Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 30.01.2023
Источник: Госкорпорация Ростех

Сергей Чемезов: России надо навсегда забыть о "боингах" и "эйрбасах"

На Госкорпорацию Ростех в 2022 году легла огромная ответственность: не только обеспечить выполнение гособоронзаказа, но и нарастить производство наиболее востребованных для нашей армии оружия и боеприпасов для успешного проведения специальной военной операции (СВО). Эту задачу Корпорация с успехом выполнила. Армия получила и современное оружие, и боеприпасы, о которых в Киеве неустанно твердили, что "они вот-вот закончатся". С какими итогами Ростех закончил 2022 год, какие планы у Корпорации на этот год, в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов.
- Сергей Викторович, что вы считаете основным итогом работы Ростеха в ушедшем году?

- Мы выстояли. Вопреки ожиданиям противников не остановили конвейеры, не сократили людей, не закрыли производственные программы. Наоборот, набирали специалистов, продолжали поставки военной продукции для армии и наращивали производство. По многим направлениям смогли выполнить обязательства перед Минобороны досрочно.

Все ключевые гражданские программы - по авиационной технике, двигателям, электронике, медицине - также продолжаются. В этом большая заслуга трудовых коллективов. Они трудятся в несколько смен, делают для страны все возможное. Это, считаю, главный результат.

- В прошлом году объемы гособоронзаказа выросли значительно. Какие виды военной продукции оказались наиболее востребованы?

- Это все, что сегодня массово задействовано в зоне СВО: ствольная и реактивная артиллерия, бронетехника разных классов, ударные и транспортные вертолеты, штурмовая авиация, истребители. Также тяжелые огнеметные системы, стрелковое оружие и боеприпасы.

В новостях можно видеть множество примеров нашей техники, помогающей решать задачи СВО. Это и танки Т-90М "Прорыв", и "Искандеры", и разные виды РСЗО, и боевая авиация - вертолеты Ка-52, Ми-28, истребители Су-35С и Су-57, беспилотники "Куб" и "Ланцет" и многое другое.

Важно, что мы работаем во взаимодействии с военными и имеем обратную связь. Так мы можем быстро реагировать на меняющиеся потребности, вносить конструкционные изменения и улучшать нашу продукцию. Кстати, например, автомат АК-12 существенно доработан по результатам применения в СВО. Он стал намного удобнее, эргономичнее. В этом году в серию пойдет уже обновленная версия.

- В прошлом году много говорилось об отсутствии у армии достаточного количества дронов. Как решается эта проблема?

- Мы готовы поставлять беспилотники в соответствии с потребностями Минобороны. Например, "Калашников" работает в этом направлении очень активно, расширяет производство. Те же "Ланцеты" сегодня применяются в зоне СВО интенсивно и очень результативно. Создаются также малые тактические коптеры, которые способны вести разведку, автоматически обнаруживать противника и наводить артиллерию. Могут осуществлять сброс гранат и наносить удары в составе роя. Такая техника существенно изменила характер боевых действий. Понимание этого есть и у нас, и у Минобороны. Мы работаем в тесном взаимодействии по этому вопросу.

- СВО требует колоссального количества боеприпасов. Оборонка справляется?

- Разговоры, которые сегодня ведут наши недруги, о том, что у России якобы заканчиваются ракеты, снаряды, еще что-то - это полная ерунда. Расход боеприпасов в зоне СВО действительно высокий. Речь идет как об артиллерийских и танковых выстрелах, ракетном вооружении, так и о боеприпасах для стрелкового оружия. Соответственно, по заказу Минобороны мы увеличили в несколько раз производство боеприпасов, а по некоторым видам оно увеличено на несколько порядков.

- Насколько удалось Корпорации достичь заложенных на 2022 год финансовых показателей, несмотря на новые масштабные антироссийские санкции, введенные Западом в связи с СВО?

- Окончательные итоги еще не подведены, но некоторые выводы уже можно сделать. В позапрошлом году мы достигли рекордных показателей гражданской выручки: ее доля составила 45,5%. По итогам 2022 года есть некоторое снижение, доля гражданской продукции предварительно будет около 40%. И это хороший, я считаю, показатель с учетом того, что сейчас основные силы сконцентрированы на гособоронзаказе.

Консолидированная выручка, по прогнозам, превысит 2,1 триллиона рублей - есть рост, он меньше ожиданий, но он есть, несмотря на санкции и другие трудности.

- Какую получили прибыль? И на какую прибыль рассчитываете в 2023 году?

