Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 13.03.2023
Источник: Госкорпорация Ростех

Сделано в Ростехе: высокопрочное стекло

Стекло для кабины пилота самолета или машиниста поезда должно отличаться от обычного оконного - это понятно каждому. Требования к остеклению кабин включают и защиту от механических повреждений и перепадов температур, и хороший обзор.
Фото: ОНПП «Технология»
Холдинг в отрасли химической промышленности Ростеха, который возглавляет Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" им. А.Г. Ромашина, возрождает технологии и наращивает производство такого высокопрочного стекла. К примеру, обнинское предприятие выпускает более 100 наименований изделий конструкционной оптики для авиации и занимает почти половину российского рынка в этом сегменте.

Рассказываем о том, как холдинг разрабатывает и выпускает высокопрочное стекло для авиации, космоса и железных дорог.

Научная школа

Отечественная научная школа высокопрочного стекла сложилась в 1968 году. Ее основоположником стал Серафим Максимович Бреховских, выдающийся ученый и организатор производства. Благодаря деятельности Серафима Максимовича и его учеников были разработаны технологии синтеза и производства прозрачных и цветных стекол и ситаллов - стеклокристаллических материалов.

Так советская промышленность получила прочные, термостойкие материалы с высокой радиационно-оптической устойчивостью. Такое остекление выдерживало высокие температуры, динамические нагрузки, радиоактивное излучение и прочие влияния агрессивных сред.

Многие уникальные разработки научной школы получили советские и российские государственные премии. Среди них − стекла для кабины космического корабля "Буран" и пуленепробиваемое остекление саркофага Ленина в мавзолее.

Сегодня продолжаются работы по производству разных видов особо прочного стекла для авиации, цветного стекла для аэронавигационных огней самолетов нового поколения, способных выдерживать самые высокие температуры.

Возрождая технологии

ОНПП "Технология" занимается как исследованиями, так и непосредственно разработкой и серийным производством продукции из стекла для авиации. Компания изготовила лобовое и боковое остекление кабин пилота самолетов Ту-154, Л-410, Ил-86, Ил-96, Ан-124, Ту-160, а также особо высокопрочное остекление из поликарбоната для истребителя пятого поколения Су-57.

Остекление кабины самолета или вертолета можно сделать из силикатного или органического стекла, а можно совместить лучшие свойства каждого из материалов, сделав гетерогенную композицию. Если силикатное стекло можно годами эксплуатировать практически без потери оптических характеристик в силу его высокой абразивостойкости, то органическое остекление легче, прочнее и обладает в разы большей ударной вязкостью.

Умение сочетать выигрышные стороны и компенсировать недостатки каждого из материалов - непростая задача ученых, создающих уникальные композиции для судостроителей, авиаконструкторов и разработчиков железнодорожного транспорта. Функциональные качества оптических конструкций (авиационное остекление, состоящее из нескольких слоев различных материалов и нанесенного многофункционального покрытия, иначе назвать трудно) значительно выросли с тех пор, как обнинское предприятие разработало и внедрило технологию работы с оптическим поликарбонатом.

Обычного стекла недостаточно для остекления летательных аппаратов, тут нужны многослойные стекла, триплексы и пентаплексы. Слои силикатного или органического стекла соединяются полимерной пленкой в автоклаве при повышенных температуре и давлении. Триплекс - это два стекла, склеенных между собой полимерным материалом, пентаплекс, соответственно, состоит из трех листов стекла и двух полимерных слоев.

Такая "сэндвичная" технология дает авиационному стеклу необходимую прочность, прозрачность, обеспечивает звукоизоляцию, способность выдержать большие перепады температур − в общем, все качества для "выживания" в самых экстремальных условиях. Одно из главных полезных свойств - безопасность. Полимерная пленка удерживает осколки, не дает им разлететься, а стеклу - окончательно разрушиться.

Отечественная полимерная пленка для склейки стекол в оптических конструкциях авиационного назначения производилась в советское время, но в 1990-е ее выпуск прекратился, профильные предприятия были закрыты. Приходилось использовать импортные материалы. Вопрос импортозамещения в сфере производства стоял остро, потому что без собственного остекления нельзя представить отечественное, полностью локализованное производство летательных аппаратов.

