух электромоторов с толкающими винтами, расположенными в задней части фюзеляжа. Это сделано для того, чтобы исключить повреждение двигателей ракетным факелом при воздушном старте. Для придания БПЛА дополнительного ускорения непосредственно перед стартом ракеты он оснащен одним твердотопливным ракетным ускорителем, расположенным по центру аппарата.

Размах крыльев беспилотника - 1,7 м, длина - 1,5 м. Взлетная масса аппарата - 9 кг, полезная нагрузка - до 2,7 кг. Скорость самолета при горизонтальном полете - почти 25 м/с.

Прототип сделан из фанеры, стеклопласта и пенопласта. Бортовое радиоэлектронное оборудование размещается в передней части, парашютный контейнер - в средней, в задней - автопилот, крепления крыла и электрических двигателей.

Ракету размещают внизу фюзеляжа на внешней подвеске, она также оснащена парашютом для посадки. Ракета весит 1,5 кг, может нести 100 г полезной нагрузки. Этого как раз хватит для "поднятия на борт" камеры или иного небольшого технического устройства.

В качестве ускорителя используют ракетный двигатель РД-300. Это самый мощный двигатель для модельных ракет. Он отличается небольшой массой - около 430 г - и размерами (длина - 30 см, диаметр - почти 4 см).

БПЛА, подъем!

Благодаря новому БПЛА на большие высоты можно запускать ракеты, которые в иных условиях не способны на такой полет. Так как беспилотник сам задает начальный курс и скорость, ракета не нуждается в сложном бортовом комплексе управления, следовательно, будет проще и дешевле аналогов. В совокупности все это позволит снизить стоимость запуска.

- Ракета, в зависимости от ее бортовой "начинки", может выполнять фактически весь спектр задач низколетящих спутников на малом отрезке времени, будь то сбор информации о состоянии атмосферы или съемка с высокой точностью для различного рода целей, - пояснила докторант ФГБНУ "Экспертно-аналитический центр" (компания занимается научными разработками в области космонавтики - "Известия") Мария Баркова. - Наряду с ракетами, заявленными в проекте, в качестве полезной нагрузки могут выступать радиозонды и малые космические аппараты в зависимости от целевой высоты выведения БПЛА.

Помимо проведения исследований Земли и атмосферы, с помощью беспилотника можно будет проводить испытания элементов ракетно-космических систем - подвергать их нужной перегрузке и анализировать результаты. Теоретически можно даже поднимать на суборбиту телескопы, ставить там физические эксперименты.

- В зависимости от цели можно создать и более крупный беспилотник, но в этом случае уже нужно обратить внимание на увеличение мощности двигателя либо использовать технологию выведения шаттла, - отметила Мария Баркова.

Впрочем, у экспертов, опрошенных "Известиями", есть ряд вопросов к технической реализуемости и экономической целесообразности проекта. Так, гендиректор "АК "Новый космос", эксперт рынка НТИ "Аэронет" Антон Алексеев обратил внимание, что состояние атмосферы сейчас эффективно изучают метеоракеты. Они летят по баллистической траектории и в состоянии достигать линии Кармана в 100 км, где начинается космическое пространство.

- Способна ли предлагаемая конструкция быть выгоднее обычного, простого пуска метеоракеты - вот основной вопрос к разработчикам, - подчеркнул эксперт. - Ведь (разработчикам) нужно провести НИОКР, создать специализированный беспилотник с большой грузоподъемностью, отдельно сделать специальную ракету.

По мнению Антона Алексеева, действительно ценной для аэрокосмической отрасли была бы исследовательская ракета, способная поднять 10-20 кг полезной нагрузки. Это дало бы больше возможностей для научных и технологических экспериментов, вывода полноценных малых космических аппаратов, проведения обучения студентов или даже различных маркетинговых акций.

На данный момент в МГТУ им. Н.Э. Баумана создают прототип беспилотника для отработки аэродинамики и конструктивных решений самолета-носителя, а также динамики воздушного старта ракеты. В воздух он поднимется весной 2023 года.