- От прогнозов сейчас лучше воздержаться, сами понимаете почему. Ростех никогда не был суперприбыльным. Во-первых, самоцель для нас - не прибыль, а развитие производства и решение государственных задач. Во-вторых, мы - оборонка, где особенности ценообразования не такие, как в банковском секторе, сырьевом бизнесе или торговле. Сейчас, когда превалирует ГОЗ, в лучшем случае мы работаем "в ноль", если не сказать в убыток. Таково требование времени.

Вместе с тем, сказать, что мы совсем не думаем о прибыли, было бы неправильным. Любая компания думает. Потому что от этого зависят ее устойчивость, инвестиции, кадровая ситуация. Наша стратегия предусматривает поступательный рост финансовых показателей, в том числе по прибыли. Есть целевые ориентиры, к которым мы стремимся.

- Санкции оставили производителей без комплектующих. Например, у КАМАЗа в прошлом году возникли сложности с производством грузовиков поколения К5, а программу МС-21 пришлось, по сути, перезапускать заново. Как оцениваете текущую ситуацию?

- Не соглашусь насчет "заново" - программа МС-21 сегодня фактически уже на финишной прямой. Мы решили проблему с двигателем, с "черным крылом". От Росавиации получено одобрение главных изменений в типовую конструкцию, связанных с установкой ПД-14 и крыла из отечественных композитов. В 2023 году планируем начать испытания других систем в составе самолета, чтобы к концу 2024 года сертифицировать полностью российский борт и начать серийное производство. Часть из этих систем уже проходит стендовые испытания.

Что касается КАМАЗа, то результаты говорят сами за себя: по итогам 2022 года выпущено почти 44 тысячи автомобилей. То есть производство сохранилось практически на уровне 2021 года, несмотря на ситуацию на рынке и все сложности. После ухода западных партнеров требовалось заместить несколько тысяч комплектующих. В том числе до конца локализовать производство дизельных двигателей и коробок передач. В итоге камазовцы не просто повторили иностранные технологии, а даже улучшили свою продукцию. Например, грузовик К5 получил сниженный расход топлива, стал менее шумным и может заезжать на сервис раз в 150, а не в 120 тысяч километров, как было ранее - это очень хороший показатель, даже если сравнивать с именитыми мировыми брендами.

- Завершение каких ключевых проектов как гражданского, так и военного сегментов Корпорации вы ожидаете в 2023 году?

- Сегодня весь наш фокус - на гособоронзаказе. Думаю, в ближайшие месяцы это останется главным приоритетом. Наша основная задача неизменна - 100% исполнение ГОЗ. Объемы возросли кратно, делаем все, чтобы справиться.

В гражданской сфере ключевыми остаются задачи авиастроения. Стране нужны свои самолеты - современные и в большом количестве, чтобы навсегда забыть о "боингах" и "эйрбасах". Про МС-21 я уже говорил. Еще один проект - импортозамещение "Суперджета". В этом году мы рассчитываем закончить весь комплекс испытаний двигателя ПД-8 для получения сертификата типа, а затем завершить испытания этого двигателя в составе самолета. Аналогично и с другими системами и агрегатами самолета. Чтобы уже в следующем приступить к серийным поставкам лайнера в авиакомпании. Задача сложнейшая, наши авиапредприятия работают на пределе. В такие сроки никто в мире не воплощал в жизнь такие проекты.

- Про авиастроение говорится сейчас очень много, а что в других отраслях, где вы работаете?

- В Корпорации более 800 предприятий, мы охватываем множество отраслей. Проще сказать, где мы не работаем. Еще одна отрасль, где от нас очень ждут результатов, - энергетика. Ведь санкции полностью запретили поставки в страну энергетического оборудования. В этом году мы готовы передать "Газпрому" первые четыре газотурбинных агрегата ГТА-8 для энергостанции, питающей нефтегазодобывающую платформу. В том числе это оборудование способно работать в условиях Арктики. Таких проектов в России не было, до этого применялось исключительно импортное оборудование.

Кроме того, буквально на днях мы осуществили первую поставку серийной турбины ГТД-110М. Это турбина большой мощности для выработки энергии, единственная на данный момент в России в таком классе. Полностью отечественная разработка. Она заменит иностранные агрегаты, например Siemens и General Electric. Я бы назвал это эпохальным событием.

Отмечу также медицину, где мы работаем по линии фармы (создаем вакцины, препараты для иммунопрофилактики) и медицинской техники. Например, в этом году на Уральском приборном заводе запускаем в серию новую линейку аппаратов искусственной вентиляции легких "Мобивент". Ее можно использовать в том числе для лечения недоношенных детей.