Задачу по созданию и серийному производству уже современной российской полимерной пленки, отвечающей всем требованиям по прочности и устойчивости к экстремальным температурам, выполнил НИИ полимеров им. академика В.А. Каргина в Дзержинске. НИИ входит в холдинг химической промышленности Ростеха, головной организацией которого является ОНПП "Технология".

Качество этого материала не уступает лучшим импортным образцам. Ростех готов на 100% обеспечить авиационную отрасль полимерной пленкой для остекления.

На земле, в воде и в воздухе

Остеклением авиации направление "Стекло" ОНПП "Технология" не ограничивается. Для железнодорожного транспорта холдинг производит более 300 наименований изделий из стекла для кабин машиниста. Как и в сфере остекления летательных аппаратов, здесь компания занимает около половины российского рынка. "Технология" разрабатывает и серийно производит остекление и для уже работающих поездов и вагонов метро, и для перспективной ж/д техники.

Стекла в кабине машиниста - это многослойный "сэндвич" в резиновом уплотнителе или металлической раме. Электрообогреваемое стекло оснащается бесконтактным регулятором температуры. Характеристики остекления кабины машиниста должны обеспечивать высокую прочность стекла, чтобы защитить машиниста в случае аварии, пропускание света не ниже 70%, защиту от обледенения и запотевания. В свою очередь, оптические искажения должны быть сведены к минимуму. Разработаны также покрытия для защиты машиниста от тепловой составляющей солнечного излучения.

ОНПП "Технология" также выпускает судовое остекление. Так, предприятие остекляет новейшие морские пассажирские теплоходы на подводных крыльях "Комета 120М". Стеклом, произведенным в Обнинске, оснащаются как пассажирские салоны, так и ходовые рубки этих судов. Крупногабаритные панорамные силикатные триплексы с электрообогревом дают хороший обзор и возможность управлять судном в любую погоду.

Для остекления пассажирских салонов "Технология" поставляет судостроителям стекло из монолитного оптического поликарбоната, которое хорошо показало себя во время опытной эксплуатации первого теплохода на подводных крыльях. Он начал ходить между Севастополем и Ялтой в июле 2018 года и за турсезон перевозит десятки тысяч пассажиров.
18 сентября 2023 года
Проект новой редакции Положения о Конкурсе
Проект новой редакции Положения о Конкурсе
29 июня 2023 года
Завершается формирование деловой программы Евразийского аэрокосмического конгресса
Завершается формирование деловой программы Евразийского аэрокосмического конгресса
3 мая 2023 года
Союз авиапроизводителей России поздравляет А.А.Иноземцева с присвоением звания Героя Труда
Союз авиапроизводителей России поздравляет А.А.Иноземцева с присвоением звания Героя Труда
10 января 2023 года
Организационный комитет конкурса "Авиастроитель года" объявляет о начале приема заявок на участие в конкурсе по итогам 2022 года
Организационный комитет конкурса "Авиастроитель года" объявляет о начале приема заявок на участие в очередном конкурсе по итогам 2022 года
25 октября 2022 года
Состоялась церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса «Авиастроитель года»
Состоялась церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса «Авиастроитель года»
29 сентября 2022 года
Сергей Леонидович Чернышев избран Вице-президентом Российской академии наук
Сергей Леонидович Чернышев избран Вице-президентом Российской академии наук
13 июля 2022 года
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Статья в журнале "АвиаСоюз"

Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли
О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
7 дек 2023
ОАК запатентовала модульный вариант Checkmate со сменными головными частями
7 дек 2023
В Комсомольске-на-Амуре начнут строить завод по выпуску самолетов "Байкал" до конца года
7 дек 2023
Военный эксперт рассказал о преимуществе российских истребителей перед F-16
7 дек 2023
Авиаперспективы сквозь призму цифровых технологий: ректор МАИ - о трендах в отрасли
7 дек 2023
Михаил Мишустин: производство беспилотников в России в 2023 году выросло вдвое
7 дек 2023
МАИ, «Яковлев» и «Ил» запустили программу дополнительного образования по закупкам и логистике
7 дек 2023
Токио, Рим и Лондон договорятся о создании структуры для разработки истребителя
6 дек 2023
Александр Криничанский: "Возможности для реализации себя в авиастроении сейчас просто потрясающие"
6 дек 2023
МГТУ ГА развивает преемственность поколений в науке
6 дек 2023
В МАИ разработали очистку ультразвуком напечатанных деталей двигателей
6 дек 2023
Airbus заявил о необходимости помощи ЕС для создания новых лайнеров
6 дек 2023
Глава «Мотор Сич» признал провал сотрудничества с Западом
6 дек 2023
Ульяновский авиазавод модернизирует производство для наращивания выпуска тяжелого транспортника Ил-76
5 дек 2023
Кластер беспилотных технологий создан в Петербурге
5 дек 2023
Восстанавливать лопатки для Airbus и Boeing по российской технологии начнут в 2024 году
5 дек 2023
Томский политех разрабатывает авиационное биотопливо из растительных масел
5 дек 2023
«Приоритет-2030»: МАИ представил результаты работы за 2023 год
4 дек 2023
В Ростехе сообщили о планах проведения испытаний авиадвигателя ПД-35 в начале 2024 года
4 дек 2023
Двойное сердце: гибридные двигатели для авиации
4 дек 2023
Завод БПЛА в Ростове-на-Дону выведут на проектную мощность в конце 2024г.
4 дек 2023
Патрушев проведет в Ярославле совещание по подготовке авиастроителей
1 дек 2023
Импортозамещение ПО в двигателестроении: первые результаты
1 дек 2023
Авиаконструктор Александр Иноземцев стал почетным гражданином Пермского края
1 дек 2023
Минобрнауки и НИЦ им. Жуковского договорились о развитии прикладных наук в авиации
7 дек 2023
Определены победители конкурса "Будущее ЦАГИ-2023"
7 дек 2023
Разработки АО "Навигатор" для БАС отмечены премией АНО "Платформа НТИ"
7 дек 2023
Специалист ГосНИИАС на конференции «Авиация и космонавтика»
6 дек 2023
Высокие награды вручили сотрудникам ЦАГИ в связи со 105-летием института
6 дек 2023
Лекция академика РАН С.Ю. Желтова в НЦФМ
6 дек 2023
ОДК-Климов рассказал о новых способах обучения и адаптации рабочих
6 дек 2023
Авиационный учебный центр СибНИА начнет подготовку авиационного персонала в интересах гражданской авиации
5 дек 2023
ОАК передала новые Су-30МС2 и Як-130 Минобороны России
5 дек 2023
Филиал ПАО «ОАК» - НАЗ «Сокол» выполнил ГОЗ
5 дек 2023
ЦАГИ и НЦМУ «Сверхзвук» на III Конгрессе молодых ученых: будущее – в кооперации науки, промышленности и образования
5 дек 2023
Заместитель генерального директора ГосНИИАС принял участие в выездном заседании Научного совета по робототехнике и мехатронике РАН
4 дек 2023
ОАК реализовала первый этап по проекту внедрения информационной среды по управлению жизненным циклом изделий
4 дек 2023
15 лет АО «АэроКомпозит»
4 дек 2023
ОДК-УМПО победило в командном зачете в конкурсе "Мастера Башкортостана - 2023"
4 дек 2023
Поехали!
4 дек 2023
Команда ГосНИИАС заняла призовое место на турнире по волейболу среди авиапредприятий
1 дек 2023
ЦАГИ - на бизнес-форуме в Санкт-Петербурге
1 дек 2023
На Улан-Удэнском авиационном заводе прошла стратсессия авиакомпании "Аврора"
1 дек 2023
Генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов посетил петербургское предприятие "ОДК-Климов"
1 дек 2023
Соглашение о строительстве жилья для работников филиала ПАО «Ил» - Авиастар подписали на форуме «Россия»
1 дек 2023
ОДК-Сатурн подвел итоги конкурса профмастерства среди операторов и наладчиков токарных станков
1 дек 2023
На предприятии "ОДК-Пермские моторы" открылась поликлиника для сотрудников
30 ноя 2023
В Ульяновской области будет развиваться авиационный лизинг
29 ноя 2023
Ученые ГосНИИАС на конференции Ассоциации ГНЦ «Наука»
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».