 Ольга Коленцова

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
2 фев 2023
Британия, Италия и Япония к концу года создадут компанию по разработке нового истребителя
2 фев 2023
В России создали беспилотный грузовой самолет с вертикальным взлетом
2 фев 2023
Врио главы производителя самолета "Байкал" стал бывший замгендиректора Сергей Федоров
2 фев 2023
Индия и США планируют совместное производство двигателей для военных самолетов
1 фев 2023
В России запатентовали систему интеллектуальной поддержки истребителей в дальнем бою
1 фев 2023
Российский вертолет Ми-171А2 сертифицирован авиавластями Индонезии
1 фев 2023
Новое крыло самолета Boeing снизит расход топлива на 30%
1 фев 2023
Boeing нарастит производство самолетов модели 737 MAX
31 янв 2023
НИЦ "Курчатовский институт" - ВИАМ на королёвских чтениях
31 янв 2023
Китай готовится ввести в эксплуатацию конкурента российским лайнерам МС-21 и SSJ New
31 янв 2023
Авиамоторостроение: большой скачок
31 янв 2023
Маевец стал призером конкурса "Туполев-100"
31 янв 2023
Российские инженеры создали локатор для обнаружения маловесных дронов
30 янв 2023
Сергей Чемезов: России надо навсегда забыть о "боингах" и "эйрбасах"
30 янв 2023
Росавиация одобрила установку на SSJ дополнительной топливной системы
30 янв 2023
Airbus наймет 13 тысяч сотрудников в 2023 году
30 янв 2023
Глава Ростеха Сергей Чемезов: лайнер МС-21 пойдет в серию к концу 2024 года
27 янв 2023
Ростех построит в Москве крупнейший комплекс по производству компонентов авиадвигателей
27 янв 2023
Минпросвещения России и Ростех усилят подготовку рабочих кадров
27 янв 2023
Lockheed Martin: Поставки двигателей для самолетов F-35 не возобновятся до расследования декабрьской аварии в Техасе
26 янв 2023
УЗГА поставит самолеты ЛМС-901 "Байкал" на Камчатку
26 янв 2023
Новый принцип управления: экспериментальный проект DARPA / Aurora CRANE
26 янв 2023
Чистый убыток Boeing вырос в 2022 году на 18%
26 янв 2023
Масштабная выставка предприятий в МАИ 2023
2 фев 2023
Генеральный директор ОДК возглавит авиационные программы Госкорпорации Ростех
2 фев 2023
Новым руководителем ОДК назначен Вадим Бадеха
2 фев 2023
СибНИА приглашает принять участие в XXI Всероссийской школе-семинаре "Аэродинамика и динамика полета летательных аппаратов"
1 фев 2023
В ЦАГИ прошли испытания на штопор регионального самолета
1 фев 2023
Владимир Гутенев провел совещание с членами Бюро и региональных отделений Союза машиностроителей России
1 фев 2023
Дети сотрудников ММП имени В.В. Чернышева получили благодарности от МРО СоюзМаш России
31 янв 2023
Семинар-конференция по искусственному интеллекту «PLAT-2023»
31 янв 2023
Первая в России система предупреждения столкновения в воздухе успешно прошла наземные и летные испытания
31 янв 2023
Поддержка молодых
31 янв 2023
Инженер-чемпион
27 янв 2023
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в 15-й Международной конференции «Интеллектуальные системы» (INTELS'22)
27 янв 2023
В ОДК-УМПО подвели итоги соревнования на лучшую организацию рабочих мест
27 янв 2023
Александр Ивах: объединиться, чтобы победить
26 янв 2023
ЦАГИ продолжает исследования по снижению уровня вибраций винта вертолета
26 янв 2023
ОДК создала "цифровой" двигатель для самолета Як-130
26 янв 2023
ОДК-Сатурн снизило на треть стоимость изготовления деталей двигателей
26 янв 2023
ОДК – индустриальный партнер промышленной практической конференции «Эффективное производство 4.0»
25 янв 2023
В ЦИАМ введен в эксплуатацию новый комплекс для испытаний поршневых авиадвигателей
25 янв 2023
АО "Навигатор" наращивает объемы производства российской авионики
25 янв 2023
У-УАЗ продлил коллективный договор
24 янв 2023
Ученые ЦАГИ определили характеристики вынужденной посадки на воду самолета "Ладога"
24 янв 2023
Ульяновское КБ приборостроения будет осваивать новые технологии на базе технопарка микроэлектроники
24 янв 2023
ОДК выиграла грант на импортозамещение ПО в системе управления производством
24 янв 2023
Студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана посетили Центр суперкомпьютерных технологий ЦИАМ
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».