- В 2022 году Ростеху исполнилось 15 лет: каковы главные "промежуточные" итоги работы Госкорпорации за этот серьезный срок? Какие ключевые задачи для развития отечественной промышленности удалось решить, благодаря ее созданию?

- Главный итог - это то, каким стал Ростех. Из россыпи предприятий, тонущих в убытках, мы стали крупнейшей производственной компанией страны. Пятнадцать лет назад почти половина переданных нам предприятий была в кризисе. Долги многих организаций копились еще с 1990-х годов. Техническая оснащенность производства была на очень низком уровне. Были огромные проблемы с производством гражданской продукции и ее сбытом. В 2009 году выручка наших компаний составляла примерно полтриллиона рублей, убыток при этом был 60 миллиардов рублей.

Сегодня картина совсем другая: современное оборудование, новые цеха, новые виды продукции. Выручка выросла в четыре раза. Мы смогли создать компанию, которая успешно противостоит внешнему давлению и выпускает тысячи видов продукции, как военной, так и гражданской - от самолетов до вакцин.

- Планируется включить какие-либо новые гражданские или военные предприятия в состав Ростеха?

- Расширение численности компаний - не самоцель. Есть два сценария. Либо мы вступаем с компанией в партнерство, если у нее есть интересные компетенции, выход на рынки и так далее. Либо есть решение государства, и требуется нормализовать работу какого-то актива, либо нужна консолидация компетенций, как было с авиастроением. За несколько последних лет по этому пути в наш состав вошли предприятия КТЗ, УВЗ, ОАК, других компаний. Сегодня все они стабильно работают.

Один из ярких примеров - "Курганмашзавод", где производят современные виды бронетранспортеров, боевых машин пехоты, другой техники. Он входил в состав "Тракторных заводов", которые получили печальную известность и едва не утянули на дно множество активов по всей стране. Мы буквально спасли легендарный завод от остановки и банкротства. Сегодня он успешно работает в составе "Высокоточных комплексов", поставляет необходимую для СВО бронетехнику, своевременно выполнил в 2022 году ГОЗ на поставку БМП-3, десантных БТР-МДМ и БМД-4М.

Недавно было принято решение о передаче нам еще 15 заводов, значительная их часть - пороховые. Это казенные предприятия, которые производят спецхимию и комплектующие элементы боеприпасов. Будем их акционировать, интегрировать в структуру двух наших холдингов, проводить модернизацию и перевооружение. С 2022 года мы ведем оперативный мониторинг деятельности этих заводов. Уже определены их потребности в оборудовании. В их обновление планируется инвестировать десятки миллиардов рублей. Цель этих мероприятий - создание нового облика боеприпасной отрасли.

- На какую сумму планирует поставить вооружений за рубеж "Рособоронэкспорт" в 2023 году? Удалось ли выполнить план спецэкспортера по поставкам оружия в уходящем году?

- Как уже сказал, сейчас основные усилия наших предприятий сконцентрированы на выполнении ГОЗ. Вместе с тем Ростех имеет надежных партнеров в Азии, на Ближнем Востоке, на Африканском континенте, в Латинской Америке. Мы ценим их принципиальную позицию и находимся с ними в тесном контакте, совместно решая самые сложные задачи. Есть планы по наращиванию нашего сотрудничества.

Традиционно не буду раскрывать детали, ведется работа "Рособоронэкспортом" в соответствии с теми задачами, которые ставятся нам президентом и правительством. В целом могу сказать, что мы справляемся, несмотря на противодействие недружественных стран. Сдавать свои позиции на мировом рынке вооружений мы не собираемся.

- Насколько оправдывает себя система взаиморасчетов с иностранными партнерами в национальных валютах? Каков процент оружейных сделок сегодня совершается в них?

- Мы уже неоднократно заявляли о переходе на расчеты с нашими партнерами в национальных валютах. Это были своевременные и, как показывает сегодняшняя обстановка, оправданные действия. К настоящему времени доля таких договоренностей близка к 100%.

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
23 мар 2023
Ростех создаст модули БПЛА для поиска и спасения людей
23 мар 2023
Hypersonix создаст гиперзвуковой БПЛА для Минобороны США
23 мар 2023
В Белгороде разработают новые высокопрочные сплавы для авиакосмической промышленности
23 мар 2023
Эксперт считает, что беспилотники "земля-вода-воздух" появятся в России в течение пяти лет
23 мар 2023
Проект Постановления по установлению экспериментально-правового режима (ЭПР) "Аэрологистика" внесен в Правительство РФ
22 мар 2023
Вертолетные новости начала года
22 мар 2023
Центр испытаний, сертификации и стандартизации функциональных материалов и технологий прошел аккредитацию в Росавиации
22 мар 2023
Прыжок в VR: студент МАИ из Ростова-на-Дону создал виртуальный тренажёр для парашютистов
22 мар 2023
Bloomberg: ВВС США запрашивают более $73 млрд для бомбардировщика B-21 и ракеты Sentinel
21 мар 2023
Камера сгорания двигателя ВК-800СМ успешно прошла испытания в ЦИАМ
21 мар 2023
Boeing подписал контракты на производство вертолетов AH-64E Apache
21 мар 2023
Украина поставила первые авиационные двигатели для турецкого перспективного ударного тяжелого вертолета T929 ATAK-II
20 мар 2023
В России планируют за пять-семь лет заменить авиапарк отечественными самолетами
20 мар 2023
Ростех в 2022 году дополнительно привлек на свои предприятия свыше 30 тысяч новых сотрудников
20 мар 2023
Новикомбанк предоставит финансирование холдингу "Вертолеты России"
20 мар 2023
На базе самолёта МАИ-411 создадут модель с отечественными комплектующими
20 мар 2023
В МАИ изучат опережение импорта для обновления парка гражданских самолетов
17 мар 2023
Улан-Удэнский авиационный завод заключил контракты на поставку 26 новых вертолетов Ми-171А3
17 мар 2023
МГТУ ГА вошел в пилотную госпрограмму научного наставничества
17 мар 2023
В МАИ создали квадрокоптер, способный непрерывно находиться в воздухе
17 мар 2023
"Ростех" представил дальнобойный комплекс для борьбы с роем дронов
17 мар 2023
Главы Минобороны Японии, Британии и Италии подтвердили партнерство в создании истребителя
16 мар 2023
В СибНИА подтвердили точность работы аэродинамической трубы малых дозвуковых скоростей Т-203
16 мар 2023
В мире: Беспилотники на солнечных батареях
23 мар 2023
В Демонстрационном центре ЦАГИ начались исторические кинопоказы
23 мар 2023
ОДК-Климов обсудил способы привлечения и удержания персонала на Форуме труда в Санкт-Петербурге
23 мар 2023
«Зеленая авиация»: разработки ГосНИИАС для экологически безопасных и экономически эффективных самолетов гражданской авиации.
22 мар 2023
Секретарь Совета Безопасности Патрушев посетил филиал ПАО "Ил" - Авиастар
22 мар 2023
ЦАГИ развивает меры социальной поддержки перспективных кадров для отрасли
22 мар 2023
Культурная коллаборация: ММП имени В.В. Чернышева начало сотрудничество с Политехническим музеем
21 мар 2023
Отличникам качества на СТАРе вручили необычные нагрудные знаки
21 мар 2023
250 сотрудников ММП имени В.В. Чернышева стали донорами
20 мар 2023
Казанский вертолетный завод посетил губернатор Ульяновской области
20 мар 2023
"РТ-Техприемка" сертифицировала "ОДК-Сатурн"
20 мар 2023
ОДК-Климов посетила Алиса Куквинова - самый молодой командир экипажа вертолета в России
20 мар 2023
Безопасность в приоритете
17 мар 2023
Делегация Общественного совета при Минобороны России посетила Казанский авиационный завод
17 мар 2023
ОДК удвоила число испытательных стендов для агрегатов двигателя ПД-8
17 мар 2023
Цифровая платформа "Небосвод" для беспилотников в строительстве
17 мар 2023
Уважение и почет: на ММП имени В.В. Чернышева состоялась встреча Совета ветеранов предприятия
16 мар 2023
Владимир Путин посетил Улан-Удэнский авиационный завод холдинга "Вертолеты России"
16 мар 2023
Ресурс шасси вертолета "Ансат" увеличен в три раза
16 мар 2023
В ЦИАМ определили лучшие инициативные разработки на 2023 год
16 мар 2023
"Русский витязь": начало эры многомоторных тяжелых самолетов
16 мар 2023
Специалисты ГосНИИАС представили результаты экспериментальных исследований в области человеко-машинного взаимодействия
15 мар 2023
ОДК-Сатурн знакомит студентов проекта "Крылья Ростеха" с инженерной деятельностью
14 мар 2023
ЦАГИ продолжит работу по значимым научно-технологическим проектам в 2023 году
14 мар 2023
16-ая Всероссийская Мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2023)
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».